КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отношение к общественной обструкцииНастоящий, разумный эгоист всегда будет держать нос по ветру тенденций, имеющихся в социуме, от которого он в той или иной мере зависит. Жизнь наша полна парадоксов и ситуаций, когда невозможно принять однозначное и удовлетворяющее всех решение, когда все стороны правы. И без компромиссов не обойтись — без них общество просто-напросто развалится! Единственный критерий, на основе которого настоящий, разумный эгоист корректирует свое поведение — «мои поступки не должны никому мешать!» Конечно, желательно, чтобы при этом его действия не мешали еще и ему самому, его здоровью. Но это уже личное дело каждого из нас! Если это так, то он может себе позволить наплевать на мнение людей, которые по той или иной причине критикуют его. Но, настоящий, разумный эгоист на то и эгоист, что если критика все-таки есть, он обязательно задумается — ведь критика является ответом на то или иное его вмешательство в жизнь критикующих. И ты, дорогой мой читатель, если с тобой случится что-либо подобное, сделаешь очень разумный поступок, если скорректируешь свои действия соответственно критике. Поступать как животное легко, но это ведет к застою. Поступать как человек трудно, но только так мы можем сделать себя довольными, счастливыми, вообще настоящими людьми. Если для человека значимы требования общества, он чаще всего будет выбирать ориентиром своей деятельности его требования. И наоборот. Самое интересное, что можно найти очень много степеней свободы для выражения своего «Я», получения материальных благ, даже не нарушая требований общества. Многим людям это удавалось даже в удушающей атмосфере последних десятилетий Советского Союза. Просто для этого надо быть очень гибким и творчески анализировать свои взаимоотношения с окружающим миром. При попытках объяснения сущности своей натуры люди почти всегда грешат склонностью к идеализации своей психики. Мы льстим сами себе, когда объясняем свое поведение исходя из того, какими мы хотим видеть его основы. Нам совершенно не хочется исходить из реального положения дел. Нам совершенно не хочется видеть в себе то животное, что иногда заставляет нас делать гадости с человеческой точки зрения. Мы предполагаем списывать свое отклоняющееся поведение на случайности, но никоим образом не на реальные мотивы, существующие в нашей психике. Поэтому нам очень приятно считать себя созданными по образу и подобию ангелов, только вот крыльев нам по какой-то оплошности в раю не выдали. Если же жизнь нам многократно докажет, что это не так, мы бросаемся в другую крайность и начинаем утверждать, что человек изначально плох, что он наполнен иррациональным Злом. Ни та, ни другая позиция с точки зрения практической психологии не верна. Здесь важное значение имеет психический механизм, обеспечивающий нам безопасное существование и выживание. Известно, что если племени чем-то не нравился кто-либо из соплеменников, то это представляло для него реальную угрозу—его могли изгнать или убить. И в том и в другом случае человек с отклоняющимся поведением рискует своей драгоценной шкурой, если будет упорствовать в своей нестандартности.
Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее. Гете
Люди вынуждены всю жизнь балансировать между Сциллой стадности и Харибдой индивидуальности. Связано это с тем, что человеку одному не выжить. По сравнению с медведем или тигром способности человека к индивидуальной жизни равны почти нулю. Поэтому жестокая необходимость заставляет нас поступать так, как принято в данном «племени». Даже более того — все, кто это вовремя не понял, были с удовольствием съедены «благодарными» соплеменниками! Остались только те люди и их потомки, кто прекрасно понимал важность соглашательства. Критерием того, что я хорош, и, значит, залогом безопасности является одобрение группой моего поведения. Поэтому нам так не хочется выделяться и быть плохими в глазах соплеменников. Всю историю развития человека это было опасно для жизни! Поэтому большинство из нас так подвержено влиянию моды. Ведь на самом деле человек одевается по моде для того, чтобы сообщить окружающим: «Я свой! Я такой же, как все! » Подтверждением этому является повальное увлечение людьми кожаными куртками и плащами. Когда я вижу группу «модных» подростков, которые все как один одеты в кожаные куртки и пострижены наголо, мне сразу вспоминается армия. Там насильно заставляли выглядеть одинаково. А мы изо всех сил, хоть в мелких деталях, но старались подчеркнуть свою индивидуальность. И в толпе этих подростков царит не декларируемое «Это модно!», а жесточайшее давление группы. По всем параметрам здесь работают те же законы, что и в волчьей стае! Но законы взросления равным образом относятся не только к отдельным людям, но и ко всему обществу. Оно постепенно становится все более «взрослым» и все более терпимым к своим членам. Поэтому теперь уже не надо так судорожно доказывать всем, что ты такой же, как окружающие, что ты «хороший», как это приходилось делать нашим предкам. Чем более человек свободен от давления общества, тем независимее он одевается. Например, в США почти нет такого понятия, как мода. Каждый носит то, что ему нравится. Правда, такая ситуация тоже имеет свою оборотную сторону, которая уже достаточно сильно проявляется в тех же западных странах. Там происходит так называемая конвергенция полов, то есть граница между полами как бы стирается: мужчины становятся похожими на женщин, а женщины — на мужчин. Пышным цветом расцвел гомосексуализм, который там становится весьма серьезным фактором, ощутимо влияющим даже на поли- тику. Понятно, что это связано с тем, что обществу уже не нужны ярко выраженные мужчины и женщины. Если эта дифференциация раньше была нужна для выживания Человечества (мужчина — добытчик и защитник, женщина — хранительница очага), то теперь люди могут позволить себе отойти от этих ролей. Конечно, если развитие общества будет идти спокойно, то это сойдет нам с рук. А если внезапно потребуется большое количество защитников? Культ физической силы и «понта», который был так важен в «подростковом» мире, в современном «взрослеющем» мире уступает место культу знания и умения. В настоящее время мы постоянно убеждаемся, что почти всегда выигрывает не более сильный, а более умный и более предприимчивый.
Ссоры не продолжались бы так долго, если бы Виновата была только одна сторона. Ф. Ларошфуко
Поэтому настоящий, разумный эгоист сделает все для того, чтобы получить как можно больше знаний о законах, что управляют отношениями между людьми. В древнем Китае, в одном из монастырей в течение многих лет монахи обучали детей искусству выживания. Для этого они тренировали их с целью максимально возможно развить их чувствительность, ловкость и силу. И выпускным экзаменом являлся проход в кромешной тьме незнакомого лабиринта, начиненного самострелами, ямами-ловушками и змеями. Сегодня нам тоже часто приходится мгновенно оценивать ситуацию на основе мизерной информации. И делать те или иные поступки, которые могут привести к серьезным последствиям. Это, конечно же, очень не проста Концепция настоящего, разумного эгоиста поможет тебе защитить себя от большого количества ошибок в этом деле. Поэтому настоящий, разумный эгоист всегда поступает так, чтобы его действия идеально соответствовали требованиям общества. Он будет ограничивать свои потребности для того, чтобы общество не стало ограничивать их своими способами, которые будут нарушать его эгоистические потребности.
|