КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопр. Художник и эпоха. Творческая и личная судьба. Булгаков М.АМихаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) родился в семье профессора Киевской духовной академии. Детство и юность прошли в Киеве. В творчество писателя Киев войдет как Город (роман "Белая гвардия") и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины (очерк "Киев-город"). В 1909 г. Б. поступает на медицин. факультет Киевского университета. Киевские годы заложили основы мировосприятия Б. После окончания университета 1916, он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл "Записки юного врача". Осенью 1917 поездка в Москву вызвана желанием освободиться от военной службы и от личного недуга, довольно точно воспроизведенного в одном из рассказов —"Морфий". Вплотную с событиями революции и гражданской войны Б. столкнулся в родном Киеве, куда возвратился в марте 1918. Полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", рассказ "Необыкновенные приключения доктора". 1919 Б. был мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья "Грядущие перспективы». Написана она с позиции неприятия "великой социальной революции".В годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор —расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1920—1921, работая во Владикавказском подотделе искусств, Б. сочинил пять пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Но впоследствии были им уничтожены. Тексты их не сохранились, кроме — "Сыновья муллы". Об своей жизни владикавказского периода Б. расскажет в повести "Записки на манжетах». В 1921он возвращается в Москву, пытается зарабатывать литературным трудом, печатает фельетоны в газете «Гудок». В печати появляются его рассказы и повести – «Записки на манжетах», «Дьяволиада», «Роковые яйца», роман «Белая гвардия». В литературном приложении, кроме упомянутых , были опубликованы его рассказы "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни»,"Ханский огонь". Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Б. 1920-х гг.,"бесчисленные уродства нашего быта". В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести "Собачье сердце". В названных повестях отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия". Этот роман был самой любимой вещью писателя. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Б. написал пьесу "Дни Турбиных",(премьера сост. в 1926). Именно она принесла Б. широкую известность. Однако произведения Б. встречаются многими критиками крайне недоброжелательно, обвинения выдвигаются не только эстетические, но и политические. В мае 1926 во время обыска московской квартиры Б. у него изъяли рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. Далее следует вызов на допрос, а через несколько месяцев – еще и еще один. В 1928 г. Б. отказывают в просьбе о двухмесячной поездке за границу для устройства издательских и постановочных дел. Запрещаются к постановке его пьесы. Не были доведены до премьеры, сатирическая комедия "Бег"—тема белого движения и эмиграции; "оборонная" пьеса "Адам и Ева"; фантастическая комедия "Блаженство"и "Иван Васильевич". Драма "Александр Пушкин» появилась на сцене МХАТа лишь через три года после смерти автора. Аналогичная участь ожидала и театральные инсценировки "Полоумный Журден", "Война и мир", "Дон Кихот". Ни одна из пьес и инсценировок Б., включая и знаменитые "Дни Турбиных", не была опубликована при его жизни. Лишь в 1962 издательство "Искусство" выпустило сборник пьес Б. На рубеже 1920—30-х. пьесы Б. были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к власти ("Письмо правительству", 1930), прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За письмом последовал телефонный звонок Сталина. Он получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В 1928г. писатель начинает работу над романом «Мастер и Маргарита», которая длилась 12 лет и была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти. В 1929 начата работа над «Театральным романом». В 1930-е едва ли не главной в творчестве писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разныхисторических эпох: мольеровской (пьеса "Мольер", биографическая повесть"Жизнь господина де Мольера"), пушкинской (пьеса "Последние дни"),современной ("Мастер и Маргарита") В это время Б. знакомится с Еленой Шиловской. В 1932 он разводится с Белозерской и женится на Елене. Проза Булгакова не печатается. На сцене МХАТ идет лишь инсценировка «Мертвых душ».