КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫМетодические рекомендации преподавателю. По дисциплине «Фольклор» могут быть разработаны лекции разных типов: обзорного и проблемного характера, посвященные творчеству той или иной теме, определенному роду или жанру устного народного творчества. Подобный подход к планированию лекционного курса позволит выделить нерешенные и дискуссионные, актуальные и перспективные вопросы изучения фольклора, состояния современной фольклористики, что поможет студенту в определение специализации, в выборе темы научного исследования. При планировании и изложении лекционного курса по обозначенной дисциплине важно определить не только темы, сколько их основные проблемы (эволюция жанров, фольклористические школы, формирование новых эстетических учений и т.п.). Этого требует современный уровень развития науки, которая от описательности в изучении литературных явлений перешла к их теоретическому осмыслению. Этого требует и принцип межпредметных связей в процессе обучения филолога, когда знания по теории литературы студенту надлежит соединить с практикой фольклористического анализа, с результатами и приемами работы смежных дисциплин (этнология, литература, история, языкознание, философия, искусствоведение) и вспомогательных (текстология, палеография, источниковедение) дисциплин. Материал практических занятий не должен дублировать соответствующие разделы лекционного курса, развивая в студенте мыслительную деятельность, исследовательское начало. Поэтому основные проблемы, выносимые для обсуждение на практическое занятие, имеют разъяснение в виде ряда более мелких, частных вопросов, что позволяет студенту увидеть главное в решении общей проблемы и правильно построить свой ответ. Вопросы по анализу текста составлены с учетом единства формы и содержания художественного произведения. Многие из них ориентированы на углубленное изучение проблем поэтики: стиль писателя, жанровое своеобразие произведения, особенности сюжетосложения и композиции. Несмотря на то, что основной корпус заданий имеет традиционный вид, который требует от студента умения правильно составить конспект, выделив главное в прочитанной статье или монографии, подготовить тезисный план выступления на занятии по тому или иному вопросу, провести библиографическое разыскание по теме и т.п. Тем не менее, студентам предлагается сопоставить разные точки зрения авторов книг, выявить дискуссионные моменты в решении проблемы, определить свою позицию в научной полемике. Примерный тематический план по истории русской литературы XVIII века предполагает проведение, помимо лекционных и практических занятий, консультаций (вводного и предэкзаменационного характера), контрольных работ и тестирования, направленных на проверку знания текста произведений, и коллоквиумов, посвященных проблемам курса. Формы аттестационных работ могут варьироваться. Проверка теоретических знаний по курсу обычно осуществляется на коллоквиумах («Древнерусская литература киевского периода», Древнерусская литература периода феодальной раздробленности Русского государства», «Древнерусская литература периода монгольского нашествия». Необходимо проверять знание студентом текста конкретных литературных памятников (для экономии времени рекомендуется использовать метод тестирования). В систему контроля за самостоятельной работой студентов входят регулярные проверки тетрадей, словарей литературоведческих терминов, индивидуальных заданий (библиографические разыскания, конспекты подготовленных сообщений, доклады, рефераты). Преподаватель обязан следить за качеством выполняемых студентом работ, периодически анализировать типичные ошибки и недочеты. Четкость и системность в планировании материала, взаимосвязь лекционных и практических занятий, аудиторной и внеаудиторной работы, общих и индивидуальных заданий – непременное условие прочных знаний по фольклору, творческого отношения студентов к предмету изучения.
|