Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


М. Бахтин, филологи круга Бахтина




Интерпретация языка как деятельности, значимость описания языка через динамические структуры живых высказываний, имеющих непосредственного автора и адресата, является органической частью общефилософской концепции М. Бахтина. Критика теории Соссюра, направленной на извлечение из живой речевой деятельности абстрактных инвариантов – системы единиц и правил, объединяющих всех говорящих, непосредственно перекликается в теории М. Бахтина с неприятием позиции современной этики и эстетики. Эти науки ориентированы на выявление всеобщих рациональных моделей морали, отличаются невниманием к конкретно-историческим моментам бытия человека, отрицанием значимости конкретного акта-поступка. Остро критикуется эта всеобщая особенность современной Бахтину философии и гуманитарной науки, корни которой кроются в рационализме.

Вследствие этого исследователем ставится задача осмыслить, отрефлексировать конкретность поступка, поступающего нравственного субъекта, руководствующегося в своих действиях не общими законами, но исходящего из индивидуальной ответственности в данной ситуации. Такой факт события-поступка не может быть описан в абстрактных научных терминах, он может быть «лишь описан и участно пережит».

Критика рационализма распространяется и на лингвистику, прежде всего учение Ф. де Соссюра: «Система языка – продукт рефлексии над языком, совершаемой вовсе не сознанием самого говорящего на данном языке и вовсе не в целях самого непосредственного говорения … язык противостоит индивиду как нерушимая, непререкаемая норма, которую с точки зрения индивида можно только принять» (Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л., 1930).

Филологи круга Бахтина выступают против объективирования языковой системы, приписывания этой интеллектуальной абстракции свойств некоей реальности. Для Бахтина же действительным модусом бытия языка является речевое действие, высказывание.

Теории языка как системы инвариантов, извлекаемых из речи, которая есть собрание единичных, случайных фактов, М. Бахтин противопоставляет теорию высказывания и жанров речи. Высказывание, согласно этой теории, представляет собой проблемный узел исключительной важности, являясь реальной единицей языкового общения. Язык, по Бахтину, слагается из элементов, выделенных из реальных единиц речевого потока – высказываний. Существенными чертами высказываний как квантов воплощенного языка являются смысловая и коммуникативная цельность, способность вызывать ответную реакцию коммуниканта, связи с другими высказываниями той же тематической сферы. Для Бахтина существенно важно было подчеркнуть принципиальное различие единиц, выделяемых в системе описания языка «по Соссюру», и единиц речевого общения. Так, с высказыванием соотносимо предложение, любое предложение может фигурировать в качестве законченного высказывания, но в этом случае оно восполняется рядом очень существенных моментов неграмматического характера, в корне меняющих его природу. Высказывание принадлежит речевому жанру, т.е. некоей типической форме высказывания, протекающего в типической ситуации. Жанр как-то ограничивает высказывание, его произвольность. Но жанр не является единицей жесткой языковой системы. Он гибок, пластичен, приспосабливается к меняющимся жизненным ситуациям, устанавливая связь с адресатом, являясь залогом понимания высказывания.

В понимании языка как воплощенной речевой деятельности, отливаемой в гибкие, характерологически определенные формы речевых жанров, существенно важное значение занимает идея диалогичности общения, значимости роли адресата, «другого»: «индивидуальный речевой опыт всякого человека формируется и развивается в непрерывном и постоянном взаимодействии с чужими индивидуальными высказываниями. Этот опыт в известной мере может быть охарактеризован как процесс освоения — более или менее творческого — чужих слов (а не слов языка). Наша речь, то есть все наши высказывания..., полна чужих слов, разной степени чужести или разной степени освоенности, разной степени осознанности и выделенности» («Проблема речевых жанров». — М. М. Бахтин, Литературно-критические статьи, М., 1986, стр. 460).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты