Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Неолитическая революция и возникновение цивилизаций. Восточный и западный пути развития общества в эпоху Древнего мира и Средних веков




Важнейшее событие мировой истории — неолитическая революция. Сущность этого явления заключается в переходе к производящему хо­зяйству и оседлому образу жизни, т. е. к цивилизации.

Последствия неолитической революции и возникновение циви­лизаций.

Производящее хозяйство зародилось в эпоху неолита на обширных территориях Азии, Северной Африки и Европы. В 10— 5-м тысячелетиях до н. э. люди начали выращивать растения, разво­дить домашних животных и переходить к оседлому образу жизни.

Важным нововведением эпохи неолита стало изобретение ке­рамики, прядения, ткачества, колесного транспорта и парусной лодки, отделение ремесла от земледелия, появление денег. Вершиной духовной культуры позднего неолита было возникновение письменности.

В эпоху неолита на смену родовой общине пришла соседская. По мере развития религии изменилась власть жрецов — людей, посвятивших себя служению божествам. Перемены произошли и в религии. Наиболее почитаемые духи постепенно превра­щались в могучие божества, а полидемонизм (почитание множества духов) в политеизм (многобожие). Высшее место в иерархии чаще всего занимали боги, олицетворявшие небо и землю. Со вре­менем появились святилища и храмы, а жрецы стали выделяться в особое сословие.

Переход к земледелию и оседлому образу жизни явился важ­нейшей предпосылкой для создания государства. Многие ученые связывают образование государства с исчезнове­нием первоначального равенства и разделением людей на эксплуа­таторов и эксплуатируемых.

Первые государства возникли в 4—3-м тысячелетиях до н. э. в Месопотамии, на юго-западе Ирана, а затем в Египте и Индии.

Восточный и античный (западный) пути развития. Уже в самом начале истории человеческого общества постепенно складывались два типа культуры: восточный и западный.

Для восточного типа культуры были характерны такие черты, как покорность богам и судьбе, беспрекословное исполнение воли жрецов, чиновников, фараона, царя. На Востоке считалось, что личность — ничто перед лицом окружающего ее мира духов, богов и природы, а человек подобен песчинке, почти бесплотной и не­заметной. Восточный тип культуры ученые назвали закрытым, или консервативным. К Востоку мы относим Египет, Месопота­мию, Финикию, Иудею, Персию, Китай, Индию и другие восточ­ные страны.

В западной культуре основой всего является активная, творче­ская, преобразующая деятельность человека. Наиболее яркие представители древней западной культуры — античные Греция и Рим. История античности наполнена именами ярких лично­стей: философов, государственных деятелей, царей и императо­ров, полководцев, простых воинов. Западный тип культуры ученые называют открытым, или динамичным. На Западе бурно развивались искусство и наука, осваивались новые земли. В то время как на Востоке неутомимо искали истинного бога на смену старым богам, на Западе обожествили самого человека — цезаря, императора. Христианство, возникшее в Иудее, в Римской империи после долгих преследований было принято в качестве государственной религии. Античная цивили­зация погибла, но не исчезла античная культура.

Колыбелью современной цивилизации стал Древний Восток. Здесь возникли первые города и государства, письменность, монументальная архитектура и ми­ровые религии.

Для большинства древневосточных государств была характерна особая форма правления — деспотия. В развитых деспотиях прави­тели пользовались неограниченной властью, считались богами или потомками богов. Землей и другими ресурсами распоряжалось государство, которое существовало за счет избыточного продукта, изымавшего­ся у крестьян-общинников. Последние имели наследственное право на обработку земли и использование лесов, пастбищ, воды.

Со временем возникли частная собственность, наемный труд и рыночные отношения, усилилась дифференциация по имуще­ственному признаку, появилось долговое рабство. Но государство сдерживало развитие этих новых явлений в экономике, так как они ослабляли его влияние в обществе. Рабство носило патриар­хальный характер. Рабы на Древнем Востоке не были основными производителями материальных благ, как, например, в античных государствах.

Особенности развития стран Востока сохранились и в эпоху средневековья. В отличие от Европы, на Востоке не было феода­лизма в привычном понимании этого термина. Развитие восточных цивилизаций в средние века характеризовалось цикличностью. Во многих государствах периоды расцвета чередовались с периодами спада. На исторической карте в этот период появились и возвы­сились новые народы, как, например, арабы, тюрки, монголы.

С XVI в. Восток стал объектом торговой и колониальной экспансии европейских государств, прервавшей естественный для азиатских стран ход исторического развития.

Становление западноевропейской цивилизации. Важнейшей основой, на которой возникла западноевропейская цивилизация, были античные государства — Древняя Греция и Древний Рим. Однако определяющую роль в ее становлении сыграли события и процессы, происходившие в эпоху средневековья, которая дли­лась более 1000 лет.

В средние века сложился феодальный строй, определивший социальную структуру европейского общества. Основными клас­сами были собственники земли (феодалы) и крестьяне. В период зрелого феодализма важный социальный слой составили горожа­не. Отличительными чертами европейского средневекового об­щества являлись система вассалитета (король — крупные феодалы (герцоги, графы, епископы) — бароны — рыцари) и сословно-корпоративная структура.

Вся жизнь человека средневековья была связана с религией и церковью. Христианство стало важнейшим фактором, способ­ствовавшим объединению европейцев в одну цивилизацию. Одна­ко наряду со сближением в области культуры и религии наблюда­лось стремление к национальной обособленности. Эта тенденция стала одной из важнейших предпосылок образования националь­ных государств.

В XII—XV вв. на смену феодальной раздробленности пришло формирование централизованных государств: Англии, Франции, Португалии, Испании и др. Возникли первые парламенты, сло­жилась городская культура, сформировались основы современ­ной науки и образования. Укрепление централизованной власти способствовало не только развитию науки и культуры, но и появ­лению новой формы производства — мануфактуры как одной из предпосылок возникновения капиталистических отношений.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 592; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты