КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОД ЗНАКОМ 15-ГО АРКАНА(рок-музыка и сатанизм)
В христианских (чаще всего протестантских) брошюрах рок-музыку принято огульно обвинять во всех тяжких грехах, а в общей сложности – в причастности и пропаганде сатанизма. На наш взгляд, подобные выпады, мягко говоря, предельно глупы, так как рок-музыка настолько же многообразна и неоднозначна как сама жизнь. Но, тем не менее, вопрос такой все же имеет место, а потому его подробному разбору мы посвящаем цикл статей нашей рубрики. Итак, что же такое рок-музыка? На этот вопрос однозначно ответить невозможно по той причине, что с течением времени сей феномен меняет своё содержание. То есть в разные годы рок-музыка являет собой разные вещи. Начнем с начала. 1950-е гг. США. Появление модного молодежного развлечения под названием рок-н-ролл. Чак Берри, Литтл Ричард, Билл Хейли, Джерри Ли Льюис, Элвис Пресли... Модная молодежная музыка, модный танец – вот что такое рок-н-ролл в 50-е. 1960-е гг. Рок-н-ролл шагнул через океан, а затем – обратно, но уже в иной ипостаси. В эти годы рок-музыка превратилась в мощное движение протеста. Протеста против чего? Ну, начнем с протеста молодежи против мира ценностей взрослых. И вот, что получилось: студенческие волнения в США и Европе под воздействием максималистских левых идей (Троцкий, Мао, Че Гевара); усиление пацифистских настроений в связи с вьетнамской войной – make love not war – буйное цветение хиппи, помимо пацифизма и социальной пассивности воплотившееся во взрывах психоделическо-наркоманской революции и революции сексуальной. И в результате: в 60-е гг. рок-н-ролл – это уже мощная молодежная субкультура. 1970-е гг. Рок-н-ролл становится прежде всего музыкой. С одной стороны, тяга к возвышенному и сложному искусству (арт-рок, симфо-рок, джаз-рок), с другой – шоу-индустрия диктует свои законы. Против того и другого в середине 70-х прокатилась новая волна протеста: теперь уже в виде абсолютного нигилизма панка… Предоставим слово одному из главных персонажей рок-н-рольного действа г-ну Мику Джаггеру. – Как бы Вы могли истолковать рок-н-ролл в целом ? Что он в себе заключает: секс, насилие, энергию, злость? – Всё перечисленное. Рок-н-ролл очень эмоционален и имеет глубокие корни. Во многом он настоян на злости, одолевавшей молодёжь от скуки, от установки на бунт, и это проходит красной чертой через наше поколение. Чёрная музыка привнесла в рок-н-ролл сексуальность. Насилие в текстах – и не только – вообще свойственно рок-н-роллу с самых его первых дней. – Всё, о чём мы говорим – секс, насилие, энергия, скука, злость, – свойственно молодости. Меняется ли с возрастом ваше отношение к рок-н-роллу? Ощущаете ли вы его так же, как и прежде? – Нет. Знаете, рок-н-ролл ведь тоже постарел. Когда-то рок-музыка была абсолютно новой музыкальной формой. Ещё за десять лет до того, как мы начали играть, её просто не существовало, поэтому мы играли нечто новое. Конечно, рок всё так же полон экспрессии, может изменяться и обновляться, но меня это уже не особо волнует. Думаю, для человека моего возраста удариться в бунтарство и юный задор – не самая лучшая идея. Просто глупо пытаться вернуть всё это. – А как вообще насчёт сегодняшней музыки? – Я не в восторге от сегодняшней музыки. Меня совершенно не привлекала Nirvana – для меня их музыка чересчур злобна. Мне нравится Pearl Jam. Я предпочитаю их всем прочим новым группам. Многие из них слишком пышут злобой и мрачностью, а это не в моём вкусе. (Из интервью 1996 г.) Так что же такое рок-музыка? Это прежде всего большое, всеобъемлющее искусство. Это универсальный язык, в котором отражена вся жизнь: от блистающего ясным светом горнего мира до уводящей в никуда бездны чёрной дыры. Исследователь рок-музыки проходит по дорогам, уводящим в иные миры, в иные измерения, в миры, где обитают идеи – причины явлений нашей жизни. Однако потребовалось время, чтобы рок-музыка овладела всем арсеналом, необходимым для столь всеобъемлющих комбинаций. Потребовалось время, чтобы тот примитивный сгусток энергии, названный рок’н’ролл, впитал в себя всё многообразие красок космической палитры и заполнил собой пространство всех сторон света. А на первых порах это был не более, чем примитивный сгусток энергии… Сгусток энергии, переливающийся через край и ищущий выхода. Другими словами, первоначальный рок-н-ролл – это энергия молодости. Прежде всего, это энергия сексуальная, требующая свободы и удовлетворения. Это также энергия бунта и нонконформизма, порождаемая потребностью вырваться из душного мирка. И вырваться немедленно… Но двери закрыты, и вот здесь одни начинают подбирать к ней ключи, а другие пытаются прошибить её головой (как правило, расшибают лбы). Третьи же, потоптавшись немного перед закрытой дверью, возвращаются назад в мир, который со временем перестаёт казаться душным… Проходит время, и вот к заколдованной двери приходит новое поколение молодёжи с более радикальной методикой её преодоления (с более крепкими лбами). Среди таких крепколобых весьма заметное место занимают проклятые всеми христианскими церквями так называемые “сатанисты”. Судя по самоназванию сатанисты – это те, что почитают Сатану. Кто же такой этот пресловутый Сатана? По христианской традиции это есть “враг”, “противник”, ангел, восставший против власти Бога, за что и был низвергнут в ад. Следовательно, сатанисты умышленно совершают богопротивные деяния, добровольно избирая для себя служение Сатане. Тут возникает следующий вопрос: что значит “богопротивные” деяния, т.е. противные Богу, т.е. что такое Бог? В поисках удовлетворительных ответов на этот вопрос, остановимся на следующем: Бог – это мировой закон, это космический закон, это закон гармонии; Бог – это высшее духовное состояние; Бог – это Абсолют. Вне Абсолюта не может быть ничего, следовательно и ад, и сам дьявол (сатана) не могут быть вне Бога. Абсолют как мировой закон дифференцируется на 22 более частных закона, определяющих всё бытие и небытие. Эти законы известны как 22 Аркана Таро. Один из этих законов (Аркан 15) – Дьявол. “Дьявол. Пятнадцатый аркан из колоды Таро, где Дьявол приобретает вид Бафомета (у тамплиеров), изображённого с головой и ногами козла и грудью и руками женщины. Подобно греческому сфинксу он включает четыре элемента: его чёрные ноги соответствуют земле и духам нижнего мира; зелёная чешуя на его боках указывает на воду, русалок и растворение; его синие крылья отождествляются с крыльями сильфов и летучих мышей (потому что крылья перепончатые); и красная голова относится к огню и саламандрам. Цель дьявола – регресс, застой в том, что является фрагментарным, низшим, разнообразным и прерывистым. В конечном итоге эта таинственная карта относится к инстинктам и желанию во всех его чувственных формах, к магическим искусствам, хаосу и извращению”. (Керлот Х.Э. Словарь символов. REFL-book, 1994. – С.188) Итак, дьявол – это один из законов развития жизненных форм. В понятиях “враг”, “противник”, “восставший против Бога” заключается дуализм духа и материи, т.е. высших и низших жизненных форм. Человек представляет собой микрокосм, т.е. создан по образу и подобию Бога (макрокосм), и содержит в себе как материальное, так и духовное начало. Однако если материальный человек, принадлежащий грубым, низменным энергиям, проявлен телесным рождением, то духовный человек в подавляющем большинстве случаев находится только в потенциале, в ожидании духовного рождения. Духовное рождение – вот ключ от двери, выводящей из тесного и душного мира. Кто откроет эту дверь, тот увидит Лестницу в Небо. Но для этого нужно преодолеть гравитацию, земное притяжение, для этого нужно выйти из-под власти “Князя мира сего” – Сатаны. Таким образом, закон сатаны – это всё то, что мешает человеку достичь божественного состояния, что уводит его в сторону, затемняет сознание, то, что делает человека сугубо материальным, уподобляет его животному. В этом случае дьявол, сатана – мистический принцип. Но никак не личность, не особа. Или может иначе?
Лёгкая жизнь, свободная любовь И абонемент на безвозвратную поездку, Никаких вопросов, оставь меня в покое, Я взял с собой в дорогу всё. Не нужно никакого смысла, Никаких красивых рифм, Я ничего так не хочу, Как быть внизу на той попойке, Где будут мои друзья.
Я нахожусь на прямом пути в ад, Никакого ограничения скорости, Прочь запреты, Никто не может удержать меня, Я мчусь как колесо, И никто не может остановить меня. Эй, Сатана, я плачу свои долги, Потому что играл в рок-бэнде.
Эй, мама, посмотри на меня, – Я на пути к собственной земле, Не задерживай меня, Да, я пойду этим путём до конца, Я на прямом пути в ад.
Это слова из песни “Дорога в ад” (“Highway to Hell”), благодаря которой австралийская рок-группа AC/DC стала всемирно знаменитой. Случилось это в 1979 г., и с тех пор вот уже несколько поколений подростков “балдеют” под музыку этой группы. Сей факт не могли оставить без внимания и “преподобные отцы”, – их резолюцию нетрудно было предугадать: конечно же, все это происки врага человеческого – Сатаны, вербующего себе новых служителей. Такие выводы можно найти в регулярно издаваемых брошюрках наподобие “Нам нужна только твоя душа” У. Боймера. Но является ли в действительности это проявлением того сатанизма, который ведет человеческую душу в пропасть? По трезвому размышлению я пришел к выводу, что хотя какая-то толика правды в публикациях а ля Боймер имеется, однако в общем “их преподобия” для всех клиентов шьют костюмы одинакового размера. Абсолютизируя собственные религиозные установки, принимаемые далеко не всеми, христианские проповедники совершенно не интересуются психологическими особенностями и возрастными запросами молодых людей. Приводя пример из литературы, спросим, является ли пропащей душой неуправляемый сорванец Том Сойер, а образцом для подражания его брат – “божия овечка” Сид? Для меня очевидно, что нет, хотя вся проповедь христианских противников рок-музыки строится именно на этом. То есть, детям изначально навязывается показное благочестие и та постная «правильная» мина, с какой оно вершится. Но ведь это не только не свойственно – слава Богу! – для молодого возраста, но и крайне вредно, ибо с юных лет прививает склонность к ханжеству, потому как такое благочестие не основано на собственном духовном опыте. Как уже отмечалось, рок-музыка как молодежная субкультура замешана на бунте, природа которого, во-первых, в неприятии ханжеского порядка, во-вторых, в потребности выхода энергии. С ханжеским буржуазным порядком помимо прочего ассоциируется христианская доктрина, вдалбливаемая с детства примитивными и лицемерными проповедниками. Поэтому частенько бунтари обращаются к имени пресловутого Сатаны. Достаточное ли это основание для обвинения в сатанизме? В чувственно-материальном мире, то есть в мире, в котором почти всё время земной жизни проводят почти все люди, элементы сатанизма присутствуют повсеместно, – во всём, что связано с низшими энергиями. Рок-н-ролл не является исключением из этого правила, он насквозь пропитан чувственной энергией, и, как правило, его делают люди, далекие от святости. И это вполне нормально, ибо период бунтарства для молодости – показатель душевного здоровья. Вот только важно, с каким результатом этот период будет пройден. (И совсем другое дело – ритуальные сатанисты – те, кто сознательно становятся на путь нарушения закона гармонии и сознательно творят зло). Как человек, серьезно и непредвзято изучающий оккультизм, могу сказать, что в причастности того или иного явления к сатанизму как активному злу определяющим является заряд и природа энергетики, составляющей это явление. Иными словами, определяющим является не внешняя атрибутика и слова, а внутренний заряд, состояние и устремленность души. И как человек, в молодости горячо любивший рок-музыку, скажу, что увлечение такими группами как AC/DC, Black Sabbath, Led Zeppelin, Iron Maiden, не говоря уже о Deep Purple, Uriah Heep или Rolling Stones никогда не толкало меня на злые и грязные поступки. (Мне не приходило в голову громить мечети, церкви и синагоги или призывать к этому других). Но вот радетели мещанско-христианской добродетели обвиняют The Rolling Stones в сатанизме на том основании, что, дескать, в репертуаре этой команды имеется песня “Симпатия к дьяволу”, и что во время их выступления на фестивале в Альтамонте (1969 г.) был убит человек по имени Мередит Хантер. Но почему-то не всегда упоминают, что этот чернокожий выскочил на сцену, размахивая револьвером, то есть сам спровоцировал всплеск насилия. Что же до атмосферы, царившей на том концерте, – ставшем символическим завершением и крахом хиппейской «эры любви», олицетворяемой Вудстоком, – то вполне установленным фактом можно считать, что подобная экзальтация характерна для любого скопления народа, будь то рок-концерт, футбольный матч или религиозное собрание. На любом многолюдном сборище кипят страсти, и если кому-то вздумается стать поперёк генеральной линии, то пусть будет уверен – разорвут на части. Еще раз обращаясь к литературной классике, вспомним новеллу американца Натаниэля Готорна «Кроткий мальчик». В ней рассказывается история о том, как «набожные» пуритане затравили семью тех, кто не принадлежал к их конфессии, а разделял идеи секты квакеров. Вообще же, если углубиться в историю «христианской» цивилизации, то не счесть количества жертв, принесённых “во имя Христа”, – во имя того, кто проповедовал “не убий”! Конечно же, сам Учитель к этому не имеет никакого отношения, все дело в таких человеческих качествах как нетерпимость и фанатизм. А что касается вещей типа “Симпатия к дьяволу”, то можно сделать заключение, что они инспирированы, прежде всего, так называемой «политикой двойных стандартов» лицемерной западной цивилизации, а также ее неспособностью удовлетворить потребности бунтующей молодежи, просто разрываемой изнутри энергетическими импульсами.
– После этого концерта я чувствовал себя отвратительно, – спустя четверть века вспоминает события в Альтамонте Мик Джаггер. – Я ощущал нашу ответственность за происшедшее. Как могло получиться так глупо? Всё это до сих пор не даёт мне покоя. – Это и послужило причиной того, что вы завязали с темой сатанизма? – Наш имидж как сатанистов был слишком раздут журналистами. Мы вовсе не увлекались этим всерьёз. И этой песни для нас было вполне достаточно. Но и в ней нет всей этой дурацкой чертовщины и прочих глупостей, которые пришли позже с Megadeth и им подобными. Мы не собирались делать на сатанизме карьеру, как Джимми Пейдж, например…
|