Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Могильники Селитренного городища




В данную группу включено 494 захоронения, обнаруженных на территории Селитренного городища в разные годы[731].

Нам представляется немаловажным привести подробное описание обряда захоронения на могильниках Селитренного городища, поскольку оно является остатками столицы Золотой Орды – города Сарай. Этот крупнейший золотоордынский город был пунктом притяжения для представителей различных этносов, покорённых монголами в ходе завоевательных походов, для купцов и ремесленников различных национальностей, средоточием самых разнообразных культурных и религиозных традиций. В то же время нам известно, что уже со времён правления в Орде первых ханов – Бату и Берке – мусульмане проникают в ханскую администрацию и прочие властные структуры, начинают составлять значительную, если не главную часть городского населения. Мы вправе ожидать, что могильники главного города Золотой Орды могут представлять собой наиболее мусульманизированную группу захоронений из всех рассмотренных.

Собственно говоря, на Селитренном городище мы сталкиваемся, скорее всего, с могильниками конца XIV – XV вв., возникшими после запустения города и отражающими своеобразную картину финального этапа исламизации Золотой Орды. Могильники и мавзолеи, синхронные времени существования городища, ещё только предстоит изучить археологам – по результатам разведочных исследований 2002–2004 гг., проведённых В.Г. Рудаковым и Е.Ю. Гончаровым, в окрестностях с. Селитренного, к северу и северо-западу от городища обнаружено большое количество некрополей и мавзолеев, принадлежащих оседлому и кочевому населению. По предположению авторов исследований, эти некрополи были вынесены за «городскую черту» и обрамляли въезды на территорию городища[732].

Подавляющее большинство захоронений на могильниках Селитренного городища – основные. Это значит, что либо они индивидуальные в составе могильников, либо единственные в своих погребальных комплексах (надмогильных сооружениях). Лишь 10 погребений (2 % от всех погребений Селитренного городища) являются поздними или вторичными подзахоронениями. 7 из них – это погребения в мавзолеях, три – захоронения в склепе-курхана.

476 погребений (96,4 %) на могильниках Селитренного городища являются одиночными. Лишь 13 захоронений – коллективные. Это 5 погребений в склепе-курхана, 5 погребений в мавзолеях, 3 захоронения под надгробиями. Пять погребений (1 % от общего количества) являлись кенотафами (пустыми могилами), причём лишь одно из них было выполнено в простой яме с отвесными стенками без перекрытия. Четыре кенотафа были оформлены по всем правилам совершения мусульманского погребения – в яме типа Б1-1, с сырцовым перекрытием подбоя типа Б1-3.

83,4 % погребений (412 случаев наблюдения) не сопровождались надмогильными сооружениями. 28 погребений (5,7 %) были обнаружены в мавзолеях, над 66 погребениями (13,4 %) были устроены надгробия различных типов (11 из них – над погребениями в мавзолеях).

295 погребений (59,7 %) совершено в ямах без подбоев. Самым распространённым типом ямы на могильниках Селитренного городища является тип А-1 (простая яма с отвесными стенками) – 206 случаев наблюдения (41,7 %). Вторым по распространённости является тип ямы Б1-1, характерный для «канонического» мусульманского погребения – 196 случаев наблюдения (34,2 %). Остальные типы ям представлены не столь значительно: 48 случаев наблюдения (9,7 %) приходится на тип А-5, 25 случаев (5,1 %) – на тип Б2-2, 17 случаев (3,4 %) – на тип А-9, 11 случаев (2,2 %) – на тип А-3. Случаи обнаружения ям других типов (А-2, А-6, А-7, А-10, Б1-2) единичны. Таким образом, на примере могильников Селитренного городища мы наблюдаем картину сужения номенклатуры типов ям, что может быть связано с уменьшением вариативности погребального обряда.

Большая часть погребений (326 случаев, или 66 %) не имеет сложных перекрытий, которые подразумевали бы возведение опорных конструкций в склепе. Из опорных конструкций наиболее часто (в 75 случаях) фиксируется конструкция типа 12 (опорная стена по краю погребальной камеры в подбое). Довольно часто (в 37 случаях) встречаются опорные конструкции типа 4 (стены вдоль длинных бортов ямы). В 25 случаях зафиксированы опорные конструкции типа 2 (вдоль всех бортов ямы), в 14 случаях – опорные стены вдоль всех бортов ямы, кроме изножного (тип 2). 12 случаев наблюдения приходится на опорные конструкции типа 8 (вдоль северного длинного борта ямы). В единичных случаях встречены опорные конструкции типов 5, 6, 9 и 10.

В пяти случаях обнаружена сплошная вымостка дна склепов (тип 1), в шести случаях зафиксирована частичная вымостка (тип 2).

В 207 погребениях (41,9 %) не было обнаружено перекрытий.

Как и в рассмотренной выше группе мусульманских погребений, самым распространённым типом внутримогильной конструкции на могильниках Селитренного городища является перекрытие типа Б1-3 (133 случая, 26,9 %), наиболее характерное для «канонического» мусульманского погребения. В 43 случаях (8,7 %) зафиксировано деревянное горизонтальное перекрытие типа А1-1, в 37 случаях (7,5 %) – двускатный свод типа А2-4. В 17 погребениях (3,4 %) отмечено перекрытие типа А1-4. 12 погребений (2,4 %) совершены под перекрытиями типа А2-5 (полуцилиндрическими сводами со стяжкой по поверхности связующим раствором), причём в 9 случаях из них – в мавзолеях. По 11 случаев наблюдения (2,2 %) приходится на перекрытия типов Б1-1 и Б1-2. В 9 случаях зафиксировано перекрытие типа А1-2, шесть погребений были обнаружены под сводчатым перекрытием в склепе-курхана. Зафиксированы также единичные случаи обнаружения перекрытий типов А1-5, А2-2 и Б2-1.

Практически все погребения, выявленные на могильниках Селитренного городища, являются простыми трупоположениями. В двух случаях зафиксированы перезахоронения (одно из них – «упакованное», то есть кости в данном погребении собраны в мешок или завёрнуты в ткань савана, анатомический порядок костей нарушен).

В 372 погребениях (75,3 %) покойные были ориентированы головами на запад, в 7 случаях (1,4 %) – на юго-запад, в 90 случаях (18,2 %) – на северо-запад. Таким образом, мы можем констатировать абсолютное преобладание западной ориентировки на могильниках Селитренного городища. Обращают на себя внимание погребения с «немусульманской» ориентировкой. В 4 погребениях (0,8 %) покойные были ориентированы головой на восток, два из них авторами отчёта интерпретируются как захоронения, ориентированные неправильно в результате срочности совершения обряда погребения. Данные захоронения совершены рядом со стенами рухнувших сырцовых домов и завалены обломками кирпичей. Возможно, действительно, это захоронения людей, погибших в результате междоусобиц в Орде второй половины XIV в. остальные два погребения, ориентированных головами на восток, выполнены в специально устроенных ямах, лица покойных в них обращены вверх. Одно из них сопровождалось погребальным инвентарём и было совершено в деревянном гробу. Два этих погребения можно считать языческими, возможно – относящимися к периоду становления ислама в Золотой Орде. Одно безынвентарное погребение, совершённое вытянуто на спине, с обращенным вверх лицом покойного, было ориентировано на юго-восток.

