КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мусульманские захороненияКак явствует из названия, в данную группу вошли захоронения, в которых соблюдаются два основных требования мусульманского погребального канона: отсутствие инвентаря в погребении и доворот лица покойного на Мекку, соблюдение киблы. Остальные признаки, традиционно сопутствующие мусульманским погребениям, квалифицировались нами как второстепенные. При рассмотрении данной группы захоронений отдельно мы преследовали цель выяснить внутреннюю структуру группы и проверить, нет ли в составе данной группы захоронений обрядовых подгрупп, которые могли бы быть обнаружены методами описательной статистики и корреляционного анализа. Данная группа захоронений – самая многочисленная в нашей базе данных. В неё вошли 1028 погребений из могильников Ак-Жар[676], Караул-Тобе[677], Саралжин-I[678] (городища Ак-Тобе[679] в Западном Казахстане, с городища Мохши в Пензенской области[680], могильников Лебеди-IV[681], Северный[682], Центрлаба[683], городищ Верхний и Нижний Джулат[684], Маджары[685] на Северном Кавказе, Билярского городища[686] и мавзолеев Болгара[687] в Среднем Поволжье, из могильников 301-й километр[688], Успенка[689], Старица[690], Кривая Лука[691] Разин бугор[692], Хан-Тюбе[693], Хошеутово[694], городища у пос. Комсомольский[695]), городища Мошаик[696], Селитренного городища[697], городища Тумак-Тюбе[698], городища Хаджи-Тархан[699], могильников окрестностей Красноярского городища (Маячный бугор[700], Мечетный бугор-I[701], Мечетный бугор-II[702], Калмыцкий бугор[703], Вакуровский бугор-I[704], Вакуровский бугор-II[705]) в Астраханской области, из могильника Шляховский[706], могильников Водянского городища[707], могильников округи Царёвского городища (Ленинск[708], Маляевка[709], Царёв[710]), с территории самого городища[711], Бахтияровского мавзолея в Волгоградской области[712], с могильников Ильчигулово-II[713], Кадыровский[714], из мавзолея Бэндэбикэ[715], мавзолея Малый кэшэнэ[716] и мавзолея Хусейн-бека[717] в Башкортостане. 850 погребений с мусульманскими признаками (или 82,7 % от числа погребений в группе) располагаются на пригородных могильниках. 96,3 % из них (990 случаев наблюдения) – одиночные захоронения. Коллективные захоронения, выполненные по мусульманскому обряду, встречаются на грунтовом могильнике Маячный бугор (погребения 55 и 56), на IV Билярском могильнике (погребения 8, 18, 20), на могильниках Селитренного городища (мавзолей 1, погребение 6; погребения 340 и 387), а также в составе курганных могильников Ак-Жар (курган 28, погребение 2), Успенка (курган 12, погребение 1), Маляевка (курган 1, погребение 5), Лебеди-IV (курган 1, погребение 37). 652 погребения (63,4 %) не сопровождались надмогильными сооружениями. Из оставшихся захоронений 230 сопровождались курганными насыпями. Однако, на наш взгляд, следует выделить из этого количества 91 мусульманское погребение с могильника Лебеди-IV (курганы 1, 3, 4, 8), 35 погребений с могильника Северный (курган 1) и 19 погребений с могильника Центрлаба (курган 4), расположенных в Краснодарском крае. Все погребения на этих могильниках – впускные, они локализованы на больших курганах эпохи бронзы обширными группами, и, на наш взгляд, их ничто не связывает с классическим курганным погребальным обрядом. Эти могильники выглядят как грунтовые, располагающиеся на удобной возвышенности. Подобная трактовка, безусловно, спорна, однако если расценивать их таким образом и не принимать их в расчет, то останется лишь 86 подкурганных захоронений, в которых положение покойного соответствует «каноническому» мусульманскому. Они зафиксированы на могильниках 301-й километр (20 погребений), Кривая Лука-III (курган 1, погребение 7), Кривая Лука-XIV (курган 6, погребение 3), Старица (курган 17, погребение 1), Успенка (5 погребений), Ленинск (курган 8, погребение 1), Маляевка (35 погребений), Царёв (8 погребений), Шляховский (курган 4, погребение 1), Ак-Жар (курганы 5, 12, 28), Караул-Тобе (курган 1, курган 3), Саралжин (курган 1). Таким образом, большинство подкурганных захоронений с мусульманскими чертами сконцентрировано в окрестностях Царёвского городища. Для 50 погребений с мусульманскими чертами (для 4,9 % погребений в группе) надмогильными сооружениями служили мавзолеи. 5 захоронений (0,5 %) без отклонений от канонов ислама обнаружено в мечетях (на Водянском городище и на городище Нижний Джулат). Надгробиями сопровождалось 128 погребений (12,5 % от числа погребений в группе). Это, главным образом, захоронения с могильников Селитренного и Водянского городищ. Также довольно много погребений с надгробиями в могильниках округи Царёвского городища и на территории Башкирии – на Кадыровском могильнике, в мавзолее Хусейн-бека, на Ильчигуловском могильнике. Есть также 20 случаев взаимовстречаемости признаков «надмогильное сооружение – курган» и «надгробие», что в 12 случаях связано ещё и с наличием подкурганной оградки. Мы видим явное количественное доминирование случаев встречаемости захоронений с надгробиями на городских некрополях. Таким образом, в данной группе наличие надгробия над погребением не связано напрямую с курганной насыпью, что мы могли наблюдать в других группах. На основании этого можно сделать вывод, что надгробия были довольно распространённым элементом в погребальном обряде мусульманизированного населения Золотой Орды – как городского, так и кочевого. Подкурганные оградки сопровождают 33 погребения в данной группе (3,2 %); 4 погребения (0,4 %) совершены в наземных склепах-оградках. Остатки тризны зафиксированы радом с 42 погребениями (4,1 %). В 21 случае это захоронения в подкурганных оградках. Вероятно, у населения, оставившего данный тип погребальных памятников, был весьма распространён обычай поминовения покойных. Интересно, что все оставшиеся случаи обнаружения тризн рядом с мусульманскими погребениями концентрируются также на курганных могильниках Маляевка и 301-й километр, в которых были зафиксированы подкурганные оградки. 721 погребение данной группы (70,1 %) совершено в ямах без подбоев. Наиболее распространённым типом ямы в данной группе захоронений является А-1 (простая яма с отвесными стенками). Зафиксировано 525 захоронений (51,1 % от числа погребений в группе) в подобных ямах. 26 % погребений в группе (267 случаев наблюдения) выполнены в ямах типа Б1-1 (подбой в южном борту, дно погребальной камеры в подбое ниже уровня дна входной ямы). Это самый высокий процент встречаемости такого типа ям среди всех групп погребений. Данное обстоятельство позволяет нам напрямую связать ямы типа Б1-1 с мусульманским погребальным обрядом. 34 погребения (3,3 %) совершено в ямах типа Б2-1 – также с подбоем в южной стенке, но дно погребальной камеры и дно входной ямы в них находятся на одном уровне. Шесть погребений (0,6 %) выполнены в ямах типа Б2-2, с подбоем в северном борту (4 погребения на Селитренном городище, одно – на могильнике Мечетный бугор-II в окрестностях Красноярского городища и одно – на могильнике городища у пос. Комсомольский). Тем не менее, в остальном эти захоронения ничем не отличаются от большинства, в которых подбой устраивался в южном борту ямы. Скорее всего, сооружение подбоя в северном борту могильной ямы является частной, неустойчивой и незначительной девиацией. 100 погребений (или 9,7 %) совершены в ямах типа А-5, со ступеньками вдоль длинных бортов. 27 случаев наблюдения (2,6 %) приходится на ямы типа А-12 (с сужающимися стенками). 18 захоронений (1,8 %) совершено в ямах типа А-2, 16 погребений (1,6 %) – в ямах типа А-3. Ямы этих типов, как правило, сочетаются с кирпичными перекрытиями сложных конструкций, которым нужна солидная опора. В 18 случаях (1,8 %) обнаружены ямы типа А-6 (с грунтовой ступенькой вдоль северного борта). Случаи наблюдения других типов ям (А-11, А-4, А-7. А-10) в данной группе единичны. 814 захоронений не имело опорных конструкций перекрытий (причём перекрытий не было только в 545 из них). Из опорных конструкций наиболее часто (85 случаев, или 8,3 %) встречаются опорные стены типа 12, связанные с захоронениями в подбоях, а также стены типа 4 – вдоль длинных бортов ямы (62 случая, или 6 %). Относительно часто встречаются опорные стены типов 1 (24 случая наблюдения, или 2,3 % погребений) и 2 (21 случай, 2 %). При этом если перекрытия, сочетающиеся с опорными стенами типа 1, довольно разнообразны, то со стенами типа 2 сочетаются, главным образом, перекрытия типов А1-4 и А2-4. 