КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Монастырская колонизация русских земель. Общежительные монастыри и традиции пустынножительства.Возрождение монашества началось лишь со 2-й пол.— кон. XIV в. в результате деятельности свт. Алексия Московского и прп. Сергия Радонежского, что совпало с началом национального возрождения Руси, преодоления ордынского ига. За предшествующее столетие (2-я пол. XIII — 1-я пол. XIV в.) сведений о мон-рях очень мало, но значение монашества в духовной, нравственной и социальной жизни сохранялось во всей полноте. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в 80-х гг. XIII в. при составлении русской редакции Кормчей книги в комплекс статей, дополнявших тексты традиционного состава, был включен Студийский устав и другие статьи, посвященные монашеству, в т. ч. и общежительном. Со 2-й пол. XIV в. характер монастырской жизни существенно изменился. Во-первых, было создано значительное число новых мон-рей, основанных на общежительных принципах; общежительство часто вводилось и возобновлялось там, где оно отсутствовало или было существенно нарушено (напр., во псковском Снетогорском мон-ре). Помимо внутреннего устройства изменился также характер связей с миром, возникли монастырские приходы. Во-вторых, изменилось местоположение новых мон-рей, их естественно-географическая среда: стали преобладать пустыни, расположенные вдали от города, часто в лесистой или заболоченной труднодоступной местности. Наконец, в-третьих, основателями новых мон-рей теперь гораздо чаще становились монахи-подвижники. Жизненный путь многих из них нередко сочетал пустынно-безмолвное отшельничество и пребывание в общежительном мон-ре, устроителями и духовными наставниками которого они становились, когда вокруг их уединенных келий собиралось братство жаждавших спасения и духовного совершенства верующих. По прошествии ряда лет настоятель мог снова удалиться в пустынь, и тогда возникал новый мон-рь. Уже в этот период под влиянием внутренних и внешних факторов началось движение пустынножителей, мощный импульс которому дала деятельность прп. Сергия Радонежского, его учеников и последователей. Отшельничество-анахоретство подвижников, их жажда «отвержения мира», индивидуальные духовные устремления оказались в сопряжении с процегсом внутреннего освоения земель Сев.-Вост. Руси, окультуривания дикой природы, расчистки леса под пашню, освоения природных угодий и промыслов, прокладки дорог, открытия водных источников, изменения ландшафта страны с природного на антропогенный. Начало мон-ря Св. Живоначальной Троицы (см. Троице-Сергиева лавра) относится ко времени между 1336 (или 1342) г., когда прп. Сергий принял постриг, и 1354г., когда он был поставлен игуменом мон-ря. Братья Варфоломей и Стефан отправились на поиски пустынного места и нашли его в лесной чаще, неподалеку от водного источника. Построенная ими церковь во имя Св. Троицы была освящена по указанию митр. Феогноста, после чего старший из братьев недолго оставался в пустыне, удаленной от селений и не имевшей к себе дорогиПрп. Сергий принял постриг от игум. Мит-рофана и оставался «единь единьствовати и безмлъствовати» более двух лет. Преподобного постепенно начали посещать монахи, сначала по одному, затем по два и по три, изъявляя желание спасаться вместе с ним. Сначала отношения его с вновь поселившимися здесь в собственных кельях (три или четыре из них были построены руками Сергия) монахами были подобны отношениям наставничества в ранних палестинских лаврах: преподобный не был еще поставлен в игумены, не имел священнического сана, подражая древнему монашескому обычаю («зачало и корень есть санолюбия еже хотети игу-меньства»). Уже в этот период пребывание монахов приобретало черты общежительства. Ежедневно седмижды совершались общие молитвы. Преподобный осознавал необходимость иметь игумена, но не хотел им становиться, говоря о своем «недостоинстве», и согласился принять священнический сан и игуменство (1354) из послушания и смирения по настоянию Владимиро-Волынского еп. Афанасия, замещавшего в тот период митрополита, находившегося в К-поле. После принятия игуменского сана, когда он сделался старшим среди братии («игуменьство старейшинства»), он не изменил чернеческого правила смирения и служения, считая себя «всех менши и всех слугой». Точная дата перехода обители к общежительству неизвестна. В Житии прп. Сергия, составленном Пахомием Сербом (события этого времени в более раннем Житии, написанном Епифанием Премудрым, не отражены), сказано, что переход был совершен по указанию и благословению К-польского Патриарха Филофея Коккина, грамоту которого принесли в мон-рь «греки». Преподобный отправился с ней к митр. Алексию и, получив его благословение, ввел новый устав в мон-ре. Стоглав (сборник постановлений Московского Собора 1551г.) делает различие между «прежними» и «новыми» пустынями. Первые создавались «преподобными старцами», которые вселялись в пустыни с целью уйти от мира, а не ради тщеславия и совершали «великие труды своими руками»; в них происходило «братству умножение», и теперь их «доводят» (т. е. обеспечивают) цари, и князья, и всяческие боголюбцы. Т. е. констатируется превращение пустыни в крупный мон-рь с большим числом братии, который получает обеспечение и от гос-ва, и от частных лиц. В характеристике «новых пустынь» зафиксированы случаи, когда пустыни очень скоро прекращают свое существование, если у их основателей не хватает средств и сил (видимо, и физических и духовных) довести начатое до конца и успешно осуществить устроение мон-ря: старец поставит в лесу келью или срубит церковь, а потом пойдет по миру с иконой просить на сооружение (мон-ря), прося также и у царя землю и ругу (денежное и натуральное обеспечение). «Прежние пустыни», о которых говорит Стоглав, были составной частью монастырской колонизации, или внутреннего освоения земель, Центр, и Сев. России. Распространение пустынножительства и внедрение общежительных принципов сопровождали ростом монастырской земельной собственности и усилением экономической функции мон-ря в общее венной жизни (не только в освоенной территории, но и в организации производства, в кредитовании крестьян). В исследованиях отмечаете что мон-ри (прежде всего крупные) и архиерейские дома уже в XV в. добились экономического процветания, а в XVI — нач. XVII в. монастырское хозяйство отличалось большей устойчивостью, чем светское, оно было больше втянуто в товарно-денежные отношения, в мон-рях скапливались значительные суммы денег. Крупнейшие мон-ри того времени — Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколам-ский, Соловецкий — играли ощутимую роль в общественном производстве, были сильными хозяйственными организмами и оказывали организующее влияние на хозяйственно-экономическую жизнь своей округи. В особенности это относится к Соловецкому мон-рю — центру хозяйственной жизни Поморья, имевшему к тому же и большое стратегическое значение. Он достиг расцвета при игум. Филиппе (Колычеве), когда велись строительные работы, был заведен железоделательный промысел, усовершенствовано водоснабжение, техника кирпичного, мукомольного производства, способы приготовления кваса, улучшалось питание монахов и т. д. Мон-рь имел не только промысловое, торговое, стратегическое, но также и культурное значение, его библиотека была одной из самых крупных и значительных не только на русском Севере, но и во всей России. (Синицина Н.В. Русское монашество и монастыри. // Православная энциклопедия. Русская православная церковь. Вводный том.) ПУСТЫННЫЕ МОНАСТЫРИ. Но с XIV в. замечаем важную перемену в способе распространения монастырей и именно на севере. Доселе почти все монастыри как в южной, так и в северной России строились в городах или в их ближайших окрестностях. Редко появлялась пустынь, монастырек, возникавший вдали от городов, в пустынной, незаселенной местности, обыкновенно среди глухого леса. В первые века нашей христианской жизни пустынножительство развивалось у нас очень туго; пустынная обитель мелькает редким, случайным явлением среди городских и подгородных монастырей. Более чем из 100 монастырей, приведенных в известность до конца XIII в., таких пустынок не насчитаем и десятка, да и из тех большинство приходится именно на XIII в. Зато с XIV в. движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно: пустынные монастыри, возникшие в этом веке, числом сравнялись с новыми городскими (42 и 42), в XV в. превзошли их более чем вдвое (57 и 27), в XIV в. — в 1,5 раза (51 и 35). Таким образом, в эти три века построено было в пределах Московской Руси, сколько известно, 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастыря. (Ключевский В.О. Монастыри в русской истории // Русские монастыри.) В Белозерье в разное время было основано предположительно более 30 сравнительно крупных монастырей. Точное их число установить невозможно, поскольку в средние века при многочисленных в то время церквях обычно строились кельи для монахов и нищих, и любую церковь, окруженную оградой, называли монастырьком. Монастыри могли иметь киновии — приписные обители, пустыни, скиты. Порой, правда, трудно установить, как следует именовать ту или иную обитель — монастырем или пустынью. В первые два века после принятия Русью христианства монастыри возникали в двух центральных областях русской земли: по среднему и верхнему Днепру и по Ловати и Волхову, то есть в двух концах «пути из варяг в греки». На эти наиболее обжитые тогда славянами места приходилось около 50 из существовавших 70 монастырей. А в двух ключевых, опорных пунктах, Киеве и Новгороде, соответственно 15 и 20 монастырей. Новгород, как видим, в этом отношении даже опережал Киев. В XII веке появились монастыри и на землях восточнее Белозерья — в вологодских и устюжских краях. Это Троицкий монастырь на реке Вологде (1147г.) и Гледенский Троицкий монастырь у Устюга. В Белозерье первые монастыри появились в XIII веке. Их было два: Усть-Шехонский Троицкий у истока реки Шексны (1251г.) и Спасо-Каменный на острове Кубенского озера вблизи устья реки Кубены (1256г.). Следующий, XIV век, дал три монастыря: Кирилло-Белозерский Успен-ский (1397г.), Ферапонтов-Белозерский Рождественский (1398г.) и Череповский (Череповецкий) Воскресенский (предположительно около 1401 г.). В XV веке было образовано уже семь монастырей: Ковженско-Курдюжский (Курьюжский) Николаевский (начало XV века), Важеозерский Спасский (1427г.), Азарьева Выксинская Николаевская пустынь (до 1432-1443г.), Нило-Сорская Сретенская пустынь (1450г.), Никитский Белозерский монастырь (до 1440-1460г.), Зосимова (Изосимина) Ворбозомская Благовещенская пустынь (до конца XV века). Один из них — Выксинский — был женским. Больше всего — одиннадцать — было открыто монастырей в XVI веке. Это Кирилло-Новоезерский Воскресенский (1507 или 1519г.), Горицкий Воскресенский (до 1506 или 1544г.), Родионова (Иродионова) Илоезерская-Азатская (Озадская) пустынь (1520г.), Сямский Богородице-Рождественский монастырь (1524г.), Воронина Богородице-Одигитриева-Успенская пустынь (1524г.), Даниилов-Шужгорский Преображенский монастырь (1537г.), Филиппова-Ирапская Красноборская Троицкая пустынь (1547г.) и Азадский (Озадский) Николаевский монастырь (XV, нач. XVI века). Кроме того, к этому времени относится и основание Геннадиевой-Преображенской пустыни , Андозерской (Андогской) Богородице-Успенской пустыни , Николаевской в Становищах пустыни . И вновь — только один монастырь Горицкий — женский. В XVII веке происходит определенный спад: к этому времени относится возникновение лишь четырех незначительны обителей — Гурьевской Шалацкой (Шалачской) Железно-польской Успенской пустыни (до 1603г.), Троицкого в Танищах монастыря, Шухтовского Покровского монастыря и Кленовской Предтеченской пустыни . Почти все белозерские монастыри, как свидетельствует та же схема, располагались на реках, озерах или поблизости от водных путей. Два наиболее древних монастыря занимали позиции на наиболее крупных судоходных магистралях — реке Шексне и Кубенском озере. При этом и Усть-Шехонский, и Спасо- Каменный монастыри были поставлены так, что их легко было защищать. Усть-Шехонский стоял первоначально между двумя ручьями (его из-за подтопления пришлось дважды переносить), а Спасо-Каменный — на крошечном изолированном островке. Историк В. О. Ключевский писал, что с XIV века монастыри основываются преимущественно в пустынных местностях, что «движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно». Этому выводу следуют и многие другие авторы. Однако нетрудно убедиться, что в Белозерье было не так. Воскресенский Череповский монастырь продолжил традицию XIII века и возник на торговом пути по реке Шексне (вокруг него вырос крупнейший город Вологодской области), а Кирилло-Белозерский и Ферапонтов — на озерах, расположенных неподалеку от водных путей. Интересно, что Ферапонтов монастырь стоит почти точно на водоразделе Каспийского и Беломорского бассейнов. Из озера Бородавского вода течёт в реку Шексну, а из озера Паского (отделено от Бородавской плотиной) — в конечном итоге в Северную Двину. Более того, все пять монастырей XIII и XIV веков были основаны далеко не в пустынных, а в относительно густонаселенных (по северным меркам) местах. Деревни здесь, как правило, были небольшими, но располагались порой вдоль рек и озер довольно близко одна к другой — в километре-двух, а по берегам некоторых рек — и на меньших расстояниях. (Раков. Монастыри Белозерья. Северная Фиваида. // Русские монастыри. Т.2. Север и Северо-Запад России.)
|