КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика вида захороненияАбсолютное большинство захоронений в нашей выборке – 1810, или 99,2 % – являются простыми трупоположениями. Захоронения какого-либо другого типа встречаются лишь на могильниках Селитренного городища, Красноярского городища и в составе могильников Краснодарского края. Наиболее часто встречающимся обрядом, фиксируемым на данных могильниках и отличающимся от обычного трупоположения, является перезахоронение – 2 случая зафиксировано на могильниках Селитренного городища и 7 – на могильнике Маячный бугор из окрестностей Красноярского городища. Как правило, это захоронения костей, очищенных от мягких тканей, выполненные более компактно, чем обычные трупоположения. Эти захоронения, судя по контексту, могли быть совершены в небольшом продолговатом мешке или в небольшой прямоугольной яме, в которые компактно укладывались длинные кости, засыпались кости более мелкие и с западной стороны укладывался череп. На Маячном бугре известно три перезахоронения, выполненные в одном сырцовом склепе, но в индивидуальных погребальных камерах, в которых черепа погребённых были ориентированы лицевыми отделами на запад, но лежали на правом боку – скорее всего, это единовременное перезахоронение, и здесь налицо ошибка в определении сторон света. Вопрос о появлении подобных захоронений в Золотой Орде подробно изучал Д.В. Кутуков[361]. Он сразу отвергает возможность рассмотрения подобных захоронений как захоронений с признаками обряда обезвреживания погребённых. Указанный обряд присутствует в культуре разных народов, и его основное предназначение – обезопасить живущих от вредоносных качеств умершего, который при жизни мог слыть колдуном, вампиром и т.п. Однако дело в том, что В.С. Флёров, занимавшийся изучением обряда обезвреживания погребённых, выделяет несколько основных признаков преднамеренного ритуального разрушения скелета. Это разрушение грудной клетки, отчленение коленных чашечек, перемещение черепа, отделение и разрушение стоп, разрушение рук, разбрасывание или смешение всех костей скелета, сооружение груды из всех или большинства костей[362]. Ни один из этих признаков не подразумевает выкладывание костей скелета заново, лишь нарушение целостности какой-то части скелета или смещение и перемешивание. Мы же наблюдаем явное преднамеренное перезахоронение «упакованных костяков». К «упакованным» относятся погребения не с ритуальным разрушением костяка, а с захоронением (или перезахоронением) очищенных от мягких тканей длинных костей, черепа, ребер и костей таза; останки, независимо от размеров могильной ямы, укладывались в основном вплотную друг к другу. По мнению Д.В. Кутукова, в обряде «упакованных» погребений ясно прослеживается влияние зороастрийских погребальных традиций[363]. Аналогичные захоронения исследованы на некрополе Миздакхана (Б-б-1-1 – погребения в грунтовых ямах)[364]. Различие между миздакханскими и красноярскими захоронениями заключатся лишь в том, что могильные ямы последних были изнутри обложены кирпичом и имели сырцовые заклады. Миздакханские захоронения относятся к VII – первой половине VIII в.; аналогичные погребения имеются на городище Ак-Бешим в Киргизии, где они также датированы VII–VIII вв.; на некрополе древнего Тараза (г. Джамбул, Южный Казахстан; дата устанавливается в пределах IХ–Х вв.), в Хорезме (Калалы-гыр-I, где кости, как предполагается, первоначально были завернуты в ткань; принимая это во внимание, отметим, что возможно, термин «упакованные захоронения» отражает определенную сторону обряда, а именно – заворачивание костей в ткань при отсутствии оссуария или какого-либо сосуда, его заменяющего)[365]. На протяжении второй половины VIII в. в Хорезме происходит замена старых типов вторичных погребений предварительно очищенных костей новыми типами погребений с трупоположениями, что было результатом смены религиозной идеологии, замены маздеизма и христианства новой единой религией – исламом, принесенным в Среднюю Азию арабскими завоевателями. Но, естественно, это не исключало сохранения отдельных общин приверженцев прежней религии в условиях уже мусульманского Хорезма, в пользу чего свидетельствуют сообщения Бируни о существовании общин магов в Хорезме, а также обнаруженный во Фринкенте оссуарный могильник XIII в.[366] Известно, что в монгольское время во многих городах Нижнего Поволжья появились переселенцы из Средней Азии и, в частности, из Хорезма, всячески способствовавшие укреплению ислама в Золотой Орде. Но вполне вероятно, что среди них могли быть представители сохранившихся зороастрийских общин, которые и оставили «упакованные» погребения. Однако не следует считать, что, сосуществуя в одном регионе, обе религии (ислам и маздеизм) оставались неизменными; шла обоюдная трансформация религиозных представлений, отражавшаяся на погребальном обряде. Таким образом, изучение представленной выборки свидетельствует о наличии различных составляющих компонентов погребального обряда золотоордынского населения Нижней Волги. Среди прочих религиозных представлений, оказавших влияние на складывание во многом синкретичного погребального обряда, был и зороастризм, но, вероятно, уже не в «чистом» виде, а испытавший серьезное влияние ислама, что иллюстрируют погребения с Маячного бугра: пять из них не только имели кирпичную выкладку бортов, но и были перекрыты закладами, в подавляющем большинстве своем использовавшимися при захоронении мусульман. Несмотря на всё вышесказанное, мы можем принять мнение Д.В. Кутукова о том, что «упакованные» захоронения являются свидетельством наличия зороастризма в золотоордынской городской среде лишь с оговоркой. Дело в том, что одно из «упакованных» захоронений на Маячном бугре было впущено в яму уже существовавшего захоронения и располагалось поверх свода склепа, что может трактоваться как повторное захоронение родственника (мужа или жены), умершего ранее на чужбине. Кроме того, правилами шариата предусматривается вскрытие могилы и перезахоронение человека в ряде случаев. Во-первых, если покойный захоронен в узурпированной земле и владелец участка на согласен с тем, чтобы там была могила; во-вторых, если саван или другие похоронные принадлежности являются узурпированными или украденными; в-третьих, если известно, что захоронение совершено не по правилам шариата (без савана, или труп не лежит лицом к Мекке); в-четвёртых, если мусульманин похоронен на кладбище безбожников или на участке, куда бросают нечистоты; в-пятых, если умерла беременная женщина, разрешается вскрыть её могилу и вытащить из её чрева ребёнка; в-шестых, если существует опасность, что хищные звери могут вытащить тело покойного или если могила может быть уничтожена другим способом (быть затопленной, разрытой врагами покойного); в-седьмых, если после похорон обнаруживается незахороненная часть тела покойного[367]. Таким образом, шариат регламентирует ряд случаев, в которых покойный может быть перезахоронен, а если обряд совершался через несколько лет после первоначальных похорон, то вполне вероятно, что перезахоронению подвергались одни лишь кости, которые могли быть упакованы в небольшой мешок или завёрнуты в новый саван. Более того, обратим внимание на то, что все вышеуказанные захоронения находились в окружении мусульманских захоронений, на мусульманских кладбищах, вышеописанное погребение на Маячном бугре было впущено в мусульманскую могилу с перекрытием типа А2-4в, три перезахоронения с Маячного бугра, выполненные в едином склепе, покоились под перекрытиями типа А1-4, которые мы в целом связываем с мусульманскими погребальными традициями (см. описание выше). В связи с этим мы, не отвергая окончательно мнение Д.В. Кутукова о присутствии в Золотой Орде приверженцев зороастризма, считаем, что оно недостаточно аргументировано, а «упакованные захоронения» следует рассматривать как один из вариантов мусульманского погребального обряда – это перезахоронения, перемещённые захоронения. Возвращаясь к описанию видов захоронений, следует сказать о более серьёзном отклонении от мусульманских погребальных традиций – о трупосожжениях. В нашей базе данных фигурирует 2 трупосожжения и одно погребение, в котором сочетаются элементы трупоположения и трупосожжения (захоронение человека в гробу, головой на юг; в гроб с трупоположением, на уровне бёдер захороненного мужчины, были засыпаны кальцинированные кости человека, сопровождавшиеся оплавленной золотой серьгой в форме знака вопроса). Все три комплекса находятся всё на том же Маячном бугре и были исследованы в ходе раскопок С.И. Четверикова и С.А. Котенькова в 1991 г. Два захоронения по обряду трупосожжения, исследованные С.И. Четвериковым, представляли собой измельчённые кальцинированные кости человека, засыпанные в урны – золотоордынские красноглиняные гончарные сосуды-корчаги – и установленные в небольшие бесформенные ямки на языческом участке могильника золотоордынского времени. Кроме того, нам известен ещё один комплекс, не вошедший в нашу базу данных, который также происходит с Маячного бугра (исследования под руководством С.А. Котенькова 1992 г.). Это квадратная сырцовая оградка размерами приблизительно 3×3 м. На полу были уложены 4 целых и 4 фрагмента сырцовых кирпичей, между которыми обнаружена бесформенная куча древесных углей, золы, мелких обломков кальцинированных костей и масса семян (также обугленных) различных растений: винограда, проса, чечевицы, лоха серебристого, дыни, злаковых и один целый обуглившийся грецких орех. После снятия кирпичей конструкции выяснилось, что она была возведена на месте кострища. Интерпретация данного памятника очень сложна ввиду его необычного расположения среди мусульманских, языческих и даже христианских захоронений. Представляется возможным его трактовка в качестве жертвенника, либо захоронения с трупосожжением, а впоследствии и с поминальным обрядом (если предположить, что костные останки принадлежат человеку)[368]. Весь участок могильника, на котором локализуются языческие погребения и комплексы с трупосожжениями, датируется концом XIII – первой половиной XIV в.[369] Таким образом, могильник Маячный бугор можно рассматривать в качестве центра локализации захоронений с элементами трупосожжения в Золотой Орде. Ещё одним «нестандартным» с точки зрения традиций мусульманского погребального обряда вариантом захоронения является погребение в одной могиле матери и младенца. Такие захоронения встречаются в нашей базе данных трижды: два известно на могильниках в окрестностях Красноярского городища и ещё одно – на могильнике Северный в Краснодарском крае. Как мы уже сказали выше, правилами шариата предусматривается вскрытие могилы беременной женщины для того, чтобы вынуть из её чрева младенца. Тем не менее, если женщина умирает во время родов вместе с младенцем, то допускается их захоронение в единой могиле, поскольку ребёнок ещё не прошёл обряд посвящения в ислам и не считается самостоятельным человеком с собственной душой. Если умирает беременная женщина то, шариат требует вскрыть ей живот слева, вынуть ребёнка, потом опять зашить, после чего похоронить их обоих[370].
|