Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Характеристика положения погребённых




Ориентировка погребённого для изучения нашей проблемы очень важна, поскольку для географического региона, который некогда занимала Золотая Орда, традиционной ориентировкой погребённых является западная. Именно при такой ориентировке лицо покойного, обращённое вправо, будет смотреть на Мекку.

В 24 случаях (1,3 % объёма выборки) нам не удалось определить ориентировку погребённых по разным причинам – либо погребение было разрушено, либо являлось кенотафом. Среди всех оставшихся определимых погребений наибольшее количество было обращено головой на запад (мы объединили в базе данных такие признаки, как «ориентировка головой на запад», «ориентировка головой на запад – северо-запад» и «ориентировка головой на запад – юго-запад», поскольку они, по сути, являются вариантами одного общего западного направления) – 1369 погребений (ровно 75 % от объёма выборки). Погребения с данной ориентировкой распространены повсеместно и практически во всех географических группах являются доминирующими. Наиболее высок процент таких захоронений на могильниках окрестностей Тумак-Тубе (94,6 %), на городских некрополях Северного Кавказа (94,1 %) и на могильниках городища 301-й километр (93,9 %). На остальных некрополях захоронения с западной ориентировкой составляют 70–80 %. Несколько выбиваются из общей массы могильники окрестностей Красноярского городища: здесь всего 62,1 % погребений с западной ориентировкой. Среди «выборочных» групп погребения с западной ориентировкой встречаются повсеместно и составляют большинство в каждой группе. В группе погребений в подкурганных оградках они составляют наибольшую долю (92,5 %). Наименьшая доля этих погребений приходится на группу погребений с инвентарём (56 %). Это вполне закономерно, поскольку западная ориентировка ассоциируется с мусульманскими, безынвентарными погребениями. В то же время эти цифры подтверждают тезис о том, что подкурганные оградки как надмогильные сооружения являются атрибутом захоронений мусульманизирующегося населения кочевой степи. Подкурганные и бескурганные захоронения в данной группе распределяются практически поровну – они составляют 77 % от общего количества подкурганных захоронений и 74,7 % от числа бескурганных захоронений.

Ориентировку покойных головой на юго-запад и северо-запад в целом можно также рассматривать как варианты западной ориентировки с сезонными (зимними и летними) отклонениями. На юго-запад обращены головами погребённые в 89 захоронениях (или в 4,9 % объёма выборки), на северо-запад – в 197 (или в 10,8 % объёма выборки).

Следующим по распространённости является южное направление ориентировки погребённых. В нашей базе данных содержится 54 подобных захоронения, что представляет собой 3 % от объёма выборки. Погребения с южной ориентировкой встречаются на могильниках Селитренного городища (15 случаев, 3 % от количества погребений в группе), на Водянском городище (1 случай), на Царёвском городище (8 случаев, 4,3 % погребений в округе Царёвского городища), по одному захоронению располагается на могильнике городища у пос. Комсомольский и на Хамидиевском поселении на Северном Кавказе. Однако больше всего таких погребений на могильнике Маячный бугор рядом с Красноярским городищем. Здесь 28 погребений ориентировано головой на юг (8,8 % от числа погребений в окрестностях Красноярского городища). В основном это бескурганные (53 случая) погребения без внутримогильных конструкций (44 случая) с сопутствующим инвентарём (32 погребения, 10,1 % всех погребений с инвентарём). 26 погребений в этой группе обращены лицом вверх, 27 – лицом вправо и 1 – лицом влево; впрочем, в данном случае это не имеет никакого значения, ибо ориентировка головой на юг никак не позволяет погребённому быть обращённым лицом к Мекке.

На юго-восток обращено головой 6 погребений (0,3 % объёма выборки). По одному подобному захоронению нам известно на Селитренном городище, на Царёвском городище, а также в курганном могильнике Старица в Нижнем Поволжье. Три подобных захоронения располагаются на могильнике Маячный бугор в окрестностях Красноярского городища. В пяти подобных захоронениях погребённые были обращены лицом вверх, а в одном – вправо (в данном случае – в противоположную от Мекки сторону). В 4 погребениях данной группы обнаружен инвентарь, что позволяет нам трактовать погребения с юго-восточной ориентировкой как «языческие».

