КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тематика реферативных работ по курсу1. Фольклор как искусство слова. 2.В.И.Даль - собиратель русских пословиц. 3.Жанровые особенности русских сказок. 4.Система образов русских сказок. 5.Образы чудесных помощников в волшебных сказках. 6.Урок-игра по сказкам вначальных классах. 7.Использование былинных традиций в русской литературе. 8.Эпос и Древняя Русь (по книге Липец Р.С. «Эпос и Древняя Русь». - М.:1969. 9.Былинные традиции в русской живописи. 10. Былинные и сказочные традиции в русской музыке. 11. Отражение фактов истории в русском фольклоре (по историческим песням. 12.Мир человеческих чувств и природа в русской лирической песне. 13.Художественная система русской лирической песни. 14.Символические образы и ситуации в русской песне. 15.Поэтические средства выразительности в русском фольклоре. 17. Народный юмор в шуточных песнях. 18. Поэтические мотивы солдатских песен. 19. Народная частушка в русских гуляниях и праздниках. 20. Персонажи свадебного обряда и их функции. 21. Русские легенды как жанр фольклора. 22. Мотивы народных орнаментов в свадебной одежде. 23.Русский детский фольклор. 24.Фольклорный праздник в школе. 25.Образы природы в календарных песнях. 26.Поэтические средства выразительности в свадебных песнях. 27.Обучение детей народным играм. 28.Балладные песни. Сюжеты и образы. 29.Заклинательная поэзия. 30. Соотношение реальности и вымысла в социально-бытовых сказках. 31.Народная драма «Аника-воин и смерть». 32.Народная драма «Лодка». 33.Народная драма «Царь Максимильян». 34.«Повесть временных лет» как источник знаний о русском фольклоре. 35.Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве». 36.Мифологическая школа в фольклористике. 37.«Теория заимствования» в фольклористике. 38. Антропологическая школа в русской фольклористике. 39. Историческая школа в русской фольклористике. 40. Зимняя календарная поэзия восточных славян. 41. Календарная поэзия славян весенне-летнего цикла. 42. Положительные мифологические персонажи в русском фольклоре. 43. Отрицательные мифологические персонажи в русском фольклоре. 44. Сборник Кирши Данилова как источник знаний о русском фольклоре. 45. Семантика русской волшебной сказки. 46. Особенности русальных обрядов. 47. Проблема происхождения героического эпоса в трудах 48.Частушка в современном культурном пространстве. 49.Семантика свадебного обряда. 50.Семантика похоронного обряда. 52.Образ мира в заговорном пространстве. 53.Фольклорные мотивы в «Задонщине». 54.Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве». 55.Тотемические мотивы в волшебной сказке. 56. Русский земледельческий календарь. 57.Святочные обряды русского Севера. 58.Обрядово-ритуальный характер Масленицы. 5v. Структура свадебного обряда. 60. Социальная тема в сказочных сюжетах. 61. Новгородский цикл былин. 62. Киевский цикл былин. 63.Образ Петрушки в кукольном театре. 64.Пословицы и поговорки о человеке. 65.Пословицы и поговорки о труде. 68. Жанры фольклора в «Домострое». 69. Исторические песни в сборнике Кирши Данилова. 70. Антитеза положительного и отрицательного начал в народной драме (на примере кукольного театра). 71. Структура свадьбы как драматического действа. 72. Происхождение частушки как жанра песенного фольклора. 73. Символика протяжных лирических песен. 74. Современный игровой детский фольклор. 75. Советский фольклор периода Великой Отечественной войны. 76.Историческая тема в балладах. 77.Особенности поэтики свадебных величальных песен. о фольклоре. 79. Реликты архаической культуры в современном народном устном поэтическом творчесве. : 80. Фольклор и постфольклор.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФОЛЬКЛОРУ Студент выбирает себе одно из обозначенных ниже заданий, подбирает самостоятельно и изучает литературу по теме, по необходимости консультируясь у преподавателя, и готовит в письменной форме ответ, который на экзамене будет засчитываться как ответ на спецвопрос. 