Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Трансов (стенограмма семинара). 3 страница




нужен вам. В этой технике я буду произносить фразу: "Вы хотите войти в

транс медленно, быстро, или вообще не хотите войти в транс?" следующим

образом: "Вы хотите войти в транс медленно (с легкой улыбкой, медленным

голосом, очень внятно и внушительно)... или быстро (скороговоркой, невнятно,

мимика нейтральная)... или вообще не хотите входить в транс? (мимика "презрительная",

голос "сквозь зубы")"

 

Вопрос: Почему вы подчеркнули первый из выборов, ведь лучше запоминается

последнее?

 

С. Горин: Это вас Штирлиц с толку сбил. По законам памяти запоминается

начало и конец сообщения, а забывается середина. И Штирлиц, кстати, знал,

что важно искусство вхождения в разговор и важно искусство выхода из разговора...

Вы можете подчеркнуть и последний из выборов (лишь бы не второй). У вас

была длительная беседа с деловым партнером, вы идете с ним до автомобиля,

он садится в машину и вы говорите: "Я не знаю, когда вы сможете поставить

нам лес; возможно, вы это сделаете через неделю или через месяц, возможно,

не сделаете это вообще, но, наверное, вы это сделаете завтрак.

Все, на этом захлопнулась дверь и машина уехала, а ваша последняя инструкция засела

в подсознании партнера.

Для успешного применения речевых стратегий готовьте

заранее фразы, в которых содержится много предположений о желательном для

вас поведении партнера. Используйте в одной фразе сочетание разных стратегий.

И обязательно учитывайте и включайте в свою речь контекст общения - и все,

что происходит вокруг.

 

 

Для читателей я хочу привести подходящий фрагмент статьи Милтона Эриксона

об использовании речевых стратегий:

 

"...Предписание некой двойной задачи обычно оказывается более действенным,

чем формулирование этих же задач порознь. Например, мать может сказать:

"Джонни, когда выведешь велосипед, вернись и закрой гараж". Это звучит

как единое задание, одна часть которого способствует выполнению другой,

так что в целом оно кажется легче, чем два отдельных задания. Если бы мать

сначала попросила Джонни вывести велосипед, а потом велела ему закрыть

гараж, для него это представлялось бы как два отдельных, не связанных между

собой дела. На каждую из двух просьб легко было бы сказать: "Не хочу".

Но отказ от двойного задания был бы просто непонятен. Что он означал бы?

Что он не выведет велосипед? Что если и выведет, то не вернется к гаражу?

Что не закроет дверь?

Удерживать от отказа в подобном случае может сама

степень усилий, которые нужны, чтобы определить, от чего именно отказываешься.

А отказываться "вообще от всего" - неловко. Поэтому Джонни скорее выполнит,

пусть и нехотя, такое комбинированное поручение, чем будет анализировать

ситуацию. Попроси его мать о любой из этих вещей по отдельности, Джонни

легко мог бы бросить: "А, потом!" Но в случае такой двойной задачи он не

может просто сказать "потом", ибо если он выведет свой велосипед "потом",

то должен будет "немедленно" вернуться к гаражу и "немедленно" закрыть

дверь. Логичность этого "если - то должен", конечно, мнимая, но повседневная

жизнь - вовсе не задачник по логике, в ней обычно действуют свои эмоциональные

резоны. Я нередко говорю своим пациентам: "Как только вы сядете в кресло,

вы войдете в состояние транса". Пациент, конечно же, собирается сесть в

кресло. Но теперь это действие начинает выступать для него как условие

погружения в транс. Таким образом, состояние транса индуцируется действием,

которое пациент с наибольшей вероятностью собирается осуществить...".

 

Тройная спираль.

 

Техника под названием "тройная спираль Милтона Эриксона" (для использования

транса) очень близка по структуре и технике перекрывания реальностей (для

наведения транса). Здесь тоже история вплетается в историю, но по другим

правилам: вы начинаете рассказывать некую историю N 1, примерно в середине

ее прерываете и начинаете рассказывать историю N 2, которую тоже прерываете

в середине. Затем вы полностью рассказываете историю N 3. Потом вы заканчиваете

историю N 2, после чего завершаете историю N 1. Истории под номерами 1 и

2 полностью осознаются и запоминаются вашим партнером, а история N 3 забывается

(причем очень быстро) - в нее вы и включаете инструкции для подсознания

партнера. Чтобы не запутаться в последовательности историй, составьте себе

схему.

 

СХЕМА 3. "Тройная спираль Милтона Эриксона"
    История 3    
  История 2 (начало)   История 2 (конец)  
История 1 (начало)       История 1 (конец)
Начало целого рассказа       Конец целого расскаэа

 

 

Послушайте обычную историю, оформленную в тройную спираль:

 

...Это произошло со мной, когда я учился примерно в седьмом классе школы.

Двоюродный брат взял меня с собой на весенние каникулы в деревню, километрах

в сорока от Красноярска. Весна в том году была теплая, и мы с мальчишками

много бегали по окрестностям, а как-то раз решили перебраться через речку

- там была маленькая речка, почти ручей, все русло которой заросло ивой.

Речка протекала по оврагу, поэтому была покрыта льдом, хотя на открытых

местах снег уже сошел. Все перешли через речку по веткам и корням деревьев,

а я был полненький, неуклюжий - поскользнулся и провалился под лед по шею...

 

...Примерно в том же году мы изучали в школе химию, и меня настолько

заинтересовали взрывы, что я пошел в химический кружок при институте. Первое,

чему нас там учили - это техника безопасности. Перед тем как допустить

к самостоятельной работе, нам обязательно показывали один экспонат. Это

была банка с формалином, а в ней... Как вы думаете, что в ней хранилось?..

 

...Человек, который занимался с нами в кружке, оказался в итоге лучшим

из моих учителей. Именно он развил у меня абстрактное мышление, потому

что он любил говорить нам: "Возьмите те знания и навыки, которые вы получили

в одной области, и попробуйте применить их в другой! Если вы уже знаете

алгебру, она пригодится вам и в химии...".

 

...А в той банке с формалином хранилось несколько пальцев, которые оторвало

взрывом неаккуратному химику. Не знаю, было ли это лучшим способом, чтобы

привлечь внимание подростков к технике безопасности, но это действовало...

 

...И тот случай, когда я весной провалился под лед, был, наверное, первым

случаем, который привлек мое внимание к целительным силам природы. Я тогда

разделся, походил босиком, одежду мы просушили на костре, и после этого

у меня не было даже насморка. Вот такая история.

 

Реплика из зала: Уже сейчас я не могу вспомнить вашу историю ?3. Кто-нибудь

помнит ее?..

 

С. Горин: Тем интереснее будет понаблюдать за тем, как вы будете выполнять

полученную инструкцию.

 

(Примечание для читателей: восприятие тройной спирали "на глаз", то

есть при чтении текста, очень сильно отличается от восприятия "на слух",

и практически не дает понятия о том впечатлении, которое производит на

слушателей "тройная спираль".

В домашних условиях вы можете получить представление

о "тройной спирали", если запишете на магнитофон оформленную соответствующим

образом историю и послушаете ее примерно через две недели после записи).

 

Как видите, приведенная техника достаточно удобна еще и тем, что она

не отнимает много времени. Мне хотелось бы, чтобы вы попробовали себя в

ней. Давайте подумаем о том, что может быть содержанием вашей истории N 3.

В деловом общении история N 3 может иметь такие сюжеты: выгоды, которые

вы предоставили какому-то из прежних деловых партнеров; благодарность ваших

прежних партнеров или клиентов; выгодное отличие вашего предложения от

предложений конкурентов - и многое другое, конечно. Я заметил, что здесь,

на семинаре, вы часто бываете неуверены в своих силах, вы боитесь, что

у вас что-то не получится. Пусть кто-нибудь из вас "вплетет" в "тройную

спираль" сообщение типа "будьте уверены в себе".

 

Упражнение N 14. Выполняется индивидуально. Вы выбираете простую

инструкцию, делаете ее содержанием историю ?3, придумываете или вспоминаете

истории N 1 и N 2 и составляете из них "тройную спираль"

 

История Виталия... После того как я закончил восьмой класс, ребята из

класса решили отправиться на каникулах в поход по реке на лодках. Лодки

были надувными и не очень устойчивыми - часто переворачивались, поэтому

приходилось тщательно выбирать маршрут. Впрочем, все мы умели плавать,

к тому же был жаркий июнь... На своей лодке я был "капитаном", и маршрут

приходилось выбирать мне. Однажды мы подплыли к такому месту, где река

разделялась надвое. Я задумался - по какому из рукавов реки плыть?..

 

...Позже мы сделали привал на острове. Остров был небольшим, мы решили

его обследовать, и уже в сумерках пошли вокруг острова. Мы шли, громко

переговариваясь и смеясь, и вдруг, когда мы были на противоположной стоянке

стороне острова, мы увидели очень крупные следы... Веселье с нас как рукой

сняло. Мы остановились и какое-то время стояли молча, глядя на следы и

друг на друга. Как вы думаете, чьи это были следы?..

 

...Не знаю, известно вам это или нет, но, когда путешествуешь в лодке

по реке, очень важно оставаться на плаву. Это настолько важно, что постоянно

повторяешь: "Будь уверен в себе, у тебя все получится!.."

 

...И те следы, которые мы нашли на острове, были следами медведя. Мы,

деревенские мальчишки, сразу это поняли. Назад к стоянке мы бежали очень

быстро, и, конечно, сменили место привала...

 

...Возвращаясь к тому моменту, когда мне пришлось выбирать, по какому

из рукавов реки плыть, могу сказать, что именно тогда я впервые осознал

свою ответственность за выбор. Все лодки поплыли по правому рукаву, а я

выбрал левый. Лодка перевернулась, и меня разжаловали из "капитанов" в

простые матросы.

 

Истории, метафоры, притчи...

 

С. Горин: Вы уже знаете, что можно навести транс, рассказывая историю.

Но через историю можно и использовать транс. Это более сложная техника

- хотя бы потому, что вам придется создать контекст, в котором партнер

согласится вас слушать. История или метафора при использовании транса работает

медленнее, чем предыдущие техники, поэтому я уделяю особое внимание "техникам

быстрого реагирования". Но я уже говорил, что лично мне нравится применять

истории, так как эта техника стимулирует творческие способности у вас как

гипнотизера.

Самый, пожалуй, известный на сегодня гипнотизер эриксонианского

толка, Иисус Христос, давал очень мало прямых инструкций (особенно в начале

карьеры). Он не говорил людям прямо: "Будьте добры друг к другу", он просто

начинал рассказывать притчу о том, как один человек попал в беду в пустыне

и стал просить помощи у проходящих мимо людей. И кто-то делал вид, что

не замечает его. Кто-то говорил, что надо идти в деревню, где люди помогут

ему. Но вот подошел человек, который не стал давать советы - он напоил

страждущего водой, взял его в свой караван и спас его...

Рассказав историю,

не делайте выводов сами, не поясняйте смысл истории. Пусть вывод сделает

сам слушатель - тогда он будет считать этот вывод своим. Ваша задача -

составить такую историю, после прослушивания которой слушатель сделает

именно тот вывод, который нужен вам. Вообще-то можно долго говорить о том,

как именно надо составлять истории для использования транса. Конечно, нужно

привлечь внимание собеседника и удержать это внимание - поэтому вы насыщаете

свою историю подробностями о месте и времени действия, о действующих лицах. История должна иносказательно описывать

проблему, с которой столкнулся ваш партнер, и пути решения этой проблемы

(причем надо описывать все основные моменты, с которыми встретится партнер,

решая проблему). Наверное, в деловом общении вам придется рассказывать

истории о дипломатах, о государствах, которые заключают союзы. Или о том,

как люди знакомятся друг с другом и узнают что-то очень интересное и выгодное

в этом знакомстве. Придумать подходящую тему и составить историю - хорошее

творческое задание. Лучше, чтобы в истории был какой-то юмор (кстати, юмор

считается одним из компонентов эриксонианского гипноза).

Я приведу вам

несколько примеров эффективно сработавших историй из медицинской практики.

Однажды меня попросили поработать с одной женщиной, которая собиралась

рожать и очень боялась болей при родах. Я решил не говорить ей, что боли

не будет, поскольку это было бы инструкцией с отрицанием. Я погрузил эту

женщину в транс и начал долго и скучно рассказывать ей о том, как течет

вода по резиновому шлангу. Шланг имеет эластичные стенки, которые могут

расширяться. Если в этот шланг попадает камешек, то под напором воды камешек

постепенно будет выходить, потому что давление будет очень сильным, а шланг

при этом будет расширяться еще больше... И рано или поздно он расширится

настолько, что камешек начнет выходить быстро... Но когда камешек будет

выходить, шланг еще растянется - он ведь эластичный и что может чувствовать

шланг? Ему все равно! Он просто растягивается и растягивается, он ведь

для этого и приспособлен... И когда камешек полностью выйдет, шланг опять

примет свою обычную форму... Что он может при этом чувствовать?.. Одно

только растяжение... и удовольствие оттого, что его форма становится прежней.

 

Женщина была удивлена моей историей - но еще больше она удивилась тогда,

когда при родах не чувствовала никакой боли.

Второй пример я взял из книги

Лесли Камерон-Бэндлер. У нее был пациент с преждевременной эякуляцией (быстрое

семяизвержение при половом акте), и этому пациенту она рассказала такую

историю...

Когда вы путешествуете на машине, вы можете ехать очень быстро,

выбирая из экономии самую короткую дорогу... Но иногда вам может стать

интересным то, что происходит по дороге, и тогда вы можете выбрать более

длинный путь... И вы можете наслаждаться всем тем, что вы видите, проезжая

по дороге... Вы можете наслаждаться тем, что вы слышите и чувствуете...

И тогда вы замедляете скорость, и вам становится все интереснее и интереснее...

Чем медленнее скорость, тем больше приятных переживаний вы имеете, тем

больше приятных ощущений... В какой-то момент можно вообще остановиться

и наслаждаться тем, что происходит здесь и сейчас...

 

Реплика из зала: Он так вообще не приедет (смех в зале).

 

С. Горин: Нет, ну дорога для того и придумана, чтобы приехать в какой-то

конечный пункт. "И тогда оказывается, что ты можешь приехать в тот же пункт

более длинной дорогой, получив гораздо больше удовольствия". Примерно так.

Люди, работающие в техниках эриксонианского гипноза, часто считают нужным

составлять довольные длинные истории - и правильно считают. Но работать

могут и сверхкороткие истории, афоризмы. Однажды при работе с пациенткой,

страдавшей депрессией (болезненно пониженным настроением), и долго рассказывавшей

мне, что все в ее жизни рухнуло и ничего нельзя восстановить, я сказал:

"Ну, теперь пойдет на поправку". Она, конечно, спросила: "Почему?". Я ответил:

"Потому что хуже некуда...". Знаете, она приняла мою трактовку - и вышла

из депрессии.

Мне самому в свое время очень помог афоризм, который рекомендую

и вам на случай затяжных неудач. Можете применять его, занимаясь самогипнозом,

или для ободрения менее удачливых ваших знакомых... Вот этот афоризм: "Когда

я упал на самое дно - снизу постучали".

 

ГЛАВА 6. Использование транса и манипуляция сознанием (вторая ступень)

 

Техника рассеивания.

 

Самым значительным вкладом в развитие гипноза Милтон Эриксон считал

свою технику рассеивания (другое название - техника вставленных сообщений).

Она, действительно, получила большое распространение в будущем, при поисках

новых способов рекламы, пропаганды и других методов воздействия на индивидуальное

и массовое сознание.

Исторической предпосылкой ее появления было увлечение

психологов и психиатров в тридцатые годы нашего века исследованиями ассоциативного

мышления. Существовала техника свободных ассоциаций: человеку предлагали

подумать о его проблеме, а затем рассказать все, что ему приходит на ум

в связи с этим (любые воспоминания, сновидения; любые побочные идеи, не

связанные, казалось бы, с данной проблемой логически). Оказалось, что в

полученном потоке вроде бы бессвязных мыслей, свободных ассоциаций, есть

слова, значимые для понимания проблемы человека, и эти значимые слова человек

обязательно обозначает каким-то образом (паузой, сменой интонации, жестами).

Из обозначенных слов можно сложить вполне связный рассказ о том, что представляет

собой проблема на самом деле.

Хороший следователь знает, что не надо перебивать

и останавливать человека, который увлеченно врет; дайте ему продолжать

врать - и он расскажет вам всю правду.

Идея Эриксона состояла в том, чтобы

использовать этот процесс в обратном порядке: составить текст внушения,

а затем "растворить" его в каком-то рассказе нейтрального содержания, обозначая

впоследствии неким способом значимые слова (составляющие текст внушения).

Его интересовало, будет ли человек подсознательно усваивать такие замаскированные

внушения? При экспериментальной проверке выяснилось, что техника вставленных

сообщений является самой лучшей ловушкой для сознания..

Первые эффективные

примеры использования техники рассеивания в медицинской практике стали

хрестоматийными. Они излагаются или хотя бы упоминаются в каждой книге

по эриксонианскому гипнозу под названием "история о помидоре" и "история

о стенографистке". Мне не хотелось бы пересказывать эти истории - прочитайте

их в изложении самого Милтона Эриксона.

