КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип 5. Побуждение важнее всяких методикИ, наконец, помните, что чрезвычайно важно правильное побуждение к общению. Прежде чем задумываться о методике или о технических приемах, нужно убедиться, что побуждение, которым мы руководствуемся, угодно Богу. Он хочет, чтобы мы были движимы искренней любовью и желанием служить другим людям - укреплять, ободрять и поддерживать их. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, - писал Павел, - а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефесянам 4:29). Многие книги обещают научить вас общаться с окружающими так, чтобы в результате этого общения вы получили то, что вам нужно. Такой подход обращает слова в оружие, посредством которого вы удовлетворяете собственные эгоистические желания; однако Библия говорит, что общение такого рода ничего не стоит. Павел пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Коринфянам 13:1). Небесное красноречие бесполезно, если им не движет важнейшее из всех побуждений - любовь к Богу и к своим ближним. Праведное побуждение коренным образом меняет то, что мы говорим, и то, как мы это говорим. Вместо того чтобы использовать слова в собственных интересах, мы, в первую очередь, используем их во славу Божью и в интересах других людей. И СНОВА СДЕРЖАННОСТЬ В главе 5 мы говорили о том, что ухаживание - это пора, когда мы «больше, чем друзья, но еще не возлюбленные», - это время, когда мы развиваем взаимоотношения, но вместе с тем каждый из нас бережно относится к сердцу другого, поскольку пока неизвестно, вступим ли мы в брак. Быть сдержанным - значит не обещать и не намекать на то, что мы испытываем более глубокие чувства или уверенность в совместном будущем, чем есть на самом деле. Ухаживая за Бриттани, Кайл понял, что он не должен прежде времени заговаривать «о будущем», словно бы их брак - дело решенное. «С моей стороны было бы нечестно сказать Бриттани, например: «Вот было бы здорово, если бы у нас с тобой был такой дом!», или: «Когда-нибудь мы с тобой поедем туда- то и туда- то». Если бы я позволял себе что-нибудь в этом роде, Бриттани было бы трудно оставаться на том уровне отношений, который существует между нами сейчас». Ясность и честность в общении — совсем не то же, что преждевременная или неуместная интимность. Когда мой друг Чак ухаживал за Джинджер, он постоянно устраивал так называемые «кардиологические обследования», иначе говоря, затевал обсуждения, в ходе которых они с Джинджер говорили о своих надеждах, заботах и вере в дальнейшую судьбу их отношений. Будучи инициатором ухаживания, Чак знал, что он должен быть предельно открыт в своих чувствах, чтобы и Джинджер могла вести себя соответственно. Благодаря этому она смогла уберечь свое сердце и не позволила своим чувствам зайти слишком далеко и опередить чувства Чака. Мы должны тщательным образом следить за тем, чтобы наши слова и то, как мы их произносим, не выражали больше, чем нам хотелось бы сказать. Кто-то заметил: «Не позволяй языку выписывать чеки, которых тело не в состоянии оплатить». Иными словами, не обещай больше, чем можешь подтвердить своими действиями. Отношения Донны с Биллом закончились, но она благодарна Биллу, что в своих словах он всегда был предельно осмотрителен. «Если он чувствовал,- что мы приближаемся к теме, касаться которой было бы неразумно или преждевременно, он менял предмет беседы, - говорит Донна. - Бывало так, что после разговора он прибегал ко мне специально, чтобы попросить прощения за какие-нибудь слова, которые, на его взгляд, могли сбить меня с толку. Тогда это казалось мне забавным, но теперь я понимаю, что его щепетильность удержала меня от преждевременных надежд на то, что мы с ним поженимся». Когда отношения становятся глубже, а уверенность в браке крепнет, молодых людей тянет обсуждать вопросы, связанные с супружеством (некоторые из этих вопросов мы рассмотрим в главах 10 и 11). Но не спешите забегать вперед. Вы, как и прежде, должны проявлять сдержанность. БУДЬТЕ МУЖЕСТВЕННЫ Библия говорит: «В уста целует, кто отвечает словами верными» (Притчи 24:26). Думаю, по этому сравнению можно судить, насколько прекрасным может быть настоящее, полноценное общение. Оно требует больших усилий, но, право же, оно стоит того! Возможно, читая эту главу, вы осознали, что побаиваетесь честного, открытого общения. Это естественно. Раскрываться перед другим человеком всегда несколько рискованно. А вдруг то, что он увидит, ему не понравится? Вдруг ваши отношения на этом закончатся? Хочу дать вам совет: положитесь во всем на Бога. Он выстраивает все ваши отношения. Не нужно бояться того, что подумает о вас другой человек. Возможно, честное общение наведет одного из вас, или даже обоих, на мысль, что ваши отношения не должны привести к браку. Эта мысль может причинить вам боль, но подумайте, что произошло бы в противном случае. Неужели вам хотелось бы, чтобы человек, за которым вы ухаживаете, влюбился не в вас, а в некий надуманный образ? Неужели вы почтили бы Бога или выказали любовь к другому человеку тем, что стали бы притворяться другим, чем вы есть на самом деле, или скрывать свои подлинные взгляды и чувства? А теперь представьте себе гораздо лучшую возможность: а вдруг, если вы доверитесь Богу и будете честно общаться, человек, за которым вы ухаживаете, влюбится не в выдумку, а в вас настоящего? Нельзя любить то, чего не знаешь. Если вас не знают по- настоящему, любить по- настоящему не смогут. И единственный способ узнать другого человека и дать другому человеку узнать себя - это общаться: открыто, честно, искренне, смиренно. Так что будьте мужественны. Мы ведь теперь знаем, что нужно делать с нашими ушами, сердцем и ртом. 7. ЕСЛИ ПАРНИ БУДУТ МУЖЧИНАМИ, БУДУТ ЛИ ДЕВУШКИ ЖЕНЩИНАМИ? Быть тем, кем тебя создал Бог Недавно я пролистал книжку под названием «Как стать соблазнителем, или Руководство для пассивных мужчин». Читать ее я вам не рекомендую. Основная мысль книги - нынешние женщины стремятся главенствовать над мужчинами: они хотят принимать решения и верховодить во всем. Одним словом, желают «быть мужчинами». Поэтому для мужчины самый верный способ соблазнить женщину - это отойти на второй план, держаться пассивно и предоставить действовать ей. ВЕСЬМА РОМАНТИЧНО Мужчина-домосед - всего лишь один из примеров, иллюстрирующих ту неразбериху, которая царит сегодня во взглядах на взаимоотношения полов. Причем это не только мирская проблема. Христиане тоже затянуты в эту путаницу. Мой друг Майк был буквально ошарашен, когда женщина-христианка чуть ли не сделала ему предложение. «Знаешь, я бы вышла за тебя замуж! - сказала она как- то раз. - Ты вообще хотел бы жениться? Я могла бы даже сама купить себе кольцо, чтобы ты не ломал себе голову». Пересказывая мне эту историю, Майк в изумлении качал головой. «Она говорила совершенно серьезно! - поражался он. - Не понимаю... разве женщины могут так себя вести?» Дело в том, что мы и вправду не знаем, как себя вести. Мужчины не знают, что значит быть мужчиной, и потому лениво подчиняются напору со стороны. Женщины не знают, что значит быть женщиной, и в конце концов начинают вести себя, как мужчины. В отношениях с противоположным полом это часто приводит к недоразумениям, поскольку мы не знаем, чему «противополагаем» себя. ВОПРОС ИЗ ВОПРОСОВ До сих пор мы говорили о том, как мужчина и женщина своим обоюдным стремлением к браку могут воздать честь Богу. Но прежде чем продолжить разговор об ухаживании, нам придется коснуться одного весьма существенного вопроса: что это значит - быть мужчиной или женщиной? Что имел в виду Бог, создавая двух разнополых существ? Каков был Его замысел? И каким образом этот изначальный замысел должен отражаться в наших взаимоотношениях? Вот вопрос из вопросов, послуживший названием этой главы: если бы парни были мужчинами, были бы девушки женщинами? Иначе говоря, готовы ли мы встать на Божьи весы и мерить себя в соответствии с Божьим понятием о мужественности и женственности? В ухаживании - это едва ли не самое главное. Прежде чем прославлять Бога своими взаимоотношениями, каждый из нас должен уразуметь и принять собственное уникальное, Богом данное предназначение: мужчины - свое, женщины - свое. БУНТ АКТЕРОВ Сама идея о том, что Создатель отвел нам определенные роли, многим кажется унизительной. Люди не хотят, чтобы кто бы то ни было - человек, религия или «какой- то там» Бог - диктовал им, каким образом выражать свою мужественность или женственность. Они отвергают назначенную им Богом роль и делают все для того, чтобы сгладить, стереть различия между мужчинами и женщинами. То, что происходит сегодня во взаимоотношениях между полами, можно сравнить со спектаклем, когда актеры взбунтовались против драматурга и его пьесы. Представьте себе полный кавардак. Актеры ненавидят автора. Они отказываются играть свои роли и издеваются над текстом пьесы. Чтобы выказать свое презрение, некоторые отказываются даже читать свою роль. Другие меняются ролями и костюмами, чтобы окончательно запутать сюжет. Еще кто-то вставляет свои реплики невпопад, нарочно их искажает и уснащает непристойностями. Вот портрет нечестивого и развращенного поколения, среди которого христиане призваны сиять, как звезды (Филиппийцам 2:15). Это поколение «транссексуалов», в котором мужчины ведут себя, как женщины, а женщины - как мужчины. И Бог хочет, чтобы Его дети посреди этого хаоса оставались верными ролям, которые Он им назначил, несмотря на то, что большинство людей отказались их исполнять. Так же, как пьесу пишет драматург, историю рода человеческого пишет Бог. Библия учит, что наши роли — роли мужчин и женщин - составляют часть прекрасной истории, которую рассказывает Бог. Поскольку Бог сотворил нас по Своему образу и подобию, мы отчасти являемся Его отражением (Бытие 1:27). Вот почему верность Божьему определению мужественности и женственности равнозначна верности Самому Богу. Каждая сцена божественной «пьесы», в которой мы участвуем, храня верность библейскому образу мужчины или женщины - в пору одиночества, в пору дружбы с противоположным полом, в пору ухаживания, в пору супружества, - для нас возможность воздать славу нашему Драматургу. В сущности, Библия говорит, что брачный союз между мужчиной и женщиной - это прообраз заключительной кульминационной сцены: когда Христос возвратится, чтобы воссоединиться с Церковью, Своей невестой, ради спасения которой Он принял смерть (Ефесянам 5:31-32). Вот почему для нас так важно исполнять собственные роли — роли мужчин и женщин. Вот почему мы принимаем различия, которыми наделил нас Бог, и не хотим их сглаживать. Бог создал нас мужчинами и женщинами, чтобы рассказать историю, настолько дивную, что человеческим умом ее не охватить. Он создал нас отличными друг от друга, чтобы отобразить реальность, существовавшую до нашего появления. Следовать Божьему предначертанию в каждой сцене наших взаимоотношений, в каждой сцене нашей жизни - значит отражать истину и правдиво рассказывать написанную Им историю. Поступая так, мы ощущаем всю полноту жизни, которую Бог предназначил мужчинам и женщинам. Его замысел ведет нас к радости и дает возможность исполнить свое предназначение. РОЛИ, НАЗНАЧЕННЫЕ НАМ В ЭДЕМЕ Итак, что же говорит Бог о предназначении мужчины и женщины? Первый ответ на этот вопрос христиане находят в книге Бытие, где рассказывается о том, как Бог сотворил первых людей. Это — первый акт Божьей истории. Иисус показывает нам, что история, изложенная в книге Бытие, должна служить основой для понимания подлинной мужественности и женственности. Когда Ему задают вопрос о супружестве, Он отсылает своих собеседников к изначальному Божьему замыслу: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (Матфея 19:4). Точно так же поступает Павел. В своем послании к Ефесской церкви он говорит о том, как должны относиться друг к другу мужья и жены, и в подтверждение приводит изначальный замысел Божий, открытый еще до того, как в мир вошел грех (Ефесянам 5:31). Из первых двух глав Библии мы узнаем, что Адам и Ева были сотворены равными в глазах Божьих. Этот факт следует особо подчеркнуть, так как в нашей шовинистической культуре женщина нередко подвергается унижениям и оскорблениям. Бог создал женщину как личность, достоинством и положением абсолютно равную мужчине. Женщина так же важна и ценна для Бога, как и мужчина. В условиях этого равенства Бог назначил мужчине и женщине исполнять разные роли. Он создал Адама первым, обозначив, таким образом, присущую мужчине роль лидера и инициатора. Он создал Еву из плоти Адама и привел ее к нему в знак того, что она будет помощницей в делах, которые Бог назначил исполнять Адаму. Она была сотворена, чтобы дополнять своего мужа, заботиться о нем и помогать ему. Это был величайший дар от Бога первому в мире мужчине — «помощник, соответственный ему» (Бытие 2:18). Это не умаляет роли женщины, а определяет ее. Мужчины и женщины были сотворены равными, но разными. И это прекрасно, что мы такие разные! Каким скучным был бы мир, если бы противоположный пол не был для нас загадкой, не сбивал нас с толку, не приводил в неистовство своей непохожестью на нас! Бог создал нас не для того, чтобы мы дублировали друг друга, а для того, чтобы мы друг друга дополняли. И дело не в том, что Адам будто бы «лучше» Евы, - точно так же невозможно утверждать, что Бог Отец «лучше» Бога Сына. Отец и Сын равны в существе, силе, славе и достоинстве, но Они исполняют разные роли, и Сын радостно подчиняется воле Отца (1 Коринфянам 15:28). И в браке также муж и жена равны, хотя Писание велит жене радостно подчиняться владычеству мужа. Вот как объясняет это Мэтью Генри в своем комментарии к книге Бытие: «Ева была взята не от головы Адама, чтобы не главенствовать над ним; и не от ног - чтобы не быть попираемой им, но от его ребра - чтобы быть равной ему, из-под его руки - чтобы быть под его защитой, и вблизи от его сердца - чтобы быть любимой им». В Послании к Ефесянам 5:21-23 Павел говорит, что муж не должен тиранить жену и обращаться с ней жестоко; напротив, он должен любить ее и быть с ней нежным. По примеру Иисуса, возлюбившего церковь, мужчины призваны относиться к своим женам с жертвенной, бескорыстной любовью. Жены должны следовать за мужьями и повиноваться им, как церковь повинуется Христу. Это не тупая, унылая покорность, а деятельное содействие и чуткий отклик на главенство любящего мужа. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МЫ - БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, И ТОЛЬКО ПОТОМ - МУЖЬЯ И ЖЕНЫ А знаете что? Вам совсем не обязательно дожидаться брака, чтобы стать частью прекрасного и гармоничного Божьего замысла. Не брак делает вас мужчиной или женщиной - таковыми вы уже являетесь. И Бог хочет, чтобы вы уже теперь поступали так, как подобает поступать зрелым мужчинам и женщинам. В 1 Послании к Тимофею 5:2 Павел наставляет своего юного друга, чтобы тот относился к молодым женщинам, как к сестрам, «со всякою чистотою». Заметьте: он не советует молодому человеку обращаться с ними, как со своими приятелями. Здесь мужественность Тимофея должна проявляться особенным образом: он должен видеть в женщине сестру. Иначе говоря, очень важно, чтобы мужчины и женщины исполняли отведенные им роли на протяжении всей жизни. Прежде чем стать мужьями и женами, нужно быть братьями и сестрами во Христе и вместе стараться соответствовать Божьему определению мужественности и женственности. Джентльмены, уже сегодня мы с вами можем действовать, как подобает чутким и верным руководителям. Леди, уже сегодня вы можете быть отзывчивыми и добрыми помощницами для своих братьев по вере. Мы с вами можем бок о бок взрослеть и становиться благочестивыми мужчинами и женщинами, какими хочет видеть нас Бог. БУДЕМ МУЖЧИНАМИ Сначала я хочу поговорить с юношами. Перед нами стоит важная задача, и мы должны отнестись к ней самым серьезным образом. Вправе ли мы завязывать отношения с девушкой, если до сих пор толком не представляем себе, что значит быть мужчиной? Наш долг перед девушками, перед нашими будущими женами, перед Богом - отчетливо представлять себе это. Элизабет Эллиот, женщина, к которой я испытываю глубочайшее почтение, писала своему племяннику Питу: «Мир как никогда нуждается в сильных мужчинах - твердых в своих убеждениях, способных повести за собой, устоять перед натиском, не побояться страданий. Молю Бога, чтобы ты был именно таким: радовался тому, что Творец создал тебя мужчиной, охотно подставлял плечо, чтобы нести бремя мужественности во всех обстоятельствах - даже тогда, когда рискуешь вызвать чье- то презрение». Я хочу стать таким мужчиной. Для этого мне придется пройти еще немалый путь. В пути я часто спотыкаюсь и падаю. Я позволяю греху, страху, лени одержать верх надо мной. Но я хочу стать другим. Я знаю, что Бог не зря создал меня мужчиной. И что бы там ни говорили законодатели нашей культуры — в том числе и некоторые женщины, - я хочу «охотно подставлять плечо, чтобы нести бремя мужественности». Конечно, это путь не из легких. В начале главы я уже упоминал о книге, советовавшей мужчинам вести себя пассивно. По мнению автора, единственная альтернатива пассивному поведению - это агрессивность и давление. Такого взгляда, как это ни печально, придерживается большинство мужчин. Но Богу неугодны обе эти крайности. Мужественное поведение в библейском смысле слова - это не пассивность, но и не грубая агрессивность. Бог призывает нас быть инициаторами - твердыми, но в то же время учтивыми, мужественными, но в то же время заботливыми; лидерами - и в то же время слугами. Мы призваны быть защитниками, а не соблазнителями. Вот четыре практических способа, как воплотить все это в наших отношениях с женщинами.
|