КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Надмогильные сооружения1134 погребения (62,1 % от общего количества) не имеет надмогильных сооружений. Захоронения без надмогильных конструкций встречаются лишь на поселенческих некрополях, поскольку для степных могильников характерно наличие курганов. Здесь необходимо упомянуть очень интересную группу могильников, традиционно относимых к курганным. В качестве примера можно привести могильники Лебеди-IV[348] и Северный[349] в Краснодарском крае, которые мы выделили в отдельную локально-территориальную группу 14. По сути они представляют собой грунтовые могильники, расположенные на больших курганах эпохи бронзы. На наш взгляд, локализация данных могильников на курганах является случайной – они могли быть расположены на любой другой возвышенности, ибо ничто в их погребальном обряде не связывает их с подкурганными захоронениями. Мы считаем, что эти захоронения представляют собой пограничную группу между подкурганными и грунтовыми могильниками. большинство степных ногайских кладбищ первоначально было устроено на курганах, якобы для того, чтобы «сократить путь правоверному в рай, обещанный ему Кораном». А.А. Ярлыкапов считает, что на самом деле это следы древней погребальной традиции степей[350]. Часть погребений на поселениях и в их окрестностях также имеет надмогильные сооружения – мавзолеи, оградки, надгробия. В качестве примера можно привести курганные могильники, окружающие Царёвское городище, мавзолеи Селитренного, Водянского городищ и пр. На Селитренном городище 412 (83,4 %) погребений не имеют надмогильных конструкций, на Водянском городище – лишь 37,6 %. Дело в том, что значительная часть захоронений Водянского городища была обнаружена в мавзолеях, внутри оградок, под надгробиями, внутри мечети. Данные по Селитренному городищу, да и, вероятно, по многим другим памятникам могут быть не вполне объективны, поскольку сооружения золотоордынского времени интенсивно разбирались на кирпич в ходе русской колонизации Нижнего Поволжья и активного строительства русских крепостей и поселений. Многие надмогильные сооружения могли быть разрушены и снесены в ходе таких работ. 25,5 % погребений с могильников Царёвского городища также не имеет надмогильных сооружений. Здесь небольшая доля подобных захоронений связана с тем, что данное городище окружено развитой системой курганных могильников. Обратную картину мы наблюдаем в окрестностях Красноярского городища: здесь сохранившихся надмогильных сооружений не имеет 95,6 % погребений. Это может служить подтверждением ранее высказанного наблюдения о разрушенности надмогильных сооружений. В то же время, как показывает практика, большинство надмогильных конструкций в окрестностях Красного Яра было выстроено из сырцового кирпича, который мог разрушиться в силу естественных причин. Кроме того, столь большое число захоронений без надмогильных конструкций и, главным образом, отсутствие курганных насыпей косвенно свидетельствует об изначальной оседлости населения, основавшего Красноярское городище[351]. Могильники городища у пос. Комсомольский также характеризуются отсутствием надмогильных сооружений – 88,7 % из них таковых не имеет. Не имеет надмогильных сооружений 100 % погребений из окрестностей Тумак-Тюбе, 40,7 % погребений из Среднего Поволжья и Приуралья, 76,5 % захоронений с городских некрополей Северного Кавказа, 96 % захоронений с периферийных поселенческих некрополей. По «выборочным» группам признак «отсутствие надмогильного сооружения» распределяется случайным образом: практически во всех группах, кроме групп 17, 21 и 22 (подкурганные погребения, погребения в мавзолеях и погребения в подкурганных оградках) он присутствует, и его доля варьирует в диапазоне от 44,7 % (в группе «погребения с инвентарём») до 72,3 % (в группе «грунтовые погребения»), что в среднем составляет чуть более половины (около 60 %) погребений в каждой группе. Это свидетельствует о том, что в обозначенных нами группах данный признак не является значимым, и его распределение практически равномерно. 433 погребения в базе данных (23,7 %) – подкурганные. Естественно, что подкурганные захоронения составляют 100 % погребений в таких группах, как «Могильники окрестностей городища 301-й километр», «Степные курганы Нижнего Поволжья», «Курганы Казахстана», «Краснодарские могильники». Могильники округи Царёвского городища на 71,3 % состоят из подкурганных захоронений (134 погребения). 12,7 % всех погребений с внутримогильными конструкциями и 32,5 % погребений без внутримогильных конструкций было обнаружено под курганными насыпями. Также под курганами обнаружено 19,6 % всех безынвентарных погребений и 43,4 % всех погребений с инвентарём. Эти цифры свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что курганный погребальный обряд тесно связан с доисламскими традициями. Как само возведение курганной насыпи, так и наличие сопровождающего инвентаря являются следованием языческим традициям. 2 % погребений в мавзолеях (или всего 2 в абсолютном выражении) обнаружено под курганной насыпью. Это погребение № 1 кургана 47 могильника Кривая Лука-XVII и погребение № 1 кургана 1 могильника Кривая Лука-XXIV в Астраханской области. Этот казус объясняется тем, что под насыпями данных курганов были обнаружены многоугольные сырцовые оградки со стенами, сходящимися кверху, сильно отличающиеся от остальных типов подкурганных оградок. В отчёте о полевых исследованиях В.В. Дворниченко называет данные сооружения именно оградками под курганами[352]. Мы же в данной работе соотносим их с многоугольными пирамидальными мусульманскими мавзолеями, а возникновение «насыпей» курганов объясняем тем, что сырцовые перекрытия и стены данных мавзолеев рухнули ещё в древности и совершенно расплылись под воздействием дождей и ветра, превратившись в подобие могильного холма. Ещё один, казалось бы, противоречащий логике случай – наличие среди грунтовых погребений таких, у которых наличествует признак «надмогильное сооружение – курган» (11,2 %). Это объясняется тем, что среди впускных захоронений встречаются целые группы на курганах эпохи раннего железного века или бронзы, которые можно расценить как грунтовые могильники, компактно расположенные на возвышенности и с точки зрения обряда никак не связанные с курганами. Мы уже указывали, что к таковым можно отнести группу 14 «Краснодарские могильники», в которую вошли могильники Лебеди-IV, Центрлаба и Северный. Среди «выборочных» групп, выделенных нами по признаку «ориентировка лица погребённого», признак «надмогильное сооружение – курган» распределяется почти равномерно. Под курганами обнаружено 24,1 % всех погребений, ориентированных лицом вверх, 25,3 % всех погребений, ориентированных лицом влево, и 23,6 % всех погребений, ориентированных лицом вправо. Это может означать, что между признаками «надмогильное сооружение – курган» и «ориентировка лица погребённого» нет устойчивой зависимости. В базу данных включено 98 погребений (5,4 % от общего количества) в мавзолеях. Это, прежде всего, погребения из мавзолеев Южного Урала и Болгара. Кроме того, погребения в мавзолеях встречаются на могильнике городища у поселка Комсомольский, в окрестностях Красноярского городища, на Селитренном городище в Астраханской области, на Царёвском и Водянском городищах в Волгоградской области, на городище Верхний Джулат на Северном Кавказе и, как мы уже указывали, по нашему мнению, на Кривой Луке. На Селитренном городище данная группа захоронений составляет 5,7 % (28 захоронений), на Водянском городище – 12 % (16 захоронений), на Царёвском городище – 3,2 % (6 захоронений). В окрестностях Красноярского городища известно 3 захоронения из мавзолея (что составляет 0,9 % от всех погребений данной группы), однако мавзолей, обнаруженный здесь, не является мусульманским и отличается своеобразной архитектурой[353]. На городище у пос. Комсомольский известно всего 2 сохранившихся захоронения из мавзолея, что составляет 2,8 % погребений в окрестностях городища[354]. В Среднем Поволжье и Приуралье 42 % (или 34 случая наблюдения) погребений из нашей базы данных локализованы в мавзолеях. В мавзолеях располагались 10,7 % погребений с городских некрополей Северного Кавказа и 2 погребения (3,9 %) из степных курганов Нижнего Поволжья (уже упоминавшиеся мавзолеи с Кривой Луки). В мавзолеях локализованы 5,9 % погребений с внутримогильными конструкциями, 4,9 % погребений без внутримогильных конструкций, 6,1 % грунтовых погребений, 5,4 % безынвентарных погребений, 5,3 % погребений с инвентарём. Интересно распределились погребения в мавзолеях среди групп, выделенных по признаку «ориентировка лица погребённого». Частости показывают картину небольшого разброса в распределении: 6,4 % погребений лицом вверх, 3,4 % погребений лицом влево и 4,9 % погребений лицом вправо. Однако в данном случае более объективную картину представляет распределение частот: 26 случаев в группе погребений лицом вверх, 6 случаев в группе погребений лицом влево и 57 случаев в группе погребений лицом вправо. Здесь необходимо отметить, что ориентировка погребённого лицом вправо (то есть, применительно к географическому расположению территории Золотой Орды, ориентировка лицом в сторону Мекки) является мусульманским признаком, и в данном случае его доминирование вполне закономерно. Наиболее распространённым отклонением от канонов ислама в мусульманских погребениях является именно ориентировка погребённых лицом вверх. Небольшое количество погребений с лицом, обращённым влево, также объясняется наличием мусульманского мавзолея, то есть мусульманизированностью погребённых. Однако сам факт наличия погребений с сочетанием признаков «надмогильное сооружение – мавзолей» и «ориентировка погребённого лицом влево» говорит о существовании группы захоронений с нечётко выраженными мусульманскими признаками, с отклонениями от мусульманского обряда. Более подробно мы изучим этот вопрос при специальном рассмотрении группы погребений в мавзолеях. Крайне редко функции надмогильного сооружения выполняет мечеть: лишь 13 (или 0,7 %) погребений в нашей выборке. Такие погребения обнаружены на Водянском городище (4 случая, 3 % погребений с городища), а также на городищах Верхний и Нижний Джулат (9 захоронений, или 13,2 % погребений с городских могильников Северного Кавказа). Захоронения в мечетях в целом не характерны для ислама, что и подтверждается данными нашей выборки; чаще сами захоронения становятся объектами поклонения и культа. Почитаемые могилы праведников, святых привлекают паломников, формируется внемечетный культ с определённой системой обрядов, почитаемое место – аулья – благоустраивается и приспосабливается к требованиям культа. Так возникают сложные погребально-поминальные комплексы, совмещённые с мечетями: такие, например, как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясеви в Туркестане, выстроенный по приказу Тимура, который является первым памятников архитектуры подобного типа[355]. В 3-х из погребений в мечетях обнаружен сопровождающий инвентарь (0,9 % всех погребений с инвентарём). Эти данные также дают нам основание говорить о том, что среди мусульманских погребений Золотой Орды имеется небольшая, но устойчивая группа погребений с отклонениями от ислама. 235 погребений, или 12,9 % в нашей базе данных, имеют надгробия. Они встречаются как на грунтовых могильниках, где их присутствие представляется логичным, так как функция надгробия состоит в обозначении места индивидуальной могилы, так и под курганами (в основном, внутри подкурганных оградок) и в мавзолеях. На Селитренном городище надгробия имеют 13,4 % погребений, в могильниках округи Царёвского городища – 18,4 %, на городище у пос. Комсомольский – 11,3 % погребений, на могильниках городища 301-й километр – 14,3 %, на городских некрополях Северного Кавказа доля погребений под надгробиями составляет 5,9 %, на периферийных поселенческих некрополях – 4 %, на Красноярском городище – всего 1,6 %. Это объясняется, скорее всего, сохранностью могильников. Наиболее высок процент погребений под надгробиями на Кадыровском могильнике в Башкирии – 60,9 %, а в Среднем Поволжье и в Приуралье в целом такие погребения составляют 24,7 %, в курганах Казахстана – 50 %, на Водянском городище – 57,1 %, в мавзолеях Южного Урала – 21,4 %, в мавзолеях Болгара – 16,7 %. Необходимо отметить, что на долю захоронений под надгробиями значительное влияние оказывает общая сохранность могильника: вполне естественно, что в условиях грунтового могильника надгробие является элементом захоронения, который разрушится в первую очередь, а под курганной насыпью или под руинами мавзолея оно имеет шансы сохраниться на более долгий срок. Именно такую картину рисуют нам следующие цифры: надгробия имеет 21 % погребений под курганами и лишь 11,5 % бескурганных погребений, а также 29,6 % погребений в мавзолеях и 39,8 % погребений в подкурганных оградках. надгробия имеет 18,5 % погребений с внутримогильными конструкциями и лишь 8,5 % без внутримогильных конструкций, что свидетельствует о развитости и законченности цикла погребального обряда в захоронениях с внутримогильными конструкциями. Под надгробиями совершены 12,4 % погребений без инвентаря и 15,1 % погребений с сопровождающим инвентарём. Здесь, возможно, необходимо разделить наличие надгробий в довольно исламизированном регионе – Среднем Поволжье и Приуралье – и наличие надгробий под курганными насыпями. Поскольку надгробия априори являются самостоятельными и самодостаточными надмогильными сооружениями, нацеленными на экспонирование, то, возможно, курганные насыпи над ними возводились не сразу, а по истечении определённого срока. Здесь мы сталкиваемся, вероятно, с наличием цикла погребально-поминальной обрядности, который нам неизвестен и который может быть со временем зафиксирован на этнографическом материале. Уже знакомую картину приблизительно равномерного по группам распределения погребений, выделенных по признаку «ориентировка лица погребённого», мы наблюдаем и в случае с признаком «надмогильное сооружение – надгробие». Так, под надгробиями совершено 12,8 % погребений, ориентированных лицом вверх, 14,4 % погребений лицом влево и 12,5 % погребений лицом вправо. Таким образом, мы можем сделать предварительный вывод о том, что такие «мусульманские» признаки, как ориентировка лица погребённого и наличие надгробия, не имеют устойчивой связи между собой (по крайней мере, может быть, она имеет другую направленность). 93 погребения (5,1 % погребений в нашей базе данных) совершены в подкурганных оградках. Эти погребения встречаются в курганных могильниках Царёвского городища, где они составляют 25,5 % от общего числа захоронений. в окрестностях поселения 301-й километр доля таких погребений, по данным нашей выборки, ещё выше и составляет 61,2 %, в степных курганных могильниках Нижнего Поволжья – 9,8 % от общего числа захоронений в группе, а в курганных могильниках Казахстана – 45,5 % погребений в группе. В подкурганных оградках совершено 5,1 % погребений с внутримогильными конструкциями и столько же погребений без внутримогильных конструкций. Погребения в оградках составляют 36,2 % всех подкурганных захоронений. В оградках обнаружено 3,6 % безынвентарных захоронений и 12,3 % погребений с инвентарём. В подкурганных оградках располагалось 23 погребения, ориентированных лицом вверх (или 5,7 % погребений в группе), 17 погребений лицом влево (9,8 % погребений в группе) и 52 погребения (4,4 % погребений в группе), ориентированных лицом вправо. Большинство исследователей связывают появление подкурганных оградок в Северном Прикаспии именно с распространением ислама в Золотой Орде. Как мы видим, действительно наблюдается доминирование абсолютного количества погребений, ориентированных лицом вправо, на Мекку. Мы возвратимся к этому вопросу далее, при более глубоком рассмотрении группы погребений в подкурганных оградках. 13 погребений (0,7 % от общего количества погребений в выборке) совершено внутри наземных склепов или оградок, расположенных на грунтовых могильниках. Однако это не наземные склепы – сагана, или сагона, распространённые в Средней Азии, которые являются одновременно и надгробиями – тело покойного помещается не в могильную яму, а внутрь наземного склепа и остаётся выше уровня земли[356]. Нам не удалось встретить подобных захоронений в золотоордынских могильниках. В нашей выборке представлены наземные склепы разных конструкций, большая часть которых разрушена до такой степени, что невозможно установить архитектурные особенности этих сооружений – ясно лишь, что данные склепы или оградки объединяли несколько погребений, совершённых в грунтовых ямах. Возможно, они являлись семейными или родовыми усыпальницами. Их можно интерпретировать как оградки – хазира[357], то есть огороженные участки, включающие в себя могилы одной фамилии, а также иногда несколько помещений (худжры – комнатки для паломников, небольшие комнатки для чтения молитв и Корана – кури-хана). Они отмечены в окрестностях Красноярского городища на могильнике Маячный бугор (7 случаев наблюдения, или 2,2 % от общего количества захоронений в группе) и около мечети на Водянском городище (6 случаев наблюдения, или 4,5 % от общего количества захоронений в группе). От общего количества погребений с внутримогильными конструкциями данные погребения составляют 1,2 %, от всех погребений без внутримогильных конструкций – 0,3 %. Все эти погребения грунтовые, бескурганные, что составляет 0,8 % от общего числа грунтовых погребений. В 3-х погребениях имеется инвентарь (0,9 % от числа погребений с инвентарём), и 10 являются безынвентарными (0,7 % всех безынвентарных погребений). 0,7 % погребений, ориентированных лицом вверх (3 случая наблюдения), 1,1 % погребений, обращённых лицом влево (2 случая наблюдения), и 0,5 % погребений, обращённых лицом вправо (6 случаев наблюдения), также совершены в наземных склепах. Довольно часто либо внутри либо рядом с надмогильными сооружениями встречаются остатки тризны – поминальной трапезы, представленные кострищами с обгоревшими обломками костей животных, семенами и косточками растений, фрагментами разбитой посуды (128 случаев в нашей выборке, что составляет 7 % от общего количества захоронений). Тризны зафиксированы в курганах могильника 301-й километр (здесь они сопровождают 55,1 % захоронений), встречаются в степных курганах Нижнего Поволжья (рядом с 25,5 % погребений группы) и курганах Казахстана (36,4 % погребений сопровождаются тризнами), на могильниках городища у пос. Комсомольский (два случая, что составляет 2,8 % погребений в группе), на могильниках в окрестностях Красноярского (4 случая, или 1,3 % погребений) и Царёвского (73 случая, или 38,8 % погребений) городищ, на городище Мохши. всего в Среднем Поволжье и Приуралье остатки тризны встречаются в 1,2 % погребений. Особенностью встречаемости является то, что они всегда связаны с наличием надмогильного сооружения – кургана, подкурганной оградки, надгробия, наземного склепа. Это вполне логично, поскольку само наличие надмогильного сооружения предполагает существование поминального культа, посещение могилы родственниками покойного и некие обрядовые действия, которые могли включать в себя и поминальную трапезу. Так, 4,1 % погребений в мавзолеях, 75,3 % погребений в подкурганных оградках, 47,1 % курганных погребений сопровождается тризнами. В то же время среди грунтовых бескурганных погребений эта цифра составляет лишь 0,4 %. По другим группам распределение следующее: тризны присутствуют рядом с 7,5 % погребений с внутримогильными конструкциями, с 6,6 % погребений без внутримогильных конструкций, с 4,3 % безынвентарных погребений, с 19,8 % погребений с инвентарём (что вполне понятно – и признак «наличие тризны», и «наличие погребального инвентаря» являются маркерами пережитков язычества и вполне непротиворечиво сочетаются в погребальном обряде). Тризны также сопровождают 8,6 % погребений, в которых покойные обращены лицом вверх (35 случаев), 10,3 % погребений лицом влево (18 случаев) и 5,5 %, или 64 случая наблюдений для погребений, обращённых лицом вправо. Наблюдается некоторое падение доли встречаемости в сочетании с «языческим» признаком, однако растёт частота, что связано просто с преобладанием в выборке захоронений, обращённых лицом вправо. Таким образом, на этом примере мы вновь встречаемся с признаками, маркирующими языческие пережитки в мусульманских захоронениях, в которых соблюдён главный принцип киблы.
|