Б. зарабатывал переводами, играл в спектаклях МХАТ, писал либретто для Большого театра. Он пишет новые произв., пытается пробить их в печать, пробует так или иначе вписаться в современность. В 1938г. руководство МХАТ просит Булгакова написать юбилейную пьесу о Сталине, он дает согласие. Однако пьеса «Батум» тоже была запрещена. Известие о запрете постановки пьесы, возможно, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза. Первым признаком было резкое ухудшение зрения. Последние исправления в текст «Мастера и Маргариты» под диктовку Булгакова вносит Елена Сергеевна. Б. умер 10 марта 1940 г. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Повесть «Собачье сердце». М. Горький писал в «Несвоевременных мыслях» о вождях, которые проделывают жестокий опыт с русским народом, работая «как химики в лаборатории, с той лишь разницей, что химики пользуются мертвой материей». Зачем же профессору Преображенскому, герою сатирической повести Булгакова «Собачье сердце», понадобилось вживлять в мозг собаки гипофиз человека? Уловив пародийные начала повести, начинаем рассуждать. Преображенский, верящий в науку и законы эволюции, по идее, не должен покушаться на генетику столь разных представителей живого мира, но он идет на эксперимент и получает маленького, злобного человека по имени Шариков. С точки зрения художественной — это фантастика, но в реальности, оказывается, тоже много фантасмагорического. «Чистопородные» пролетарии «уплотняют» московские дома, выселяют старожилов-интеллигентов, из подъездов исчезли ковровые дорожки, галоши, цветы на площадках, электричество гаснет по два раза в сутки. Начинается царство фантастической разрухи. Преображенский, выведя новую породу человека, хочет воздействовать на Шарикова словом, но безрезультатно. А вот у Швондера — идейного антагониста Преображенского — получилось сразу, и Шариков понял, что он «труженик», потому что не нэпман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий 40 пар штанов. «Труженик» , потому что у него нет собственности, а работать не нужно — достаточно «взять все да и поделить». Швондер, «выведенный» другим путем новый человек, борется за душу Шарикова, прививая ему нахрапистость, наглость, высокомерие к культуре. Хочу мять цветы — и буду, хочу мочиться мимо унитаза — мое право, хочу сделать политическую карьеру в государстве Швондеров — потесню кого-нибудь и сделаю. Вот плоды революционного «окультуривания» масс. Булгаков солидарен с помощником Преображенского Борменталем: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». Безусловно, эпоха революционных преобразований породила Павла Корчагина (Н. Островский. «Как закалялась сталь»), Веньку Малышева (П. Нилин. «Жестокость»), Сашу Дванова (А. Платонов. «Чевенгур»), но нашел себя в ней именно Шариков. Он обустроился, почувствовал себя как дома, вольготно. Симптом духовной катастрофы в Советской России налицо, делает вывод своим произведением писатель. 14 вопр. Русская литература 30-х – середины 80-х гг. 20 века. Общая характеристика литературного процесса. Литература 20 века, с одной стороны, продолжила линию реалистической литературы 19 века, а, с другой стороны, в ней возникли новые модернистские и постмодернистские направления. Начало 20 века принято называть «Серебряным веком» русской поэзии. Серебряный век сменила советская литература 20-40-х годов, которую принято делить на литературу советскую и литературу русского зарубежья. Особо выделяют литературу периода Великой отечественной войны и послевоенного времени, литературу периода застоя, деревенскую прозу, поэзию 60-х годов, период становления и расцвета альтернативной и постмодернистской литературы – конец 80-х – 90-е годы 20 века. «Серебряный век» русской поэзии В начале 20 века Россия переживала глобальные потрясения: кризис царской власти, революции 1905, 1917 годов, Первую мировую войну, Гражданскую войну. На фоне бурной общественно-политической жизни в стране и складывалась новая литература. В это время определенную роль продолжала играть реалистическая литература. Были живы Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, у которых были продолжатели И.А. Бунин, А. Куприн, М. Горький. Но начало 20 века было отмечено взлетом русской поэзии. Модернистские течения, жившие до некоторого времени незаметно, проявили себя в полной мере. Первым направлением поэзии «Серебряного века» был символизм. Теоретиками русского символизма были Д. Мережковский, В. Брюсов и А. Белый. Символизм возник в противовес натуралистической литературе. Символисты стояли на позициях субъективного отношения к искусству, а субъективные ощущения выражали в символической форме. Поэтическое слово, по мнению символистов, существует не только и не столько для того, чтобы что-то объяснить, но и для того, чтобы заронить предчувствие в душе читателя, вызвать определенное настроение. Символизм породил множество других модернистских направлений. Представителями собственно символизма были поэты А.А. Блок, В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Анненский, Вяч. Иванов, З. Гиппиус. В противоречие символизму возникло новое литературное течение «акмеизм». Его представителями были Н.Гумилев, А.Ахматова, Городецкий, Г. Иванов, Зенкевич, Лозинский. Акмеисты считали, что символы должны быть конкретными, вещными. Жизнь следует воспринимать через восприятие вещей, которые и должны быть символами чувств и настроений. Другим модернистским литературным течение начала 20 века был имажинизм. Его представителями являлись С. А. Есенин, Мариенгоф, Ивнев, Шершеневич. Имажинисты считали необходимым отделение искусства от общественно-политической жизни. Главным в поэзии имажинисты считали фольклорное слово и ритм. Одним из литературных направлений «Серебряного века» был футуризм. Его представители: В. Хлебников, братья Бурлюки, Каменский и В.В. Маяковский. Манифест футуристов был написан в 1913 году В. Хлебниковым и назывался «Пощечина общественному вкусу». Футуристы не предлагали какой-либо определенной программы. Они занимались поиском новых форм речетворчества. Постреволюционная литература После революции на первый план выдвинулась проза, в которой осмыслялись революционные события и время Гражданской войны. Свои произведения создают Б.А. Пильняк («Голый Год»), И.Э. Бабель («Конармия»), А.А. Фадеев («Разгром»), А.Н. Толстой («Хождение по мукам»). В конце 20 годов 20 века литературная цензура еще не окрепла. Поэтому были созданы множество сатирических произведений, критиковавших новую советскую власть: критиками были М. М. Зощенко, Ю.К. Олеша, В.П. Катаев. Коммунистическая партия обратила внимание на отсутствие цензуры лишь в 1928 году. С этого времени литература стала жестко идеологически регламентироваться. Несмотря на это, выходят произведения Пильняка «Волга впадает в Каспийское море», Леонова «Соть», «Скутаревский», Катаева «Время, вперед!». В 1932 году появляется первый роман о коллективизации М. Шолохова «Поднятая целина». На волне укрепления диктатуры И.В. Сталина в 30-е годы все литературные объединения и общества были ликвидированы и принято решение создать общенациональный Союз советских писателей. В 1934 году появилось первое произведение, которое соответствовало идеологии новой власти, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского. К 1940 году М. Шолохов заканчивает работу над романом «Тихий Дон», за который в 1965 году получил Нобелевскую премию. Роман освещает события революционного раскола, гражданской войны, общественно-политическую ситуацию на юге России в казачьей среде. Поэзия постреволюционного времени находилась в упадке. Создававшиеся поэтами произведения не имели существенной художественной ценности. Исключение составила написанная А.Т. Твардовским поэма «Страна Муравия» (1936). Многие писатели и поэты стали жертвами сталинских репрессий. В их числе оказались О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, Пильняк. Распространение получил жанр исторического романа, ярким примером которого явился роман А.Н. Толстого «Петр Первый». Отличительной особенностью поэзии 30–х годов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна моя родная…» (В.Лебедев–Кумач), «Каховка» (М.Светлов) и многие другие. Литература о Великой Отечественной войне В 1941 году началась Великая Отечественная война. Литераторы направили свои усилия на поддержание национального духа защитников Отечества. В это время созданы поэмы о войне «Киров с нами» Тихонова, «Зоя» М.И. Алигер, «Пулковский мередиан» В.М. Инбер, «Василий Теркин» Твардовского. Военную прозу создавали К. Симонов («Дни и ночи»), Леонов («Взятие Великошумска»), Катаев («Сын полка»), Фадеев («Молодая гвардия»). В 1953 году умер Сталин. Литераторы стали выказывать свое недовольство по поводу регламентации литературного процесса. Возникла волна разоблачений преступлений сталинского режима. Но Н. Хрущев не позволил писателям отходить от идеологии коммунистической партии. В 1958 году Б. Пастернак под давлением партийных цензоров вынужденно отказался от присужденной ему за роман «Доктор Живаго» Нобелевской премии. Годы, начиная с 1953 и заканчивая 1964–м, именуют обычно периодом «оттепели» «Оттепель» имела свои этапы: Первый отрезок «оттепели» (1953–1954 гг.) связан прежде всего с освобождением от предписаний нормативной эстетики (однако,весьма частое расхождение между лично увиденным писателем и тем, что ему же предписывалось изображать, что официально считалось правдой); Второй этап «оттепели» (1955–1960 гг.) – это уже не сфера теории, а серия художественных произведений, утверждавших право писателей видеть мир таким, каков он есть. Это и роман В.Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), и повесть П.Нилина «Жестокость»(1956), и очерки и повести В.Тендрякова «Ненастье» (1954), «Тугой узел» (1956) и др. Третий и последний отрезок «оттепели» (1961–1963 гг.) – правомерно связан с романом в защиту пленных советских солдат «Пропавшие без вести» (1962) С.Злобина, ранними повестями и романами В.Аксенова, поэзией Е.Евтушенко В 60-е годыпроизошел подъем поэзии. Стихи читали с эстрады, на улицах. Поэты собирали целые залы. Поэты требовали свободы художественного слова. Яркими поэтами этого времени были Е.А. Евтушенко и А.А. Вознесенский. В 1962 году была опубликована повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и его рассказы «Матренин двор» и некоторые другие. Но издательства не стали издавать его произведения. Его исключили из Союза писателей. В 1970 году он получил Нобелевскую премию. Его романы издавались за границей. За роман «Архипелаг ГУЛАГ» его лишили советского гражданства и выслали из страны. В начале 60-х годов репрессиям были подвергнуты поэты И. Бродский и Синявский. Многих принуждали эмигрировать из Советского союза. За рубежом публиковалось множество произведений, обличавших советскую власть. В 70-е годы эмигрировал В. Аксенов. За рубежом вышли его произведения «Ожог» (1980) и «Остров Крым» (1981). В Советском союзе в это время многие произведения появлялись в «самиздате». Период с 1964 по 1985 гг. называют обычно огрублено и упрощенно «годами застоя». Но это явно несправедливо ни по отношению к нашей науке, ни по отношению к литературному процессу. Масштабы свободы художников в эти годы были так велики, что 1/впервые после 20–х годов в литературе родились новые литературные направления «деревенской» прозы ( представителями этой группы были Ф.А.Абрамов, В.Г.Распутин, В.И.Белов и В.П.Астафьев) , «военной» прозы, «городской» или «интеллектуальной» прозы, расцвела авторская песня; 2/ появились специфические работы о русской религиозно–нравственной идее в искусстве «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) Вл.Солоухина; 3/была создана историческая романистика В.Пикуля (1928–1989), написаны глубокие историко–философские произведения Д.Балашова; 4/ возникла историко–революционная романистика А.Солженицына («Красное колесо»); 5/ произошел взлет научной фантастики, расцвет социальной антиутопии И.Ефремова и братьев Стругацких. В 60–80–е годы в литературном процессе господствовали два течения: с одной стороны, патриотическое, национально ориентированное (у В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева, Н.Рубцова и др.) и, с другой стороны, типично «западническое», во многом индивидуалистическое, ориентированное на новейшую постмодернистскую философию и поэтику (Е.Евтушеенко, А.Вознесенский, И.Бродский, В.Войнович и др.). Одни писатели, например, В.Белов, видели в крестьянской избе ее соборно–семейную душу. Другие, например, В.Войнович, не менее активно, чем В.Белов, не принимая сталинизм, в то же время и в романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969), и в повести «Иванькиада» (1976) смотрели и на «русскую идею», и на деревенскую Русь крайне саркастически. Литература 80-90-х годов С приходом к власти М.С. Горбачева стали публиковать ранее запрещенные в Советском союзе произведения: роман «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мы» Е.И. Замятина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. В 90-е годы публикуются произведения Н.Берберовой, Б.Пильняка, дневников И.Бабеля и Г.Иванова, повестей В.Тендрякова, В.Войновича, С.Липкина, писем М.Булгакова, рассказов В.Шаламова. В это время набирает силы постмодернистская литература, представители которой: Габышев, Зуфар Гареев, Каледин, Петрушевская, Кабаков. Отдельно следует отметить литературу русского андеграунда, одним из ярких представителей которой был Ерофеев с повестью «Москва - Петушки». Премию Буккера первым в России получает в 1992 году Марк Харитонов за произведение «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича».
|