КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос. Русская сатира 20 века. М.Зощенко, Е.Петров, И.Ильф.Сатира — показатель силы сопротивления искусства, свидетельство находчивости и изобретательности писателей во имя сохранения независимости взглядов. Сатирики обличали бюрократов, подменяющих суть дела бумажками, пророчески увидели страшную опасность уравниловки, создающей почву для безынициативности, социальной пассивности - всего того, о чем говорим мы и сейчас. Сатира в отечественной лит. XX века пережила годы бурного развития. Первый взлет - произошел в начале века после издания в ноябре 1905 г. «Временного положения о русской печати и свободе слова». Отменялась любая предварительная цензура. Разрешалось открывать собственные газеты и журналы. В 1905—1907 г. в стране выходило более трехсот сатирич. и юмористич. изданий. «Бич», «Плеть», «Скорпион», «Пулемет» — в названиях отражалось активное желание обличать, клеймить, жалить. Среди журналов-однодневок существовал блестящий образец сатирического издания—журнал «Сатирикон», собравший под своей крышей многих талантливых авторов: Аверченко, Тэффи, Бухова и др. Выдержали проверку временем — долгим забвением сатирические фельетоны В. Дорошевича. Пробовали себя в сатирических жанрах Горький и Блок, Куприн и Сологуб. Юмором от отчаяния, «смехом на кладбище» назвал сатиру этих лет В. Воинов. Следующий этап, когда сатирич. жанры бурно развивались,— 20-е г. Несмотря на рапповскую критику, преследование всего «непролетарского», в это десятилетие созданы замечательные сатирические произведения Зощенко, Платоновым, Романовым и Ильфом и Петровым, Булгаковым. Не все их книги увидели свет при жизни авторов, многие подверглись критике. На Западе в 20-е годы издавались Аверченко, Саша Черный, Тэффи, после неожиданного отзыва Ленина Аверченко стали печатать и в Советской России. В 30-е годы сатира в отечественной литературе идет на спад. Последним «прорывом» можно считать «Золотого теленка». «Смешно думать о настоящей сатире,— замечал Зощенко.— Привычные темы, которыми полна моя записная книжка, увы, сейчас не актуальны...» Когда уже после войны, в 1946 году, клеймили Зощенко, то и покойным Ильфу и Петрову «припечатали» за «путешествие плутов по стране дураков». И не просто в рецензии помянули недобрым словом, но из библиотек изымали их книгу. Робкие попытки возродить сатирич. жанры относятся к концу 60-х — началу 70-х г. Созданные произв. в лучшем случае допускались в печать в «приглаженном», усеченном виде, а истолковывались без учета авторского замысла. Примером может быть твор-во Ф. Искандера, из произведений которого изымались целые главы («Пиры Валтасара» в «Сандро из Чегема»). И вместе с тем в 70-е годы появляются сатирическая пьеса В. Шукшина «Энергичные люди» и его сатирическая сказка «До третьих петухов». Сатирическая проза последнего десятилетия не отличается разнообразием. Ведущим ее жанром остается короткий рассказ (Жванецкий, С. Альтов, Пелевин). Особое место принадлежит Михаилу Михайловичу Зощенко.З. довел до совершенства манеру комического сказа, имевшего богатые традиции в русской литературе. Им создан оригинальный стиль лирико-иронического повествования в рассказах 20х-30х г. В своих произв. в отличие от современных писателей -сатириков никогда не унижал своего героя, а наоборот пытался помочь человеку избавиться от пороков. Смех Зощенко не смех ради смеха, а смех ради нравственного очищения. У Зощенко посвящен целый ряд рассказов ("Честный гражданин", "Учитель", "Твердая валюта", "Рассказы назара Ильича господина Синебрюхова" и другие). Возникает впечатляющая картина некой абсурдной и одновременно безусловно реальной жизни . Главные особенности творческой манеры М.М.Зощенко: -Герои - обыватели, субъект осмеяния - обывательские черты. -Беззаботно-шутливые нотки - это фон для нот боли и горечи. -Способность безошибочно определять жизненно главные вопросы в общественной атмосфере. -Призыв не бороться с людьми - носителями обывательских черт - а помогать им от них избавиться. Сатира Булгакова прошла прошла через определённые этапы. Его многочисленные статьи , фельетоны, корреспонденции, на примере которых можно проследить эволюционный путь профессионального журналиста и блестящего публициста, не были написаны в остро разоблачительном ключе. Полемические выпады в статьях раннего периода чаще всего завершались добродушным авторским смехом. Однако с течением времени перо Булгакова крепло, документально-художественная проза становилась все более зрелой, приобретая черты политического сарказма. Сатирич. повести "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце" звучат с особой актуальностью сейчас. Особенности творческой манеры М.А.Булгакова: -В самом начале 20-х годов пророчески заглянул в завтрашний день тоталитарного строя с его антигуманными установками. -В его творчестве нашли отражение самые разные жанры: фельетон и небольшой рассказ, повесть с острой фабулой и широким использованием элементов фантастики. -Были доступны и лёгкий юмор, и безобидный смех, и тонкая ирония, и резкая сатира. -Успешно продолжая, развивая и углубляя гоголевские традиции в решении темы "маленького" человека, в иных исторических условиях правдиво показал нового Башмачкина, задавленного бюрократической машиной тоталитарного общества. -Тема "маленького человека" сменяется проблемой русской интеллигенции. Булгаков был ярым поборником общечеловеческих ценностей, певцом подлинного искусства, которое невозможно запретить или уничтожить. И. Ильф (1897-1937) и Е. Петров (1902-1942) выросли на одесской почве, прошли через газетную поденщину. Встретясь в «Гудке», дальше двигались вместе. По мере «расцвета» советского государства у них иллюзий оставалось все меньше. Их юмористические повести и романы поражали остроумием, умением «раздеть» и обывателя, и интеллигента, и высокопоставленного чиновника. Фельетонистов в 20-е годы было много. В жанре авантюрной повести пробовали силы П. Романов, Я. Окунев. И. Ильф и Е. Петров создали два блестящих романа, получивших высокую оценку и в Европе, и в Америке. На суперобложке американского издания значилось: «Книга, которая слишком смешна, чтобы быть опубликованной в России». Значительный перерыв в развитии сатиры кончился в 60— 70-х годах как бы естественным продолжением художественных поисков писателей 20-х — начала 30-х годов. Талант В. Шукшина (1929—1974) проявился и в сочетании с актерской, режиссерской и писательской деятельностью, и в обращении к самым разным литературным жанрам (рассказы, пьесы, роман, сказки, статьи). Мягкий юмор ранних его рассказов сменяется едкой иронией. Над чем смеялся В. Шукшин? Прежде всего над покорностью, душевной леностью, тупой претенциозностью. Ему противен распоясавшийся обыватель. Ф. Искандер (род. в 1929) В его творчестве лирика сосуществует с сатирой и источником юмора является абхазский фольклор. Свое обращение к сатире Искандер воспринимал как результат оскорбления любви «к людям ли, к родине, может быть, к человечеству в целом». Он никогда не стремился к роли юмориста-развлекателя. В рассказе «Начало» он дал образную характеристику юмора: «Надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там никого нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставленный этим обратным путешествием, и будет настоящим юмором». (Политическая сказка-притча «Кролики и удавы»; «Колчерукий», 1967; «Сандро из Чегема», 1973,1988 и др.). 16 вопр. «Тихий Дон» М.Шолохова. История, человек, народ в романе. Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем—до 1918 года—в гимназии. В годы гражданской войны Ш. жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. По окончании войны Ш. работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литер. деятельность писателя началась в 1923 г. В 1925г. вышла первая его книга—«Донские рассказы». Ш. принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство. После выхода в свет первых рассказов Ш. возвратился на Дон, в родную станицу. В 1926 году Ш. начал работать над «Тихим Доном». 1 книга вышла в 1928 г., 2—в 1929 г., 3—в 1933 г., 4 в 1940 г. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Ш. широко известным. В 1932 году Шолохов опубликовал первую книгу нового романа «Поднятая целина». Для того чтобы написать новое произведение по горячим следамколлективизации, Ш. прервал на время работу над «Тихим Доном». В годы Великой Отечественной войны Ш. — деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». Отдельные главы были напечатаны в 1943-1944 г. и в 1949 г. В них изображены тяжелые бои, которые вела Советская Армия летом 1942 г. на дальних подступах к Сталинграду. Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека».Рассказ быстро стал известен всему миру. На его основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал фильм под тем же названием. В 1959году Ш. закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом. За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в1960 г. Ленинской премии. В 1965 г. Ш. была присуждена международная Нобелевская премия. Герои его книг — простые, рядовые люди труда. Писатель относится к ним с симпатией, с сочувствием и любовью, он видит их богатый духовный внутренний мир. Ш.создает целую галерею незабываемых образов простых людей. Ш.— враг неоправданной усложненности в литературе. Он пишет о народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа. «Тихий Дон» «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений советской художественной прозы. В «Тихом Доне» Ш., прежде всего, выступает перед нами как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает период в десять лет с 1912 по 1922 г.. Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба эти плана даны в нераздельном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном—его любовью к Аксинье, в плане социальном—столкновением Григория с жестокими противоречиями исторической действительности.. Органична и развязка романа. В плане личном—это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом—это разгром белоказачьего движения и окончательное торжество Советской власти на Дону. Обе переплетающиеся сюжетные линии—личная и историческая—оказываются полностью исчерпанными. Трагический крах героя логически закономерен и завершен. В первой книге действие начинается предвоенным временем и заканчивается шестнадцатым годом. Говорится в ней о жизни и быте станицы, о юности Григория Мелехова, о событиях империалистической войны. Вторая книга охватывает период с 1916 г. по1918г. Февральские дни 1917 г, корниловщина, Великий Октябрь, начало гражданской войны на Дону—вот что стоит в центре книги.Третья книга: 1918 - 1919 г.Изображается в ней ожесточенная борьба советского народа с белогвардейской контрреволюцией на юге. четвертая книга1919 г.- 1922 г, повествует о полном разгроме белоказачьего движения и окончательной победе Советской власти на Дону. Империалистическая война, революция, гражданская война—таковы исторические события, нашедшие в «Тихом Доне» свое художественное отражение. Действие в романе происходит на западном фронте, в Петербурге и Москве. Но главным местом действия явл. казачья станица. Переход народных масс на сторону революции и социализма Прослеживается на судьбах казачества. Это и определило особый характер изображения борьбы классов в «Тихом Доне». Казачество отличалось рядом своеобразных социальных особенностей. В течение долгих лет царизм рассматривал казаков как своих усердных и преданных слуг не столько в войнах с внешними врагами, сколько в борьбе с революционным народом, с освободительным движением. Казаки были поставлены в особые, привилегированные условия. Они зачастую не знали тех бедствий и тягот, которые терпел русский трудящийся человек. Среди них разжигалась вражда к национальным меньшинствам, ко всем не казакам, иногородним. Это развило в казачестве чувство сословного превосходства, затрудняло проникновение революционных идей в его среду и в годы гражданской войны сделало часть казаков послушным орудием белогвардейской контрреволюции. Разумеется, и на Дону было классовое расслоение. И там развертывалась борьба трудового казачества против кулаков и помещиков. Но указанные выше обстоятельства придали гражданской войне на Дону особую кровавую ожесточенность. В «Тихом Доне» Ш. и стремился со всей силой раскрыть необычайную остроту и небывалое ожесточение классовых боев в казачьей среде. Гражданская война была войной не на жизнь, а на смерть между двумя основными лагерями—лагерем революционного народа, возглавляемого коммунистами, и лагерем контрреволюции, объединявшим помещиков, буржуазию, кулачество. Эти основные противостоящие друг другу силы нашли свое отражение в «Тихом Доне». Здесь мы видим, с одной стороны, помещика Листницкого, кулаков Коршуновых, купца Мохова, белогвардейских генералов и офицеров — злобных врагов советского народа, людей, лишенных чести и совести, палачей и убийц. Их программа ясна и отчетлива. Они хотят потопить в крови революционный народ и восстановить старые, царские порядки, с тем чтобы снова иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, безжалостно эксплуатируя рабочих и крестьян. Против них ведет смертельную войну революционный народ и его защитники, выразители его интересов— революционеры Подтелков, Бунчук, Штокман, Котляров, Михаил Кошевой, Погудко.
|