КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возрождение и Реформация в истории европейской цивилизацииОдновременно с изменениями, которые происходили в экономической жизни Европы, менялись и люди, их представления о самих себе и окружающем мире. На рубеже средних веков и Нового времени в противовес церковному взгляду на человека как на ничтожное и греховное существо возникло новое мировоззрение — гуманизм. Главное в этом мировоззрении — культ человека, интерес к его личности и признание неограниченных возможностей человеческого ума. Гуманизм стал философской основой, идеологией европейского Возрождения (Ренессанса).Гуманисты интересовались культурой Древней Греции и Древнего Рима. Они словно возрождали давно забытую Европой античную культуру (отсюда и название — Возрождение). Гуманисты провозгласили право человека на счастье в земной, а не в загробной жизни, право на свободу, справедливость и лучшее общественное устройство. Однако не следует идеализировать гуманизм и не замечать его внутренних противоречий. Освобождая личность от духовной власти католической церкви, гуманизм в то же время воспитывал в человеке гордыню и веру в неограниченные возможности человеческого разума, сеял семена глубокого индивидуализма. Приверженцы гуманистических идей были выходцами из высших слоев общества. Они с презрением относились к средним и низшим слоям городского населения и обращались, как правило, к высшим социальным кругам, имевшим возможность получать образование. В целом идеология гуманизма имела как бы двойную направленность: антифеодальную и антиплебейскую (конечно же, первая была преобладающей). В XVI в. гуманистическое движение, возникшее в Италии, охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии. Пристальное внимание к человеку в эпоху Возрождения было характерно и для социальных и политических теорий. Гуманисты отказались от представления о божественном вмешательстве в ход людских дел. Они считали, что политику определяет не Бог или мораль, а земные интересы человека и его потребности. Именно в это время был сделан неоценимый вклад в понимание сущности государства как силы, защищающей интересы определенных слоев населения. Возникла идея абсолютизма — сильной государственной власти, способной преодолеть внутреннюю разобщенность общества и противостоять диктату римской католической церкви. В это же время стали появляться теории, подвергавшие критике социальное неравенство, стяжательство и бездуховность. Споры о совершенном устройстве общества и государства привели к созданию утопических учений. Так появился идеал общественного строя, основанного на коллективной собственности и всеобщем обязательном труде. Великими утопистами были Т. Мор и Т. Кампанелла. Эпоха Возрождения знаменовала собой новый этап в развитии европейской цивилизации. Отринув неоспоримые ранее церковные догматы и авторитеты, открыв дорогу для развития естествознания и прикладных наук, Возрождение способствовало становлению человека с современным мировоззрением. В то же время следует помнить, именно в это время началась эпоха колониального грабежа, работорговли, становления власти денег и распространения духа наживы. Большое значение в формировании новой картины мира имели научные открытия и технические изобретения. В результате Великих географических открытий значительно расширился кругозор европейцев. Менялись старые представления об устройстве Вселенной. Стремительно развивались все области и направления научного знания. На первый план ученые-гуманисты выдвинули опыт, изучение природы, экспериментальный метод исследований. Ряд эпохальных открытий связан с именами Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея. Реформация. Гуманистическое движение эпохи Возрождения стало важнейшей идеологической предпосылкой Реформации — самого массового социально-политического движения XVI в. Реформация — это борьба за реформирование римско-католической церкви, переживавшей в XIV— XVI вв. тяжелейший кризис. Деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения. В реформационное движение были вовлечены горожане, крестьяне, ученые-богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы, преследовавшие, конечно, свои политические цели. Реформация подорвала духовные и экономические основы капитализма. Независимые от папского Рима новые протестантские Церкви, как правило, были национальными и способствовали укреплению светской власти. Католическая церковь активно противодействовала реформационному движению. Эта политика получила название Контррформации. Для борьбы с Реформацией католическая церковь создала специальную организацию — Общество Иисуса, более известное под названием ордена иезуитов. Благодаря усилиям этого ордена Южная Германия, Австрия и протестанты в Польше вернулись и лоно католической церкви, а многие народы Южной Америки были обращены в христианство. Общество Иисуса стало самой мощной и влиятельной силой католической церкви. Таким образом, Европа, еще недавно исповедовавшая одну религию, оказалась разделенной на два враждебных лагеря. В Италии, Испании и Португалии, где сохранилась католическая религия, преследовали протестантов, а в северных государствах — Англии, Шотландии, Швеции и части Германии, принявших протестантизм, гонениям подвергались католики. Все это сопровождалось многочисленными вооруженными конфликтами и религиозными войнами. Особенно разрушительный характер имела Тридцатилетняя война (1618—1648), в которую было втянуто большинство европейских стран.
|