КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
обязательными качественными преобразованиями и необратимостью.- принцип всеобщей связи, т.к. развитие осуществляется посредством взаимосвязи явлений между собой. Взаимодействие предметов и явлений выступает общей причиной их возникновения и развития; - принцип детерминизма, означающий, что все процессы и явления детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин. Наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания, - называются категориями. Философские категории являются универсальными. Они отражают всеобщие свойства, связи предметов и явлений, то есть такие, которые присущи всем явлениям, предметам реального мира и познания без исключения. Взаимосвязь философских категорий проявляется в их «парности». Единичное и общее. Первое – это индивидуальные, неповторимые черты предмета, которые отличают его от всех других ( в т.ч. и качественно подобных ему) материальных объектов. Второе – это общие черты, объединяющие самые различные объекты и делающие их в чем-то похожими друг на друга. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи и в тесном взаимодействии. Например, - новый образец одежды (единичное), став модным, превращается в общее. Окружающую действительность можно воспринимать на разных познавательных уровнях: с проникновением в суть или на поверхностном уровне. Поэтому различают следующую пару категорий сущность и явление. Сущность – это внутренняя основа вещи, её «душа», часто скрытая от взора, выражающая общий смысл объекта в целом. Явление – это внешнее отражение, то, чем данная вещь представляется. Это то, что лежит на поверхности, т.е. наблюдаемо. Их диалектика проявляется в том, что, с одной стороны, они едины: сущность обнаруживает себя через явления, а явление есть отражение сущности; с другой стороны, - они не совпадают друг с другом. Более того, явление может искажать сущность. (Например, - движение Солнца по небу создает неверное представление о его вращении вокруг Земли). От сущности и явления следует отличать содержание и форму. Первое – это те основные элементы в их взаимосвязи, которые образуют данный предмет или явление. Второе – это структура, организация содержания, способ существования этого содержания. Содержание и форма существуют в единстве, однако это единство противоречиво, т.к. содержание это определяющая и более активная сторона, а форма – определяемая, более консервативная. В то же время форма имеет относительную самостоятельность, она активно воздействует на развитие содержания (например, - часы будут часами, если их содержанию придать определенную форму, т.е. определенную взаимосвязь деталей). Одним из важнейших типов всеобщей связи является причинно -следственная связь. В ней причина – это то, что вызывает следствие, а следствие– результат действия причины. В обыденной жизни определить причину бывает не так уж сложно. Например, - нагрев или охлаждение тел служат причиной изменения их агрегатного состояния. Однако, при решении сложнейших вопросов науки и философии, такой подход неприемлем. Причинность носит всеобщий характер. Нет и не может быть беспричинных явлений. Причина и следствие могут меняться местами. Для анализа развития необходимы ещё две пары категорий. Необходимость –это такаяоднозначная причинно-следственная связь, при которой данное явление – причина –обязательно влечет за собой определенное явление – следствие. Случайность – это такая причинно-следственная связь, при которой та или иная причина может вызвать (а может и не вызвать) любое из множества различных следствий. Возможность –это предпосылка возникновения какого-либо явления, а действительность –уже осуществленная возможность. Выделяют абстрактную и реальную возможность. Реальная – это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения её в действительность. Абстрактная – это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных условиях не может быть реализована.
Всеобщность взаимосвязей и развития конкретизируется в основных законах диалектики. Первым среди них является закон единства и борьбы противоположностей. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие, т.е. вскрывает источник развития. Закон утверждает, что источником всякого развития является возникновение, нарастание и разрешение основных, внутренних противоречий, т.е. источником развития являются диалектические противоречия, –отношения единства и борьбы.
Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: как происходит развитие, т.е. вскрывает механизм развития. Закон утверждает, чтоизменение качества объекта или процесса происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Две стороны процесса или явления, – качество и количество, - тесно взаимосвязаны и в пределах меры существуют в единстве. Мера – это тот интервал количественных изменений, в рамках которых предмет остается самим собой, т.е. в своем качестве.При переходе меры наступает скачок, т.е. качественные изменения (например, - жидкость в пар или твердое вещество).
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении идет развитие, т.е. показывает его направленность. Закон утверждает, что развитие природы и общества происходит, как бесконечная цепь диалектических отрицаний старого новым на основе преемственности, как частичное повторение старого, но уже на более высоком уровне и в новых формах, как в целом поступательное движение, но не по прямой и не по кругу, а по сложной их комбинации – как бы по ломанной спирали. Ш Высшей и основной формой познания является наука. Наука – это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная производству знаний. Её главной целью является объяснение мира и производство нового знания:фундаментального и прикладного. Выявление закономерностей изучаемых феноменов обычно происходит по схеме: проблема – гипотеза – теория. Проблема –это то, что ещё не известно, но требует познания. Гипотеза –это форма знания, содержащая обоснованное предположение относительно сущности объекта. Она проходит проверку практикой, которая и служит критерием её истинности. Научное познание венчает теория. Теория –это форма научного знания, которая даёт всестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемого объекта. Научное познание не может обойтись без методов. Метод представляет собой систему принципов, приёмов и требований, которыми руководствуются в процессе познания. В арсенал методов и приёмов научного познания входят: - абстрагирование –мысленное отвлечение от несущественных сторон и свойств предмета, процесса или явления и сосредоточение внимания на главном, существенном. Например, чтобы сформулировать понятие «товар», необходимо во-первых – отвлечься от несущественных конкретных черт (веса, цвета и т.д.), во-вторых – выделить то общее и существенное, а именно, что эти продукты труда изготовлены для продажи; - анализ –разложение изучаемого объекта на составные части. Например, действие рыночного механизма рассматривают через спрос, предложение, цену и конкуренцию, т.е. через основные атрибуты рынка; - синтез –операция, объединяющая в целое части и тенденции объекта; - индукция –движение мысли от частного к общему. Например, - вода, нефть, спирт – упруги. Все они являются жидкостями. Значит жидкости – упруги; - дедукция –от общего к частному. Например, все металлы электропроводны. Медь – металл. Значит медь – проводник; - аналогия –установление сходства между объектами на основании некоторых признаков свойств; - моделирование –метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия с первым; - наблюдение –это систематическое восприятие предметов и явлений, опирающееся на чувственные формы познания; - эксперимент –прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств. В научном познании существуют два основных уровня: эмпирический – преобладает живое созерцание, и теоретический, при котором преобладают рациональные, абстрактно-логические формы. Таковы основные формы и методы научного познания. Общество ХХ1 века, судя по всему, будет поляризованным, ибо уровень знаний у разных людей станет различным. В связи с этим огромное значение приобретает самообразование. Не физический труд, а интеллектуальная осведомленность будет обеспечивать место человека в постиндустриальной цивилизации.
|