КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пси: «ПЭ - позитивные эквиваленты НЭ».
В один из дней возникло осознание «ущербности» ПЭ. Здесь необходимо уточнить, что ПЭ – это не ОзВ, а именно позитивные эквиваленты НЭ. Странным образом было неприятно и глупо их испытывать. Например, мне сделали комплимент, причем, казалось бы, заслуженный, и я обрадовалась: «классно, когда тебя оценивают по достоинству». И моментально удалось проследить, как от этой эмоции, словно от истока, побежали ручейки: я почувствовала толчок гордыни (чувства превосходства) и толчок беспокойства-сожаления-опасения быть недооцененной, т.е. пришло понимание, что проявление ПЭ неизбежно приводит к НЭ, и наоборот. Таким образом, по мере накопления опыта устранения НЭ и отслеживания лежащих в их основе концепций пришло понимание того, что множество концепций является также базой и для позитивных эквивалентов НЭ. Я намеренно употребляю здесь термин «эквивалент», т.к. считаю, что ПЭ и НЭ – две головы одного дракона, а условную окраску этим головам придаём лишь мы сами в силу концептуального мышления. Чтобы не быть голословной, приведу пару примеров. Берём первую попавшуюся НЭ. Пусть это будет раздражение. Типовая ситуация: я сплю, только что заснула. Меня будит телефонный звонок. Реакция - раздражение. Ищу концепцию. «Всё должно происходить так, как я этого хочу, как мне удобно. Ничто не должно мне мешать». ОК, концепция выявлена и подлежит рассеиванию, но я буду продолжать за неё цепляться, если буду испытывать довольство-радость-удовлетворение, когда всё будет происходить по-моему. И, таким образом, буду продолжать считать эту концепцию «заслуживающей существования», но не буду отдавать себе в этом отчет. Своим довольством я создаю условия для возникновения недовольства, а рассеивание исходной концепции превращается в титанический труд: шаг вперёд, два назад. Или, к примеру, зависть. Ситуация: читаю «Путь к ясному сознанию», абсолютно не «въезжаю» в то, что там написано, но просветлённой быть ужасно хочется. Я - не понимаю, а «они все» - запросто. Одна из моих реакций - зависть более «продвинутым», более свободным. Ищу концепцию. «Чем больше человек имеет свободы и каких-то «хороших» качеств, чем он больше знает, понимает, тем он лучше, чем тот, кто этих качеств лишен (или «лучше» самого себя до приобретения этих качеств)». И теперь, если я испытываю приятные ощущения от мысли, что я - добрая, или что я знаю японский язык в совершенстве, или от того, что люди обращаются ко мне за советом в трудных жизненных ситуациях, то тем самым продолжаю культивировать вышеуказанную концепцию. Идём дальше. Ревность. Муж мне изменяет. Я ревную. Концепция: «муж не должен изменять жене». И когда я пребываю в состоянии радости и удовлетворения по поводу того, что муж мне верен и другие женщины для него не существуют, то тем самым укореняю эту концепцию. Получается, что я, когда хочу получать ПЭ, продолжаю укреплять концепции, от которых пытаюсь отказаться. До тех пор, пока позитивные эквиваленты НЭ являются привлекательными восприятиями, возникает противоречие разнонаправленных желаний, но когда я начинаю замечать, как же сильно отравляет само испытывание ПЭ, то противоречие снимается. Подобные цепочки можно выстроить и в обратном направлении, начиная с ПЭ, через концепцию к эквивалентной НЭ (радость от приобретения – «есть вещи, которые по определению являются МОИМИ» - горечь утраты, сожаление о потере и т.д.). Если почувствовать сильное желание устранения НЭ довольно легко (ведь многие из них даже не слишком внимательный к себе человек называет «страданием», чем подчеркивает сильное нежелание их испытывать), то в отношении ПЭ изначально такого не наблюдается. ПЭ для многих людей, особенно тех, кто постоянно испытывает НЭ, - это желательные восприятия, и лишь обнаружение концепций, лежащих в их основе, позволяет убедиться, что и НЭ и ПЭ растут из единого корня. Чем меньше человек испытывает НЭ, тем менее привлекательными для него становятся ПЭ, а когда начинают проявляться ОзВ, тогда в отношении ПЭ возникает почти такое же яркое нежелание их испытывать, как и в отношении НЭ. Обнаружение единого концептуального корня у НЭ и ПЭ + явный разбор концепции - это подкоп концепции с двух сторон. Как не перепутать ОзВ с ПЭ? Например, как отличить а) радость от нежности, симпатии, ясности и б) «радость» от обладания вещью? Во-первых, целесообразно прекратить использование одного и того же слова для обозначения столь разных восприятий, и вместо «радость» я буду говорить «довольство» в случае ПЭ обладания, т.к. это слово несет более точный для ПЭ оттенок. Во-вторых, я использовала здесь свой любимый вопрос «почему?». Например, когда возникает всплеск ПЭ, я спрашиваю себя - почему я радуюсь? Если ответ семантически обозначает обладание, значит как минимум здесь примешано довольство, а если ответ семантически обладания не обозначает, значит это ОзВ. Другие способы описаны в книге Бодхи. Но это лишь рассудочный способ различать, а в конечном счете перевешивает то желание, которое оказывается сильнее. Если возникнет вывод, что данная эмоция является ПЭ, но при этом будет проявлено сильное желание ее испытывать, то она и начнет испытываться, после чего общее состояние будет становиться все более и более отравленным, в результате возникнет упадок всяких желаний, исчезнут другие ОзВ, и этот опыт может сказаться на том, что возникнет желание, чтобы желание устранения ПЭ было сильнее желания их испытывать, а именно желания приводят к изменениям. Так и происходит перевешивание чаши весов от довольства к радости устранения ПЭ, радости испытывания новых ОзВ, которые начнут при этом проявляться. Если ответ на вопрос «почему», например, такой: «потому что удалось сегодня выполнить то, что задумала», то я сразу же спрашиваю себя: «значит, если мне это не будет удаваться, я что, буду огорчаться?» - и довольство сразу ослабевает. Или: «я радуюсь, потому что наблюдается видимый прогресс в занятиях практикой», вопрос: «значит я буду раздражаться и корить себя, если прогресса видно не будет? а ведь может произойти даже откат или выпадение из практики, выходит в этом случае я должна испытать НЭ?», и довольство уходит. Фраза «довольство уходит» у омраченных людей автоматически означает, что возникает недовольство, но у того, кто занимается практикой устранения НЭ, это не так – у практикующего, когда уходит довольство, а любые попытки возникновения недовольства мгновенно пресекаются, начинают проявляться ОзВ. Так что когда я говорю, что довольство улетучивается, это не значит, что я меняю радость на серое состояние, уныние и т.п. Я меняю отравляющее довольство, устраняю еще более отравляющее недовольство, и именно тогда начинаю испытывать радость от проявления ОзВ. Когда улетучивается концептуально обусловленное довольство, тогда ощущаешь совершенно ясно - какое же это тяжкое бремя; тогда на смену ему приходит чувство освобождения, и каким бы легким, невнятным, едва различимым оно бы ни было, оно несет в себе вкус настоящей свободы. После устранения концептуально обусловленного довольства не приходит безрадостность - приходит пронзительное чувство освобождения. Оно как раз и является критерием того, что позитивный эквивалент НЭ устранен успешно, а если после устранения ПЭ это хоть и тихое, но пронзительное чувство свободы не возникает, то это означает, что я позволила проявиться в себе бытовому автоматизму – появлению безрадостности вместо довольства.
|