1. Проблема происхождения фольклора (в свете учений разных научных школ в фольклористике). 2. Система жанров русского фольклора (по работам В.Я Проппа, В.Е. Гусева и В.П. Аникина). 3. Проблема жанрового состава календарной обрядовой поэзии 4. Публикации русского фольклора, записанного на территории любого региона страны. 5. Фольклорный фонд вуза. Составление описи. 6. Основные сборники былин. Принципы размещения в них материала. 7. Основные сборники сказок. Принципы расположения в них материала. 8. Приметы, поверья, пословицы, поговорки и загадки, связанные 9.Семик и Троица (завивание березки, «кумление», гадание с венками, угощение, приметы и поверья; троицо-семицкие песни и их особенности). 10.Состояние русской календарной обрядовой поэзии в избранной студентом местности. 11.Мордовские праздники как синтез традиций и культур народов. 12.Современное состояние русской свадьбы в избранном субъекте России. 13.Свадьба русских как своеобразная народная пьеса (на местном материале). 14.Проблемы взаимодействия русской свадьбы со свадьбами других народов (на примере своего региона). 15.Двунациональные свадьбы. 16. Состояние детского фольклора в избранной для изучения местности (определение, классификация и характеристика по жанровым и функциональным признакам). 17.Русский детский фольклор в нерусской этнической среде (по записям). 18.Песни-баллады. Особенности их содержания и формы. 19.Жестокий романс. Особенности его содержания и формы. 20.Сходство и различие исторических песен и былин. 21.Былички. Определение. Идейно-тематическая характеристика и художественное своеобразие. 22.Сказ. Сходство и различие сказа и сказки. Судьба жанра. 23.Творчество поэтов-рабочих и рабочий фольклор. 24.Русская песня в нерусской этнической среде (по записям и материалам фольклорных архивов). 25.Русская частушка в нерусской этнической среде (по материалам фольклорного архива вуза). 26.Билингвистические частушки – сиде морот. Их художественное 27.Фольклор Великой Отечественной войны (жанры, тематика, герой, художественные особенности). 28.Тема народной доли в лирических песнях. 29.Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. 30.Тема труда в русском фольклоре в досоветское и советское 31.Постоянный эпитет. Принципы его использования в разных 32.Гипербола. Принципы ее использования в различных жанрах 33.Символика в традиционной русской народной песне и в частушках. 34.Поэтический параллелизм в лирических песнях и частушках. 35.Особенности изображения героя и врага в былинах. 36.Исторические судьбы разных жанров фольклора в советское и 37.Сказка и научный прогресс. 38.Сказка и музыка. 39.Сказка и литература. 40.Сказка и кино. 41.Сказка и живопись. 42.Былина и живопись. 43.Былина и музыка. 44.Былина и кино. 45.Художественная система волшебной сказки и былины в «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина. 46.Элементы фольклора и их роль в «Слове о полку Игореве». 47.Поэтика волшебной сказки в «Коньке-Горбунке» П.П. Ершова. 48.Рекрутские причитания И.А. Федосовой и поэма Н.А. Некрасова «Орина, мать солдатская». 49. Мотивы эпических жанров русского фольклора в повести 50.Фольклорные мотивы в повести В. Астафьева «Последний поклон». 51.Фольклоризм поэзии А. Ахматовой, С. Есенина, М. Исаковского, М.Цветаевой и др. (по выбору студента). 52.Мифологические и фольклорные мотивы в повести Ч. Айтматова «Материнское поле». 53.Фольклорные мотивы в творчестве Н.А.Некрасова. 54.Фольклоризм в творчестве В.А.Гадаева. 55.Фольклорное время и пространство в обрядовой поэзии. 56.Бытование пословично-поговорочного жанров в творчестве русскоязычных писателей Мордовии. 57.Современное бытование свадебного фольклора в регионе. 58.