Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Рунгс В. Ф., Сеньковский В. В.




В. В. СЕНЬКОВСКИИ

ОСНОВЫ

ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ

ДИЗАЙНА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Москва - 2003 МЗ-Пресс


ББК30.18 Р866

Рунгс В. Ф., Сеньковский В. В.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ДИЗАЙНА.Учебное пособие (конспект лекций) — М.:МЗ-Пресс, 2003 — 252 с.

Издание знакомит со спецификой и основными понятиями дизай­на как самобытного вида проектной деятельности, сложившейся в XX веке. Рассматриваются два аспекта. Первый — ретроспективный обзор зарождения, становления и эволюции концепций дизайна в общемиро­вом контексте и в нашей стране. Второй — изложение методологиче­ских моментов дизайн-проектирования (методы, средства и пр.) в об­щем плане и на конкретных примерах. Значительное место уделено эргономическому обеспечению проектирования, а так же рассмотре­нию дизайна как объекта промышленной собственности.

Издание предназначено для студентов художественно-промыш­ленных вузов, а также практикующих дизайнеров.

ББК30.1

Рецензенты: Ф. М. Пармон, доктор искусствоведе­ния, профессор;

А. А. Грашин, профессор, кандидат ис­кусствоведения, ведущий научный со­трудник ВНИИТЭ


ISBN 5-94073-011-6


© Рунге В. Ф., 2003

© Сеньковский В. В., 2003

© МЗ-Пресс, 2003


ВВЕДЕНИЕ

Теоретическая подготовка — один из весьма важных мо­ментов в профессиональном обучении студентов дизайнер­ских специальностей вузов. Дисциплина «Основы теории и методологии дизайна» занимает центральное место в лекци­онном курсе учебного процесса. Она должна заложить проч­ный фундамент для практической деятельности как в части теоретико-методической специфики профессии, так и проце­дурных моментов дизайн-проектирования. Цель изучения курса охватывает два аспекта. Первый — ретроспективное рассмотрение концепций дизайна, в том числе формообразо­вание предметного окружения и среды обитания, осмысление их роли в комплексном подходе к формированию материаль­но-художественной культуры, решение социально-значимых моментов. Второй аспект курса — изучение методов предпро-ектного анализа, проектных исследований, методики и средств дизайн-проектирования. Это позволит студентам успешно выполнять практические учебные задания, целена­правленно осуществить дипломное проективное и самостоя­тельно трудится в дальнейшем.

Данная дисциплина изучается на старших курсах. К этому моменту студенты уже получают значительный объем знаний по истории искусств и дизайна, теории рекламы. Конспектив­ное изложение материала определяет общую канву изучения дисциплины и предусматривает более широкое освещение тем преподавателем на лекциях, а также самостоятельную ра­боту студентов с литературой и иллюстративным материалом, включая подготовку рефератов.

Издание охватывает следующие темы:

1. Специфика дизайна. Основные понятия и определения.

2. История становления и эволюции дизайна (мировой и отечественный опыт).


3. Теоретические концепции западного дизайна (ретро­спективный обзор).

4. Из истории отечественной рекламы и промышленной графики.

5. Теоретические концепции отечественного дизайна 1960—80-х годов.

6. Методология и средства дизайн-проектирования про­мышленных изделий.

7. Проектирование графических элементов фирменного стиля.

8. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования.

9. Дизайн как объект промышленной собственности.

Текстовая часть сопровождается иллюстрациями и табли­цами, позволяющими более наглядно представить изучаемый материал. Список использованной литературы, данный по разделам, дополнен списком рекомендуемой литературы для самостоятельной проработки студентами.


Раздел 1____________________________

СПЕЦИФИКА ДИЗАЙНА.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Слово «Дизайн» употребляется (и устно, и в печати) прак­тически всеми кругами нашего общества. «Какой дизайн!» — обыденное восклицание подростков, да и зрелых мужей при виде иномарок (мотоциклов, автомобилей). О совершенном или оригинальном дизайне «кричит» реклама бытовой техни­ки. При разговоре о денежных знаках отмечают лаконичный, строгий (например, японских купюр) или архаичный (деньги Республики Лаос) дизайн. «Мне нужен современный ди­зайн!» — требование бизнесмена к интерьеру офиса и жилья. Восторг менеджера мебельного салона: «Я приобрела два­дцать английских дизайнов (проектов)». Многие молодые, а также люди с жизненным опытом желают «заниматься дизай­ном, работать в дизайне».

Термин «дизайн» сегодня употребляется для характери­стики процесса художественного или художественно-техни­ческого проектирования, результатов этого процесса — про­ектов(эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов— изделий, средовых объ­ектов, полиграфической продукции и пр. (рис. I)

В тоже время суть, предназначение и возможности дизай­на, его место в производственно-экономической и, тем более, культурной сферах общества не всегда ясны не только основ­ной массе обывателей, предпринимателей, абитуриентов учебных заведений. Практики со стажем, искусствоведы, пе­дагоги и особенно философы расходятся в оценках целей, за­дач, перспектив этого феномена XX века.

Дизайн родился в начале века и прочно встал на ноги в его середине как специфический вид проектирования утилитар­ных изделий массового производства. Изделий удобных, на­дежных и , самое главное, красивых. Это то явление, которое в англоязычных, а затем и в других странах обозначалось тер­мином Industrial design -— индустриальный дизайн.



Рис. 1. Термином «дизайн» характеризуют и проект, и готовое

изделие



ТЕ, КТО ЖЕЛАЮТ, ТРЕБУЮТ «ДИЗАЙНА»

ТОТ, КТО УПРАВЛЯЕТ «РЫЧАГАМИ» РЫНКА

 


 


Рис. 2. Коммерческая сущность дизайна рынка потребления [3]



В дизайне сфокусировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности, деятельности, предваряющей изготовление изделий и создание средовых объектов — проектной деятельности:

— массовое машинное промышленное производство;

— урбанизация (сосредоточение населения и экономиче­ской жизни в крупных городах);

— развитие науки, техники, использование достижений науки и техники в повседневной жизни (электроэнергия, теле­фон, телеграф, фотография, новые средства транспорта, зву­козапись, кинематограф);

— традиции и опыт художественно-прикладных ремесел;

— архитектурное проектирование («старое» явление);

— инженерное проектирование («новое» явление);

— процессы в искусстве: от классического искусства к им­прессионизму и к постимпрессионизму как многоплановому явлению;

— кризис аналитичесеих процессов в изобразительном ис­кусстве.

С момента зарождения и особенно с началом американско­го периода (30-е годы) дизайну присущ коммерческий харак­тер. Наряду с новыми технологиями, оригинальными инже­нерными решениями, организационными нововведениями дизайн стал неотъемлемым фактором повышения конкурен­тоспособности. «У директора компании, на которую надвига­ется армия конкурентов, не так уж много средств обороны. Каждая пуля на счету. "Пуля" под названием "дизайн" способ­на поразить сразу несколько целей» [1]. Президент Американ­ского общества дизайнеров Купер Вудринг в 1985 г. четко за­являл: «Я стремлюсь делать вещи, которые нравятся людям и которые они покупают нарасхват» [2]. Западные дизайнеры здраво оценивают эту ситуацию на потребительском рынке товаров и услуг. Оригинальную иллюстрацию понимания коммерческой сути дизайна дал французский журнал [3], по­казав в чьих руках находятся рычаги управления рынком и что ждет излишне восторженных потребителей (рис. 2).

В последней трети столетия дизайн превратился в глобаль­ное явление постиндустриального общества, охватившее но­вые области проектной практики, включая не имеющие непо­средственной связи с проектно-графическими методами. Руководители радиостанции «Эхо Москвы» рассуждают о «радийном дизайне», представители Центробанка говорят о новом дизайне финансовой системы страны. Вместо ранее


употреблявшегося понятия «генная инженерия» все чаще слы­шим «генный дизайн». Нон-дизайн — эффективное средство выборных кампаний в США и др. государствах.

Расширение и развитие дизайна как вида проектной деяте­льности, охват им новых областей приложения обусловлены двумя моментами: сутью и методологическими особенностя­ми дизайн-проектирования, а также широким спектром англо­язычных значений слова «дизайн».

Классический дизайн выкристаллизовался из симбиоза ре­месленного художественно-прикладного творчества (рис. 3) и машинного промышленного производства. Конкретнее, из операций предваряющих собственно массовое изготовление промышленной продукции, т. е. проектирования. Дизайнер­ский подход к решению проектных задач характеризуется комплексным учетом широкой гаммы факторов, которые можно сгруппировать в несколько условных слоев. Во-пер­вых, факторы, обусловленные направленностью проектирова­ния на удовлетворение утилитарных запросов потребите­лей-пользователей продукции. Следующая группа связана с довольно жесткой заданностью производственно-экономиче-скихусловий. Третья диктуется необходимостью обеспечения коммерческого успеха при реализации продуктов производст­ва.

Детализация по элементам первого слоя (наряду с высоки­ми технико-функциональными параметрами) включает в себя понятия удобства, комфорта и безопасности эксплуатации, гармоничности, соответствия окружающей среде, вписываемости в нее.

Второй слой касается проблем конструктивного решения, технологии изготовления, применяемых материалов, комп­лектующих элементов с учетом экономической целесообраз­ности.

Третий, связанный с маркетингом, охватывает вопросы анализа потребительского рынка, учета социальных аспектов, тенденций моды, защиты корпоративных интересов, комплек­сного представления продукта, его рекламы, обратной связи от потребителя к производителю (проектировщику) и т. д.

Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинско­му «designare» — определять, обозначать. Итальянское «diseg-по» со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а так­же основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI веке.


.НАСТОЛЬНЫЙ ПРИбОР из 2-х частей; . НАКЛОН И ВЕРТИКАЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ .TVBVCA НА ШТАТИВЕ


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 682; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты