КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Foto 18В формальной своей истории – с точки зрения Roundabout – эта команда имеет много общего с Deep Purple, и особенно с Uriah Heep. Взлёты и падения на разных исторических этапах, неиссякаемый приток свежей крови, постоянное самообновление при непременном сохранении своей сути. Однако говорить здесь только лишь об изменениях состава и о влиянии тех или иных участников на музыку группы в целом – занятие малоинтересное. Ибо говорить о Black Sabbath как о явлении чисто музыкальном не приходится. И потому здесь необходимо на время спрыгнуть с КАРУСЕЛИ – для того, чтобы совершить путешествие в АНТИМИРЫ. Проводником же в эти пространства послужит нам та летучая субстанция, которую принято называть музыкой. «Музыка – вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании». – Такое определение музыки, взятое из книги Марка Зильберквита «Мир музыки» (М., 1988), характерно для материалистического позитивистского мировоззрения, до недавнего времени считавшегося единственным научно правильным. Однако изъятие из научного обращения понятия материи как универсальной первоосновы мира и замена его понятием энергии неизмеримо расширили горизонты научного познания, в корне изменив взгляд на мир. В том числе и на пространственно-временной континуум. Посему и казавшееся верным определение музыки как исключительно временного искусства, также как само деление искусств на пространственные и временные, оказывается в корне неверным. Обратим внимание, что автор приведённого определения в ряду перечисляемых видов искусств не упоминает изящную словесность – литературу. И действительно: к какой категории – пространственной или временной – мы можем, следуя предложенной логике, причислить литературное искусство? Ни к той, ни к другой – то есть его как бы вообще не существует! Ошибка же заключается в непонимании того, что по своей сути понятия пространства и времени относительны и условны, являясь различными – но взаимодополняющими друг друга и перетекающими одна в другую – гранями единого континуума. И в этом смысле выражение «Архитектура – это застывшая музыка» относится к разряду не столько поэтических красивостей, сколько высших истин. Истинно также и обратное утверждение – «Музыка – это подвижная архитектура» – а это значит, что этот вид искусства также имеет пространственные измерения! Таким образом, композитор как создатель музыкальных пространств воспроизводит те или иные миры, или же их строит. Это либо построение новых миров, либо нахождение уже существующих. В различных пространственно-временных измерениях. Причём сам процесс строительства может быть как созидательным, так и разрушительным, деструктивным. Деструкция в этом случае – это тоже построение, но путём не созидания, а разрушения, то есть структурных, гармонических изменений – разрушительных – в результате чего создаётся объект с иной структурой, находящийся в других пространствах. Как правило, в мире отрицательных величин, антиподов. У великого русского поэта-духовидца Даниила Андреева в поэтическом ансамбле «Русские боги» есть поэма в прозе под названием «Изнанка мира», где говорится: «Но есть миры противоположного знака, зыбкие тёмные зеркала, где меняются местами верх и низ. Познание их мучительно, раздумье о них безрадостно, но его не может отвергнуть никто, перешагивающий за порог духовного детства. Золотом первоначальной зари платишь за зоркую зрелость. Ни вникание в запредельный смысл мировой борьбы, ни понимание зла и добра нашей эпохи, ни прикосновение к замыслу божественных сил, ни разгадывание угрожающих замыслов Противобога – ничто невозможно без этого знания». – И далее: «Антиподы – на другой стороне земного шара? Не совсем так. Истинные антиподы человечества – там, в четырёхмерном слое на изнанке земной коры. Античеловечество». Таким образом, мы подошли к метафизическому осмыслению музыки, в частности рок-музыки, в частности тех ее образцов, которые по сути своей являются вовсе не музыкой, но антимузыкой – подвижными пространствами антикосмоса. К основоположникам чёрной рок-сцены мы уже обращались в части 2 настоящего исследования – главе «Black Sabbath. Слишком мало heaven, слишком много hell». Будучи выложенным в интернет-форумах, мнение это, как и следовало ожидать, вызвало бурное несогласие многочисленных почитателей рок-музыки такого рода. Чтобы уяснить суть этого несогласия, приведём наиболее характерные реплики нескольких интернет-персонажей. A: «С автором не согласен практически во всем… Вообще первые посты автора (то есть собственно глава о BS, – О. К.) интересные, но, на мой взгляд, не объективные». B: «…на самом деле всё проще. Металл должен звучать злобно, отсюда и последствия. Я имею тесный контакт с местными музыкантами-металлистами а ля Slayer – это прекрасные ребята, семьянины, верные жёнам. …А сатанизм и прочие атрибуты – шоу и не больше. К чему эти дискуссии о сатанизме в музыке? Музыканты Slayer сами говорят, что это только шоу, – так же у BS и у других. Айомми в интервью ни слова не сказал о мистике, только о музыке. Клёвый чувак!». C: «Я не любитель BS именно из-за их мрачности и монотонности. И нудности. Хотя музыкантов уважаю за их вполне неслабый уровень. Насчёт их приверженности тёмным силам... сомневаюсь. Это просто театр». D: «Я также не любитель Black Sabbath из-за их мрачности и монотонности, но они оказали серьёзное влияние на развитие рок-музыки, в первую очередь, хэви-метал-рока. Первый альбом Black Sabbath принято считать самым первым хэви-метал-альбомом». E: «Из всего можно сделать вывод, что упрёки BS в псевдосатанизме, тем более в сатанизме – шаблонны и скоропалительны. Обвинять BS в мракобесии тоже неправильно. Скорее, это поиск или призыв задуматься о спасении души. Размышления о жизни и смерти, даже о Боге. Может иногда провокационные, жёсткие и резкие, не всеми понимаемые, иногда даже неверные... Но на то это и Black Sabbath, а не группа прославления. Однозначно, эти тексты для тех, кто думает о Heaven, а не желает попасть в Hell». F: «Прикольно... христианская казуистика поперла... души, энергии, духовность и прочая бла-бла-бла... Пойди к любому попу (только к настоящему) и он тебе скажет, что весь рок вообще (а металл тем более) – сатанинская музыка... а Slayer значит с Cannibal Corpse на пару в свободное время потрошат христианских младенцев, рушат кладбища и жгут церкви?» С целью уразуметь общий смысл этого хора несогласных, ухватим за хвост последнюю мысль. Ту, в которой в ироничной форме от обратного утверждается, что ни Slayer, ни Cannibal Corpse не потрошат младенцев, не рушат кладбища, не жгут церкви. Но откуда вообще взялась такая дичь? Никому ведь не приходит в голову защищать в этом смысле репутацию, например, Deep Purple или Uriah Heep! По той простой причине, что это – бред! Так зачем же говорить об этом в отношении Slayer и Cannibal Corpse? Если они подобными делами не занимаются, то кому может придти в голову обвинять их в этом? Но если персонаж F озвучил такую мысль, значит, он откуда-то её взял – следовательно, она крутится-вертится где-то поблизости. Где-то в виртуальном пространстве. И настойчиво лезет в головёшку и на язык. Пространство же это виртуальное есть не что иное, как поле творчества так называемой «чёрной рок-сцены», к которой относятся и две упомянутые команды. И в этом поле действительно совершаются перечисленные непотребства. Но не в реальности же, чёрт подери?!! В общем, F и ему подобные принимают в расчёт только прямые – физические – действия, а то, что сделано в «виртуальном» мире, кажется им чем-то совершенно нереальным, несущественным, наподобие игры в песочнице. Это ведь только шоу! И, конечно, никто из них не думает о тех семенах, которыми засевается ментальное пространство, которые попадают в умы и души потребителей подобного творчества и начинают там прорастать. Никто из них, конечно, слыхом не слыхивал о таком действе как очищение помыслов – о том, что мысли свои, так же как и тело, нужно держать в чистоте… Но они почему-то убеждены, что «…на самом деле всё проще». Что «металл должен звучать злобно». И что «сатанизм и прочие атрибуты – шоу и не больше». – Таким образом, устами персонажа В сформулированы главные принципы хэви-метал-рока в его понимании: ПРОЩЕ, ЗЛОБНО и НЕ БОЛЬШЕ!!! И надо признать, что, слушая разнообразных представителей «чёрной рок-сцены», многократно убеждаешься, что это действительно так. Но что в таком случае можно сказать о такой «музыке»? Наверное, это именно тот случай, когда слов больше нет, остаются одни только выражения! Но к счастью, далеко не всё так просто, как это утверждает персонаж В. А потому позволю себе не согласиться с его тезисами и поднять голос в защиту хэви-метал-рока! «Металл должен звучать злобно», а иначе что? Он перестаёт быть металлом? Ничего подобного – он должен звучать мощно и энергично, но для этого вовсе не обязательно – всамделишно или притворно – извергать злобу. О чём лучше всяких слов и выражений свидетельствует музыка таких «металлических» корифеев как Iron Maiden, Metallica, Blind Guardian, Iced Earth, Demons & Wizards и др. Обратим внимание, что это именно те из металлистов, кто занимается собственно музыкой, а не псевдосатанинской имиджевой чернухой. Причём театрализация, всевозможные элементы шоу также вполне успешно применяются в творчестве этих команд. Но они служат лишь дополнением к главному – к музыке, а не переносят на себя центр тяжести. А где находится центр тяжести у «чернушников»? На чём держится их «творчество»? Убрать из него «чернуху» – и что останется? Ничего! Ибо это тот случай, когда не «чернуха» держится на музыке, а музыка на «чернухе». Она эту «музыку» питает, наполняет энергией и содержанием. «Чернуха» здесь никак не бесплатное приложение, но суть и основа подобной антимузыки. И ещё вопрос: кто знает, где грань между виртуальным и реальным? То, что заполняет твои помыслы во время театрализованного шоу, не остаётся ли в той или иной степени в тебе и после окончания оного? Ещё как остаётся, что опять-таки без всяких слов и выражений лучше всего подтверждает деятельность таких наиболее колоритных персонажей черной авансцены как King Diamond и Merciful Fate, Глен Бентон и его Deicide, Marilyn Manson и, наконец, «асы» норвежского блэк-метала, от слов перешедшие к делу, то есть к поджогу церквей и расчленению себе подобных! Хотя и это при желании можно квалифицировать как шоу – подмостками для которого стала непосредственная реальность... А какое отношение ко всему этому имеют Black Sabbath – они то ни в чём подобном замечены не были?! Да самое прямое отношение – они и есть отцы-основатели, основоположники «чёрной рок-сцены». Не хэви-метал-рока вообще (потому как музыка тех же Iron Maiden органично вытекает не из «Саббат», а из Deep Purple и Хендрикса), а именно «чёрной» его разновидности. Сами по себе они, конечно, не являют ничего страшного. И обвинения в сатанизме, мракобесии и тому подобном, от которых, важно раздувая щёки, открещивает их персонаж Е, в действительности уже давно превратились в расхожие и вовсе не требующие никаких опровержений штампы. Всё это не более как продолжение того же шоу, каковым по сути является всё творчество Black Sabbath, – это чёрный пиар, который всегда играл им только на руку. «Размышления о жизни и смерти, призыв задуматься о спасении души»? – Ничего подобного их никогда не интересовало, иначе оно бы нашло продолжение в дальнейшем – зрелом – творчестве. Да и кого они наставили «на путь истинный»? Может быть, Брайана Уилсона, перед тем как он стал Мэрилин Мэнсоном? Или Кима Бенгтсона – перед тем, как он перевоплотился в Кинга Даймонда? Так что все эти якобы «размышления» – не более чем часть имиджа, который пользуется спросом и, следовательно, приносит недурственный доход. Это элемент всё того же непрекращающегося шоу, где «клёвые чуваки», из которых уже песок сыплется, работают в одной упряжке с дегенератом Мэнсоном. На что-то более достойное они уже не способны. Потому что – вовремя не спрыгнули… Откровенно признаюсь, что для исследователя музыкальных пространств копаться во всём этом околомузыкальном имиджевом дерьме – занятие малоинтересное. Интерес теряется, прежде всего, из-за смещения центра тяжести с собственно музыки на немузыкальную идею чернушных забав. Гораздо интересней рассмотреть тот случай, где уход в антимиры осуществляется путем именно музыкальных экспериментов – только музыкальных и никаких других. Случай этот хорошо известен под названием…
|