 

"...Джо был цветоводом. Он начал свою карьеру, торгуя на улице цветами.

Джо откладывал заработанные гроши, чтобы снова приобрести цветы, потом

продать их, купить новые и т. д. Вскоре он смог купить небольшой участок

земли. Теперь у него появилась возможность иметь еще больше цветов. Он

выращивал их с такой любовью и так наслаждался их красотой, так хотел поделиться

этой красотой с другими, что дело его шло прекрасно, и он приобретал все

больше земли, чтобы выращивать на нем все больше цветов, и т. д., и т.

д. В конце концов он стал ведущим цветоводом одного большого города. Джо

страстно любил свое дело, был полностью поглощен им, и в то же время был

хорошим мужем, хорошим отцом, хорошим другом и очень уважаемым членом местного

общества. Но вот в роковой сентябрьский день хирургам пришлось удалить

опухоль, возникшую у него на щеке, стараясь не слишком обезобразить лицо

Джо. Опухоль оказалась злокачественной. Была назначена радикальная терапия,

но врачи вынуждены были признать, что слишком поздно".

Больному сообщили,

что ему остался месяц. Что и говорить, Джо был сокрушен и подавлен. Мало

того, его мучили сильнейшие боли.

Когда подходила к концу вторая неделя

октября, родственники Джо попросили автора как можно быстрее посетить его

в клинике и попытаться с помощью гипноза облегчить его страдания, поскольку

наркотические препараты уже мало помогали. Узнав о прогнозе, данном Джо,

автор без особого энтузиазма согласился приехать, поставив условие, что

в день визита вся медикаментозная терапия будет отменена с четырех утра.

Врачи, лечившие Джо, любезно согласились это сделать.

Перед самой встречей

с пациентом автора предупредили, что он не выносит даже упоминания слова

"гипноз". Вдобавок к этому один из детей Джо, молодой врач, проходивший

стажировку в известной психиатрической клинике, тоже не верил в гипноз.

На него не мог не повлиять тот факт, что сотрудники этой клиники разделяли

самое скептическое отношение к гипнозу. Там не было, насколько известно

автору, ни одного врача, который имел бы малейший непосредственный опыт

в этой области. Итак, этот молодой врач должен был присутствовать при встрече

автора с Джо, и тот, очевидно, знал о его отношении к гипнозу.

Джо встретил

автора очень любезно и приветливо. Скорее всего, он не знал о причине визита.

При осмотре пациента, оказалось, что пораженный участок щеки и шеи по сути

отсутствовали в результате продолжавшихся после операции процессов изъязвления

и некроза. Джо была сделана трахеотомия, поэтому он не мог говорить. Он

общался с помощью карандаша и бумаги, пачки которой были у него всегда

под рукой. Меня проинформировали, что каждые четыре часа Джо получает наркотики

(...) и мощные дозы седативных препаратов барбитуратовой группы. Спал он

мало. Рядом с ним постоянно находилась дежурная сиделка. Джо то и дело

вскакивал с кровати и писал бесчисленные записки. В одних из них он писал

что-то по поводу работы, в других обращался к семье, но чаще всего это

были жалобы на страдания, которые он испытывал, и требования дополнительной

помощи. Острая боль мучила его беспрерывно, и он никак не мог понять, почему

врачи не могут делать свое дело так же хорошо, как он делал свое. Ситуация,

в которую он попал, просто бесила его. Он расценивал ее как неудачу, а

главным мерилом в его жизни всегда был успех, которого можно добиться честным

трудом. Когда дела в его бизнесе шли плохо, он делал все, чтобы их поправить.

Почему же врачи этого не делали? У них ведь есть обезболивающие средства,

почему же они позволяют ему страдать от такой нестерпимой боли?

После того

как нас представили друг другу, Джо написал: "Чего вы хотите?" Этот вопрос

послужил хорошим началом для применения автором его метода наведения гипнотического

транса и снятия боли. Здесь не будет полностью воспроизведено все, что

говорилось во время сеанса, поскольку многие части этого длинного монолога

повторялись по нескольку раз, причем не обязательно в одной и той же последовательности,

и нередко в сокращенном виде, когда делалась ссылка на то, что говорилось

раньше, и повторялось только несколько фраз. Нужно признаться, что автор

очень сомневался в возможности какого бы то ни было результата, так как

помимо тяжелого физического состояния у Джо наблюдались явные признаки

интоксикационных расстройств, вызванных приемом большого количества медикаментов.

Несмотря на то, что автор весьма невысоко оценивал шансы на успех, он был

уверен в одном - что должен и может оставить свои сомнения при себе, и

всем своим поведением, тоном каждого сказанного слова показать Джо, что

он искренне заинтересован в нем и хочет ему помочь. Если даже только это

сообщение можно было бы донести до Джо, то уже одно это принесло бы некоторое

облегчение и самому Джо, и его семье, и медсестрам, которые располагались

в соседней комнате и которым все было слышно.

Автор начал: "Джо, я хотел

бы побеседовать с вами. Я знаю, что вы - цветовод, и занимаетесь выращиванием

цветов. Знаете, сам я вырос на ферме в Висконсине, и я тоже любил выращивать

цветы. И до сих пор люблю. Ну вот, я хотел бы, чтобы вы сели в это уютное

кресло, а я буду говорить. Я расскажу вам о самых разных вещах, но не о

цветах пойдет речь, потому что вы знаете о цветах намного больше меня.

Не о цветах. Это не то, чего вы хотите. (Читатель заметит, что определенный

шрифт используется для выделения вкрапленных гипнотических внушений. Это

могут быть отдельные слоги, слова, фразы или предложения, произносимые

с особой интонацией). "А теперь я спокойно могу начать свой рассказ, и

мне хотелось бы, чтобы вы спокойно слушали меня, пока я буду рассказывать

о саженцах помидора. Вы, может быть, и удивитесь. С чего бы нам говорить

о помидоре? Семечко помидора сажают в землю и с надеждой ожидают, что из

него вырастет растение и даст плод, который принесет удовлетворение. Семечко

впитывает влагу, это не очень трудно, потому что этому помогают дожди,

которые несут мир и покой, и радость роста всем цветам и помидорам. Это

маленькое семечко, Джо, медленно набухает и выпускает маленький корешок

с цилиями. Вы, может быть, не знаете, что такое цилии: цилии - это такие

штуки, которые работают, чтобы помочь семечку помидора вырасти, пробиться

из земли наверх, а вы можете просто слушать меня, Джо, пока я буду продолжать

свой рассказ. Вы можете слушать и слушать меня, и удивляться, просто удивляться

тому, что вы действительно можете узнать. Вот вам карандаш и блокнот, а

что касается помидора, то он растет очень медленно. Вы не видите, как он

растет. Вы не слышите, как он растет, а он растет себе: пробиваются первые

крохотные листочки, стебель покрывается нежными волосками, потом такие

же волоски появляются и на листьях. Они очень напоминают цилии на корнях,

и, должно быть, позволяют растению чувствовать себя очень хорошо, очень

уютно, если вы можете представить, что растение может чувствовать. Вы не

видите, как оно растет, вы не чувствуете, как оно растет но вот еще один

листок появляется на этом крохотном стебельке, а потом еще один. Как знать,

пусть это звучит по-детски наивно, но, может быть, куст помидора действительно

ощущает покой и мир, пока растет. Каждый день он растет, и растет, и растет.

Какой покой ощущаешь, Джо, когда наблюдаешь, как растет растение, но не

видишь его роста и не чувствуешь его, а только знаешь, что все идет к лучшему

для этого маленького помидора, на котором появляется еще один листок, и

еще один, и новая веточка, и он спокойно себе разрастается во всех направлениях...".

(Многое из вышесказанного было к этому моменту многократно повторено, иногда

- отдельные слова, иногда - развернутые предложения. Немаловажным соображением

было находить такие разные словесные формулировки для одних и тех же идей,

а также многократно повторять гипнотические внушения).

Через некоторое

время после начала сеанса в комнату на цыпочках вошла жена Джо с листом

бумаги, на котором было написано: "Когда вы намерены начать гипноз?" Автор

не мог рассмотреть надпись на листе, и ей пришлось положить лист прямо

перед ним, и, соответственно, перед Джо. Не прерываясь, автор продолжал

описывать помидор, а супруга Джо, взглянув на мужа, заметила, что он ее

совершенно не видит и даже не подозревает о ее присутствии, находясь в

сомнамбулическом трансе. После этого она сразу же удалилась.

"...А вскоре

на растении завяжется первая почка. Неважно, на которой из веточек это

произойдет, ведь скоро все веточки, весь куст помидора покроются такими


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты