КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
BLACK SABBATH
Эта группа является своеобразным центром тематики «Рок-музыка и сатанизм». Любой «чернушник от рока» в числе наиболее почитаемых команд обязательно назовет Black Sabbath («Черный шабаш» или «Черная суббота»). В то же время с большим уважением, а то и любовью, относятся к ней и вполне нормальные рок-меломаны, никак к «чернушности» не устремленные. Исходя из этого, к творчеству Black Sabbath подступиться довольно непросто, так как любая однозначная оценка окажется предвзятой и несправедливой. Сложность заключается, во-первых, в том довольно длинном пути (начиная с 1969-го и по настоящее время, – хотя сегодня это “живой труп”), который прошла группа, создавая всё новые и новые весьма неоднозначные творения. Во-вторых, в соотношении музыкального аспекта с тем имиджем и содержанием, которые на заре своего творческого пути избрали для себя «черносубботинцы». В начале 70-х Black Sabbath, бесспорно, играли наиболее тяжелую и мрачную музыку. Этот факт был предопределен оккультными увлечениями басиста Терри «Гизера» Батлера – основного сочинителя текстов группы, – а также общей музыкально-коммерческой ориентацией лидер-гитариста Тони Йомми. Дело в том, что ничего подобного на музыкальном рынке тогда не наблюдалось, так что ориентация на мрачные тексты о смерти и зле с соответствующим музыкальным оформлением была изначально беспроигрышной. Вот так и появилась на свет Божий группа Black Sabbath, лидерами которой – создателями «черной» концепции – всегда были Гизер и Йомми. Квартет дополнили барабанщик Билл Уорд – коллега Йомми по группе Mythology, – и тот, кто в дальнейшем станет одним из самых одиозных персонажей рок-сцены – вокалист Джон Майкл Осборн по прозвищу Оззи. Интересно, что первоначально его взяли подыгрывать на пианино, а когда он запел, то особых восторгов своим вокалом у коллег не вызвал. Но в итоге фронтмен Black Sabbath, каковым он на свое счастье остался, стал всеми восприниматься как лидер группы. Первые четыре альбома группы – «Black Sabbath» (1970), «Paranoid» (1970), «Master of Reality» (1971), «Vol 4» (1972) – явили миру невиданный доселе «апокалиптический» рок. Это был целый букет мрачных песен-предсказаний, не сулящих человеку и человечеству ничего хорошего. Тем не менее, говорить здесь о сатанизме можно лишь с большой натяжкой – ведь и знаменитое «Откровение Иоанна Богослова» рассказывает о «звере», чье число 666, и также не отличается веселостью мыслей. Последующие альбомы «Sabbath Bloody Sabbath» (1973 г.) и «Sabotage» (1975 г.) говорят о стремлении Йомми разнообразить музыкальную палитру. Музыка здесь становится более сложной и интересной, что же касается текстов того периода, то это труднопереводимые, довольно сложные и запутанные размышления о жизни и смерти, любви и ненависти, времени и пространстве.
Я – это мир, скрывающий универсальный секрет времени. Разрушение пустых пространств – мое единственное преступление. Я жил тысячи раз И узнал, что значит быть тем, в кого верят. Мысли и взгляды, нерожденный ребенок был немыслим. Когда маленькие миры сталкиваются, Я – внутриутробный пленник, И яркие воспоминания Брошены в бездонный колодец, Имя, презирающее лицо, Дитя, неведающее сущности человека… (“A National Acrobat”)
Ставится вопрос о Боге и Дьяволе, но толком ответить “Who is who” Батлер и Ко не могут.
Да, я знаю секрет, что у тебя на уме. Ты думаешь, что все, кто поклоняются тебе, слепы. Мы верим тебе, как наставнику, Но когда ты наиграешься, то превратишь наши души в пыль. Ты думал, что тебе удастся все с самого Начала, Но теперь я знаю о тебе, и усомнился в твоем уме. Однако до того, как мое время подойдет к концу, Я хочу спросить тебя: “Скажи, во имя ада, кто ты?” (“Who are you”)
Со временем наметился даже отход от потусторонней тематики и облегчение музыкального саунда: альбомы “Technical Ecstasy” (1976) и «Never Say Die» (1978). Однако эти непрекращающиеся поиски новых форм пришлись не по вкусу Оззи Осборну, который оставался приверженцем первоначальной простоты. Покинув группу, в 1980 г. он начинает выпускать сольные альбомы. Сильно упрощённым содержанием разительно отличаются они от творений тех же Black Sabbath. В биологии процесс опрощения, то есть перехода от более сложного к более примитивному называется дегенерацией. Это и есть тот самый регресс, о котором идёт речь в 15-м Аркане Таро. Хотя с другой стороны сольное творчество Оззи явилось его авторским дебютом, ведь в Black Sabbath он был не автором, а исполнителем. Но как бы то ни было, а для сольной карьеры он сохранил дурацкий имидж какого-то «князя тьмы», «пожирателя летучих мышей и живых голубей». Просто этого требовали чисто коммерческие соображения. Имидж этот очень популярен у огромной армии бестолковых малолеток, так зачем же отказываться? Вот так он до сих пор – будучи уже в почтенном возрасте – забавляет малолеток, играясь в «антихриста». Другими словами, просто деградирует. Такой вот «сатанизм» уровня повестей-страшилок культивирует бедняга Оззи… (Сатана в этом случае – это тот образ, что создан собственным воображением дегенерата. Дьявол не как принцип 15-го Аркана, а как персона, требующая поклонения. Фантом требует жертвы, которой в конечном счёте становится сам дегенерат). Что же касается его коллег по Black Sabbath, то под этой маркой и после ухода Осборна продолжала создаваться довольно интересная музыка. Новый саунд появился вместе с приходом выдающейся рок-глотки Ронни Джеймса Дио: «Heaven and Hell» (1980), «Mob Rules» (1981). В музыкальном плане это был утяжеленный вариант (Sabbath все-таки!) блэкморовского проекта Rainbow – хард-н-хэви в классическом виде. Эстетика также несколько изменилась в сторону романтизма. Однако тяга к «чернухе» не прошла: в 1983 г. выходит чисто экспериментальный «Born Again» – совместный проект Йомми, Гизера и Уорда с еще одним великим рок-вокалистом – Йэном Гилланом. На обложке: омерзительный маленький вампир – судя по названию, «вновь рожденный»; в оформлении также «Звезда Давида», внутри которой «Число Зверя» 666 и название «Black Sabbath», хотя без всего этого вполне можно было обойтись. И в дальнейшем, благодаря стараниям неутомимого Тони Йомми, корабль под названием Black Sabbath продолжал свое плавание. Пассажиры на его борту периодически менялись: в 1986 г. вышел альбом под названием «Seventh Star» с Гленном Хьюзом в вокальной партии; затем наступила «эпоха» нового вокалиста Тони Мартина («The Eternal Idol» (1987), «Headless Cross» (1989), «Tyr» (1990)). Достойным финалом для этой группы могло стать второе пришествие Дио в 1992 г. («Dehumanizer»), однако… как сказал один очень умный человек, долголетие погубило куда больше народу, чем смерть. В размягчённые алкоголем мозги Йомми, Гизера и Уорда пришла идея воссоединиться со своим старым приятелем Оззи, однако последний не захотел поровну делиться предполагаемыми доходами, поэтому тогда из этой затеи ничего не вышло. Место фронтмена вновь занял Тони Мартин, с которым были записаны «Cross Purposes» (1994) и «Forbidden» (1995). А в 1998 г. к неописуемой радости фанатов состоялось таки временное воссоединение оригинального состава, и по результатам турне был записан концертный альбом «Reunion», на котором собраны давнишние малопонятные пророчества.
Хорошо известное мешает узнать причину. Я думаю, ты поймешь больше, когда придет время умирать. Не верь этой жизни, тебе нужно стать единственным. Позволь телу покоится, чтобы душа жила вечно. Любовь дала тебе жизнь и сейчас это твоя забота. Невидимый глаз внутренней жизни заставит твою душу вернуться… Помни, любовь – это жизнь, а ненависть – смерть в жизни. (“A National Acrobat”)
ИНФАНТИЛЬНАЯ «НЕВИННОСТЬ»
«Во время своих выступлений W.A.S.P. имитировали забой свиней и изнасилование монахинь и бросали в толпу куски свежего сырого мяса – но все это меркнет в сравнении с теперешней действительностью. Как и все его предшественники и последователи, Блэки Лоулесс был привлекателен отчасти именно тем, что все это был всего лишь театр. И Элис Купер, и Джин Симмонс из Kiss очень хорошо понимали: шок шоком, но в конечном счете их задача – развлекать публику». (Из статьи «Все это shock’n’roll» в журнале «Classic ROCK» 10’04)
Вышеприведенная цитата, равно как и многие рок-издания в целом, лично меня, прежде всего, поражают своей какой-то непроходимой инфантильностью. Как будто эти любители рока застыли в своем умственном и духовном развитии на прыщавой тинейджерской стадии – и ни шагу дальше. Подобная рок-братия сродни тем же «христианским» роконенавистникам, только с противоположным знаком: если одни видят в роке только происки черта, то другие готовы пускать пузыри восторга от одной только принадлежности к рок-культуре. Раз рок, значит, хорошо. А ведь рок-музыка в философско-эстетическом плане явление крайне неоднородное, содержащее в себе вещи очень разные, вплоть до диаметрально противоположных. За 40 лет своего существования рок наглядно продемонстрировал свою абсолютную универсальность. Нет в жизни ничего, что не отобразилось бы в рок-музыке. Здесь всё: и любовь, и ненависть, и свет, и тьма, и все оттенки между ними. Низменной животной энергии практически не осталось в творениях Mahavishu Orchestra, Yes или Джона Лорда. Она была сублимирована в произведениях Dire Straits, Стинга, Криса Ри, Карлоса Сантаны, Return To Forever, многих других. Интересно суждение о своей музыке выдающегося пианиста Чика Кориа: “Лично мне музыка доставляет огромную радость, и именно это переживание я хочу в ней выразить… Миру с избытком хватает боли и страдания; одно из достоинств искусства в том, что оно поднимает наш дух. Настоящие художники не докучают музыке своими проблемами, но оставляют их дома”. В одной из его композиций эти идеи нашли воплощение в следующих словах: “Прозрачны дни, мир благостен и столь приволен, что лёгок, как перо. Мне место ведомо, сыскать его нетрудно, захочешь, хоть сейчас мы будем там. Пойдём со мной, там музыка безбрежна, услышь ее!” Но в то же время в рок-музыке нашли своё проявление и крайне негативные качества: вырождение, агрессия, нигилизм и ненависть, людская злоба, порок и извращение. Наиболее приемлемой формой для такой гремучей смеси стала тяжёлая музыка: хард-рок и металл. Вне тяжёлой музыки можно изобразить нигилизм, ненависть и злобу (панк-рок), декаданс, порок и извращение (весьма широкий выбор форм), но вот агрессия требует именно тяжести (для убедительности). Впрочем, по зрелому размышлению приходишь к выводу, что в хард-роке такая злостная агрессивность находится в зачаточном состоянии. Несмотря на некоторую резкость и импульсивность, совсем никакой агрессии не исходит от музыки основоположников жанра – Led Zeppelin, Deep Purple, Grand Funk Railroad, не говоря уже о Uriah Heep. Да и у Black Sabbath имеет место скорее мрачность, чем агрессивность. Иными словами, всё зависит не от того, ЧТО играет команда, а от того, КТО в ней играет. От того же хард-рока в исполнении Judas Priest или, скажем, Motley Сrue уже попахивает чем-то нехорошим… Таким образом, по большому счёту, хард-рок – музыка понятно, что тяжёлая (hard), но всё же не агрессивная. Другое дело – металл – незаконнорожденное дитя (бастард) хард-рока. Не имея блюзовой основы, несущей в себе тепло человеческого сердца, металл, между тем, сохраняет (и ещё как) рок-н-ролльную энергию бунта и разрушения. Но и в металле, опять-таки, имеет место своя дифференциация: несмотря на мощь, тяжесть или мрачность, Iron Maiden, Metallica и My Dying Bride энергетически принципиально отличаются от Motorhead, Pantera или WASP, ибо нет в творчестве первых той злобы, ненависти или жажды крови, что характерны для вторых. И смешными здесь выглядят отговорки, что, мол, все это только сценический имидж и тому подобное. Любое четко направленное действие, совершаемое на сцене или просто облеченное в музыкальное или вербальное послание, являет собой не что иное как ритуал, воздействующий на окружающее психическое пространство… Осмысливая слова Чика Кориа, поражает воображение пропасть, отделяющая музыкальное пространство, например, Return To Forever или Shakti от того феномена, что носит название “кладбищенский рок”, концентрирующий в себе эманации кладбища, сумасшедшего дома и скотобойни. Крёстными отцами жанра можно считать всё того же Оззи Осборна и, конечно же, Элиса Купера, основоположника стиля “шок-рок”.
|