КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопр. Анализ творчества одного из чешских писателейПроизведенияБогумила Гра́бала(1914–1997), переведенные на многие языки мира, на русском языке стали появляться в литературных журналах только в начале 1990-х гг., спустя более 20 лет после того, как с ними познакомились в Европе и Америке. Объясняется это тем, что произведения Грабала, не соответствовавшие духу соцреализма, находились в «черном списке». Студенческие годы стали для Б.Грабала временем формирования литературного вкуса. Юрист по образованию, литературный путь он начал в 1937 г. публикацией в газете заметки «Дождь идет». Во время войны работал телеграфистом, дежурным по станции, после войны – страховым агентом, рабочим на заводе, упаковщиком макулатуры. Профессии, которые он испробовал, нашли отражение в творчестве. Однако не стоит думать, что все в произведениях автобиографично. Грабал создает «автобиографичный миф», мистифицированную автобиографию или, как сам говорил, «искусственную судьбу», хотя многие герои его произведений имеют прототипы в семье писателя или в кругу его друзей. Рассказы писал с 1954 г., но в 1959 г. они были запрещены. С 1963 г. Грабал стал выступать уже как профессиональный литератор: написал цикл стихотворений, испытывая влияние сюрреализма, а также поэтики художественной «Группы 42», возникшей в военное время вокруг поэта Иржи Колларжа; повесть «Уроки танцев для пожилых и продолжающих»; сборники рассказов «Жемчужина на дне» и «Пабители». Он создавал прозу, напоминающую репортаж, сочинял новеллы в экзистенциалистском ключе, натуралистические рассказы. Как сюрреалист устремлялся в сферу надреального. Благодаря повести «Поезда особого назначения» (1965) к писателю пришла мировая слава. Фильм голливудского режиссера , снятый по этому произведению, в 1967 г. был удостоен премии «Оскар» за лучшую иностранную киноленту. События в повести разворачиваются во время Второй мировой войны и имеют автобиографическую основу. В дальнейшем новаторская манера письма Грабала будет тесно связана с техникой коллажа (ассорти, смесь) его друга и учителя Иржи Колларжа. Для писателя работа с текстом была «работой с ножницами»: первый раз написал – оставил, потом перечитал – и вырезал. Пример – сборник «Объявление о продаже дома, в котором я уже не хочу жить» (1965). В следующем десятилетии писатель начал использовать технику письма «алла прима», восходящую к «автоматическому письму» сюрреалистов. А в 90-е гг., используя коллаж, он комбинирует чужие и собственные тексты, например, свой текст сочетает с программой инаугурации президента В.Гавела и отрывками из художественной литературы или добавляет газетные новости. Это прослеживается в произведениях «Инаугурация и внутренний монолог» и «Публичное самоубийство». После 1968 г. произведения Грабала были запрещены. Большинство книг публиковалось в самиздате за рубежом или спустя годы после их написания. Так, роман «Пострижение» 1970 г. был издан только в 1976. Однако, в 70–80-е гг. некоторые его книги, пропущенные через цензуру, официальные издательства все же печатали. В 1970 г. было написано одно из лучших произведений Грабала – роман «Я обслуживал английского короля». Печатался роман нелегально в самиздате, массовому чешскому читателю стал доступен только в 1989 г., на русском языке был опубликован в 1991 г. Вся книга – большая история, разделенная на отдельные части, которые в итоге составляют целостную картину жизни. Повествование носит исповедальный характер и представляет собой интимную беседу с читателем. Главный герой книги описывает события своей жизни как сторонний наблюдатель, стараясь быть объективным, не упуская ни малейшей детали Фундаментальное не по объему, а по смыслу «Слишком шумное одиночество» появилось нелегально в 1977 г., а официально, без цензурного вмешательства, спустя 12 лет. Если в предыдущем романе было лиро-эпическое повествование с активным героем, то в этой книге – философско-медитативное с героем-созерцателем. Б.Грабал использовал в творчестве сюрреалистический метод свободного ассоциативного начинания. Его произведениям присущ чешский юмор, ирония, которая все выворачивает наизнанку, в них ощущается любовь к философии Канта, много сильных эмоций, необычная манера письма. Следующее десятилетие в творчестве Б.Грабала ознаменовалось созданием автобиографической трилогии «Свадьбы в доме», «Vita nuowa», «Разрывы». Повести этого цикла, написанные от лица жены о нем самом, отражают политическую ситуацию после введения в Чехословакию войск стран Варшавского договора. Последнее спровоцировало конфликт писателя с властями. После «бархатной революции» 1989 г. Грабал вновь обрел массовую аудиторию. Писатель вызывал интерес не только у читателей, но и у политиков. Например, по просьбе тогдашнего президента США Билла Клинтона президент Чехии Вацлав Гавел организовал встречу с Б.Грабалом в одной из пражских пивных по требованию последнего. В 90-е гг. писателю было присуждено около десятка престижных международных премий в области литературы, он совершил поездки по университетам Европы и Америки с авторскими лекциями, а в 1996 г. получил чешскую медаль «За заслуги». Менее чем через два месяца после этого события оказался в больнице, а еще через месяц – 3 января 1997 г. – умер вследствие падения из окна. Кто-то говорит о несчастном случае, кто-то – о самоубийстве. Последнему есть объяснение: мотив самоубийства часто встречается в его произведениях, например, в «Волшебной флейте». В один из последних дней рождения Грабал записал: «Зачем я буду праздновать этот день, если мне хочется умереть? Рождение – да, но по другую сторону…».
|