Состояние фольклорных жанров на современном этапе (на примере сел Мордовии). 59.Бытование жанра заговоров на современном этапе. 60.Жизнь лирической песни в селах региона.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ «ФОЛЬКЛОР» 1. Фольклористика как наука. Предмет, задачи, связь с другими гуманитарными науками. Актуальные проблемы современной фольклористики. 2.Общественное значение народного творчества. Специфические черты 3.Фольклор как искусство слова. Фольклорные средства выразительности. 4. Идейно-художественные принципы создания фольклорных произведений. Психологическое изображение внутреннего мира человека в народном поэтическом творчестве. 5.«Мифологическая школа», ее представители. Положительные стороны. 6.«Теория заимствования» - методология фольклористики 2-ой половины 19 века. 7.«Историческая школа», ее представителя. Положительные стороны и 8.Литература и фольклор как две художественно-эстетические системы. 9.Система жанров русского фольклора. Классификация жанров. 10. Стилистическая специфика жанров русского фольклора. Фольклорные 11. Использование фольклора в авторском творчестве. Типы фольклоризма. Стилеобразующее и формообразующее значение фольклора. 12.Наиболее древние жанры фольклора. Их специфика и функциональная направленность. 13. Исторические былины. Образ Ильи Муромца. Средства художественной выразительности былин. 14. Социально-бытовые былины. Основа типизации. Поэтика былин. 16. Героическая былина «Алеша и Тугарин». Народная оценка образа Алеши. 17. Древние сюжеты былин. Былина о Святогоре, былина о Вольге и Микуле. 18. Принципы изображения былинных героев. Образ Добрыни Никитича (по былинам «Добрыня и Алеша», «Добрыня Маринка»). 19. Исторические песни 17 века. Сюжетная основа. Песни о С.Разине. 20. Исторические песни 18 века. Песни о Петре 1. Песни о Е.Пугачеве. 21. Обряд как древнейший вид народной культуры. Обрядовый фольклор. 22.Календарно-обрядовая поэзия. Отражение истории, быта, трудовой 23.Связь языческого и христианского календаря. Черты двоеверия и отражение анимистических, тотемистических воззрений и антрпоморфизма в ка- 24.Исторические песни 16 века. Песни об Иване Грозном и Ермаке. 25.Разбойничья песня. Жанры свадебной обрядовой поэзии. 27. Малые жанры русского фольклора. Структура. Средства художест- венной выразительности пословиц и поговорок. 28.Содержание и поэтическое своеобразие семейно-бытовых песен. 29.Тематика, композиция и поэтика любовных песен. 30. Типы причитаний (свадебные, похоронные, рекрутские, бытовые). 31. Хороводные песни. Тематика, поэтика, стиль. 32. Шуточные песни. Ритмика и средства художественной выразительности. 33.Происхождение загадок. Основные жанровые признаки. 34.Особенности ритмики и метрики частушек. 35. Тематический состав и сюжеты волшебных сказок. 36.Образная система волшебных сказок. 37.Сюжетный состав и художественные особенности социально-бытовых 38.Сюжетные мотивы сказок о животных. Поэтика. Воспитательное значение. З9. Жанры детского фольклора. Воспитательное значение. 40.Композиция сказки. Роль зачина, присказки, концовки, «общих мест», 41.Истоки народного театра. Драма «О царе Максимилиане». 42.Драма «Лодка». Особенности композиции и языка. 43.Народный кукольный театр и его герои. Стиль пьес и интермедий. 44.Жанровые признаки заговорного жанра. 45.Доминирующие жанровые признаки загадок. 46.Русская фольклористика 2-ой половины 19 века (Пушкин, Снегирев, Киреевский, Сахаров). 47.Русская фольклористика 2-ой половины 19 века (Рыбников, 48.Русская поэзия и фольклор (Пушкин, Лермонтов, Кольцов, 49. Современноз состояние литературно-фольклорных связей. Литература и фольклоризм. 50. Исследователи проблем фольклора XX века (Азадовский, Астахова) ВАРИАНТ 2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Вариант 2. 1. Понятие о словесном искусстве. Его виды. Фольклор как особая 2. Фольклор и литература (сходство, отличия, взаимодействие). 3. Фольклор как компонент национальной культуры. Синкретизм. Взаимодействия с другими видами искусства. 4. Фольклор и древняя русская литература (охарактеризовать 5. А.С. Пушкин и фольклор (оценка разных жанров фольклора, их 6. А.М. Горький об устном народном творчестве (охарактеризо- 7. Усиление внимания к фольклору во второй половине XVIII в. 8. Проблемы фольклора (происхождение, историзм, собирание, 9. Проблемы фольклора (происхождение, историзм, собирание, 10. Фольклор в оценке революционных демократов (В.Г. Белин 11. Русская фольклористика после 1917 г. Современные задачи 12. Понятие об обряде и обрядовой поэзии. Их возникновение и 13. Заговоры (определение жанра, классификация, поэтика, по- 14. Приметы, гадания, колдовство. Подблюдные песни и гадания. 15.Календарные обряды и календарная обрядовая поэзия. Основные праздники русского земледельческого календаря. Их поэзия и социально-художественное значение. Историческая судьба. 16.Старинная русская свадьба (структура ритуала, назначение, действующие лица, поэтические жанры). 17.Современное состояние русской свадьбы (изменения в сюжете, структуре, системе жанров, составе действующих лиц, в религиозно-магических представлениях и т. п.). 18. Двунациональные свадьбы. Их особенности. 19. Взаимодействие русского и нерусского фольклора в избранном регионе. 20. Причитания. Их типы. Возникновение и жанровые признаки. Особенности языка, употребления изобразительно-выразительных 21.Пословицы и поговорки. Их жанровые признаки. Идейно-тематическое богатство и художественное своеобразие. Собирание,изучение и значение пословиц. 22.Загадки. Определение жанра. Происхождение и типы загадок. Их место и роль в жизни народа. Художественный стиль загадок. 23.Крестьянская драма и кукольный театр. Их особенности. Охарактеризовать драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан». Значение и судьба народной драмы и кукольного театра. 24.Сказка. Ее жанровые черты. Вопрос о возникновении и развитии (на примере сказок о животных, волшебных и бытовых новеллистических). Собирание и изучение сказок. 25.Народная несказочная проза. Жанровые отличия и художественное своеобразие преданий, легенд, бывальщин и быличек. Судьба жанров. 26.Сказки о животных. Проблематика, особенности поэтики, современное состояние. Проанализировать сказку «Лисичка-сестричкаи волк». 27.Волшебные сказки (время их появления, отличительные особенности, сюжетный состав, современное состояние, значение). 28.Анализ одной из сказок: «Царевна-лягушка», «Василиса Пре 29.Бытовые новеллистические сказки (время их появления, про 30.Анализ сказок «Наговорная водица», «Как поп даровым хлебом кормился», «Шемякин суд», «Барин и плотник» и «Жена-спорщица» (сюжет, тематическая группа, идея, композиция, художественно-изобразительные средства и приемы). 31.Былины. Определение жанра. Специфические черты былин (идейно-тематическое богатство, особенности изображения героев и их врагов, русской земли, мира вещей; композиция, стих, изобразительно-выразительные средства). 32.Понятие о былине. Возникновение былин. Их циклы. Отличиебылин от других эпических жанров фольклора (от сказок, исторических песен, духовных стихов, несказочной прозы). 33.Былины Киевского цикла. Тематика, герои. Оценка в них позиций князей и бояр (на примерах былин об Илье Муромце, ДобрынеНикитиче и Алеше Поповиче). 34.Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (тема, идея, сюжет, композиция, особенности изображения героя и его врага, художественно-изобразительные средства и приемы). 35.Былины Новгородского цикла. Отражение в них общественной и хозяйственной жизни великого Новгорода. Анализ былины «Садко» или, по желанию студента, «Василий Буслаев». 36.Художественные особенности былин (на примере былин «Вольга и Микула», «Бой Ильи Муромца с сыном» и других по выбору студента). 37.Возникновение и специфические черты исторических песен («Авдотья-женка Рязаночка», «Щелкан Дюдентевич», «Взятие Казани», песни о Ермаке Тимофеевиче и др.). 38.Исторические песни о Степане Разине. Отражение в них крестьянского движения XVII в. Художественные особенности этих песен. 39.Исторические песни о Грозном. Их особенности. Оценка в них деятельности царя («Гнев Ивана Грозного на сына», «Взятие Казани», «Кострюк» и др.). 40.Понятие о сказах. Сказы и песни о Пугачеве. Отражение в них крестьянской войны XVIII в. Оценка Пугачева народом. Традиции разинских песен в песнях о Пугачеве. 41.Тематика, идейное богатство и своеобразие исторических песен конца XVIII — XIX вв. Песни о А.В. Суворове, М.И. Кутузове, казаке Платове, о войне 1812г. Затухание жанра. 42.Определение баллады. Происхождение, развитие и классификация балладных песен. Принципы художественного отображения действительности в них. Судьба балладных песен. Проанализировать баллады «А князь Роман жену терял...» и «Во Москве было у князя Волконского...» 43.Духовные стихи. Определение духовных стихов, их разновидности. Среда бытования и поэтика духовных стихов. 44.Отличительные черты и жанровое разнообразие традиционных лирических песен. Тематические группы, их содержание, герои, композиционные формы и приемы, поэтические средства народных лирических песен. 45.Традиционные лирические песни о крестьянском отходничестве (ямщицкие, бурлацкие, чумацкие), их особенности. Проанализировать песни «Уж ты, степь моя, степь Моздокская...» (или «Степь да степь кругом...») и «Вниз по матушке по Волге...» 46.Традиционные лирические песни на социальные темы (о крепостной неволе, тюремные, солдатские, разбойничьи). Их особенности. Проанализировать песни «Как за барами житьё было привольное...», «Не шуми ты, мати зеленая дубравушка...» и «Ах, пал туман на сине море...» и другие (по выбору студента). 47.Традиционные лирические песни на бытовые темы (любовные,семейные, шуточные, плясовые, хороводные). Их особенности. Проанализировать песни «Цвели, цвели цветики да поблёкли...», «Калинушку с малиной вода поняла...», «Ой, мы просо сеяли, сеяли...», «Во поле берёза стояла...» (по выбору студента). 48.Собирание, изучение, классификация, современное состояние и значение традиционных лирических песен. 49.Частушки. Специфические черты жанра. Сходство с лирическими песнями и отличия от них. Проанализировать 4 — 5 частушек (по выбору студента). 50.Частушки советской эпохи. Широкий охват в них различных сторон жизни. Художественный стиль частушек. Современное состояние жанра. 51.Вопрос о происхождении частушек. Их классификация. 52.Возникновение, специфика, тематика, жанровое разнообразие и эволюция фольклора русских рабочих. 53.Песенный фольклор рабочих второй половины XIX — начала XX в. (песни-рассказы, песни-картины, песни-гимны, песни-элегии, песни-сатиры, частушки и т.п.). Художественное своеобразие. 54. Судьбы традиционных жанров фольклора в советскую эпоху. 55.Специфика советского фольклора (жанры, тематика, герои, связь с профессиональным искусством, взаимодействие с фольклором других народов, актуальность и т.п.). 56.Народное поэтическое творчество периода Великой Отечественной войны (жанры, тематика, герои, связь с профессиональным искусством и т.п.). Дать вариантный анализ песен о Катюше. 57. Детский фольклор. Его жанровый состав (колыбельные песни, пестушки и потешки, перевертыши, заклички и приговорки, считалки, жеребьевки, дразнилки, скороговорки, молчанки). Особенности произведений детского фольклора. Судьба жанров. 58. Судьба традиционного и советского фольклора в постсоветскую эпоху. 59. Использование фольклора в практической деятельности учителя (уроки, воспитательные часы, вечера фольклора, кружки и т.п.). 60.Методика собирания и записи произведений разных жанров
|