44 погребения, или 2,4 % объёма погребений в базе данных, ориентированы головой на восток. И вновь мы видим, что большинство подобных захоронений концентрируется на могильниках в окрестностях Красноярского городища – 33 погребения, или 10,4 % всех погребений в окрестностях городища. 4 погребения известно в Селитренном, 2 – на Царёвском городище, 1 – на Водянском городище, 1 – на могильнике Лебеди-IV в Краснодарском крае и 3 – в степных курганах Нижнего Поволжья (Сазонкин бугор, Кривая Лука-XVII, Кривая Лука-XXIV). 27 захоронений в данной группе содержат погребальный инвентарь.

Погребения, ориентированные головой на север и северо-восток (19 случаев, или 1 % от объёма выборки, и 23 случая или 1,3 % от объёма выборки соответственно) распределяются по территориальным группам следующим образом. Одно погребение с северо-восточной ориентировкой обнаружено на Водянском городище, на Царёвском – 2 погребения, и ещё 4 погребения с северной ориентировкой. На могильниках Красноярского городища зафиксировано 4 погребения с северной ориентировкой и 8 – с северо-восточной. По одному погребению с северной ориентировкой обнаружено на городище у пос. Комсомольский, на могильниках поселения Тумак-Тюбе и в составе курганов Казахстана. Зато среди захоронений в степных курганах Нижнего Поволжья отмечено 8 погребений с северной ориентировкой и 12 – с северо-восточной. На могильниках же Селитренного городища они не встречаются вовсе. Абсолютное большинство подобных захоронений (15 с северной ориентировкой и 20 с северо-восточной) содержали сопутствующий инвентарь.

Традиционно захоронения с северной ориентировкой связываются с монгольским компонентом в составе населения Золотой Орды. Мы знаем, что монголов в Золотой Орде не было много изначально. Наша выборка, сформированная по случайному принципу, отражает, на наш взгляд, долю монгольского компонента в составе населения Улуса Джучи. Характерно, что большинство захоронений с северной ориентировкой концентрируется в курганных могильниках Нижнего Поволжья – в столичном золотоордынском регионе, – но связываются не с оседлой, а с кочевой группой населения. И вновь в данном аспекте вызывает интерес Красноярское городище, могильники которого содержат большое количество немусульманских («языческих») погребений. Что это за населённый пункт, каков был его статус в Улусе Джучи, почему именно здесь обнаружен компактный могильник, содержащий самый широкий спектр погребальных обрядов? Мы ещё вернёмся к этому вопросу и постараемся на него ответить.

Таким образом, мы можем рассматривать все группы захоронений с ориентировками, отличающимися от западной, северо-западной или юго-западной, как немусульманские.

В ряде погребений (в 54 случаях, что составляет 3 % объёма выборки) не представляется возможным установить позу погребённого по ряду причин (разрушение костяка, перезахоронение, отсутствие костяка).

Если учесть, что правилами шариата рекомендуется слегка доворачивать тело покойного в сторону Мекки, то мы можем смело говорить об исламской принадлежности погребений с доворотом тела вправо. Иногда наличие этого доворота – очень небольшого – трудно выявить во время раскопок, или по рисунку в археологическом отчёте, что создало определённые сложности для нашего исследования. Но если покойный не обращён лицом к Мекке и если доворот тела вправо не компенсирует невозможность поворота головы окоченевшего трупа вправо, то в иных случаях это довольно сложное проявление погребального обряда становится неинформативным. Наиболее функциональным оказывается положение погребённого вытянуто на спине, которое повсеместно встречается в кочевнических погребениях ещё с домусульманских времён.

Среди определимых погребений действительно преобладает положение погребённого вытянуто на спине (907 случаев, 49,7 % объёма выборки). Погребения на спине встречаются во всех территориально-географических группах, выделенных нами. Интересно, что на могильниках в окрестностях всех крупных золотоордынских городищ данный тип трупоположения не доминирует – он составляет долю в 40–48 % на Селитренном, Водянском, Красноярском городищах, на городище у пос. Комсомольский, в Среднем Поволжье и в Приуралье, а на некрополях городищ Северного Кавказа подобные погребения составляют долю в 30,9 %. Но чем удалённее некрополь от крупных городских центров, тем выше доля подобных погребений. Так, на курганных могильниках поселения 301-й километр погребения в положении «вытянуто на спине» составляют 85,7 %, на могильниках поселения Тумак-Тюбе – 81,2 % погребений, в степных курганах Нижнего Поволжья – 72,5 %, в курганах Казахстана – 81,8 % погребений, на периферийных поселениях Нижнего Поволжья – 60 %. Интересно, что и в окрестностях крупного Царёвского городища данные погребения составляют 71,8 %. Однако это объясняется тем, что Царёвское городище окружают могильники с доминирующим курганным обрядом захоронения. Большинство погребённых в положении «вытянуто на спине» обращены лицом вверх (382 случая, или 93,9 % всех погребений лицом вверх, что весьма примечательно!), в 132 случаях погребённые были обращены лицом влево (что составляет 75,9 % от всех погребений, обращённых лицом влево, также основная доля), в 376 случаях погребённые были обращены лицом вправо (лишь 32,1 % всех погребений лицом вправо). Погребения в положении «вытянуто на спине» составляют 77,4 % подкурганных захоронений и лишь 42,2 % бескурганных, а также 75,5 % погребений с сопровождающим инвентарём и 44,3 % безынвентарных погребений. Итак, можно сделать предварительный вывод о том, что признак «положение погребённого вытянуто на спине» связан, в целом, с курганным обрядом захоронения и с домусульманскими погребальными традициями, хотя определённая часть мусульманских погребений (безынвентарных, обращённых лицом на Мекку) также содержит трупоположения вытянуто на спине, что, в целом, не противоречит мусульманской традиции. На наш взгляд, если лицо покойного успевали развернуть вправо до наступления трупного окоченения, то дополнительный доворот тела на правый бок не требовался.

Следующий по представительности тип погребений, выделяемый по признаку «поза погребённого», – погребения с доворотом на правый бок. Таких погребений в нашей выборке 724 (39,7 % объёма выборки). Наибольшая их доля (63,8 %) зафиксирована среди могильников Краснодарского края и на городище у пос. Комсомольский (50,7 %), наименьшая – в курганах Казахстана (18,2 %), на могильниках округи Тумак-Тюбе (14,1 %), в степных курганах Нижнего Поволжья (9,8 %) и на могильниках городища 301-й километр (8,2 %). На могильниках крупных городских центров доля таких захоронений составляет в среднем 40–50 %. Интересно, что на могильниках Царёвского городища подобные захоронения составляют небольшую долю - всего 14,4 %, что также связано с доминированием курганного обряда захоронения в округе Царёвского городища. Погребения с доворотом на правый бок составляют 58,9 % всех погребений с доворотом лица вправо и лишь 1,7 % погребений с покойными, обращёнными лицом влево, и 5,4 % погребений лицом вверх. Погребения с доворотом на правый бок составляют 14,5 % погребений с инвентарём и 45 % безынвентарных погребений, 12,1 % подкурганных и 44,2 % бескурганных захоронений, а также 42,9 % погребений в мавзолеях, но лишь 9,7 % погребений в подкурганных оградках. Таким образом, погребения с доворотом на правый бок количественно связаны с «мусульманскими» признаками – с обращением лица покойного к Мекке, с безынвентарностью погребения, с отсутствием кургана.

Очень близко к группе погребений с доворотом на правый бок примыкают погребения на правом боку. По сути, эти захоронения должны быть включены в одну группу, ведь положение на правом боку можно рассматривать как крайнюю степень выражения доворота на правый бок. Таких погребений в нашей выборке 98 (5,4 % объёма выборки), и о том, что данные захоронения являются, в основном, мусульманскими, говорит их распределение по группам – они совершенно не встречаются в степных курганных могильниках (однако встречаются в курганах округи Царёвского городища и городища 301-й километр) и в могильниках периферийных поселений. Все 97 погребений обращены лицом вправо, лишь в 10 из них встречается погребальный инвентарь.

Совсем небольшие доли от общего количества погребений в выборке составляют погребения с доворотом на левый бок (31 случай, 1,7 % погребений) и на левом боку (11 случаев, 0,6 % погребений в выборке). Они встречаются практически повсеместно (кроме могильников городища 301-й километр, курганов Казахстана и городских некрополей Северного Кавказа). Кроме того, погребения на левом боку не зафиксированы в окрестностях Красноярского городища, на городище у пос. Комсомольский, в Среднем Поволжье и в Приуралье, а погребения с доворотом влево не встречаются в степных курганах Нижнего Поволжья. Распределение данных погребений по «выборочным» группам не позволяет сделать какое-либо заключение об их характерности для той или иной группы.

Чем объяснить появление подобных захоронений? Во-первых, необходимо отметить, что два погребения с Водянского городища и одно с территории Царёвского городища исследователями относятся к 1395/96 г., то есть ко времени взятия и разрушения этих городов войсками Тамерлана. Они похоронены случайным образом, в спешке – под стенами сырцовых домов, практически без ям, на них просто обрушены глинобитные стены. Такие захоронения, совершённые с отклонениями от мусульманских канонов, могли принадлежать и мусульманам, просто в ходе массового захоронения убитых, оставшихся после погромов в золотоордынских городах, учинённых Тимуром, не всегда, вероятно, у оставшихся в живых находилось время для того, чтобы соблюсти все требования шариата к погребальному обряду.

У нас есть два предположения насчёт остальных погребений. Во-первых, появление на мусульманских кладбищах захоронений, обращённых влево, то есть в сторону, противоположную Мекке, при общей западной ориентировке погребённого можно объяснить слабым знанием канонов ислама на первом этапе исламизации. Требование доворота лица и тела погребённого соблюдалось, но вот только довороты совершались не в ту сторону.

хотелось бы отметить ещё одно обстоятельство. Хоронить мусульманина на немусульманском кладбище и немусульманина на мусульманском кладбище шариат не разрешает. В этом смысле ислам ничем не отличается от христианства и иудаизма, которые также запрещают хоронить на своих кладбищах нехристиан и неиудеев. Однако в шариате на сей счёт имеется исключение. Если умирает жена мусульманина – христианка или иудейка, то в случае отсутствия христианского или иудейского кладбища разрешается хоронить её на мусульманском, с условием, что покойница будет лежать в могиле на левом боку, спиной к Мекке. Если умерла беременная женщина-безбожница, жена мусульманина, её также хоронят спиной к Мекке, чтобы ребёнок во чреве матери лежал к Мекке лицом[371].

Признак «положение рук погребённого» принимает в нашей базе данных 7 значений. В целом можно сказать, что положения рук погребённых очень многообразны. Три из них являются основными Наибольшее количество случаев наблюдения (571, или 31,3 % объёма выборки) приходится на значение признака «руки вытянуты вдоль тела». Наибольшую долю погребения с этим признаком составляют в степных курганах Нижнего Поволжья (58,8 %), наименьшую долю – 16,8 % – на могильниках Селитренного городища. В целом, наблюдается следующая тенденция в распределении данного признака: в курганных могильниках, в смешанных и отдалённых от городских центров могильниках он принимает наибольшие значения, а на могильниках крупных городских центров – кроме Царёвского городища (доля таких погребений здесь 42,6 %), так как могильники его смешанные – его доля уменьшается. Довольно велика его доля (30,3 %) на могильниках Красноярского городища – могильники эти содержат большое количество бескурганных погребений с языческими чертами. Погребения, в которых руки покойных вытянуты вдоль тела, составляют 48,2 % объёма группы подкурганных захоронений и 28,5 % объёма группы бескурганных захоронений. Кроме того, руки вытянуты у 46,5 % погребённых в могилах, содержащих сопутствующий инвентарь, и у 28,1 % погребённых без инвентаря. Таким образом, данное значение признака связывается с подкурганным обрядом захоронения и с наличием в могиле инвентаря.

Следующим по распространённости является значение признака «правая рука вытянута вдоль тела, кисть левой руки находится в области живота». Всего в нашей базе данных имеется 564 погребения (30,9 % объёма выборки), где признак «положение рук погребённого» принимает подобное значение. Доля этого признака, в отличие от предыдущего, высока как на крупных городских некрополях, так и в удалении от них. Так, на Селитренном городище она составляет 35,4 % погребений, на Водянском городище – 22,6 % погребений, на Красноярском – 38,2 % погребений, на городище у пос. Комсомольский – 25,4 %, в Среднем Поволжье и Приуралье – 44,4 %, на Царёвском городище – 20,2 %, в окрестностях городища 301-й километр – 14,3 %, на могильниках поселения Тумак-Тюбе – 19,5 %, на городских некрополях Северного Кавказа – 27,9 %, на могильниках периферийных поселений Нижнего Поволжья – 32 %, на могильниках Краснодарского края – 41,2 %, в курганах Казахстана – 22,7 %, в степных курганах Нижнего Поволжья – 9,8 % погребений. Налицо несколько большая представленность данных погребений на крупных городских некрополях, чуть меньшая – на могильниках небольших поселений; падение доли данных погребений заметно в курганных могильниках Нижнего Поволжья. Это наиболее естественное положение, которое принимают руки при довороте тела на правый бок с учётом того, что правая рука вытягивается после сгнивания мягких тканей вдоль тела, а левая слегка сползает с левого бедра или живота. Можно даже предположить в данном контексте, что изначально, при пеленании покойного, обе руки укладывались кистями на живот. Это значение признака «положение рук погребённого» мы связываем определённо с доворотом на правый бок и называем такое сочетание «мусульманской позой». Действительно, 514 погребённых с подобным положением рук не сопровождались инвентарём (34,1 % безынвентарных погребений), лишь в 50 подобных погребениях был обнаружен инвентарь (15,7 % погребений с инвентарём). В 498 погребениях с таким положением рук лица покойных были обращены вправо (42,6 % всех погребений группы 25), и лишь в 44 – вверх (10,8 % погребений в группе) и в 16 – влево (9,2 % погребений в группе).

Могильники Краснодарского края, расположенные на курганах эпохи бронзы, содержат в своём составе 41,2 % погребений с подобным положением рук. Это может быть связано именно с тем, что данные могильники никак не соотносятся с курганным обрядом захоронения, а являются по сути грунтовыми могильниками, расположенными на удобной возвышенности, а население, которое их оставило, обладало высокой степенью исламизированности.

В 363 погребениях (19,9 % от общего объёма выборки) кисти рук располагались на животе. Это довольно распространённое положение рук, которое сочетается буквально со всеми положениями тела погребённого, но наиболее часто (в 232 случаях) с положением «вытянуто на спине» и (в 107 случаях) с положением «с доворотом на правый бок». Таким образом, это положение рук частично присуще как канонической «мусульманской позе», так и «неканоническому», но принятому в исламе положению «вытянуто на спине». Наиболее высокий процент погребений с подобным положением рук встречается на могильниках округи Тумак-Тюбе (33,6 %) и в курганах Казахстана (31,8 %). Наиболее низкий процент – в могильниках Краснодарского края (2,8 %) и в периферийных могильниках Нижнего Поволжья (8 %). В остальных территориальных группах доля данного признака составляет 13,2–29,3 %. Таким образом, среди погребений с руками на животе встречаются как в целом мусульманские, так и с пережитками доисламских традиций. Обычно скрещивание рук на животе трактуется как признак принадлежности погребённого либо к христианству, либо к иудаизму. Однако следует учесть, что в данной группе лишь в 166 случаях наблюдалось скрещивание рук, в остальных случаях руки просто лежат в области живота. Фиксация рук в области живота могла достигаться пеленанием (163 случая в данной группе), когда саван не давал рукам изменить положение вследствие сгнивания мягких тканей.

В 64 случаях (3,5 % погребений в базе данных) наблюдалось положение рук в районе груди погребённого. Интересно, что в 44 случаях из них наблюдалось скрещение рук. Одно из таких погребений – погребение № 3, исследованное на Мечетном городище в 1986 г. – было предположительно трактовано исследователем, Е.П. Мыськовым как погребение русского человека, христианина[372]. Действительно, в данной группе встречаются захоронения, похожие на христианские – с руками, скрещенными на груди, лицом вверх (10 случаев). Однако мы оставим вопрос об истинности этого предположения открытым, так как в группе этих захоронений встречаются и погребения в мусульманских мавзолеях, и рядом с ними (на Водянском городище), и погребения около мечети (там же), и погребение в подкурганной оградке (в Маляевском могильнике).

В 174 погребениях в нашей базе данных наблюдается так называемое «другое положение рук» (9,5 % от общего объёма выборки). В этой группе встречаются как разнообразные и явно случайные вариации, так и подгибание одной руки под шею (5 случаев), прижимание руки к лицу (9 случаев), прижимание двух рук к шее. Расположение рук в районе лица может предположительно трактоваться как сознательная попытка зафиксировать руку на лице. Прикрывание отверстий на лице – глаз, носа, рта – одна из особенностей буддийского погребального обряда. Так, например, по этнографическим материалам известно, что сразу после смерти корейцы стремятся закрыть все отверстия на лице покойного. Таким способом преследовали две цели: пытались задержать душу в теле и мешали выходу «зловонного духа» янчи[373]. Кроме того, в 99 случаях из 174-х «другое положение рук» связано с пеленанием покойного.

Последним из наиболее распространённых положений рук является следующее: «правая рука вытянута вдоль тела, левая кисть лежит в области груди». Это явный вариант «мусульманской позы», и встречается он в 26 погребениях (1,4 % объёма выборки). В 20 случаях погребённые с таким положением рук лежали с доворотом на правый бок или на правом боку, а в 5 случаях – вытянуто на спине. Лишь в одном случае зафиксировано положение на левом боку. В 18 случаях подобное положение связано с пеленанием тела покойного. 22 из 26 погребённых были обращены лицом вправо.

В 284 погребениях (15,6 % объёма выборки) руки погребённых были перекрещены. Сам по себе этот признак не несёт никакой информации, ибо перекрещены руки могут быть где угодно – на животе, на груди, левая кисть может накрывать правую на дне ямы справа в одном из вариантов «мусульманской позы» погребённого, левая кисть или запястье могут находиться на правом запястье или предплечье. Нас интересует перекрещивание рук на груди, поскольку такое положение рук встречается в христианских погребениях и может служить косвенным свидетельством христианской конфессиональной принадлежности погребённого. Как мы уже указывали выше, лишь в 44 случаях наблюдалось скрещение кистей рук на груди. Однако единственное достоверно христианское погребение с нательным крестом конца XIII в. в Золотой Орде, обнаруженное на грунтовом могильнике Маячный бугор в окрестностях Красноярского городища, не содержит подобного признака[374]. Руки покойного в данном случае вытянуты вдоль тела. Кроме того, выше мы уже указывали на некоторые особенности расположения данных погребений на могильниках, которые не позволяют считать их все христианскими.

Погребения с данным расположением рук встречаются во всех группах. Можно лишь сказать, что большинство погребённых со скрещенными руками (207 случаев) обращены лицом на Мекку.

Положение ног погребённого, на наш взгляд, не является определяющим в погребальном обряде золотоордынского времени. Во всяком случае, распределение значений этого признака не даёт возможности уверенно связать какое-либо положение ног погребённого с какой-либо группой погребений, выделенной нами. Мы можем лишь провести градацию положения ног погребённых по частоте встречаемости и объяснить, с чем связано то или иное их положение.

Самым распространённым является положение «ноги вытянуты» – 1338 случаев, или 73,3 % от объёма выборки. Это положение ног является примерно в равной степени доминирующим во всех группах. С доворотом или укладыванием тела на правый бок связана высокая степень распространённости положений «ноги согнуты вправо» (229 случаев, или 12,5 % объёма выборки) и «правая нога слегка согнута вправо, а левая вытянута» (99 случаев, или 5,4 % погребений в выборке).

Более редким является положение «ноги согнуты влево» (21 случай, 1,2 % погребений в выборке). В 16 случаях из 21 это связано с доворотом тела влево или положением на левом боку, ещё в 4 случаях – с положением тела вытянуто на спине.

В 7 случаях (0,4 % объёма выборки) наблюдается положение согнутых ног коленями вверх. Такое размещение ног связано с положением погребённого на спине, и, возможно, в тех случаях, когда сильно согнутые в коленях ноги покойного при положении тела на спине обращены влево или вправо, это является результатом заваливания поднятых вверх коленями ног.

Мы, повторяем, не можем уверенно связать положение ног погребённого с каким-либо элементом обряда. О малозначительности положения ног в мусульманском погребении писала также Е.А. Халикова[375].

Перекрещивание ног в голенях или в лодыжках (50 случаев, 2,7 % погребений в выборке) в 48 случаях связывается исследователями с пеленанием тела, а в 9 случаях – с перевязыванием ног. Это никак, на наш взгляд, не связано с обрядом обезвреживания погребённого. Если возникала необходимость обезвредить погребённого, то самым простым способом лишить его возможности «передвигаться» было разрушение стоп[376], а не связывание их. Зато есть прямые свидетельства о том, что тело покойного мусульманина после пеленания в саван перевязывается по коленям[377], перетягивается по рукам и ногам[378], есть даже этнографическое свидетельство о связывании больших пальцев ног[379]. Таким образом, мы видим, что связывание ног соотносимо с подготовкой покойного к погребению по мусульманскому обряду.

В 815 погребениях (44,7 % объёма выборки) мы наблюдает неестественно тесное взаиморасположение стоп погребённого. Мы склонны связывать такое положение так же, как и в предыдущем примере, с перетягиванием ног погребённого или с тугим пеленанием в саван в ходе подготовки к погребению в соответствии с мусульманской обрядностью.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты