КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопр. Анализ творчества польских писателейЕвропейским бестселлером стало произведение Януша Вишне́вского(р. 1954) «Одиночество в Сети» (2001), герои которого – душевно одинокие люди – не могут быть вместе. Они общаются, встречаясь на интернет-чатах, откровенно делятся своими жизненными историями, перипетиями, эротическими фантазиями. Начало книги и одновременно ее лейтмотив – «Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви» – заставляет задуматься. Три года книга была бестселлером, по ней в 2006 г. снят кинофильм, одну из ролей в котором сыграл сам автор. Первым из польских писателей Я.Вишневский опубликовал свой е-mail, объясняя это тем, что герои книги пользовались Интернетом, после чего получил около 50 тыс. писем от читателей из разных стран. Придя в литературу из науки, которой Вишневский серьезно занимался (имеет степень доктора информатики и доктора химических наук), он опубликовал такие произведения, как «Повторение судьбы», «Зачем нужны мужчины?», в 2008 – 2010 гг. выпустил в свет «Молекулы эмоций», «Интимную теорию относительности», «Аритмию чувств» и др. Признанным мастером жанра исторического романа по праву считается Генрик Сенке́вич (1846–1916),лауреат Нобелевской премии 1905 г., автористорической трилогии «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский». «Огнем и мечом» стал первым историческим романом писателя, опубликовавшего до этого только несколько рассказов и повестей. В первой части трилогии речь идет о борьбе Речи Посполитой с Украиной времен Богдана Хмельницкого. Вторая часть трилогии дает описание войны поляков со шведской интервенцией 1655–1656 гг. Третий роман поэтизирует подвиги польских рыцарей во времена турецкого вторжения. Впоследствии он напишет роман-эпопею «Камо грядеши?» и роман «Крестоносцы» (о борьбе славян с Тевтонским орденом). Огромный успех будет на протяжении многих лет сопутствовать роману «Камо грядеши?» (по-русски звучит как «Куда идешь?»). Название было подсказано преданием о том, как апостол Петр после уничтожения христиан в Риме покидает его и по дороге встречает Христа, которому задает вопрос: «Куда идешь, Господи?», на что тот отвечает: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим на новое распятие». После этого Петр возвращается в Рим и принимает мученическую смерть. Это единственный роман не о польской истории. Он о борьбе первых христиан римской общины с могущественнейшей Римской. Романы Г.Сенкевича имели ярко выраженную идеологическую и общественную направленность. Они динамичны, полны страстей, колоритны, читаются с интересом. Произведения Сенкевича переведены на многие языки мира, в том числе и на белорусский, неоднократно экранизированы.
В.Чешская литература 20века.Направления, представители, особенности развития. Особое место в литературе начала ХХ в. занимает Ярослав Га́шек (1883–1923) – сатирик, автор фельетонов, новелл, рассказов. (он был врагом религии и клерикализма). Еще в детстве, помогая священнику как министрант, хорошо изучил закулисную жизнь духовенства, и первые копья начинающего прозаика полетели в их сторону. Разорвав с религией, опубликовал немало сатирических рассказов («Камень жизни», «Хвала богу», «В аду», «Смерть сатаны»). Высмеивал «чудеса» религии, ее служителей. Когда началась Первая мировая война, был мобилизован, отправлен на Русский фронт. 1920 г. вернулся домой, направленный на помощь чешскому революционному движению. Буржуазная печать на родине ополчилась против него: его травили, преследовали. Наступило одиночество, изоляция. Спасала идея романа о Швейке. Используя моменты из собственной биографии, он написал роман «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», в котором разоблачаются империалистические войны, государственный и религиозный гнет. Швейк становится выразителем народного мнения.Роман – историческая картина определенной эпохи. В Чехии книгу восприняли как плебейскую, автора травили. Роман не был закончен. В 1918 г. произошло образование независимой Чехословацкой республики – страны с равными правами для чехов и словаков. Первым президентом стал доктор наук Т.Г.Ма́сарик, проповедовавший идеи гуманизма и демократии. Начался подъем рабочего движения. В 20-е гг. зарождается пролетарское течение в поэзии, теоретиками которого были В.Нейман, И.Волькер. Кроме революционной поэзии в 20-е гг. появляется социально-обличительный роман (романы М.Майеровой «Лучший из миров», И.Ольбрахта «Анка-пролетарка», В.Ванчуры «Пекарь Ян Маргоуль» и др.). Особо выделим имя Ярослава Се́йферта (1901–1986), первого чехословацкого Нобелевского лауреата 1984 г., дебютировавшего сборником стихов «Город в слезах», в котором сочетались революционная проблематика с романтическим лиризмом. Он был членом объединения «Деветсил» – колыбели чешского авангарда, увлекался идеями всеобщего равенства. В сборнике «Руки Венеры» Я.Сейферт расскажет о любви к женщине. Культура и красота Праги станут темой «Веера Божены Немцовой», «Каменного моста». Одно из самых значительных творений – сборник стихов «Чумной столб» («Моровой столб»). Поэзию Сейферта отличает синтез различных течений европейского авангарда с отечественными философско-культурными корнями, что стало символично для чешской поэтической традиции. В середине 20-х гг. молодые писатели и художники объединяются в общество «Деветсил», предложившее взамен лозунгов пролетарского искусства раскрепощение личности, поиск нового стиля, авангардистскую концепцию поэтизма. Поэтизм возникает как направление, связанное как с «Деветсилом», так и с пролетарской литературой. При этом он чурается идеологии вообще, провозглашая новый стиль, далекий от академизма, канонов классического искусства, апеллировавший к людям – современникам эпохи радио, кино, модерна. Впоследствии поэтизм перерастет в сюрреализм, ориентированный на изучение подсознания, ассоциаций. В ряду ярких сторонников «Деветсила», поэтизма и сюрреализма можно назвать писателей В.Незвала, создавшего группу чешских сюрреалистов, В.Ванчуру, К.Библа. 20–30-е гг. ХХ в. – деятельность Карела Ча́пека Основной метод – доказательство от противного, соединение развлечения и откровения, радости и горя, добра и зла. В его произведениях мир не гармоничен, поэтому судьбы героев часто складываются трагично. Отличительной чертой является наличие в них детективной фабулы, случайности или происшествия. (трилогии «Гордубал», «Метеор», «Обыкновенная жизнь»). Он исследовал корни фашизма (роман «Война с саламандрами»), выступил антифашистом в пьесе «Мать»,раскрыл будущее планеты (драма «R.U.R.» Написал пьесы «Белая болезнь», «Средство Макропулоса», «Из жизни насекомых». В романе «Война с саламандрами» – романе-протесте, писатель поднимает вопрос о научных открытиях и ответственности за последствия экспериментов. Пародия, юмор, сатира послужили методом доказательства. 30-е гг. ХХ в. в Чехословакии были отмечены экономическим кризисом, Критике подвергается концепция автономности искусства (как у авангардистов, сюрреалистов). С другой стороны, это были годы начала оригинальной школы чешского сюрреализма, работы виднейших ее представителей С.К.Неймана, В.Завады, Ф.Галаса, В.Незвала. Витезслав Не́звал предложил свободную ассоциативность «вместо идеологии, сюжета, логики». Он стал одним из основателей «Группы сюрреалистов Чехии» и автором «Манифеста сюрреализма в ЧСР», пронизанного бунтарством, революционностью.. Написал ряд интереснейших стихов, например, «Попугай на мотоцикле», сборник стихов «Маленький садик роз», поэмы «Удивительный кудесник», «Эдисон». Вместе с В.Незвалом участником «Деветсила» был Владислав Ва́нчура (1891–1942), прославившийся романами «Пекарь Ян Маргоуль», «Семья Горвата», художественной хроникой «Картины из истории чешского народа», рассказами и драмами, сценариями и режиссурой фильмов. Являясь ярчайшим представителем чешского авангарда 1920–1930-х гг. В 1938 г. Чехословакия стала жертвой фашизма. Началась оккупация, страна потеряла независимость. Гитлер оправдывал введение войск в Чехословакию защитой немецкоязычного населения. Подавление национальной духовной жизни, патриотично настроенной интеллигенции стали нормой жизни. 1939–1945 гг. – годы гитлеровской оккупации, гибели многих литераторов. Среди них – В.Ванчура, Й.Чапек, И.Ортен, Ю.Фучик («Репортаж с петлей на шее»). В 1945 г. Чехословакия была освобождена, а уже в 1949 г. состоялся I съезд чехословацких писателей, был образован Союз чехословацких писателей. В 50–60-е гг. социалистический реализм доминирует в литературе. К середине 60-х гг. усилилось влияние модернизма, «нового романа», абсурда драмы. А в 1968–1969 гг. произошел политический кризис, с «оттепелью» было покончено после введения войск стран Варшавского договора для «нормализации» политической ситуации в стране. После 1972 г. вновь возвращаются строгие правила соцреализма, воспевающего прелести социалистического общества. После либерализации 60-х гг. публиковались произведения только проверенных в идеологическом отношении авторов. Однако было и другое, и другие. Те, кто принимал участие в событиях «Пражской весны» или сочувствовал им, подвергались преследованиям, не имели доступа к массовому читателю, покидали страну. Произведения, которые не могли не быть признаны за их достоинства и принадлежали популярным авторам, проходили строгий контроль цензуры, корректировались, но все же печатались. Так случилось с некоторыми произведениями Б.Грабала, которые стали появляться в литературных журналах только в начале 1990-х гг., спустя более 20 лет после того, как с ними познакомились в Европе и Америке. Студенческие годы стали для Б.Грабала временем формирования литературного вкуса. литературный путь он начал в 1937 г. публикацией в газете заметки «Дождь идет». Во время войны работал телеграфистом, дежурным по станции, после войны – страховым агентом, рабочим на сталелитейном заводе и др.. Профессии нашли отражение в творчестве. Однако не стоит думать, что все в произведениях автобиографично. Грабал создает «автобиографичный миф» или, как сам говорил, «искусственную судьбу», хотя многие герои его произведений имеют прототипы в семье писателя. Рассказы писал с 1954 г., но в 1959 г. они были запрещены. С 1963 г. Грабал стал выступать уже как профессиональный литератор: написал цикл стихотворений, испытывая влияние сюрреализма, а также поэтики художественной «Группы 42», возникшей в военное время вокруг поэта Иржи Колларжа; повесть «Уроки танцев для пожилых и продолжающих»; сборники рассказов «Жемчужина на дне» и «Пабители» (слово «пабители» придумал сам для определенного типа людей наподобие сумасшедших, параллель – Швейк). Он создавал прозу, напоминающую репортаж, сочинял новеллы в экзистенциалистском ключе, натуралистические рассказы. Благодаря повести «Поезда особого назначения» к писателю пришла мировая слава. В дальнейшем новаторская манера письма Грабала будет тесно связана с техникой коллажа (ассорти, смесь) Пример – сборник «Объявление о продаже дома, в котором я уже не хочу жить». В следующем десятилетии писатель начал использовать технику письма «алла прима». А в 90-е гг., используя коллаж, он комбинирует чужие и собственные тексты. Это прослеживается в произведениях «Инаугурация и внутренний монолог» и «Публичное самоубийство». После 1968 г. произведения Грабала были запрещены. В 1970 г. было написано одно из лучших произв. Грабала – роман «Я обслуживал английского короля». Повествование носит исповедальный характер и представляет собой интимную беседу с читателем. Фундаментальное не по объему, а по смыслу «Слишком шумное одиночество» появилось нелегально в 1977 г., а официально, без цензурного вмешательства, спустя 12 лет. Если в предыдущем романе было лиро-эпическое повествование с активным героем, то в этой книге – философско-медитативное с героем-созерцателем. Его произведениям присущ чешский юмор, ирония, которая все выворачивает наизнанку, в них ощущается любовь к философии Канта, много сильных эмоций, необычная манера письма. Следующее десятилетие в творчестве Б.Грабала ознаменовалось созданием автобиографической трилогии «Свадьбы в доме», «Vita nuowa», «Разрывы». В 90-е гг. писателю было присуждено около десятка престижных международных премий в области литературы, он совершил поездки по университетам Европы и Америки с авторскими лекциями, а в 1996 г. получил чешскую медаль «За заслуги». К современным писателям-драматургам относится Вацлав Га́вел.Он был одним из основателей общественного движения «Хартия-77». (пьесы «Реконструкция», «Аудиенция», «Яйцо и курица», «Праздник в саду», «Уведомление», «Вернисаж», «Протест», «Большое опустошение») Особое место в чешской литературе занимает творчество Милана Ку́ндеры - мастер интеллектуальной прозы. (сборник стихов «Человек – необъятный сад», поэтический цикл «Последний май», три тетради рассказов «Смешные Любови, роман (по сути политический) «Шутка», роман «Книга смеха и забвения», «Невыносимая легкость бытия», пьесы: «Жак и его господин» о Д.Дидро, «Владельцы ключей». Один из самых читаемых современных прозаиков – Михал Вивег. Бестселлером стало произв. «Лучшие годы – псу под хвост». Прекрасно владея богатой палитрой юмора и иронии, в которой нередко оживают типично чешские – гашековские интонации, Вивег пишет о наболевшем – о ключевых моментах чешской истории второй половины ХХ ст. Кроме выше перечисленных писателей, современную чешскую литературу представляют Нефф, автор исторических романов «У королев не бывает ног», «Перстень Борджиа», «Колдунья»; С.Ру́дольф, пишущий о подростках;То́ман – автор произведений об индейцах;М. Стингл, разрабатывающий донжуанскую тему.
|