Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Эпоха Великой Отечественной войны породила замечательную по силе и искренности поэзию, гневную публицистику, суровую прозу, страстную драматургию.




Д.Бедный, В.Лебедев–Кумач, А.Твардовский, А.Прокофьев, А.Жаров и целая плеяда фронтовых сатириков и юмористов успешно выступала в жанре сатирической миниатюры

Все средства комического заострения использовались для того, чтобы окончательно разделаться с противником.

Воплощение коренных социально–нравственных, гуманистических идеалов : «Киров с нами» (1941) Н.Тихонова, «Зоя» (1942) М.Алигер, «Сын» (1943) П.Антакольского, «Февральский дневник» (1942) О.Берггольц, «Пулковский меридиан» (1943) В.Инбер, «Василий Теркин» (1941–1945) А.Твардовского – вот лучшие образцы поэтического эпоса военных лет.

Лирико–публицистическая поэма синтезирует принципы и приемы повествовательного и возвышенно–романтического стиля. Поэма М.Алигер «Зоя» отмечена удивительной слитностью автора с духовным миром героини. В ней вдохновенно и точно воплощены нравственный максимализм и цельность, правда и простота.

«Василий Теркин» А.Твардовского – крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи Великой Отечественной. Если у А.Прокофьева в лиро–эпической поэме «Россия» на первом плане образ Родины, ее поэтичнейшие пейзажи, а действующие лица (братья минометчики Шумовы) изображены в символически–обобщенной манере, то у Твардовского достигнут синтез частного и общего: индивидуальный образ Василия Теркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. Это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы Великой Отечественной войны.

ПРОЗА

Крупнейшие мастера слова – А.Толстой, Л.Леонов, М.Шолохов – стали и выдающимися публицистами. Популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово И.Эренбурга. Важный вклад в публицистику тех лет внесли А.Фадеев, В.Вишневский, Н.Тихонов.

Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если в первые месяцы войны ей была присуща обнаженно–рационалистическая манера, зачастую отвлеченно–схематические способы изображения врага, то в начале 1942 года публицистика обогащается элементами психологического анализа. В огненном слове публициста и митинговая нота. И обращение к душевному миру человека.

Следующий этап совпал с переломом в ходе войны, с необходимостью углубленного социально–политического рассмотрения фашистского фронта и тыла, выяснения коренных причин близящегося поражения гитлеризма и неотвратимости справедливого возмездия. Этими обстоятельствами вызвано обращение к таким жанрам, как памфлет и обозрение.

На завершающем этапе войны появилось тяготение к документальности. Так, например, в «Окнах ТАСС» наряду с графическим исполнением плакатов широко использовался метод фотомонтажа. Писатели и поэты вводили в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и другие документальные свидетельства.

Публицистика военных лет – качественно иной, по сравнению с предшествующими периодами, этап развития этого боевого и действенного искусства. Важная особенность публицистики той поры – широкое использование листовки, плаката, карикатуры.

Уже в первые два года войны было опубликовано свыше двухсот повестей. Из всех прозаических жанров только очерк и рассказ могли поспорить в популярности с повестью. В годы Великой Отечественной (как и в годы гражданской войны) на первое место вышла героическая, романтическая повесть.

Стремление раскрыть суровую и горькую правду первых месяцев войны, достижениями в области создания героических характеров отмечены «Русская повесть» (1942) Петра Павленко и повесть Василия Гроссмана «Народ бессмертен». Однако между этими произведениями есть различия в способах воплощения темы. У П.Павленко событийно–фабульное начало доминирует над раскрытием психологии войны. В повести «Народ бессмертен» образы рядовых солдат и офицеров воссозданы несравненно полнее и глубже.

Характерная примета военной прозы 1942 – 1943 годов – появление новелл, циклов рассказов, связанных единством действующих лиц, образом повествователя или лирической сквозной темой. Именно так построены «Рассказы Ивана Сударева» Алексея Толстого, «Морская душа» Л.Соболева, «Март–апрель» В.Кожевникова. Драматизм в этих произведениях оттеняется лирической и одновременно возвышенно–поэтической, романтической чертой, помогающей выявить душевную красоту героя. Углубляется проникновение во внутренний мир человека. Более убедительно и художественно совершенно раскрываются социально–этические истоки патриотизма.

Углубление историзма, расширение временных и пространственных горизонтов – несомненная заслуга повести 1943–1944 годов. Одновременно шло и укрупнение характеров. А.Платонова «Оборона Семидворья» (1943) – мир и война, жизнь и смерть, долг и чувство.

К концу войны ощутимо тяготение прозы к широкому эпическому осмыслению действительности. Два художника – М.Шолохов и А.Фадеев – особенно чутко улавливают тенденцию литературы. «Они сражались за Родину» Шолохова и «Молодая гвардия» Фадеева отличаются социальной масштабностью, открытием новых путей в трактовке темы войны.

ДРАМАТУРГИЯ

За годы войны было создано свыше трехсот пьес. Не все они увидели свет рампы. Лишь немногим посчастливилось пережить свое время. Среди них «Фронт» А.Корнейчука, «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди» К.Симонова, «Офицер флота» А.Крона, «Песнь о черноморцах» Б.Лавренева, «Сталинградцы» Ю. Чепурина и некоторые другие.

Пьесы, появившиеся в самом начале войны и созданные еще на волне довоенных настроений, оказались далекими от трагической обстановки первых месяцев тяжелых боев. Потребовалось время, чтобы художники смогли осознать свершившееся, верно его оценить и по–новому осветить. Переломным этапом в драматургии стал 1942 год.

Драма Л.Леонова «Нашествие» создавалась в самое трудное время. Небольшой город, где развертываются события пьесы, – символ всенародной борьбы с захватчиками. купец Фаюнин, ставший вскоре городским головой.

Сценическая история произведений Леонова периода Великой Отечественной войны (кроме «Нашествия» широкой известностью пользовалась и драма « Ленушка», 1943). Темой ряда интересных драматических произведений стали жизнь и героические деяния нашего флота. Среди них психологическая драма А.Крона «Офицер флота» (1944), лирическая комедия Вс.Азарова, Вс. Вишневского, А.Крона «Раскинулось море широкое» (1942), лирико–патетическая оратория Б.Лавренева «Песня о черноморцах»(1943).

Особое место в драматургии военных лет принадлежит такому своеобразному жанру, как сатирическая пьеса. Значение «Фронта! (1942) А.Корнейчука прежде всего в типических отрицательных образах, в той силе, с которой осмеяны драматургом рутинные, косные методы ведения войны, отсталые, но самонадеянные военачальники.

В годы войны создавались пьесы о нашем героическом тыле,о беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. К сожалению, в большинстве своем эти произведения не достигли того эстетического уровня и силы эмоционального воздействия, которыми были отмечены пьесы военно–исторического плана.

Определенных достижений добилась в этот период историческая драма. Были написаны такие исторические пьесы, как дилогия А.Толстого «Иван Грозный», трагедия В.Соловьева «Великий государь» и др.

В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» показана героическая борьба женщин с захватчиками, борьба за свободу страны, за счастье детей. Пять совершенно различных женских характеров, пять разных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» смог сохранить лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но все равно не может успокоиться. Он сознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может оправдать ее в своих глазах В скорби этого простого человека заключен высокий гуманизм. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, все время старается увести их от грозящей опасности.

Поведение каждой из пяти девушек - подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. Героична смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина погибает страшной смертью, стремясь поскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осяниной и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита «строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о своем сыне надежному и умному Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не может обвинить ее в трусости. Ее подруга умирает с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, любуется ею: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские - зеленые, круглые, как блюдца».

Многие, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов. Во многих произведениях русской литературы война показана как противоестественное человеческой природе действие. «…И началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», - писал Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир».

 

В.Польская литература 20века.Направления,представители,особенности развития.

Начало ХХ в. в Польше было связано с про­ле­тар­ским дви­­жением, давшим первые образцы проле­тар­ской поэ­зии («Варшавянка» В.Свенцицкого, «Красное зна­мя» Б.Червеньского и др.). В 1918 г. Польша вос­ста­­но­ви­ла независимость после 130-летнего пора­бо­ще­ния. Литература в эти годы выполняла особую функ­цию: формировала общественное мнение, акцен­ти­ровала вни­мание на проблемах национального осво­бо­ждения. После 1918 г. обостряется борьба идеоло­гий, про­ис­хо­дит раскол общества: одни выступают в защиту бур­жуаз­ного строя, выдвигают свои идеи (на­пример, поэ­ты группы «Скамандр» отвергали идею патриоти­чес­ко­го и гражданского служения обществу как навя­зан­ную политическими обстоятельствами), другие ратуют за социалистические преобразования, де­мократию. Об этом можно прочитать в произведе­ни­ях Ю.Тувима, М.Домбровской, Я.Лехоня, Я.Иваш­ке­вича, З.Нал­ковской.

Мария Домбро́вская – классик поль­ской литературы. Известность ей принес роман «Ночи и дни», посвященный жизни Поль­ши рубежа ХIХ–ХХ вв. и судьбе трех поколений шля­хет­ской семьи написанный в традициях реализма ХIХв. автор сбор­ников рассказов «Улыбка детства», «Люди отту­да». Романы М.Домбровской основаны на личных вос­поминаниях, часто автобиографичны.

Ярослав Ивашке́вич - автор нескольких поэтических сборников, новелл и расска­зов («Анна Грац­ци», «Бе­рез­няк», «Солнце в кухне»), романов «Красные щи­ты», «Заговор мужчин», пьес «Лето в Ноане», «Ма­ска­рад», художественной биографии-романа «Фре­дерик Шо­пен». В поэзии он лирик фило­соф­ской и любовной темы, стилизатор. Во время Вто­рой мировой войны пишет цикл стихов «Темные тропинки», «Итальянские новеллы», книгу воспоминаний. В 60–70-е гг. обра­щает­ся к свободному стиху, раскрывает правду о гит­ле­ризме, переосмысливает уроки войны, говорит о про­блемах поколения, жизни, труде. Итогом размы­шле­ний над судьбами народа и человека становится эпопея в трех томах «Хвала и слава» (наподобие «Ти­хо­го Дона» М.Шолохова или «Хождения по мукам» А.Толстого).

Галерея писателей этого времени будет неполной безЗофьи Налко́вской. Она и писатель, и документалист, и художник, и историк. В прозе Нал­ков­ская – реалист, поднимающий проблемы интел­ли­ген­ции, рассказывающий об особенностях женской ду­ши («Женщины», «Роман Терезы Геннерт», «Ро­вес­ни­цы», «Граница», «Князь»). После Вто­рой мировой войны З.Налковская выполняла обязан­но­сти члена комиссии по расследованию пре­ступле­ний нацистов и готовила документы для Нюрнберг­ско­го процесса. Основываясь на материалах комиссии, написала одно из самых значительных произведений послевоенной польской прозы – цикл «Медальоны», состоящий из 7 рассказов. Документальностью прони­за­на вся книга.

В межвоенное время в польской литературе было 3 груп­пировки: скамандриты (выступали за культ жиз­ни, разговорный язык, их герой – человек с улицы), экспрессионисты и футуристы. В 30-е гг. получает рас­пространение литература факта, дневника, репорта­жа. Роман отходит от привычной семейно-бытовой проблематики, приоритет получает документально-репортажная форма – начинает консолидироваться антифашистский фронт.

Накануне Второй мировой войны драматургом-новатором, разрушавшим традиции классического театра и выдвинувшим теорию «чистой формы», был Витка́цы . Он автор романов антитоталитарного харак­те­ра «Прощание с осенью», «Ненасытность», экспериментальных пьес («Прагма­тис­ты», «Сапожники», «Дюбал Вахазар, или На перевалах Абсурда»). Писатель попытался создать «соб­ственный» язык, синтезировав художественную прозу и философию.

Вторая мировая война принесла горе и в лите­ратуру. Часть писателей погибла в концлагерях, как, например, Януш Ко́рчак («Дети улицы», «Король Матиуш», «Сенат безумцев», «Как любить детей»). Прошел через концла­герь и Константы Ильде­фонс Галчи́ньский ав­тор сатири­чес­кого театра «Зе­ле­ный гусь», автор поэмы «Вит Ствош» о средневековом скульпторе.В 1951 г. появляется поэма «Ниобея». Через концлагерь про­шли Леон Кручко́в­ский, чьи пьесы «Возмездие» и «Нем­цы» отражают философский подход к пережи­то­му им прошлому. К литературе перио­да войны следует отнести и литера­ту­ру Со­про­ти­в­ле­ния, которая создавалась на терри­тории оккупи­ро­ванной Польши.

После войны идет восстановление страны, работает Союз польских писателей, утверждается в качестве ведущего метод социалистического реализма. Даль­ней­шая история польской литературы будет тесно свя­зана с происходившими в общественно-политической жизни событиями.

Важной вехой становится 1956 г., который назы­вают польским Октябрем. Началось крушение эпохи социалистического реализма, что было связано со смертью Сталина. Изменившаяся политическая ситуа­ция сказалась и на литературе. Стали писать иначе. С упразднением метода социалистического реализма активизировались проза и драматургия, хотя цензура все же существовала. Дебютировало новое поколение писателей, расширились издательские возможности, началась так называемая «оттепель». Допустима стала критика тоталитаризма. Определилась, как ее назы­вали, польская дорога к социализму. Однако события в Венгрии 1956 г. (восстание было кроваво подавлено) насторожили поляков.

В литературе появились дебютанты, которых наз­ва­ли «поколение-56». Это прозаики М.Хласко,М.Новаковский, В.Терлецкий,поэтыВ.Шимбор­ская, С.Гроховяк, З.Херберт. За ними внимательно следи­ли старшие писатели – Ивашкевич, Анджеев­ский, из эмигрантов – Гомбрович, Парницкий.

Во второй половине 60-х гг. в литературу приходит поколение писателей «новой волны», или «поколение-68», представители Е.Липская, С.Бараньчак,А.Загаевский, Р.Кры­ницкий. Для их поэзии характерны критическое отношение к действительности, языковые эксперименты, ломка по­литических стереотипов.

60-е гг. ХХ в. в польской литературе связаны с развитием деревенской прозы. Пример – произведения Юлиана Кава́льца, мастера философского осмы­сле­ния судеб, психологии крестьянина («Танцующий ястреб», «Ищу дом»). О деревне писалВеслав Мы­сли́в­ский («Голый сад», «Замок», «Камень на ка­мень»).

В 1968 г. после событий в Чехословакии[1] в Польше начались забастовки, потом аресты. Более 10 тысяч представителей польской интеллигенции выехало из страны. Среди тех, кто тогда уезжал начинающими ли­тераторами, сегодня известные писатели (например, С.Ба­раньчак (р. 1946), живущий в Америке). После 70-х гг. начинает развиваться подпольная литература. Характерной особенностью литературной Польши этого времени было наличие самиздата.

В 1981 г. жизни Польши произошел поворот. Появилось общество «Солидарность» во гла­ве с Лехом Валенсой. В 1989 г. «Солидарность» при­шла к власти, Валенса стал президентом Польши. В мае 1989 г. был образован независимый Союз поль­ских писателей, председателем которого стал Шчепаньский.

Литература 80–90-х гг. ХХ в. представлена поэ­зи­ей – Б.Май, А.Павлак, С.Бараньчак («Атлан­ти­да», «Послание с того света»), А.Загаевский («По­езд­ка во Львов», «Письмо», «Песенка эмигранта»). Тематика их произведений – осмысление проблем бытия, поис­ки правды и истины, желания, которые не осуществи­мы, тема эмиграции, мотив тоски и уеди­нения, беспо­мощ­ности перед обстоятельствами.

С огромным интересом был принят условно позд­ний дебют Е.Рыльского, опубликовавшего два рас­ска­за – «Станкевич», «Возвращение»; вы­шел том прозы «Только холод». Жанр исторического романа обновляет в своем творчестве Теодор Пар­ни́ц­кий(роман «Серебряные орлы»). Выделяется проза Тадеуша Конви́цкого,рисующего гротескные, сим­во­ли­ческие образы современной Польши («Восходы и заходы луны», воспоминания, книга «Вечерние зо­ри»).

