КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Foto 23ГРААЛЬ Один из самых замечательных и легендарных символов. В него входят два основных – сам Грааль и его поиск, – но возможны и иные связи.
Согласно Западной легенде «Король-Рыбак», древнего монарха, хранителя тайны Грааля, поражает таинственная болезнь (аналогия с Филоктетом). И всё, что находится вокруг него, увядает, как и сам Король (эта тема использована в «Падении дома Эшеров» По и «Бесплодной земле» Элиота). Животные вырождаются, деревья не плодоносят, высыхают источники. День и ночь у ложа больного монарха – нескончаемый поток лекарей и рыцарей; наконец сэр Парцифаль спрашивает у него напрямик «Где Грааль?». Внезапно король выздоравливает и возрождается сама Природа.
Вольфрам фон Эшенбах, автор романа «Парцифаль», помещает действие в Галлии, на границах Испании, там, где герой Титурель основал храм как хранилище чаши Последней Вечери. Утверждается, что Грааль пришёл с Востока и должен туда вернуться, что говорит о его значении как «источника света».
С самой чашей связана особая символика. Согласно легенде, Грааль был сделан ангелами из изумруда, упавшего со лба Люцифера, когда он был низвергнут в бездну. Таким образом, подобно Деве Марии, искупившей грех Евы, кровь Спасителя посредством Грааля искупила грех Люцифера.
Этот изумруд, как показал Генон, – реминисценция urna, жемчужины, которая крепится на лбу в индуистской символике. Это третий глаз Шивы, своеобразный орган «чувства вечности». Потеря Грааля равнозначна потере внутренней устойчивости, связана ли она с внутренней опорой в вере или – в выродившихся (психологизированных) формах таинства – с каким-либо иным «источником счастья». Поэтому такая утрата памяти влечёт за собой потерю первобытного или райского состояния, а также смерть и увядание Природы (т.е. собственно духовной жизни).
Грааль означает одновременно и сосуд (grasale), и книгу (gradale). С другой стороны, поиск в широком смысле символизирует «поиск сокровища», что при ближайшем рассмотрении является инверсией бесконечного преследования, в которое вовлечён «Проклятый Охотник», – т.к. этот последний преследует феноменальные формы в их непрерывной игре и взаимопереходе бытия и небытия, в то время как Грааль прежде всего предполагает поиск мистического Центра – «неподвижного перводвигателя» Аристотеля или «неизменной середины» в Дальневосточной традиции.
Символика расположения Грааля в центре Круглого Стола, вокруг которого сидят рыцари, весьма близка китайскому образу неба (Пи), которое имеет форму круга с отверстием посередине (аналог чаши или кубка). Миниатюра манускрипта 112 Национальной библиотеки в Париже «Ланселот Озёрный» изображает двух ангелов, водружающих Грааль в центре мистического Круглого стола.
В наиболее популярной легенде Грааль – это чаша или блюдо, в котором Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, пригвождённого к распятию. Как утверждает А.Э. Уэйт в книге «Святой Грааль» (Лондон, 1933), с символикой Грааля связаны идеи добровольной жертвы и искупления (в частности, идея оскопления). Очевидно, что сублимация такой жертвы также связана с Граалем, как в легендах о Парцифале и сэре Галахаде.
(Керлот Х.Э. Словарь символов. REFL-book, 1994, c. 150-151)
|