15 захоронений (3 %), обнаруженных, главным образом, на VIII раскопе, рядом с разрушенным мавзолеем, выполненных в простых ямах без перекрытий, были ориентированы головами на юг[733]. Однако интересно отметить, что во всех этих захоронениях присутствует выраженный доворот тела и лица покойного вправо, то есть элементы «канонической» мусульманской позы погребённого. В 10 погребениях, кроме того, были отмечены явственные следы пеленания покойных. Одно из этих захоронений содержало вещевой инвентарь. Исследователями данная группа захоронений датируется началом XV в. Мы можем интерпретировать эту группу погребений как принадлежащую какой-либо общности язычников, перешедших в ислам лишь к концу XIV в. и нечётко знающих требования новой религии. Нам, например, известна довольно большая группа языческих погребений с южной ориентировкой на грунтовом могильнике Маячный бугор[734].

В то же время могла произойти и элементарная ошибка в ориентировке первого погребения (или первых погребений) на некрополе, по которому затем ориентировались все остальные погребения. Не исключён также вариант замены ориентировки лица погребённого на юг общей ориентировкой на юг всего захоронения. Однако в целом мы не можем вычленять эти погребения с южной ориентировкой из общей массы мусульманских захоронений, поскольку ничем, кроме ориентировки, они от мусульманских не отличаются.

Самым распространённым положением погребённого является положение на спине с выраженным доворотом тела на правый бок. Таких погребений на могильниках Селитренного городища 240 (или 48,6 % от общего количества). Это положение тела погребённого соответствует мусульманской традиции соблюдения киблы. В 40 погребениях (8,1 %) покойные были уложены на правый бок; такое положение тела рассматривается нами как вариант предыдущего. Значительное число погребённых располагались на спине без доворота (198 случаев наблюдения, или 40,1 %). Это положение является традиционным для погребений домусульманского периода, однако оно широко распространено и в захоронениях, выполненных по шариату. В целом положение тела погребённого в большинстве погребений соответствует нормам мусульманского погребального обряда. 6 погребений (1,2 %) фиксируют положение покойного с доворотом на левый бок, ещё в одном случае покойный лежал на левом боку. Во всех этих погребениях покойные были ориентированы головами в западном направлении. Руки покойных были сложены на животе. Лица покойных во всех случаях, кроме одного, были также обращены влево, то есть в сторону, противоположную Мекке. В одном из погребений данной группы был отмечен инвентарь (медная серьга). Погребение на левом боку – одно из погребений в склепе-курхана, датируется оно по кладу серебряных монет, обнаруженных в данном комплексе, 1430-ми гг.[735]

На наш взгляд, указанную девиацию также можно объяснить нечётким знанием норм мусульманского погребального обряда и их сути, что наблюдалось в среде неофитов на ранней стадии распространения ислама в Орде. Несмотря на то, что в целом могильники Селитренного городища предстают как весьма исламизированные и довольно поздние, мы констатируем существование даже здесь захоронений «переходного» типа, в которых сочетаются черты мусульманские и доисламские. К ним также может относиться данная группа захоронений с доворотом влево, лицом к северу.

Наиболее распространённым положением рук погребённого является положение, характерное для захоронения с доворотом на правый бок – правая рука вытянута, кисть левой находится на животе (175 случаев наблюдения, 35,4 %). В 127 погребениях (25,7 %) кисти обеих рук находились на животе, что также довольно часто наблюдается в спеленатом саваном мусульманском погребении. Характерно, что лишь в 83 погребениях (16,8 %) руки покойных были вытянуты. Это традиционное и очень распространённое в других группах положение рук оказывается весьма слабо представленным в могильниках Селитренного городища. В 29 случаях (5,9 %) отмечено положение кистей рук в районе груди. в 17 погребениях данной группы руки были скрещены. Несмотря на то, что скрещивание рук на груди является довольно распространённым признаком христианского погребения, мы не можем достоверно связать положение рук на груди покойного с принадлежностью к христианству. Дело в том, что в 21 случае в этих погребениях лица покойных были обращены к Мекке.

В 9 погребениях (1,8 %) правая рука покойного была вытянута, кисть левой находилась в районе груди. В 54 случаях наблюдалось другое положение рук.

В подавляющем большинстве захоронений (352 случая наблюдения, или 71,3 %) ноги покойных были вытянуты. В 73 случаях фиксировалось лёгкое естественное подгибание ног коленями вправо вследствие доворота тела на правый бок. С доворотом тела вправо также связано 28 случаев (5,7 %) положения ног, при котором правая нога слегка согнута вправо, а левая вытянута. В 4 случаях ноги покойных были согнуты коленями влево, в трёх случаях – коленями вверх. лишь в одном из этих погребений покойный был обращён лицом к Мекке, в одном – лицом к северу, и ещё в одном – лицом вверх.

В большей части погребений (351 случай наблюдения, 71,1 %) покойные были обращены лицом вправо. Из них 334 погребённых (67,6 %) были обращены лицами к Мекке. 77 покойных (15,6 %) были обращены лицом вверх. В 8 захоронениях данной группы обнаружен инвентарь. 7 из этих погребений локализованы в мавзолеях, 11 – под надгробиями. Исходя из того, что вещевой инвентарь в захоронениях лицом вверх встречается несколько чаще (около 10 % погребений), чем в погребениях лицом вправо (5 %), мы можем довольно уверенно называть обращение покойного лицом вверх признаком отклонения от мусульманского погребального обряда.

Могильники Селитренного городища сравнительно хорошо изучены с антропологической точки зрения. Заслуга полевого половозрастного определения захоронений принадлежит главным образом Л.Т. Яблонскому[736]. В нашем распоряжении имеется 316 антропологически определённых захоронений с могильников Селитренного городища. 94 погребения в данной выборке – детские, 37 – юношеского возраста, 87 – взрослые (до 30–35 лет), 78 – зрелого возраста (до 50–55 лет) и 20 погребений людей старческого возраста (старше 55 лет). Из этих цифр видно, что пик смертности среди населения столицы Золотой Орды (28 %) приходился на средний возраст (до 30–35 лет). Кроме того, очень велика доля детской смертности (29 %) и весьма низок процент доживаемости до старческого возраста (6 %).

Очень небольшое количество погребённых захоронено в гробах – всего 45 случаев наблюдения (9,1 %). Наличие гроба, может быть, является признаком богатого погребения. Дело в том, что 11 из этих погребений совершено в мавзолеях, 12 – под надгробиями, в 11 захоронениях обнаружен немногочисленный погребальный инвентарь. В трёх погребениях даже обнаружены серебряные монеты. Интересно отметить, что лишь в 18 погребениях в гробах лицо покойного было обращено на Мекку. В 10 из погребений в гробах были обнаружены железные гвозди.

В 37 случаях (7,5 %) в погребениях были отмечены остатки матерчатых саванов. Однако следы пеленания зафиксированы в 266 захоронениях (53,8 %). Таким образом, обычай пеленания покойных следует признать весьма распространённым на могильниках Селитренного городища.

В 4 случаях в могилах были отмечены угли. Все погребённые были ориентированы головами на запад и обращены лицом к Мекке. Три из этих захоронений были безынвентарными, в них наличие углей можно считать случайным, но одно сопровождалось вещевым инвентарём, и присутствие углей здесь нельзя считать стопроцентно случайным.

Три захоронения сопровождались напутственной пищей. Все эти захоронения, кроме того, были снабжены погребальным инвентарём. В одном из них в качестве заупокойной пищи были обнаружены семена от целой грозди винограда, в остальных это были кости барана. Необходимо отметить, что все погребённые, снабжённые заупокойной пищей, были ориентированы лицами на Мекку.

В целом же 29 погребений с могильников Селитренного городища (5,9 %) сопровождались вещевым инвентарём. Из них два погребения – в мавзолеях, семь – под надгробиями. В 16 из погребений с вещевым инвентарём покойные не были обращены лицом к Мекке. Одно из них было ориентировано головой на юг, одно – на восток. В двух погребениях с вещевым инвентарём были обнаружены семена культурных растений, в семи погребениях в составе инвентаря были отмечены серебряные предметы. Таким образом, наличие вещевого инвентаря в могиле можно считать наиболее чётким немусульманским признаком.

Однако большая часть погребений (465 случаев наблюдения, или 94,1 %) вещевым инвентарём не сопровождалась.

Нами был составлен граф связи признаков погребального обряда для могильников Селитренного городища. Сила связи между элементами графа определялась по значению коэффициента корреляции Пирсона, вычисленного для каждой пары признаков в базе данных захоронений с Селитренного городища. Порог значимости силы связи между признаками был принят на уровне значения коэффициента корреляции 0,3. Все признаки, значение коэффициента корреляции между которыми было ниже этого значения, нами отсеивались как малозначимые. Значение порога значимости силы связи было установлено экспериментальным путём.

Таким образом, на графе одинарной линией обозначались слабые связи (значение коэффициента корреляции от 0,3 до 0,6), двойной линией – связи средней силы (значение коэффициента корреляции от 0,61 до 0,8), тройной линией – сильные связи (значение коэффициента корреляции между признаками от 0,81 до 1,0).

После построения графа выяснилось, что он распадается на 12 неравнозначных комплексов связанных признаков (Приложение 31).

КСП I наиболее представительный: он объединяет 23 признака – главным образом, слабыми связями. При этом выделяется два ядра данного КСП, внутри которых признаки объединены связями средней и большой силы.

В первое ядро входит два признака – 29.1 «есть инвентарь» и 29.2 «малое количество инвентаря», между которыми существует сильная связь. С обоими этими признаками связан признак 28.1 «есть напутственная пища», к которому, в свою очередь, примыкает признак 40.1 «семена культурных растений в могиле». Второе ядро, признаки которого объединены средней силы связями, включает в себя признаки 32.1 «есть монета (монеты)», 10.9 «купольное перекрытие склепа-курхана (типа А2-6)», 39.2 «наличие серебряных предметов», 8.2 «опорные стены типа 1 (вдоль всех бортов ямы)», 10.8 «полуцилиндрическое перекрытие типа А2-5».

Также в первый КСП входит ряд признаков, между которыми существуют слабые связи. Это признаки 2.1 «позднее погребение (впускное)», 4.3 «надмогильное сооружение – мавзолей», 13.5 «положение погребённого на левом боку», 16.4 «ноги погребённого согнуты коленями вверх», 23.1 «есть деревянный гроб», 24.1 «есть гвозди или остатки гвоздей», 8.7 «опорная стена вдоль изголовного борта могильной ямы (типа 6)», 6.5 «яма типа А-3 (с грунтовыми ступеньками вдоль всех бортов, кроме изножного)», 10.7 «двускатный свод типа А2-4», 8.5 «опорные стены вдоль длинных бортов ямы (типа 4)», 6.7 «яма типа А-5 (с грунтовыми ступеньками вдоль длинных бортов ямы)», 10.1 «деревянное горизонтальное перекрытие (типа А1-1)».

Таким образом, можно сказать, что первый КСП объединяет признаки погребений, в которых встречается вещевой инвентарь. Эти погребения, как правило, совершены под перекрытиями типов А2-6, А2-5 или А2-4 (реже – А1-1). В них также могут встречаться деревянные гробы. Как правило, это богатые погребения, с серебряными монетами. Ещё одно свидетельство знатности погребений, признаки которых входят в первый КСП, – наличие мавзолеев в качестве надмогильных сооружений.

КСП IIобъединяет 12 признаков при помощи связей разной силы, среди которых доминируют слабые.

Сильная связь существует между признаками 3.2 «нет костяка (кенотаф)» и 12.9 «невозможно определить ориентировку погребённого». Кроме того, со средней силы связями к признаку 12.9 примыкают признаки 13.1 «невозможно определить позу погребённого» и 14.1 «невозможно определить положение рук». К признаку 14.1, в свою очередь, примыкает со средней силы связью признак 18.1 «положение стоп невозможно определить». С ним слабыми связями соединены признаки 6.1 «яма типа А-12» и 12.6 «юго-западная ориентировка погребённого». К признаку 13.1 примыкает пара признаков, объединённых средней связью: 19.5 «череп покойного отчленён, обращён лицом к востоку» и 11.2 «перезахоронение». В данном КСП присутствует ещё одна пара признаков, объединённых средней силы связью, – 17.1 «ноги скрещены» и 16.6 «положение ног покойного не определено».

Признак 16.6 образует слабые связи с признаками 3.2, 12.9, 18.1, 14.1, 13.1. С этими же признаками связан и признак 19.1 «положение черепа невозможно определить».

Следовательно, можно сказать, что в КСП II вошли признаки, описывающие разрушенные погребения, а также признаки погребений, обряд которых предполагает нарушение целостности костяка (перезахоронения) или его отсутствие.

КСП III. В данный КСП вошли шесть признаков, только два из которых объединены связью средней силы. Это признаки 7.1 «нет подбоя» и 6.2 «простая яма с отвесными стенками». К этим признакам слабой связью присоединяется признак 10.18 «нет перекрытия», к которому, в свою очередь, примыкает признак 8.1 «нет опорных конструкций». Кроме того, в данный КСП входят признаки 13.2 «положение погребённого на спине», 16.1 «ноги погребённого вытянуты», 19.2 «лицо погребённого обращено вверх». Третий КСП объединяет признаки, описывающие наиболее традиционный обряд погребения – вытянуто на спине, лицом вверх, в простой грунтовой яме без подбоя, без перекрытия и внутримогильных конструкций. Эти признаки выделяются в самостоятельный КСП в рамках мусульманизированного в целом погребального обряда на могильниках Селитренного городища, что является лишним свидетельством привнесённости их в мусульманский погребальный обряд извне, из домусульманских погребальных традиций.

КСП IV. Этот комплекс включает четыре признака, два из которых – 19.3 «лицо покойного обращено вправо» и 20.1 «лицо обращено к Мекке» – соединены сильной связью. Признак 13.4 «доворот тела покойного на правый бок» примыкает слабыми связями к двум вышеуказанным признакам, а к нему, в свою очередь, также при помощи слабой связи – признак 14.5 «правая рука вытянута вдоль тела, кисть левой руки находится в области живота».

Как видно, данный КСП объединяет признаки, описывающие положение покойного, наиболее характерное для мусульманского погребения.

КСП V. В состав данного КСП входят три признака: 6.14 «яма с подбоем в южном борту типа Б1-1», 10.12 «перекрытие подбоя типа Б1-3», между которыми существует средней силы связь, и признак 8.10 «опорная стена типа 12 (по краю погребальной камеры в подбое)». Наглядно видно, что этот комплекс объединяет признаки, описывающие наиболее распространённую внутримогильную конструкцию захоронения в подбое. По опыту мы знаем, что подобное сочетание признаков в первую очередь характерно именно для мусульманских захоронений. В частности, при анализе данных на уровне всей выборки мы отметили тот факт, что основные признаки мусульманского захоронения (такие, как обращение покойного головой на запад, лицом вправо, на Мекку, отсутствие вещевого инвентаря) сочетались с признаками 6.14, 10.12 и 8.10 в рамках одного КСП. Здесь же мы наблюдаем вычленение этих признаков в самостоятельный комплекс. На наш взгляд, причина этому состоит в том, что на фоне захоронений с очень высокой степенью исламизации (а следовательно, и унификации) любое, даже единичное отклонение от канонического мусульманского обряда смотрится очень «ярко», а с точки зрения статистики любое такое явление может представлять исключительный случай наблюдения, самобытный тип сочетания признаков. Поэтому естественно, что признаки, описывающие «каноническую» мусульманскую позу покойного и наиболее характерную внутримогильную конструкцию, «разошлись» в разные комплексы – ведь в данном контексте они сочетаются не только друг с другом.

КСП VI. Представляет собой цепочку из трёх признаков: 21.3 «детский возраст погребённого», 22.1 «пол погребённого не определён», 21.2 «взрослый возраст погребённого», – соединённых слабой связью. Никакой информации об обряде данный КСП не содержит, просто указывает на то, что антропологические сведения, содержащиеся в нашей базе данных, недостаточно информативны.

КСП VII. Цепочка из трёх признаков, объединённых слабыми связями. В него входят признаки 21.6 «зрелый возраст погребённого», 22.2 «мужской пол погребённого», 21.5 «средний возраст погребённого». Данный КСП также не содержит никакой обрядовой информации.

КСП VIII. Включает два признака, объединённых слабой связью: 13.3 «положение погребённого на правом боку» и 16.2 «ноги покойного согнуты вправо». Корреляционный анализ не выявил никаких других устойчивых сочетаний признаков, относящихся к положению покойного на правом боку. Данный КСП малоинформативен. Мы лишний раз убеждаемся в том, что положение покойного на правом боку является лишь вариантом соблюдения принципа киблы.

КСП IX. Включает два признака: 6.11 «яма с подбоем в северном борту типа Б1-2» и 10.11 «перекрытие подбоя типа Б1-2». Нам уже встречалось подобное сочетание при анализе других групп погребений. Возможно, оно является устойчивым.

КСП X. Объединяет два признака: 6.13 «яма с подбоем в южном борту типа Б2-1» и 8.8 «опорная стена вдоль северного борта ямы (типа 8)». Данное сочетание единично. Высокая опорная стена – до уровня свода подбоя – вдоль северного борта ямы позволяет создать как бы искусственную ступень на дне погребальной камеры в подбое для того, чтобы появилась возможность соорудить наклонное перекрытие из сырца.

КСП XI. Включает два признака: 14.3 «кисти рук в области живота» и 15.1 «руки скрещены», объединённых слабой связью. Несвязанность данного КСП с другими, более насыщенными, говорит о малозначимости этого комплекса, о его возможной сочетаемости с любыми другими признаками.

КСП XII. В состав данного комплекса входит два признака – 18.2 «стопы покойного сведены, лежат вплотную друг к другу» и 25.2 «признаки пеленания погребённого», объединённых сильной связью. Пеленание покойного на могильниках Селитренного городища не является из ряда вон выходящим явлением, его признаки встречаются как в «канонических» мусульманских погребениях, так и в погребениях с небольшими отклонениями от канонов ислама.

Обратимся вновь к приёму, который мы применили перед началом построения графов связи признаков погребального обряда для могильников Селитренного городища. Мы установили порог значимости силы связи на уровне 0,3. Конечно, само по себе это значение невелико. Из этого можно сделать вывод о том, что погребальный обряд на могильниках Селитренного городища является, в общем, единым. Введение небольшого по модулю, но фактически достаточно высокого порога значимости силы связи между признаками позволило нам выявить в структуре погребального обряда на могильниках Селитренного городища множество комплексов связанных признаков, которые, несмотря на свою кажущуюся изолированность, на самом деле находятся в рамках одной, а именно – мусульманской погребальной традиции, представляя собой лишь непротиворечивые варианты единого погребального обряда, каждый из которых имеет свою этимологию.

Итак, количественный и структурный анализ погребального обряда на могильниках Селитренного городища показывает нам картину очень глубокой мусульманизации населения золотоордынской столицы во второй половине XIV – начале XV в. Погребальный обряд предстаёт как единый культурный фон, на котором изредка наблюдаются варианты, не отрицающие, а дополняющие обрядовую сторону. Вместе с тем, на могильниках Селитренного городища даже в конце золотоордынской эпохи встречаются в ряде погребений некоторые отклонения от мусульманского погребального «канона», что может объясняться культурным «давлением», которое оказывала на население столицы слабо мусульманизированная степная периферия.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты