КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие науки и культуры западных стран в межвоенный периодЕстественные науки и техника. Еще на рубеже XIX—XX вв. начался революционный переворот в естествознании, который в межвоенные годы привел к важным изменениям в производстве и в быту людей. Прежде всего он затронул физику, где особенно выдающуюся роль сыграли такие ученые, как А. Эйнштейн, Э. Резерфорд, М. Планк, Н. Бор. Немецкий ученый Альберт Эйнштейн (1879—1955), создавший в начале XX в. теорию относительности, продолжал плодотворную работу в области исследования квантовой теории света, космологии, использования атомной энергии и т. д. В 1922 г. он получил Нобелевскую премию. В области химии на основе периодической системы Д. И. Менделеева продолжалось открытие новых элементов. Вместе с тем были заложены научные основы для производства искусственных материалов. Эти достижения в межвоенные годы привели к ускоренному развитию химической промышленности. В биологии стала развиваться новая отрасль — генетика, которая сыграла огромную роль в сфере сельского хозяйства и медицины. Большое практическое значение имело открытие витаминов, гормонов, развитие вирусологии. Лауреатом Нобелевское премии стал шотландский ученый А. Флеминг, открывшие в 1928 г. один из самых распространенных лекарственных препаратов в то время — пенициллин. В межвоенные годы в передовых странах возникла микробиологическая промышленность В 20-е гг., благодаря исследованиям прежде всего австрийского ученого Зигмунда Фрейда, значительных успехов добились психология и психиатрия. В Англии в 1922 г. был. основана Британская радиовещательная корпорация (Би-би-си). В эти же годы кинематограф прошел путь от немого к звуковому кино. В 1927 г. на экраны вышел первый звуковой фильм «Певец из джаза». Благодаря использованию технических средств, изменялась .повседневная жизнь людей. Крупный предприниматель сменил конный экипаж на личный автомобиль, рабочий стал ездить трамваем; использовались также мотоцикл, велосипед. В городах начало широко использоваться электрическое освещение, радио и телефон, в быту появились лифт, пылесос, холодильник, Стали распространенными граммофон (проигрыватель) и просмотр фильмов в кинотеатрах. В области градостроительства известным стало имя архитектора Ле Корбюзье, который предложил селить людей в многоэтажных домах, где рядом с квартирами размещались бы магазины. Стали проектировать высочайшие здания-небоскребы. В 1931 г. в Нью-Йорке был построен 449-метровый небоскреб «Эмпайр стейт билдинг». Общественные науки. Переворот в физике, например открытие строения ядра атома, на какое-то время вызвал растерянность, как у самих физиков, так и у философов. Сразу после войны немецкий философ О. Шпенглер издал двухтомный труд под красноречивым названием «Закат Европы». В нем, по существу, он говорит о закате западной цивилизации в соответствии с действующим, по его мнению, законом круговорота в развитии цивилизации — от катастрофы к катастрофе. Спасение Запада он видел в установлении режима милитаристского «прусского социализма». В эти же годы стали популярны идеи немецкого философа Ф. Ницше, умершего еще в 1900 г., о кризисе капитализма и современной культуры и религии. Обществом, по его мнению, должны управлять сильные люди, элита и фюрер (вождь), имеющие качества «сверхчеловека». Ницше резко критиковал демократию и марксизм как формы правления слабых людей, составляющих большинство общества. Идеи Шпенглера и Ницше использовали германские фашисты для обоснования своей преступной деятельности. В это время во Франции сложилась историческая школа «Анналов», которая исследовала не мелкие явления и факты, а глобальные и длительные процессы исторического развития (экономика, культура и т. д.). Сейчас она является одной из ведущих научных школ в исторической науке на Западе. Литература и искусство. В литературе появляется группа талантливых писателей «потерянного поколения», представлявшая тех молодых людей, которые прошли окопы мировой войны, пережили ее ужасы, утратили ориентиры в жизни. Это — Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк и другие. Они противопоставили простые духовные человеческие ценности жестокости, фальши, бессмысленности войны. Гуманистическим содержанием отличаются и романы знаменитой биографической серии французского писателя Андре Моруа. Ряд мастеров искусства прогрессивных взглядов в поисках выхода из кризиса, охватившего западную цивилизацию, обращают внимание на революционный пролетариат и страну социалистической революции — СССР. Среди них писатели — Ромен Роллан, Анри Барбюс, Луи Арагон. Многие из них, побывав в Советском Союзе, не смогли принять советскую действительность. Судьба отдельных мастеров культуры, поставивших свое искусство на службу революции, сложилась трагически. Например, выдающемуся мексиканскому художнику Д. Сикейросу пришлось участвовать в организации убийства Троцкого в 1940 г., объявленного врагом революции и Советского Союза. Огромное место и в личной судьбе, и в творчестве многих прогрессивных деятелей культуры заняла борьба с фашизмом. Некоторые из них, например Э. Хемингуэй, с оружием в руках выступили против фашизма во время гражданской войны в Испании. Знаменитый артист Чарли Чаплин был заочно приговорен Гитлером к смерти за комическое исполнение роли фюрера в одном из кинофильмов. Среди мастеров изобразительного искусства выделяется богатством и разносторонностью своего дарования, творческим долголетием испанский художник Сальвадор Дали, который брал сюжеты для своих картин как из реального мира, так и из мира снов и грез, где может произойти все, что угодно. В 1936 г. он создал картину «Предчувствие гражданской войны», производящую ужасающее впечатление на зрителя. Вслед за нею была создана работа «Осеннее каннибальство», на которой, в соответствии с пояснением автора, два испанца, вооруженных ножами и вилками, пожирают друг друга. Исторический факт. Испанский художник Пабло Пикассо, признанный, как и С. Дали, величайшим художником XX в., отразил в своей картине «Герника» последствия варварского налета фашистской авиации в годы гражданской войны на небольшой городок в Испании и тем самым выразил протест против насилия. Сами испанцы смогли увидеть картину своего соотечественника только после смерти диктатора Франко. Рост городов и численности городского населения, развитие радио, кино, периодической печати, средств звукозаписи вызвали появление так называемой массовой культуры. Она была рассчитана на массового потребителя. Действительность в ней принижалась, упрощалась, подавалась в стандартизированных вариантах. Типичными жанрами массовой культуры стали детективные романы, комиксы, эстрадная музыка.
|