КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Период этот вошел в историю русской литературы под названием болдинской осени.Наиболее полным выражением реализма болдинского периода явились так называемыељ«маленькие трагедии». В этом отношении они подводят итог всему творческому развитию поэта с момента разрыва его с романтизмом. Стремление к исторической, национальной и культурной конкретности образов, представление о связи характера человека со средой и эпохой позволили ему достигнуть психологической верности характеров. В1830-е гг. творчество Пушкина вступили в новый — последний этап . В начале 1830-х ггродился замысе뇫Дубровского».1833 г. начал «Капитанскую дочку». 1833 г. окончил «Историю Пугачева Художественный метод Пушкина в 1830-е гг.: рассказ от чужого лица. Эволюция, параллельная движению от «Дубровского» к «Капитанской дочке», привела к «Медному всаднику» Сквозь все произведения Пушкина этих лет проходят, во-первых, разнообразные образы бушующих стихий: метели Ё«Бесы», «Метель», «Капитанская дочка»), пожара («Дубровский»), наводнения («Медный всадник»), чумной эпидемии («Пир во время чумы»), извержения вулкана («Везувий зев открыл...» — одно из стихотворений 1834 г.); во-вторых, группа образов, связанных со статуями, столпами, памятниками, «кумирами»; в-третьих, образы человека, людей, живых существ, жертв или борцов — «народ, гонимый страхом», или гордо протестующий человек. Этой поэзией напоен так называемый каменноостровский цикл — заключительный цикл пушкинской лирики, не случайно увенчанный «Памятником» . Творческий мир Пушкина един в своем удивительном разнообразии. При всем богатстве тем и жанров центральным стержнем его всегда остается лирика. И если в последние периоды уделяемое ей относительное количество строк сокращается, то тем заметнее повышается ее идейно-философская значимость. Так, несколько стихотворений «каменноостровского цикла» по праву считаются вершиной и поэтическим завещанием Пушкина.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПУШКИНА Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, а для постановки на сцене. Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они созданы в период полной зрелости пушкинского творчества - с 1825 по 1835 г. В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: "Бориса Годунова" и четыре "маленькие трагедии". Почти до конца была доведена драма "Русалка" и до половины "Сцены из рыцарских времен". В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес. Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями. К первому этапу (1821-1822) относятся планы и отрывки двух пьес -"Вадим" и "Игрок" Вторым этапом в развитии пушкинской драматургии была трагедия "Борис Годунов", написанная в 1825 г. Третий этап представлен четырьмя "маленькими трагедиями" и неоконченной драмой "Русалка" (1826-1831) Сохранился список заглавий задуманных Пушкиным пьес: "Скупой", "Ромул и Рем", "Моцарт и Сальери", "Дон Жуан", "Иисус", "Беральд Савойский", "Павел I", "Влюбленный бес", "Дмитрий и Марина". Из этого списка драматических замыслов Пушкин осуществил только три: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость" ("Дон Жуан"). Он работал над ними в 1826-1830 гг. . в Болдине. Там же он написал еще одну "маленькую трагедию" (не входившую в список) - "Пир во время чумы". Последний этап пушкинского драматургического творчества совпадает с началом нового постепенного подъема в русской общественной жизни и в литературе (30-е) Он снова начинает создавать произведения, изображающие движение народа против его угнетателей: замысел сцены бунта крестьян в "Истории села Горюхина" (1830), разбойники в "Дубровском", широкое народное восстание в "Истории Пугачева" и "Капитанской дочке". В ряде набросков художественной и публицистической прозы Пушкина мынаходим серьезные размышления его об экономическом упадке дворянства, о буржуазном перерождении психологии дворян, о подъеме буржуазии, купечества и о возможных последствиях этого процесса для страны, для народа. Эти размышления отразились в проблематике таких его произведений, как "Пиковая дама", замысел поэмы "Езерский"; следы их можно найти уже в "Скупом рыцаре". Во всех драматических замыслах четвертого периода (начатых пьесах, набросках, планах) Пушкин обращается к западноевропейской теме, к эпохе средневековья, к эпохе борьбы поднимающейся буржуазии с феодалами, рыцарями. Во всех этих пьесах героями являются представители "третьего сословия».Мартин в "Сценах из рыцарских времен" . Той же задаче крайнего социального и исторического обобщения служат и фантастические образы в последних драмах Пушкина ("демон знания" в плане пьесы о папессе Иоанне, Фауст на хвосте Мефистофеля в плане "Сцен из рыцарских времен").
|