10 случаев наблюдения приходится на опорные стены типа 8 (опорная стена вдоль северного борта могильной ямы). Эти захоронения обнаружены на Селитренном городище (9 случаев) и на Водянском городище (1 случай); все они были перекрыты сырцовыми закладами типа Б1-3. Все захоронения были совершены в довольно узких ямах с подбоями, поэтому высокая стена типа 8, вдоль северного борта ямы могла служить опорой для наклонного перекрытия подбоя. По два случая встречаемости приходится на опорные конструкции типов 5, 6 и 9, и 6 случаев встречаемости – на опорные конструкции типа 10. Очень редко фиксируется вымостка дна склепов, которая не является обязательным элементом конструкции: тип 1 встречается в 7 случаях (на Селитренном городище – 5 случаев, на Водянском городище – 2), тип 2 – в 4 случаях (Селитренное городище). Сплошная вымостка дна связана с перекрытиями типов А2-4 и А2-5, а также с наличием в захоронении гроба. Гроб обнаружен и в одном захоронении с вымосткой типа 2 (опорные кирпичи на дне ямы). Возможно, в двух остальных случаях в захоронениях могли присутствовать не гробы, а деревянные щиты или носилки, на которые укладывалось тело покойного – в противном случае трудно объяснить, зачем под костяком на дне могильной ямы располагается три кирпича – один в головах, другой посередине и третий в ногах погребённого. Как уже было сказано выше, 545 погребений (53 % от численности группы) не имеют перекрытий вообще. Если в других группах захоронений наиболее часто встречающимся типом перекрытия является А1-1 (горизонтальное деревянное), то в группе мусульманских погребений первое место по частоте встречаемости занимает наклонное перекрытие подбоя типа Б1-3 – 155 случаев, или 15,1 %. Перекрытие типа А1-1 находится на втором месте по частоте встречаемости – 128 случаев наблюдения, или 12,5 %. Также достаточно распространёнными типами перекрытий в данной группе являются типы Б2-1 (47 случаев, 4,6 %), Б1-1 (31 случай, 3 %), А2-4 (49 случаев, 4,8 %), А1-4 (29 случаев, 2,8 %). 9 случаев наблюдения приходится на тип Б1-2, 8 случаев – на тип А1-2, 5 случаев – на тип А2-5, 4 – на тип А2-3, 2 – на тип А1-5 и по одному разу зафиксированы типы А2-2 и А2-6. Кроме того, по одному случаю наблюдения приходится на комбинированные перекрытия (комбинировались перекрытия типов Б1-3 и Б2-1 с деревянным горизонтальным перекрытием типа А1-1). Можно сразу отметить, что чаще перекрытия встречаются в подбойных захоронениях, чем в бесподбойных. 244 из 307 подбойных захоронений в данной группе имеют перекрытия. Наряду с обычными трупоположениями (1022 случаев наблюдения, или 99,4 % погребений в группе) в группе встречаются перезахоронения (5 случаев, или 0,5 %). 4 из них обнаружены на могильнике Маячный бугор в окрестностях Красноярского городища и одно – на Селитренном городище. Три захоронения на Маячном бугре были детскими, а одно, к тому же, коллективным – в одну погребальную камеру были без соблюдения анатомического порядка засыпаны кости двух младенцев. Вещи в погребениях отсутствовали, черепа ориентированы лицевым отделом на юг. Захоронения взрослых были «упакованы» – кости скелета, очищенные от плоти, были либо завёрнуты в ткань (саван?), либо уложены в мешок, который, в свою очередь, был опущен в небольшую ямку, по размерам «пакета» с перезахоронением. Длинные кости скелета были уложены вплотную друг к другу, черепа погребённых были обращены лицами на юг. На Маячном бугре перезахоронение взрослого человека было обнаружено в границах ямы обычного мусульманского погребения в двускатном склепе типа А2-4, на кирпичах перекрытия. Кроме того, среди не вполне обычных захоронений необходимо отметить одно погребение женщины-роженицы со скелетом младенца, обнаруженное на могильнике Северный. Наличие таких особенностей обряда в группе мусульманизированных погребений говорит о том, что ни перезахоронения, ни захоронения матерей с детьми-младенцами не являются серьёзным отклонением от традиций ислама. Большинство захоронений в данной группе ориентированы в западном направлении. В 825 из них погребённые лежат головами на запад, в 50 – на юго-запад, в 136 – на северо-запад. В одном случае отмечена ориентировка покойного головой на юг (Царёвское городище). Погребение датировано авторами отчёта 1395 годом, устроено под стеной разрушенного сырцового сооружения и возникло в результате поспешного захоронения останков погибших после разгрома города Тамерланом[718]. В 627 захоронениях (или в 61 % погребений в группе) покойные были уложены на спину с выраженным доворотом на правый бок, что соответствует «канонической» мусульманской позе. В группе мусульманских погребений самое распространённое в других группах положение погребённого – вытянуто на спине – находится на втором месте по встречаемости (294 случая, или 28,6 % погребённых). В 83 погребениях (8,1 %) зафиксировано положение покойного на правом боку. Положение рук погребённых в данной группе также не выходит за рамки мусульманских традиций. Наибольшее количество случаев наблюдения (441 случай, или 42,9 %) приходится на положение «правая рука вытянута, кисть левой на животе». Такое положение руки приобретают при довороте спеленатого саваном тела на правый бок. В 262 погребениях (25,5 %) руки покойных вытянуты вдоль тела, в 175 погребениях (17 %) кисти обеих рук располагаются на животе. В 36 случаях (3,5 %) отмечено расположение кистей обеих рук в области груди, в 18 случаях (1,8 %) правая рука покойного была вытянута, кисть левой располагалась в области груди. Данные варианты расположения рук погребённого встречаются повсеместно, не имеют чёткой локализации. Надо сказать, что уже упоминавшиеся при рассмотрении группы захоронений с отклонениями от мусульманского погребального обряда погребения без вещей, с руками, сложенными на груди, исследователями иногда трактуются как христианские. Наличие подобных захоронений в группе мусульманских, безынвентарных, с доворотом лица покойного на Мекку даёт нам дополнительные основания усомниться в подобной их трактовке. Ноги покойных в большинстве захоронений (683 случаев наблюдения, или 66,4 %) вытянуты. Довольно много захоронений, в которых ноги фиксируют доворот тела вправо – в 192 случаях (18,7 %) обе ноги покойных были слегка согнуты вправо, в 101 случае (9,8 %) правая нога была присогнута вправо, левая вытянута. Два случая приходятся на захоронения, в которых ноги покойных были согнуты коленями вверх, в одном случае колени были согнуты влево. Такое положение могло возникнуть при заваливании ног, обращённых изначально вверх коленями. В 16 случаях определить положение черепа покойного было невозможно, в остальных же захоронениях погребённые были обращены лицом вправо, в сторону Мекки. В 122 захоронениях (11,9 %) были обнаружены остатки деревянных гробов, в 53 из них выявлены остатки железных гвоздей. Захоронения в гробах распространены повсеместно – в Среднем Поволжье и Приуралье, на Северном Кавказе, в нижнем Поволжье. Встречаются погребения в гробах на рядовых некрополях, в мавзолеях, в захоронениях с подкурганными оградками, в мечетях. Таким образом, на наш взгляд, нельзя считать наличие гроба «немусульманской» чертой. Гроб как широко распространённый элемент погребального обряда прочно вошёл в практику ислама и, скорее всего, не является конфессионально-маркирующим признаком. В 4,2 % погребений (43 случая наблюдения) зафиксированы остатки саванов. Однако следы явного пеленания (неестественная сжатость костяка погребённого) присутствуют в 529 погребениях (51,5 %). Таким образом, пеленание тела покойного в саван следует признать одной из распространённейших черт мусульманского погребального обряда. Иногда – очень редко – пеленание в саван совмещалось с помещением тела покойного в гроб. В данной группе из 499 не завёрнутых в саван погребённых 101 был положен в гроб, а из 529 запеленатых покойных в гробу лежал только 21. У 9 погребённых были связаны ноги (два погребения на могильнике Маячный бугор, семь – на могильнике Лебеди-IV), у восьми из них связывание ног сочеталось с признаками пеленания. Все захоронения в данной группе – безынвентарные. Два захоронения в данной группе не вполне обычны. Это погребения, которые не содержат костей человека, но и не кенотафы. Речь идёт о захоронениях полных костяков барана в ямах с внутримогильными конструкциями[719]. Оба захоронения выполнены в прямоугольных ямах (одна – типа А-2, другая – типа А-11), ориентированных по линии запад – восток, с опорными стенами вдоль длинных бортов ямы (тип 4). В одном захоронении даже зафиксирована сплошная вымостка дна погребальной камеры кирпичом. Оба погребения перекрыты простым деревянным поперечным перекрытием типа А1-1. костяки баранов, обнаруженные погребальных камерах, ориентированы головами на запад. Интересно отметить, что оба захоронения выявлены на некрополе вдоль южной стены мечети Водянского городища. Более того, одно из захоронений сопровождалось надгробием, что наводит на предположение о каких-либо поминальных действиях на могиле. Отметим тот факт, что одно подобное захоронение барана было обнаружено на могильнике Маячный бугор – некрополе Красноярского городища[720]. В данном случае в могиле со следами деревянного горизонтального перекрытия, которая находилась в окружении мусульманских захоронений, были обнаружены голова и ноги барана (возможно – чучело), сама туша отсутствовала. Таким образом, мы можем говорить о распространении обряда ритуального захоронения барана по всему Нижнему Поволжью. Одним из объяснений существования данного обряда может являться замещение тела покойного, захороненного либо на чужбине, либо где-то в другом месте, тушей барана, то есть, данные ритуальные захоронения животных могут являться разновидностью кенотафов. Практика сооружения кенотафов присутствует в исламе. В качестве примера можно привести существование многочисленных могил мусульманских святых в разных местностях с развитым культом их почитания. Так, известно множество могил племянника пророка Али; могилы святого Тукли-баба и ритуальные комплексы при них располагаются на территории Астраханской области в России и в Джамбульской области в Казахстане. Может быть, дальнейшие исследования позволят связать ритуальные захоронения баранов даже с неким вариантом культа святых в исламе. Однако есть ещё один вариант возможного толкования данного обряда, и он, на наш взгляд, является наиболее вероятным. По этнографическим сведениям, известны многочисленные случаи вызывания дождя при помощи специальных обрядов. Приведём описание обряда вызывания дождя у тарских татар. Когда долго стояла засуха, мусульманская община просила муллу провести обряд. Предварительно собирались деньги и покупался баран, иногда один из жителей дарил деревне барана. Мулла назначал день проведения обряда, чтобы люди подготовились к нему – прочитали молитвы, помылись. В назначенный день, после восхода солнца жители – чем больше, тем лучше – собирались на берегу реки, напротив кладбища – вниз по течению. Все участники садились в круг. Мулла находился в центре круга, он вставал на колени и молился, затем брал специальный нож, который хранился для таких случаев, и перерезал барану горло. Для крови выкапывали специальную ямку в земле. После мулла и еще несколько стариков начинали медленно кружиться вокруг себя и, обращаясь к небу, молиться. В то время пока остальные мужчины разделывали барана: снимали шкуру, отрезали голову, потрошили, разрубали мясо на куски, – мулла вставал на колени и молился. Шкуру и голову обычно отдавали мулле, если же он не брал, то их закапывали вместе с костями; продавать шкуру жертвенного барана считалось грехом. Часть мужчин разводили костер в центре круга и ставили на него огромный казан с водой, куда складывали куски мяса. Пока мясо варилось, жители деревни вместе с муллой молились о ниспослании дождя. По мнению местных жителей, именно в это время к месту проведения обряда слетаются духи. Готовое мясо делилось между присутствующими, съесть его необходимо было до последнего кусочка. После трапезы бараньи кости тщательно собирались и закапывались в чистом месте – там, где никто не ходит. Отдавать кости собакам ни в коем случае нельзя. На время обряда собак закрывали дома, так как считалось, что они могут спугнуть духов. В завершение обряда все жители шли к реке и обливали друг друга водой, этим показывая духам, что нужен дождь[721]. А теперь позволим себе привести для сравнения знаменитый рассказ Бурханэддина Ибрахима о вызывании дождя жителями Сарая: «Вот что я видел в городе Сарае, в степи Кипчацкой, в землях Тюрков. Случилось, что они (Сарайцы) страдали от засухи, и что у них не выпадало дождя; вследствие этого они пришли в отчаяние, и мудрецы их потеряли всякую надежду. Вдруг к ним пришла женщина чародейка и сказала им: «Если вы хотите, чтобы к вам пришел дождь, то дайте мне денег». Тогда она уговорилась с жителями города, чтобы они собрали для нее с каждых 3 лиц 2 дирхема, и чтобы эти деньги были оставлены у кадия, что если к ним (жителям) придет дождь (вследствие ее чар), то она возьмет деньги, если же нет, то деньги будут возвращены тем, кому они принадлежат. Когда деньги были собраны, то они были оставлены у кадия, она же назначила им (людям) свидание на завтра. На другой день все из города отправились за черту его, к тамошней горе, на которой старуха уже успела разбить палатку. Когда время стало подходить к полудню, старуха вышла из палатки; пред нею была одна коза (или козел), с которой была содрана кожа до головы. В руке ее (старухи) находился прут, который она устремляла по направлению к западу. Когда она сделала это, то Аллах всевышний заставил появиться тучу и повелел полить дождю. И задождило по воле Аллаха всевышнего; солнце (в это время) действовало (пекло) очень сильно, а народ вошёл (т.е. вернулся в город), утопая в воде (?). Я был в числе их (пришедших посмотреть на это) и из тех, которые отвесили (ей) по 2 дирхема с каждых 3 лиц. Старуха забрала эти деньги, и оказалось их свыше 50 000 дирхемов»[722]. Как мы видим, обряд, бытующий в наши дни у тарских татар, практически во всех деталях повторяется в рассказе средневекового автора, что является прямым свидетельством доживания данного обряда ещё с эпохи средневековья. Пространство, где проходил обряд, несло определенную семантическую нагрузку. В сознании местных жителей место около кладбища, вниз по течению реки было связано с путём в загробный мир, здесь было проще связаться с духами умерших[723]. В действиях захоронения после обрядовой трапезы костей жертвенного животного можно найти черты древнего промыслового культа: символическое воскрешение убитого животного через заботу о его останках; кроме того, останки животного могут выступать как жертва земле. В древности действия по захоронению костей жертвенного животного были, возможно, символическими, направленными на воскрешение убитого зверя. Люди таким образом стремились выразить заботу о костях жертвенного животного. К.Ф. Карьялайнен пишет, что «у остяков на их священных местах имеются маленькие жертвенные дома, в которых они... собирают и тщательно хранят кости, так как считают недопустимым презрительное разбрасывание пожертвованных костей»[724]. Он же приводит другую интерпретацию подобных действий: «вогулы кости хранят в таких маленьких амбарчиках в качестве пищи духам на случай нужды»[725]. принесённого в жертву барана (или его чучело) могли хоронить в специально оборудованной могиле, чтобы угодить жертвой и земле, обеспечив тем самым воспроизводство стада баранов. Также действия с костями жертвенного животного говорят о связи обряда вызывания дождя с погребальной церемонией. Подобную связь можно проследить у других народов. Например, белорусы Полесья исполняли ритуал похорон лягушки: во время засухи дети ловили лягушку, убивали ее, одевали в одежду из тряпочек, клали в коробок и закапывали[726]. В Западной Болгарии и Восточной Сербии хоронили Германа – глиняную куклу; иногда его бросали в реку, чтобы пошел дождь[727]. Жертвенным животным обычно был баран или овца. Для всех мусульман баран – священное животное. Трансформированная в исламе библейская легенда о пророке Аврааме гласит, что Ибрагим хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила. Милосердный Бог послал к Ибрагиму ангела с барашком и наказал принести его в жертву вместо сына[728]. В память об этом все мусульмане каждый год проводят праздник Курбан-Байрам – массовое жертвоприношение баранов в честь Бога. Согласно мусульманской традиции, каждый человек, который верен Аллаху, хоть раз в жизни должен был принести в жертву барана или другое парнокопытное домашнее животное. Считалось, что тот, кто не принесет кровавую жертву, не сможет попасть в рай, так как преодолеть «тонкий как волос» мост Сират, перекинутый через ад, верующий сможет лишь на спине принесенного в жертву животного[729]. Однако баран мог выступать в качестве жертвенного животного еще до введения ислама. В.Н. Басилов, описывая поклонение тюркоязычного населения мусульманским святыням, говорит о том, что очень часто почитание принимало примитивные формы: например, святые места иногда украшали рогами баранов и козлов. По его мнению, в этом прослеживаются черты тотемизма[730]. Таким образом, принесение в жертву и захоронение барана, может свидетельствовать о сохранении в культурных традициях татар Золотой Орды тотемических верований, возможно, связанных с обрядами вызывания дождя и хтоническими культами плодородия. Для того чтобы лучше понять внутреннюю структуру погребального обряда в группе, на основе вычисленных коэффициентов корреляции Пирсона нами был построен граф связи признаков погребального обряда в группе мусульманских погребений. Нам хотелось выяснить, не выявляются ли внутри группы обрядовые подгруппы, не распадается ли мусульманский погребальный обряд на несколько разновидностей, а также то, какие признаки действительно являются определяющими в контексте мусульманского погребального обряда. Сила связи между элементами графа – признаками погребального обряда – определялась по величине значения коэффициента корреляции. Порог значимости силы связи опытным путём был установлен нами на уровне 0,2. Одной линией на графе обозначены слабые связи (значение коэффициента корреляции от 0,2 до 0,4), средние связи обозначены двойной линией (значение коэффициента корреляции от 0,41 до 0,6), тройной линией обозначены сильные связи (значение коэффициента корреляции от 0,61 до 1,0). На графе выявилось 7 комплексов связанных признаков (КСП), объединяющих разное количество элементов (Приложение 30). Доминирующими связями являются слабые. КСП I. В данный комплекс входит наибольшее количество признаков, но выделяются два ядра, которые графически разнесены по правой и левой сторонам графа КСП. Первое (правое) ядро включает в себя признаки 3.2 «кенотаф», 12.9 «невозможно определить ориентировку погребённого», 13.1 «невозможно определить позу погребённого», 14.1 «положение рук погребённого не определено», 16.6 «положение ног не определено», 18.1 «положение стоп невозможно определить», 19.1 «положение черепа невозможно определить». К признаку 16.6 примыкает признак 17.1 «ноги скрещены», а к нему, в свою очередь, слабой связью присоединён признак 25.3 «ноги связаны». Интересны признаки, примыкающие к признаку 14.1 – 27.2 «ритуальное захоронение барана», 6.3 «яма со сложным профилем (тип А-11)», 9.1 «сплошная вымостка дна склепа кирпичом». Данная цепочка признаков описывает характерные черты ритуального (жертвенного) захоронения барана. Многочисленными слабыми связями к признакам, описывающим разрушенные костяки, примыкают три признака, объединённых сильными и средними связями: 6.10 «яма типа А-10», 10.2 «перекрытие типа А1-2», 11.2 «перезахоронение». Надо отметить, что это признаки перезахоронений, в которых также нарушена целостность костяка. Основу следующей группы признаков составляет признак 8.2 «опорные стены вдоль всех бортов ямы (тип 1)», к которому примыкают вариантные признаки 10.6 «двускатный ступенчатый свод типа А2-3» (со средней силы связью), 10.8 «полуцилиндрическое перекрытие типа А2-5» (со слабой связью) и 10.9 «купольное перекрытие склепа-курхана типа А2-6» (со слабой связью). Близкое расположение данных признаков к признакам, описывающим разрушенные погребения, погребения с перезахоронениями, с нарушением целостности костяка, кенотафы и ритуальные захоронения, подсказывает нам, что подобные захоронения наиболее вероятно сопровождаются данными внутримогильными конструкциями. В целом можно сказать, что признаки, входящие в первое ядро, описывают захоронения с разрушенным или отсутствующим костяком погребённого – кенотафы, разрушенные захоронения, ритуальные захоронения жертвенных животных. Второе ядро располагается на графе первого КСП в левой половине. Выделяется группа тесно связанных признаков: 6.2 «яма типа А-1», 7.1 «нет подбоя», 10.18 «нет перекрытия». К этим признакам слабыми связями присоединяется пара признаков, объединённых средней силы связью: 2.1 «впускное погребение» и 4.2 «надмогильное сооружение – курган». К этим двум признакам посредством слабых связей примыкает цепочка признаков, описывающих самую простую позу погребённого – 14.2 «руки вытянуты вдоль тела», 13.2 «положение погребённого на спине», 16.1 «ноги погребённого вытянуты». Таким образом, данное ядро и примыкающие к нему признаки описывают обряд захоронения, главным образом характерный для впускных курганных погребений. К признаку 4.2 примыкает пара признаков, объединённых средней силы связью: 4.6 «подкурганная оградка» и 5.1 «наличие остатков тризны». Мы уже сталкивались раньше, при анализе других групп погребений, с подобным сочетанием признаков, что подтверждает его устойчивость. Кроме того, признак 5.1 соединён слабой связью с признаком 3.2 «кенотаф», что позволяет дополнительно охарактеризовать кенотаф как тип погребения, наиболее вероятно встречающийся в подкурганных оградках, для которого особую роль играют поминальные обряды. К признаку 4.6 примыкает пара объединённых сильной связью признаков: 24.1 «наличие гвоздей» и 23.1 «деревянный гроб». Кроме того, к этим двум признакам присоединяется признак 4.3 «надмогильное сооружение – мавзолей». Таким образом, мы можем констатировать, что погребения в гробах наиболее характерны для подкурганных оградок и мавзолеев. Следующая группа объединяет признаки, описывающие многочисленные варианты внутримогильных конструкций в ямах без побоев. К признаку 7.1 примыкают слабыми связями два признака – 6.7 «яма типа А-5» и 10.1 «деревянное горизонтальное перекрытие типа А1-1», – которые связаны друг с другом и с признаком 10.7 «двускатный свод типа А2-4» слабыми связями. Признак 10.1 образует неустойчивые сочетания с признаками 8.11 «опорные конструкции типа 10 (вертикальные опорные плахи)» и 4.5 «надгробие». Признак 10.7 соединён средней силы связью с признаком 8.5 «опорные стены типа 4». Однако слабой связью к нему примыкает вариантный признак 8.3 «опорные стены типа 2», который образует средней силы связь с признаком 6.5 «яма типа А-3». К нему, в свою очередь, слабой связью примыкает признак 10.17 «разрушенный заклад». Признак 8.5 образует вариантные сочетания с признаками 10.3 «перекрытие типа А1-4» (с примыкающим к нему признаком 6.4 «яма типа А-2») и 6.10 «яма типа А-10». Можно констатировать, что признаки второго ядра данного КСП описывают бесподбойные захоронения, выполненные в простых ямах с отвесными стенками (либо со ступеньками вдоль длинных бортов или вдоль длинных бортов и торцевого западного борта ямы), которым соответствует положение погребённого на спине, с вытянутыми руками и ногами. Подобные захоронения встречаются в подкурганных оградках и мавзолеях (где они часто сопровождаются гробами) и в виде впускных в курганных могильниках. Внутримогильные конструкции впускных захоронений отличаются простотой (простые деревянные перекрытия с опорой на ступеньки вдоль бортов ямы). Внутримогильные конструкции захоронений в подкурганных оградках и мавзолеях более разнообразны – встречаются сырцовые и кирпичные склепы разных конструкций. В целом признаки первого КСП описывают те «неканонические» черты, которые сохранились в мусульманском погребальном обряде с доисламских времён, – перезахоронения, ритуальные захоронения, подкурганные захоронения в оградках, тризны, кенотафы, позу погребённого, не соответствующую «канонической», «неканонические» типы ям и перекрытий. КСП II. В его состав входят четыре признака. Между тремя из них – 19.3 «лицо покойного обращено вправо», 20.1 «череп обращён лицом к Мекке» и 3.1 «один погребённый в погребальной камере» – существуют сильные связи. К признакам 19.3 и 20.1 слабыми связями примыкает признак 12.7 «западная ориентировка погребённого». Признаки данного КСП являются основными в группе: они описывают наиболее важное требование, предъявляемое исламом к мусульманскому погребению – соблюдение киблы, что складывается из западной ориентировки погребённого и обращения лица покойного вправо, на Мекку. Признаки этого КСП универсальны, они могут сочетаться со всеми остальными комплексами связанных признаков. КСП III. Представляет собой цепочку из трёх признаков: 14.3 «кисти рук в области живота», 15.1 «руки скрещены» (между ними существует связь средней силы) и 14.4 «кисти рук в области груди». Положение скрещенных рук на животе или на груди – также универсальный признак, который довольно часто встречается в захоронениях мусульманской группы, сочетаясь с разными КСП. КСП IV. Ядро КСП составляют три признака, объединённых сильными и средней силы связями: 6.14 «яма с подбоем в южном борту типа Б1-1», 10.12 «перекрытие подбоя типа Б1-3», 8.10 «опорная стена типа 12 по краю погребальной камеры в подбое». К признаку 6.14 примыкает вариантный признак 10.13 «ступенчатое перекрытие подбоя типа Б2-1» и цепочка из двух признаков, объединённых связью средней силы – 1.1 «могильник расположен рядом с синхронным поселением» и 4.1 «нет надмогильного сооружения». К признаку 10.12 примыкает цепочка из двух признаков, связанных слабой связью: 8.8 «опорная стена типа 8 вдоль северного борта ямы» и 6.13 «яма с подбоем в южном борту типа Б2-1». Очевидно, что данный комплекс связанных признаков описывает особенности захоронений в ямах с подбоями в южном борту. КСП V. Данный комплекс объединяет два признака, связанных сильной связью: 25.2 «пеленание погребённого» и 18.2 «стопы сведены, лежат вплотную друг к другу», а также примыкающие к признаку 25.2 признаки 13.3 «положение погребённого на правом боку» и 16.2 «ноги согнуты вправо». Этот комплекс указывает на то, что положение погребённого в мусульманских захоронениях на правом боку, вероятно, связано с пеленанием покойного. КСП VI. Цепочка из двух признаков, связанных слабой связью: 13.4 «положение погребённого с доворотом на правый бок» и 14.5 «правая рука вытянута вдоль тела, кисть левой руки – в области живота». Данный КСП описывает «каноническую» мусульманскую позу погребённого. КСП VII. Цепочка из двух признаков, связанных слабой связью: 6.11 «яма с подбоем в северном борту типа Б1-2» и 10.11 «перекрытие типа Б1-2». Данный КСП описывает частный случай взаимовстречаемости указанных оригинальных признаков. Мы вынуждены констатировать, что мусульманский погребальный обряд, который при анализе всей базы данных выглядел единым, на данном графе распадается на отдельные КСП. Из них обрядовым мы можем назвать только первый комплекс связанных признаков, который, как мы уже писали, характеризует пережиточные явления в мусульманском погребальном обряде. Остальные КСП описывают собственно «канон» мусульманского погребального обряда, однако не в комплексе, а по отдельным элементам. Так, например, такие традиционные атрибуты мусульманского погребального обряда, как ямы с подбоями в южном борту и соответствующие им внутримогильные конструкции оказались разнесены по разным КСП с такими чертами, как положение погребённых с доворотом на правый бок и с доворотом лица покойного вправо.
|