КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К 60-ЛЕТИЮ ЙЭНА ГИЛЛАНАЧто бы ни говорили и о чем бы ни спорили, составляя всевозможные чарты и хит-парады, обозреватели различных рок-журналов, а Йэн Гиллан для рока – все равно что Лучано Паваротти для оперы или Анатолий Соловьяненко для музыки «найспівучишої в світі нації». Это такой же несокрушимый факт, как и то, что именно 19 августа сего года вся неисчислимая рать ценителей Deep Purple отмечает 60-летний юбилей своего любимого певца. Понятно, что не мог пройти мимо этого события и еженедельник «VIP» – самый продвинутый еженедельник западноукраинского региона.
Итак, наш герой родился 19 августа 1945 года в Хаунслоу, графство Миддлсекс, недалеко от Лондона. Будущность его во многом была предопределена с самого рождения: дедушка Гиллана был оперным певцом, матушка хорошо играла на пианино. Таким образом, сам Бог велел Гиллану стать музыкантом. Однако в отличие от дедушки опере он предпочел рок, хотя и не обошлось в его карьере без заглавной партии в самой знаменитой в истории рок-опере. Но это произошло гораздо позже, в юные же свои годы Йэн постигал премудрости вокала с помощью своих заокеанских коллег – звезд блюза и рок-н-ролла Мадди Уотерса, Литтл Ричарда и особенно Элвиса Пресли. В 17-летнем возрасте под замысловатым псевдонимом Garth Rockett Гиллан вошел в состав своей первой любительской команды The Moonshiners. Состав этот продержался аж два месяца, после чего наш герой оказался в группе The Javelins. И на этот раз он пожелал придумать себе звучный псевдоним – Jess Thunder. Группа исполняла традиционные ритм-н-блюзы и спустя два с половиной года – это был 1964-й – благополучно распалась. После этого Гиллан сколотил блюзовый квартет The Hickies, но немного погодя принял приглашение от довольно крепкой клубной команды Episode Six. На басу здесь играл Роджер Гловер, на барабанах Мик Андервуд – бывший коллега Ричи Блэкмора по группе Outlaws. Именно благодаря посредничеству Андервуда, Блэкмор пригласил в Deep Purple Гиллана и Гловера. С новыми музыкантами была сделана установка на ужесточение саунда, хотя первыми записями «Парпл» с Гилланом в вокале были еще близкий раннему звучанию группы сингл «Hallelujah» (1969) и симфо-роковый «Concerto for Group and Orchestra» Джона Лорда (1970). Переворот в сторону жесткого рафинированного рока произошел в историческом альбоме «Deep Purple In Rock» (1970) с предшествовавшим ему синглом «Black Night» (1970). Это было действительно новое революционное звучание в тогдашней музыке, а мощнейший сиреноподобный вокал Йэна Гиллана был важнейшей компонентой этого саунда. Так «Парпл» стали суперзвездами. Для Гиллана же это был год двойного триумфа, так как тогда же либреттист Тим Райс и композитор Эндрю Ллойд Уэббер пригласили его исполнить партию Иисуса Христа в рок-опере «Jesus Christ – Superstar». Работа Гиллана была выше всяческих похвал, а в общем успех рок-оперы превзошел все ожидания. Период 1970-1973 гг. по праву считается «золотым» в истории Deep Purple: тогда были записаны такие бессмертные шедевры стиля хард-рок как уже упоминавшийся «In Rock», «Fireball» (1971), «Machine Head» (1972), двойной «Made In Japan» (1972), являющийся эталоном концертной записи, и наконец «Who Do We Think We Are» (1973). И вот, находясь на самой вершине славы, Йэн Гиллан и вслед за ним Роджер Гловер покидают Deep Purple. Внешней причиной столь несвоевременного ухода послужили постоянные стычки с Блэкмором, но главное все же, наверное, в другом – в чрезмерной усталости от сверхнапряженного гастрольного графика. Да и «вершина» уже достигнута – что делать дальше? На мой взгляд, все довольно многочисленные за долгую историю изменения состава Deep Purple шли им больше на пользу. Благодаря этим пертурбациям музыкальное древо «Парпл» разрасталось и давало все новые и новые оригинальные плоды. Так, в результате первого ухода Гиллана рок-миру были явлены Гленн Хьюз и Дэвид Кавердейл, а три альбома с новыми вокалистами заняли свое место среди замечательных достижений группы. Не сидел сложа руки и сегодняшний наш юбиляр. Хотя первоначально он решил даже уйти из музыки и заняться отельным бизнесом, – но от судьбы не уйдешь. В конце 1974 г. Йэн Гиллан начинает сольную карьеру. Первоначально его группа называлась Ian Gillan Band. Помимо лидера, в ее состав вошли гитарист Рэй Фенвик, клавишник Колин Таунс, барабанщик Марк Наусиф и басист Джон Густафсон, знакомый Гиллану по работе над оперой «Иисус Христос – суперзвезда». Эпизодически мелькнули и музыканты из первого состава Rainbow – Микки Ли Соул и Гэри Дрисколл. С этими парнями Гиллан записал три студийные альбома и подводящий итоги концертник «Live At Budokan» (1978) в двух частях. Пост-парпловский дебют Гиллана состоялся в 1976 г. с выходом альбома под близким сердцу всякого «парпломана» названием – «Child In Time» (продюсировал альбом Роджер Гловер). Надо сказать, что кроме кавер-версии знаменитого хита новая музыка Йэна имела мало общего с Deep Purple: хард-роковую стройность и четкость сменили расплывчатость и импульсивность джаз-рока. В этом же направлении пошел Гиллан и в последующих своих работах: в 1977 г. вышел щедро приправленный джаз-роковым соусом очень интересный альбом «Clear Air Turbulence» – несомненная удача того периода, чего нельзя сказать о вышедшем в том же году альбоме «Scarabus». Почувствовав необходимость перемен, в 1979 г. Гиллан реорганизовывает свою группу, сократив ее название до просто Gillan и распустив прежний состав, из которого остался лишь Колин Таунс. Новым гитаристом стал Берни Торм, басистом – Джон МакКой, за ударную установку сел партнер Гиллана еще по Episode Six – Мик Андервуд. В таком составе группа записывает альбомы, вновь вознесшие Гиллана на вершину популярности в Объединенном королевстве: «Mr Universe» (1979), «Glory Road» (1980), «Future Shock» (1981). По сравнению с Ian Gillan Band это была уже несколько иная музыка: здесь и хард-рок, и блюз, и рок-н-ролл, и баллады, – в аранжировках же прослеживается явная склонность к прогрессив-року. В 1981 г. выходит двойной (полустудийный-полуконцертный) лонгплэй «Double Trouble», после чего, сменив гитариста на хард-рокового Яника Герса, Гиллан сотоварищи пытаются записать альбом, ориентированный на обширный штатовский рынок. В результате в 1982 г. выходит весьма интересный и оригинальный диск «Magic», коммерческих лавров, однако, не снискавший. И тогда же Йэн переносит операцию гортани: группа распускается и наш герой остается не у дел. Новый этап славного творчества Йэна Гиллана начался более чем неожиданно. После вынужденного простоя Йэн принимает приглашение «королей чернушного хард-рока» Тони Йомми и Гизера Батлера попеть в течение одного года в Black Sabbath. «Это был странный эксперимент, – вспоминает Гиллан. – Работая над альбомом, я, к примеру, ни разу не виделся с остальными членами группы. Они поднимались в 6 вечера и укладывались в 6 утра – как раз в то время, когда я просыпался. Жил я тогда в палатке, которую разбил прямо на лужайке перед студией, а пищу готовил на костре. После легкого завтрака отправлялся в студию прослушать то, что музыкантам удалось записать за ночь, потом импровизировал с текстами для композиций, которых прежде не слышал, после чего накладывал на музыку свой голос. А помогал мне в этом звукорежиссер – но не тот, который записывал инструментальные партии ночью!» Результатом этого «странного эксперимента» стал странный альбом под названием «Born Again»: Гиллан на нем хорош, но весь этот «Dark» никак не мог стать его музыкой, – его никогда не тянуло к чертовщине. А в 1984 г. происходит историческое воссоединение «золотого» состава Deep Purple: Блэкмор, Гиллан, Гловер, Лорд, Пэйс. Выходят замечательные альбомы «Perfect Strangers» (1984), «The House Of Blue Light» (1987), двойной концертник «Nobody's Perfect» (1988), экспериментальный совместный альбом Гиллана и Гловера «Accidentally On Purpose» (1986), после чего вполне естественно опять начинаются дрязги. И Гиллан во второй раз уходит из Deep Purple. Набрав новых музыкантов (постоянным его коллегой становится теперь гитарист Стив Моррис), он записывает пару сольников – «Naked Thunder» (1990) и «Toolbox» (1992), – и вновь получает приглашение от… Deep Purple. В 1993 г. выходит «The Battle Rages On», – и группу во второй раз покидает теперь уже Ричи Блэкмор. На место выбывшего гениального смутьяна рекрутируется Стив Морс, и перед убеленными сединами «парпловцами» в который раз встает экзамен на творческую состоятельность: чего они стоят вместе без короля Ричи? Как оказалось, стоят немало. Это засвидетельствовали и «дебютный» (с новым гитаристом) «Purpendicular» (1995), о котором очень уважительно отозвался сам Блэкмор, и отличный концертник «Live At The Olympia» (1997) – (в 97-м, кстати, вышел и последний на сегодня сольник Гиллана – замечательный фьюжн-альбом «Dreamcatcher»), – и предельно рафинированный хард-роковый «A.Band.On» (1998), и наконец, новая (неожиданная, наверное, для самых истовых поклонников «Парпл») вершина – «Bananas» – долгожданный альбом, вышедший в 2003 г., уже после ухода на пенсию великого органиста Джона Лорда. Потрясающий альбом. Во избежание обвинений в субъективности в завершение своего рассказа приведу высказывание по этому поводу ведущего российского «парпловеда» Дмитрия Зыкова: «Итак, "Bananas". Альбом, прямо скажем, удивил. Самое первое впечатление – новый, свежий саунд группы. Впечатляет огромная работа, проделанная Майклом Брэдфордом (продюсер альбома. – О. К.) и Доном Эйри (новый клавишник. – О. К.). Первый придал музыке какое-то чистое, воздушное звучание. Второй раскрасил музыку синтезаторным бэкграундом и эффектами. Альбом звучит очень современно, но при этом и не скатился в MTV-образное болото. Несмотря на богатство новых красок, Deep Purple легко узнаваем. Чистейший, великолепный голос Гиллана, термоядерные хаммондовские клавишные соло, шикарная гитара Морса – все это присутствует в изобилии. Ряд треков заведомо обречен на успех в живом исполнении. Претензия есть, по большому счету, одна – постоянное ощущение, что треки слишком быстро кончаются. Хочется их и побольше, и чтоб подлиннее. Но если нам кто-то посоветует купить таблеток от жадности, то будет абсолютно прав: 51 минута и 27 секунд звучания – не так уж и мало по меркам сегодняшнего дня… Альбом получился очень ровным и слушается на одном дыхании. Работа удалась. Дон и Майкл выдержали экзамен на крепкую "пятерку", с чем мы все можем себя поздравить. Гиллан, я думаю, поразил всех. Морс отличился красивыми и разнообразными соло, Гловер и Пэйс, как всегда, не подвели… Самый тонкий момент новой истории заключался в том, что мало кто представлял Deep Purple без великого Лорда. Я не буду сравнивать игру Джона и Дона – тема эта долгая и бесперспективная. Скажу только, что и без Лорда Deep Purple остался самим собой. Этого достаточно».
|