КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Foto 24И здесь мы видим весьма интересную ситуацию: уход Блэкмора был инспирирован его внутренним перерождением – отходом от собственной же инициативы 5-летней давности и возвращением на круги своя. То есть отходом от рок-джазовой основы и возвращением к мелодическим формам европейской музыкальной традиции. Взглянув с этой точки зрения на историю Deep Purple, отметим приоритет классических европейских музыкальных форм в первый период существования группы – апогеем чего стал «Deep Purple» ’69 с трёхчастной композицией «April», а также «Concerto For Group & Orchestra» ’70 by Jon Lord. После чего по инициативе Блэкмора следует кардинальное изменение стилистики в сторону ортодоксального хард-рока. Однако ортодоксия здесь также имеет свою определённую специфику – потому как музыкальное наполнение в рамках одного жанра – в данном случае хард-рока – может быть весьма разнообразным. В части 4 мы уже останавливались на трёх направлениях в хард-роке, имеющих различное энергетическое содержание, сейчас же обратим внимание на тот факт, что в основу музыки Deep Purple в «золотой период» Mark II помимо гитарных риффов легла также импровизация. Что в результате породило такой парадоксальный феномен как тяжёлое звучание, наполненное джазовой лёгкостью. Здесь стоит также остановиться на процессе сочинительства песен – на некоторых его нюансах. Когда в основание песни кладётся рифф, который сам по себе не более как незамысловатый набор аккордов, то для создания полноценной вещи это далеко не всё. Для того, чтобы получить полноценный продукт, необходимо включение в него ряда других не менее значимых элементов. Что и достигается посредством импровизации. Таким образом, песня рождается из импровизации всех участников группы. И все участники группы в этом случае являются полноправными соавторами композиции – как это наблюдалось в рок-джазовый период Mark II. Но совсем другое дело, когда песня рождается из мелодии, которую, как правило, сочиняет один человек – в частности, Блэкмор. В таком случае он является единственным автором, а всем остальным уготована роль исполнителей и аранжировщиков. Именно на этот путь вывело Блэкмора его творческое развитие, а посему его дальнейшее пребывание в рамках проекта, где в основании лежит идея джазового равноправия, могло привести лишь к перманентным конфликтам. И он это понял, и как воистину мудрый человек сделал правильный выбор. Причём история повторялась дважды, и дважды под знамёна общего дела для его спасения привлекался музыкант с рок-джазовой закваской. Потому как необходимо было именно джазовое мышление. А раз джаз – то где ещё искать как не в Америке?! Тогда – в 1975-м – выбор пал на Томми Болина (полное имя – Томас Ричард Болин). Выбор, который на первый взгляд может показаться случайным, но при знакомстве с до-папловским послужным списком Томми наводит на мысль о предначертанности свыше. Ибо это был гитарист экстра-класса, чьё мастерство отметил не кто-нибудь, а сам король джаз-роковой гитары Джон Маклафлин. Как на вероятную замену Блэкмору первым на Болина обратил внимание Дэвид Ковердейл, – на его гитарные партии в альбоме «Spectrum» (1973) – первом «сольнике» известного джаз-рок-барабанщика Билли Кобэма. Однако участие в этой записи – лишь один штрих в музыкальной биографии Болина. Уже в 1969 г. – в 18-летнем возрасте – Томми входит в состав хард-роковой группы Zephyr, с которой записывает два альбома: «Zephyr» ‘69 и «Going Back to Colorado» ‘71. В 1971 г. – присоединяется к джаз-рок-проекту флейтиста Джереми Стайга, в который входят также басист Джин Периа и два участника Mahavishnu Orchestra – клавишник Ян Хаммер и барабанщик Билли Кобэм. На двойном CD Tommy Bolin «From The Archives» в исполнении этого состава можно услышать две инструментальные композиции «Sister Andrea» и «Destiny», выполненные в лучших традициях джаз-рока. В 1972 г. Томми Болин сколачивает собственную группу «Energy», записи с которой вошли в одноименный альбом, реализованный много лет спустя – в 1999-м. Данный релиз даёт возможность оценить по достоинству творческий потенциал Болина и Ко. Начинается он с трёх образцовых по техническому мастерству и рок-джазовому драйву композиций «Red Skies», «Heartlight» (с двумя первоклассными вокалистами Гэри Вилсоном и Джеффом Куком) и инструментальной «Hok-O-Hey». Затем следует некоторое смягчение саунда – в «Got No Time For Trouble», очень мягкой и красивой «Limits», блюз-роковой «Eyes Of Blue», в мелодичных «Dreamer» и «Miss Christmas», – но всё это без какого-либо упрощения. Наконец, «Naked Edge» – 14-минутная гитарная импровизация на фоне чёткой линии ритм-секции Стенли Шелдона и Бобби Берга и клавишных кружев Тома Стефенсона, продолженных в заключительной «Sky Sail». В целом и по отдельности это высшая лига жёсткого джаз-рока, уровень англичан Colosseum и Atomic Rooster, американцев Chicago и Blood, Sweat & Tears – но без духовых и с более жёстким звучанием – как если бы скрестили их с Iron Butterfly и Jimi Hendrix Experience! В 1973 г. Томми участвует в записи первого «сольника» своего давнего знакомого Билли Кобэма «Spectrum» и присоединяется к ещё одной хард-рок-джазовой формации James Gang, с которой записывает альбомы «Bang» ‘73 и «Miami» ’74, после чего затевает ещё два собственных проекта – Tommy Bolin & Friends, играющий инструментальный джаз-рок в духе Mahavishnu Orchestra, и более роковый Early LA, в котором наряду с неизменной ритм-секцией – басистом Стенли Шелдоном и барабанщиком Бобби Бергом – участвует один из основателей B S T знаменитый Эл Купер. В 1975 г. Томми Болин записывается на альбоме «Mind Transplant» ещё одного джаз-рокового корифея – барабанщика Альфонса Музона, пишет гитарные партии для канадской хард-рок-группы Moxy, и приступает к записи собственного сольного альбома «Teaser», в которой принимают участие многие из старых его знакомых – Ян Хаммер, Шелдон и Берг…, а из новых – Фил Коллинз… На этом месте его и настигло историческое приглашение в Deep Purple…
|