Лучшие образцы ху­до­же­ственно-доку­­менталь­­ной прозы 20 в. явл. в лице ее создателей К.Бран­дыса, Т.Бре­зы, А.Кусьневича, Я.Парандовского. На­при­мер, Па­ран­довский написал романизированные био­графии О.Уайльда («Король жизни»), Ф.Петрарки («Петрар­ка»), повесть «Возвращение к жизни»

Нельзя забывать и о С.Леме – мэтре как в научной фантастике, так и в жанре философской притчи. Мастером ирони­ческого детектива признана Хмелевская. («Что сказал покойник», «Лекарство от люб­ви»). Спи­сок женских имен писателей пополнила Тока́рчук.(«Путь лю­дей Кни­ги», «Правек и другие вре­ме­на», «Дом днев­ной, дом ночной», «Последние исто­рии», «Бегуны»)

Литература конца ХХ – начала ХХI в. представлена прозой молодых писателей, довольно жестко крити­кую­щих современную цивилизацию и ее представи­те­лей: банковских служащих, шоу-бизнес, рекламщиков, бизнесменов и т.п. Вводя действительность в со­стоя­ние фантасмагории, соеди­ня­я реалистическое с мисти­кой, экс­пе­риментируя с языком, они создают ощуще­ние тупиковости жизни. В качестве приемов исполь­зу­ют­ся монолог, коллаж, аллегория, а языковые нова­ции, сленг и вульгаризмы воспринимаются адекватно и есте­ствен­но как признак со­вре­мен­но­сти.

Заставила о себе заговорить молодая пи­са­тельни­ца Дорота Масло́в­ская, автор ро­ма­нов, ставших коммерческими бестселле­ра­ми: «Поль­ско-русская вой­на под бело-красным фла­гом», «Пав­лин королевы» Европейским бестселлером стало произведение Януша Вишне́вского«Одиночество в Сети» (2001), герои которого – душевно одинокие люди – не могут быть вместе. Они общаются, встречаясь на ин­тернет-чатах, откровенно делятся своими жизненными историями, перипетиями, эротическими фантазиями. Начало книги и одновременно ее лейтмотив – «Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви» – за­став­ляет задуматься. Три года книга была бестсел­ле­ром, по ней в 2006 г. снят кинофильм, одну из ролей в котором сыграл сам автор. Первым из польских пи­са­те­лей Я.Вишневский опубликовал свой е-mail, объяс­няя это тем, что герои книги пользовались Интерне­том, после чего получил около 50 тыс. писем от чи­тателей из разных стран. Придя в литературу из науки, ко­торой Вишневский серьезно занимался (имеет сте­пень доктора информатики и доктора химических на­ук), он опубликовал такие произведения, как «Пов­то­ре­ние судьбы», «Зачем нужны мужчины?», в 2008 – 2010 гг. выпустил в свет «Молекулы эмоций», «Ин­тим­ную теорию относительности», «Аритмию чувств» и др.

Поэзию ХХ в. невозможно представить без Чеслава Ми́лошаПервая книга стихов «Поэма о застывшем времени» и вторая, «Три зимы», были опубликованы в 30-е гг. ХХ в.

Польская поэзия второй половины ХХ ст. это и Та­деуш Руже́вич– (стихотворные сборники «Из­бранное», «Стихотворения и поэмы», сборник рас­сказов «Грех»).сборники стихов и рас­ска­зов «Зеленая роза», «Третье лицо», «Смерть в старых де­ко­рациях», «Рециклинг»).

Поэзия сегодняшней Польши – эксперименты со словом. Появилось целое поколение поэтов, пишущих об антиурбанизации, создающих авторскую песню.

В области драматургии второй половины ХХ в. выделим имена С.Мрожека(«Танго», «Счастливый случай», «Эмигранты»), Т.Ру­же­вича(«Картотека»), Я.Паран­дов­ского(драма «Ме­дея»).

История польской литературы была бы неполной без блестящего мастера афоризмов, поэта Станислава Ежи Ле́ца . Ему принадлежат афоризмы «Вначале было Слово – потом появилась Фра­за», «Иногда надо замолчать, чтобы тебя услы­ша­ли».


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты