Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КОНСТРУИРОВАНИЯ




Рис. 23А. Обобщенная структура дизайн-программы [29]





 


Рис. 23Б. Графическое, объемное и натурное мизансценирование при разработке передвижной жилой ячейки, ВНИИТЭ [30]


тод соединяет в целостный процесс разработку эстетико-худо­жественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой програмно-целевой организации систе­мы деятельности по реализации разработанного проекта [29]. В структуру дизайн-программы входят четыре блока (рис. 23А), каждый из которых представляет особый срез ди­зайн-программы: проблемно-целевой, концептуальный, орга­низационно-управленческий, проектно-конструкторский. Проблемно-целевой блоксодержит формулировку пробле­мы, цели и задачи программы, а также краткий анализ и оцен­ку исходного состояния проблемы, формулировку конечных проблемных результатов и сроков из реализации. Концептуа­льный блоксодержит описание основного замысла и подхода к решению проблемы, обобщенной и целостной программной модели комплексного объекта, задающей принципиальные его характеристики (типологические, функциональные, мор­фологические, технологические) и, в самых общих чертах, ор­ганизационную стратегию по достижению конечных целей. Организационный блокдает характеристику конкретных и детально разработанных форм, методов и порядка организа­ции и управления разработкой программы и контроля за ее ре­ализацией, а также перечень необходимых организацион­но-хозяйственных мероприятий. Проектный блокохватывает вопросы всего комплекса заданий, мероприятий и решений по проектированию, комплексного объекта, поэтапно, на всех стадиях формирования и выполнения дизайн-программы, вплоть до промышленной организации проекта.

Дизайн-программа предусматривает создание целостных фрагментов предметной среды жизнедеятельности человека, являясь эффективным средством повышения качества про­мышленной продукции, совершенствования ее ассортимента, снижения себестоимости и, одновременно, повышения эф­фективности ее производства.

Проектируя предметные совокупности, образующие сис­темы, дизайнер не только задает программу их функциониро­вания в системе, но и в рамках программного подхода сам раз­рабатывает наиболее эффективные формы собственной деятельности, т. е. проектирования.

Определенным средством, методом решения поставлен­ных проектных задач является моделирование потребитель­ских ситуаций. Основным в этом выступает художественное моделирование, художественный метод. Одновременно ди­зайнер использует и структурно — функциональный анализ, и социологические исследования, и семиотические мод ел и> [30].


Наряду с визуально-графическими средствами дизайнер при­меняет пространственно-пластические средства, моделируя связи в системе «человек — объект — среда» (рис. 23Б). При этом он должен владеть методом театрально-драматургиче­ской режиссерской организации «действия», т. е. прогнозиру­емых и моделируемых жизненных социокультурных процес­сов. «Сценирование» в дизайне означает воображаемое воссоздание целостного образа проектируемого сложного объекта, которого пока нет в реальности.


Раздел 6

МЕТОДОЛОГИЯ И СРЕДСТВА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ

6.1. Воспроизводство предметной среды и дизайн-проектирование

На протяжении своей истории человечество занималось воспроизводством предметного окружения, рукотворной среды жизнедеятельности. Исходным, побудительным моментом дея­тельности было и остается наличие потребностей. При этом тип деятельности определяется уровнем развития общества. Мно­гие тысячелетия (со времен Древнеегипетской цивилизации и до середины—конца XVIII века) практически повсеместно основным оставалось ремесленное воспроизводство. Оно ха­рактеризуется объединением в одном лице (небольшой группе лиц) творца, определявшего, что и в каком виде воспроизво­дить, и исполнителя, воплощавшего замысел в материале.

При ремесленном воспроизводстве складывались и суще­ствовали продолжительное время каноны (эталоны) вещей по структуре, форме, отделке и пр. В них кристаллизовался опыт многих поколений по созданию и использованию предметов быта. Канон — это и образец конечного продукта, и «стан­дарт» на материалы, и правила работы (технология), и эстети­ческая мера, пронизывающая все аспекты создания веши. Сам канон никем конкретно не создавался и не назначался ремес­леннику в качестве цели или образца. Он существовал в куль­туре и выполнял свою культурную функцию нормирования и регулирования деятельности [31].

Начавшееся в XVIII веке разделение труда достигло ново­го этапа к середине XIX века, когда возобладало массовое про­мышленное производство. В этих условиях возникла необхо­димость коренного пересмотра принципов воспроизводства вещей. Прежде, чем производить в условиях массового произ­водства продукт, способный удовлетворить спрос на рынке, необходимо создать проект.

Проектирование (как оно понималось до последней трети XX века) — особый процесс, предваряющий собственное из­готовление продукта и моделирующий его в знаковой форме:


чертежи, макеты, модели, пояснительные записки и пр. Про­ектная деятельность с первых шагов промышленного изготов­ления была встроена в его систему. Поэтому она полностью зависела от целей и задач этой системы. Основным источни­ком для формирования задач и содержания проектирования служил прототип, а не анализ сферы потребления и функцио­нальных процессов. Прототип — это образец изделия сходной функции, являющийся отправной точкой для анализа и выра­ботки проектной идеи. Такое проектирование называют также прототипным. Для проектировщика прототип является фор­мой выражения целей, норм, средств и операций проектирова­ния, а также процессов и процедур преобразования объекта (исходного материала в продукт).

Прототипное проектирование — промежуточная фаза в переходе от ремесленного, канонического типа воспроизвод­ства предметного мира к собственно проектному.

В начале 1970-х годов понимание проектирования претер­пело коренные изменения: стали говорить о «традиционном» (прототипном) и «новом» проектировании. Дж. К. Джонсон отмечал переход к системным методам анализа, постановки и решения проблем. «В связи с этим проектирование оказывает­ся все меньше направленным на сам разрабатываемый объект и все больше — на те изменения, которые должны претерпеть производство, сбыт, потребитель и общество в целом в ходе освоения и использования нового объекта» [18]. В этом явно прослеживается проектная парадигма, характерная для дизай­нерского подхода к проектированию.

Проектировщики (в том числе дизайнеры) не создают ниче­го кроме свойств, которые овеществляются продуктом (издели­ем) в процессе производства. Потребителю — пользователю нужны, в первую очередь, не вещи, их морфологическое вопло­щение, а их свойства, содержательность. Необходимы не свети­льник, а свет, не камин, а тепло, не кресло, а удобство позы и т. д. [32]. Невозможность отделить свойства от их материального но­сителя заставляет пользоваться ими через посредство вещей.

Целью и результатом дизайнерского проектирования явля­ются функции и структурообразование содержательной фор­мы. Содержание в наиболее общем толковании представляет собой совокупность элементов и процессов, образующих суть, смысл данного объекта (предмета или явления), его значение и назначение. Единство содержания и формы достигается взаимосвязанным учетом проектных факторов, формировани­ем проектных свойств (признаков) и получением результиру­ющих потребительских признаков(свойств).

79.


Основные свойства


ТРЕБУЕМЫЕ СВОЙСТВА


=>


СТРУКТУРА

ФОРМА МАТЕРИАЛЫ

РАЗМЕРЫ ПОВЕРХНОСТИ



РЕАЛИЗОВАННЫЕ СВОЙСТВА


                         
   
 
   
 
   
 
   
   
   
 
 
 


<"
m о.
ь  
и Й
о -е-
m v
т  
X d
Г) У
Ё Я
  о.
  ю
as о о S о. о
и О
f

^

^_Г_

Анализ проблемы

   
л  
о. *^
р  
& W
•е- ч
  W
и W
s ft,
g ь
о с
я  
о. ю <
ft, W
S о. о G
G  

I

Основные функции, подфункции

Основные функциональные элементы

Количественно-определенная структура (компоновка)

lu^L

Общая форма

Форма элементов: материал размеры поверхность


Рис. 24. Основные свойства изделия, являющиеся переменными (а). Схема процесса дизайн-проектирования (б)



Рис. 25. Традиции чаепития: русская (а), английская (б); графическое представление функциональных процессов (в)



Для облегчения усвоения методики проектирования и в це­лях большей наглядности рассмотрим конкретные примеры. Начнем с упрощенной, несколько условной общей схемы про­ектирования с переходом к более сложным проектным задачам.

Любой объект проектирования можно характеризовать определенными свойствами. Наиболее важное свойство ути­литарного объекта-основная функция изделия (системы). Другими желательными свойствами являются удобство, безо­пасность и эстетическое совершенство. Все эти свойства дол­жны в итоге составлять единое целое, обеспечив двуединство пользы и красоты.

Прежде чем приступить к проектированию, необходимо составить перечень желаемых свойств изделия (задание на проектирование). В процессе проектирования ищутся оптима­льные решения для их реализации с учетом комплекса формо­образующих факторов.

Пять свойств довольно полно позволяют охарактеризовать изделие: структура (т. е. элементы изделия и их взаимозависи­мость), форма, материалы, размеры, поверхности (для всего изделия и отдельных элементов). Свойства эти являются пере­менными. Проектировщики могут их варьировать, создавая изделие последовательным решением вопросов, связанных с этими переменными (рис. 24а). Данная модель процесса про­ектирования является весьма упрощенной; для более глубоко­го ознакомления со ступенями процесса проектирования ее можно детализировать (рис. 246).

6.2. Проектирование автоматической чаеварки

Анализ проблемы.Чай для двух миллионов человек на земле стал такой же повседневной необходимостью как хлеб. Но далеко не все знакомы с его историей, национальными осо­бенностями и традициями чаепития. Чайное растение (куст) было открыто почти пять тысяч лет тому назад. Истинная роди­на чая — Юго-Западный Китай, провинция Юньнань. Изнача­льно он употреблялся монахами во время религиозных бдений. Чайный ритуал был неотъемлемой частью медитации. Распро­странение чайного растения по всему миру проходило медлен­но и неравномерно. В Японию и в Корею чай попал только спу­стя тысячелетия (IX в). В России с чайным напитком познакомились в начале XVII в., в конце которого уже был за­ключен договор с Китаем о постоянных поставках. К нам чай пришел из Северного Китая, где его называли «чо-е» — отсюда


и русское «чай». В страны Западной Европы чай попал из Юж­ного Китая, где говорили на ином наречии и называли «ти», по­этому в западноевропейских языках он получил другое имя. К середине XIX в. Москва уже не мыслила себя без чая. Знаток московского быта И. Т. Кокорев писал, что «чай — пятая сти­хия ее (Москвы) жителей и что не будь этой земной амврозии (амброзии), в быте москвичей произошел бы коренной перево­рот». И далее: «Трактирных заведений в 1847 г. в Москве счита­лось более 300. Употреблено в них, в продолжении года, чаю 191 тыс. фунтов (на сумму более 500 тыс. рублей серебром)».

Национальные традиции чаепития разнятся между собой как способами заварки, так и всем тем, что ему сопутствует (рис. 25). По всему миру ходят рассказы о японской чайной це­ремонии. Приготовление гейшей напитка, густого как сметана, из зеленого чая «танга» с использованием специальной посуды и принадлежностей, само чаепитие в специфической обстанов­ке— это целый ритуал, сложившийся веками. Китайские спосо­бы заварки: в чайниках емкостью не менее 3-х литров с фарфо­ровыми стаканчиками-ситечками или с использованием специальных чашек с крышками — «гайвань». Чаепитие по-анг­лийски с молоком. «Русский» способ заварки черного байхового чая; чаепитие с традиционным самоваром, фарфоровым завар­ным (заварочным) чайником, блюдцем и сахаром «в прикуску».

На Западе для приготовления чая часто используются ко­феварки. Но чай и кофе отличаются не только вкусовыми ка­чествами: воздействие на человеческий организм и ощуще­ния, испытываемые при употреблении этих напитков, совершенно различны. Руководствуясь этими соображения­ми, были разработаны студенческие проекты автоматических чаеварок [33,34].

Основные функции и подфункции.Напомним, что ути­литарная основная функция изделия — эта работа, которую оно предназначено выполнять, способ, с помощью которого выходные данные (результат) определяются посредством ма­нипуляций с входными данными. Рассматривая изделие как сложную систему, можно анализировать его функции на всех уровнях: от функции общей системы (основная функция изде­лия) до функций подсистем и элементов (подфункции).

Для нашего случая основная функция — автоматическое приготовление чая, а подфункции — нагрев воды, смешива­ние воды с чайными листьями,отделение чая от чайныхлисть-ев и т. д. (рис. 26).


 

 

 

 

 

 

 

 

                 
  АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЧАЯ  
               
  Нагревание воды     Смешивание воды с чайными листьями  
   
               
                 
  Прохождение через поверхность нагрева     Вода — чай   Чай — вода  
                       
  Регулирование времени заварки чая     Отделение чая от чайных листьев  
 
             
                         
  Измерение времени   Измерение концентрации чая   Удаление чая   Удаление листьев  
                   
  функция, подфункция   спосоо реализации
                               
                                 

Рис. 26. Схема «функция — способ реализации» для автоматической чаеварки


*"•• •! lb 001

структура ("основные элементы')


автоматическая

2 - 3 а варочные сосуЭ

3 - майник.


ЖШ/Ш»шШ»'

Рис. 27. Основные элементы автоматической чаеварки, варианты компоновки (б)


       
   




 


 



Рис. 27А. Варианты компоновки автоматической чаеварки (количественно определенные структуры)



C-t)dbiv5) /'^ОК (*Рх^^

Рис. 28. Варианты общей формы и формы элементов автоматической чаеварки




WbflPKR

 


 


a&te6t0o&r2


1$Ъ5/оог


&fi&SJT.fy.


 



Рис. 29. Варианты формы автоматической чаеварки, проекты студентов Гуманитарно-прикладного института МЭИ (ТУ)


Способ реализации и функциональные основные эле­менты.Под способом реализации мы понимаем решение, т. е. метод осуществления данной функции или подфункции. На рис. 26 показана разветвленная схема «функция—способ реа­лизации» для автоматической чаеварки. Способ реализации подфункции материализуется через функциональный эле­мент. Функциональные основные элементы автоматической чаеварки для случая традиционной технологии приготовления чая приведены на рис. 27а: кипятильник, из которого вода ключевого кипения поступает в емкость заварочного сосуда, где находится ситечко с чайным листом, и после настаивания сливается в чайник для разлива в чашки.

Количественно определенная структураотражает со­став и относительное расположение основных элементов. Она может быть представлена условными принципиальными схе­мами или условными обозначениями элементов (электриче­ских, механических и пр.). На этой ступени проектирования никакие решения, касающиеся конструктивной формы эле­ментов, еще не даются. Могут предлагаться варианты принци­пиальной компоновки (рис. 276).

Общая форма и форма элементов.Выбрав вариант коли­чественно определенной структуры, приступают к определе­нию общей формы попеременно (параллельно) с формой эле­ментов. Делаются черновые эскизы от руки (рис. 28). Таким образом, находится обобщенное решение формы. Оно углуб­ляется и детализируется с учетом формообразующих факто­ров (рис. 29), в том числе технологических, эстетических и пр. (о чем речь пойдет в следующих разделах).

Приведенные варианты структуры, компоновки и формы автоматической чаеварки основаны на минимальном количе­стве функциональных элементов. Фактически их количество будет больше за счет элементов, обеспечивающих выполне­ние второстепенных, но от этого не менее значимых подфунк­ций. К ним относятся электронагревательные элементы, вен­тили, датчики температуры, таймер, задающий время заварки и др. Схемы компоновки автоматической чаеварки для этого случая приведены на рис. 30, а варианты общей формы — на рис. 31. В выборе формообразующих и конструктивных эле­ментов проектантам (студентам) была предоставлена полная свобода, что позволило проявить творческую индивидуаль­ность и предложить варианты формы, решенной компактно единым объемом или с пространственно развитой структурой («каскадный» принцип, типа самовара и др.).





 


г= вода ооо подогрев ZZZ. пружина

__ чайный нагревательный __ вентиль

— лист элемент (кран)

алл датчик температуры © таймер

Рис. 30. Схемы компоновки чаеварки, проекты студентов ФРГ [34]



Рис. 31. Варианты формы автоматической чаеварки, проекты студентов ФРГ



Раздел 7

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ

О сути, роли и значении фирменного стиля, в частности его графической составляющей, уже говорилось ранее (раз­дел 4). Подчеркнем только, что в условиях становления ры­ночных отношений и резкого расширения контактов с зару­бежными партнерами, предприниматели всех видов деятельности остро осознают необходимость создания фир­менного «лица». Графическая рекламная ветвь дизайнерского творчества, в которой проектируется визуальный имидж ком­паний, фирм и др. организаций, сегодня прочно занимает одно из первых мест в России.

Состав графической части фирменного стиля, его основ­ные элементы, их основные носители представлены на рис. 20. Фирменный стиль проектируется на базе методологического подхода, сложившегося в процессе многолетней международ­ной практики, и с учетом особенностей конкретной фирмы, концепции ее деятельности.

Рассмотрим методику создания основных элементов гра­фического фирменного стиля и проектирования их располо­жения на некоторых носителях: деловая документация, в рек­ламе и пр. Воспользуемся в качестве примеров дипломными работами студентов Московского государственного универ­ситета сервиса.

Компания «АВТ»(«эй-би-ти») занимается импортом, комплектацией и продажей газобаллонного оборудования для автомобилей. Это направление деятельности достаточно но­вое в нашей стране, мало отечественных автомобилей исполь­зует сжиженный газ в качестве топлива. Между тем, газ де­шевле бензина и экологически чище. Дипломница Галина Цыбулько,по ее словам, при проектировании ставила задачу


не только сообщить рынку о новой фирме, но и привлечь вни­мание потребителей к услугам, предоставляемым компанией.

По желанию заказчика знак разрабатывался на основе букв названия компании латинского алфавита. В процессе эскизно­го поиска (рис. 32А) возникло желание положить в основу гра­фического построения знака овал, а затем окружность. Окруж­ность в данном случае символизирует поперечный срез газопровода, являющегося неотъемлемой частью автомобиль­ного газобаллонного оборудования.

По мнению разработчика и заказчика, знак легко узнавае­мый и запоминаемый, прост — в нем нет сложных линий, мел­ких деталей, что позволяет масштабировать знак без потери читаемости (рис. 32Б). В качестве основных цветов выбраны зеленый и серый. Фоном — белый. Зеленый цвет несет боль­шую смысловую нагрузку, указывая на экологическую на­правленность деятельности компании. Он же хорошо воспри­нимается на белом, оптимален с психофизиологической точки зрения. Серый, дополнительный цвет указывает на техниче­скую специфику фирмы.

Фирменным шрифтом выбран Glasnost Light, близкий по начертанию к графике знака. Компания работает с иностран­ными партнерами, поэтому, решение документации (бланки, визитки, конверты) дается с использованием русского и анг­лийского языков. Прайс-лист и инструкция, рассчитанные на местных потребителей, представлены в русскоязычном вари­анте.

Особое внимание было уделено плакатам. Главной идеей было донести до потребителя достоинства газо-топливных си­стем в эксплуатации автотранспорта: топливо экологически чистое и экономически выгодное (почти в два раза дешевле бензина). Был найден удачный слоган «чистая выгода», кото­рый сочетает в себе две основные мысли. Слово «чистая» свя­зано непосредственно с экологией, но одновременно несет смысл достоверных финансовых преимуществ. Под словом «выгода » подразумевается как экономическая выгода, так и экологическая, так как чистая среда обитания выгоднадля лю­бого. От сюжетов с элементами природы (экология) и монета­ми (выгода), показанными на рис. ЗЗА, подошли к более лако­ничным изображениям (рис. ЗЗБ,а), а затем и окончательному решению (рис. ЗЗБ,б).

Предложены варианты размещения атрибутов фирменно­го стиля на спецодежде для работников заправочных станций, на автотранспорте, а также указатели на газозаправочных станциях и др. носителях (рис. 34Б).





/IMF

ЕЩ



ХГ137


дв7 ^ tf дву

-OBT £Ш Ш

Advanced Business fechnotocjei

Advanced Bumtn ltchno*o^es


Рис. 32A. Поисковые эскизы начертания знака компании «АВТ», дипломный проект Г. Цыбулько, МГУ сервиса, 2000 г.


PANTONE While

Основной С: 79 \К:34 М : О V3 : 91 Y: 87 В : 52 К:56

высота-h, ширина=2Ь диаметр D = h диаметр dl =0,83D диаметр d2 = 0,63D


 

Дополнительный С : О R : 129 М : О G : 128 Y : О В.! 121 К: 65

Фирменные цвета ;

Фон

С : О' R : 255

>Л:0 G:255

Y : О В : 255
К:0


Фирменный шрифт: GlasnostLigt

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ абвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюя 1234567890 !?(№)""%,:,.

ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ abcdefghiiklmnopqrstuvwxyz 1234567890 !?(""©)&$%;:,.

Рис. 32Б. Знак, фирменные шрифт, цвета стиля компании «АВТ», дипломный проект Г. Цыбулько, МГУ сервиса, 2000 г.




ГАЭО ЮМЛИОИИЕ СИСТЕМЫ

1ЛЭО юилионьс


СИС.ЕМЫдЩ^


Рис. ЗЗА. Поисковые варианты решения плакатов компании «АВТ»



Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты