КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антитеза аналитических и функциональных моделей языка в античном языкознанииИсторически первоначальным непосредственным предметом лингвистического описания был текст. С одной стороны, обращение к выявлению закономерностей строения текста как исторически первому предмету определяется тем, что текст дан исследователю в непосредственном наблюдении. С другой стороны, обращение к тексту предопределялось мощнойвнешней детерминацией – заказом со стороны общества, необходимостью внесения нормативного аспекта в данный тип социальной деятельности – речевой - в условиях формирующейся государственности греческого общества. Потребность в регламентации важнейшей сферы жизни общества – речевой коммуникации - обусловила необходимость нормативной деятельности, что, в свою очередь, потребовало расчленения текста как объекта нормативной регламентации, выделения в нем составных частей, определения правил их организации в составе целостного речевого образования. Итак, текст как речевое произведение становится объектом первых лингвистических описаний. Основной предмет лингвистических рефлексий - правила создания письма. Лингвистика реализуется как грамматика - учение о правильном письме. Аналитическая греческая грамматика формируется как результат расчленения целостного текста на составные части, определяемых по набору общих смысловых и, позднее, формальных признаков. Язык предстает в образе грамматики, которая, в свою очередь, предстает как свод единиц и правил их организации.
XX. Во всяком словесном изложении есть следующие части: элемент, слог, союз, член, имя, глагол, падеж, предложение… (Фрагмент Аристотеля АРИСТОТЕЛЬ. Поэтика. 3. Мысли //Античные теории языка и стиля. С-Пб, 1996, с.67).
В это же время формируется риторика как наука об эффективном речевом общении. Предметная сфера – эффективность речи - неизбежно требует введения в модель описания конкретных речеупотреблений условий протекания коммуникации, своеобразия целеполагания речи, типов адресатов.
Речь бывает двух родов: одна ориентируется на слушателей, другая находится в зависимости от предмета. В речи, имеющей в виду слушателей, различаются речь поэтическая и ораторская. Перед ними стоит задача выбирать более торжественные слова, а не общеупотребительные и вульгарные, и гармонично соединять их в одно с другими так, чтобы этими приемами и другими, связанными с ними, - как, например, ясностью, прелестью речи и другими качествами ее, а также уместным многословием и краткостью – услаждать слушателя и поражать, и подчинив его себе силой убеждения, иметь в своей власти. (Феофраст. // Античные теории языка и стиля, С-Пб, 1996, с. 201)
Третья линия осмысления языка в античности - философская. В этом направлении рефлексий предметом осмысления становится имя - элемент расчлененной речи. Основным вопросом, обсуждаемым в рамках этого направления, является вопрос о том, как связаны имя и предмет именования. Эта линия рефлексий в наиболее яркой форме выражена в диалоге Платона «Кратил». Таким образом, все элементы триады, входящей в широкий объект описания лингвистики: мир – человек – язык, попадают в сферу лингвофилософского осмысления еще в античности, в пределах которой задаются основные подходы, определяется доминирующая линия анализа - аналитическая.
|