Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Погребения в оградках




Как уже отмечалось, в курганных могильниках золотоордынского времени довольно часто встречаются подкурганные сырцовые оградки. На территории Нижнего Поволжья золотоордынские погребальные сооружения с сырцовыми прямоугольными оградками впервые были изучены саратовскими археологами в 20–30-х гг. прошлого века[521]. Практически все исследователи, так или иначе обращавшиеся к рассмотрению материалов погребальных сооружений с кирпичными оградками, связывали их появление на территории Нижнего Поволжья с процессом постепенного оседания на землю кочевого населения Золотой Орды. Хотя такие памятники распространены достаточно широко – от степей Западного Казахстана до нижнего течения Дона, – подавляющее большинство их расположено вдоль левого берега реки Ахтубы и сконцентрировано у крупных золотоордынских городов или небольших посёлков. Интересно, что до сих пор подобные оградки не обнаружены в окрестностях Селитренного городища (хотя, справедливости ради, надо заметить, что на Селитренном городище и в его окрестностях вообще исследовано очень мало погребений, синхронных периоду его активного существования). К настоящему времени на Ахтубе выявлены сотни подобных комплексов. При этом следует отметить, что ряд памятников такого рода расположены и на достаточно большом расстоянии от развалин золотоордынских населённых пунктов. Единой точки зрения на происхождение этих сооружений до сих пор не выработано. П.С. Рыков считал, что появление подобных кирпичных конструкций на средневековых кладбищах относится к XV в., то есть к заключительному периоду истории Золотой Орды. Он связывал это явление с проникновением ислама в среду кочевников и горожан; при этом ученый специально отмечал, что мусульманские погребальные традиции получили повсеместное распространение лишь с XVI в.[522] Л.П. Зяблин был склонен видеть в подобных сооружениях отражения жилищ оседающих кочевников[523]. У Г.А. Фёдорова-Давыдова комплексы с округлыми и прямоугольными сырцовыми погребальными оградками выделены в особую группу погребальных сооружений золотоордынского времени (насыпи типа VII). Он называет подкурганные сырцовые оградки, появляющиеся в золотоордынское время, однозначно мусульманским признаком погребального обряда и склонен рассматривать их как результат влияния мусульманских золотоордынских погребальных обрядов, принятых в городах. Такой вывод исследователь сделал на основании отсутствия вещей в известных в то время захоронениях в оградках. Датирует Г.А. Фёдоров-Давыдов эти комплексы суммарно: второй половиной XIII – XIV в.[524] Сторонниками подобной трактовки являются В.А. Иванов и В.А. Кригер, которые пишут, что во второй половине XIV в. и на Южном Урале в связи с мусульманизацией появляются новые для местного населения элементы погребального обряда: могилы с подбоями в южной стенке и надмогильные сооружения в виде каменных или кирпичных оградок вокруг могилы[525].

К выводу о связи подкурганных сырцовых оградок с исламизацией кочевников пришёл и А.И. Ракушин, составивший первую типологию оградок[526]. Он пишет, что в основе своей оградки имеют всего два плана – круг и квадрат. Соглашаясь с Л.П. Зяблиным, А.И. Ракушин выводит генетически различные типы круглых оградок из круглого кочевого жилища, а квадратных – из квадратной каменной вымостки (Приложение 6). По данным В.А. Иванова и В.А. Кригера, в курганах кыпчакского времени на территории Южного Урала встречаются каменные кольцевидные оградки, каменные квадратные вымостки, квадратные сырцовые оградки без пештаков и с пештаками, а также, помимо выделенных А.И. Ракушиным типов подкурганных оградок, деревянные квадратные оградки (!), и кроме того – окружающие могилу кольца из глины и кольцевидные подсыпки из костей животных[527].

А.И. Ракушин указывает: помимо того, что оградки служили для сакральной изоляции погребения (или погребений), в них проводились также какие-то поминальные обряды, о чём говорят наличие остатков тризны и кострищ в ряде оградок. Кроме того, исследователь делит существование различных типов оградок на три хронологических периода. К первому периоду он относит оградки с заполнением внутреннего объёма – отмосткой камнем, сырцом, глиняной обмазкой; во второй период появляются упрощённые конструкции – кольцевидные и квадратные оградки без внутренней вымостки или обмазки. Захоронения в подобных оградках содержат богатый вещевой инвентарь. В третьем хронологическом периоде появляются оградки, которые как бы копируют планиграфическое строение двухкамерного или портально-купольного мавзолея: круглая или квадратная в плане основная оградка получает дополнительный пристрой с юга, сильно напоминающий портал-пештак. Захоронения в таких оградках характеризуются уменьшением количества или отсутствием погребального инвентаря, наличием надгробий, склепов, распространяется положение покойника на боку[528]. Однако, на наш взгляд, данная периодизация не соответствует действительности, и все выделенные типы оградок сосуществуют в один и тот же исторический период.

Обращая внимание на явную мусульманизированность данных захоронений, Л.В. Яворская даже предположила, что эти оградки могли служить лишь фундаментом каких-то купольных сооружений, не дошедших до настоящего времени (типа «дюрбе» или «гумбез»)[529]. В целом, исследовательница не связывает непосредственно появление подкурганных оградок в степи с исламизацией кочевого населения[530].

М.В. Аляев считает возможным, несмотря на устоявшееся мнение, что оградки являются не признаком исламизации, а признаком этнической принадлежности оставивших их номадов. В пользу этого тезиса говорит то, что не объяснимые конфессиональными причинами различия формы оградок прослеживаются географически: круглые оградки сконцентрированы, в основном, в южных районах Нижнего Поволжья, а прямоугольные – в северных; кроме того, большинство известных ныне могильников с оградками, кроме Абганерово-I, расположены на левом берегу Волги[531].

Сооружение оградок, чаще всего каменных, характерно для тюркоязычных племён раннего средневековья. Хорошо известен обряд захоронения кимаков под каменно-земляными насыпями, которые по периметру образуют прямоугольные или круглые оградки. Для IX–XI вв. погребения с сырцовыми сооружениями типа оградок являются единичными и зафиксированы в Северо-Восточном Казахстане. В монгольское время в Семиречье встречаются курганы с прямоугольными каменными оградками, которые, по мнению В.А. Могильникова, конструктивно напоминают курганы-оградки кимаков IX–X вв.[532] По его же мнению, оградки и в Семиречье, и в Заволжье являлись семейными усыпальницами и содержали по нескольку захоронений. Есть, с другой стороны, ещё один возможный источник проникновения оградок в погребальный обряд Золотой Орды – Хорезм. Здесь по материалам раскопок хорошо известны прямоугольные оградки[533]. Оградки, имевшие в Хорезме исключительно прямоугольную форму, на Нижней Волге часто бывают круглыми.

Возможно, что синтез кочевнических и хорезмийских традиций произошёл, когда в XII в. крупное кыпчакское объединение с центром в Сыгнаке, активно включённое в сложную систему взаимоотношений с Хорезмом, принимает ислам от хорезмийцев, о чём отчётливо говорят арабские источники[534]. По мнению Л.В. Яворской, соединение кимакской и исламской традиции и породило такой феномен, как сырцовое сооружение-оградка круглой формы. Вопрос о происхождении подкурганных оградок пока остаётся открытым.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод: тот факт, что некрополи, в которых встречаются подкурганные оградки, располагаются компактными группами в открытой степи, относительно далеко от городских центров (301-й километр, Абганерово-I), а также наличие в основной массе захоронений сопровождающего вещевого материала позволяют говорить о присутствии в них кочевнического компонента. хотя и неясно, связано ли появление оградок с мусульманизацией населения степи напрямую, можно сказать уверенно, что этот элемент погребального обряда испытал влияние ислама в XIV в. – об этом говорят «пештаки» (пристрои с юга), появляющиеся у поздних оградок.

Делая обзор литературы, посвящённой подкурганным оградкам, нельзя пройти мимо статьи Е.П. Мыськова «Погребальные сооружения с кирпичными оградами могильника Маляевка VI у северо-западного пригорода Царёвского городища»[535]. Помимо публикации погребально-поминальных комплексов в оградках, автор приводит в статье свои размышления о характере и предназначении оградок. Е.П. Мыськов отмечает этническую пестроту похороненных в подкурганных оградках людей, которая становится заметной при анализе краниологических коллекций:только на одном могильнике Маляевка VI имеются черепа европеоидов, монголоида, негроида и человека европеоидно-монголоидного облика[536]. Этническая пестрота, по мнению исследователя, позволяет связать данный могильник именно с космополитичным городским населением. Дополнительным признаком зарождения этой модели надмогильных сооружений именно в городской среде является использование в качестве строительного материала кирпича, который не распространён в кочевнической среде.

Е.П. Мыськов присоединяется к мнению вышеупомянутых исследователей о том, что захоронения данной группы следует связать именно с исламизированным населением[537]. Классические памятники такого рода представляют собой подквадратные или круглые сырцовые ограды, ориентированные по сторонам света, внутри которых расположено одно или два безынвентарных погребения (обычно мужское или женское) в простых ямах или ямах со ступеньками вдоль длинных сторон, с деревянными или сырцовыми перекрытиями. Довольно часто встречаются гробы в могилах, над могилами нередко отмечаются надгробия, погребённые ориентированы головой на запад, лицом на юг.

Е.П. Мыськов, основываясь на нумизматическом материале, относит появление наиболее ранних оградок такого типа на Ахтубе к 20-м гг. XIV в. Кроме того, он критикует попытку А.И. Ракушина построить хронологическую схему развития оградок, основанную на предположении, что в наиболее ранних типах оградок встречаются «языческие» захоронения, а в поздних – захоронения с преобладанием мусульманских черт. Представляется очевидным, как пишет Е.П. Мыськов, что на протяжении длительного времени в Нижнем Поволжье сосуществовали самые разные обычаи, как языческие, так и мусульманские, что обусловлено этнической и религиозной пестротой населения. Серебряные монеты, найденные при раскопках погребальных комплексов с кирпичными оградками, позволяют утверждать, что по крайней мере в первой половине XIV в. различные типы сырцовых надмогильных оградок сосуществовали, вопреки мнению А.И. Ракушина об их генетически обусловленной хронологической последовательности[538].

Несмотря на то, что Е.П. Мыськов является сторонником отнесения данной группы захоронений к мусульманским, он упоминает в своей работе о двух женских погребениях, которые, по его мнению, ничем не связаны с остальными мусульманскими захоронениями, кроме наличия оградки. Они сопровождаются богатым и разнообразным инвентарём, захороненные в них женщины не обращены лицом на юг, поэтому могут считаться безусловно языческими[539].

Кроме того, Е.П. Мыськов высказывает очень важное и интересное мнение о возможности интерпретации захоронений в оградках либо как бескурганных вообще, либо как комплексов, которые в течение долгого времени стояли открытыми и не перекрывались курганными насыпями[540]. Действительно, захоронения в сырцовых оградках, над которыми возведены надгробия, могли быть рассчитаны на посещение родственниками (для того они и маркировались) и на совершение цикла поминальных обрядов, который нам неизвестен. О поминовениях, совершавшихся в оградках, свидетельствуют фрагменты керамических сосудов, расщеплённые кости животных, следы кострищ внутри оградок. Эти поминальные трапезы могли совершаться по какому-либо календарному циклу, о котором мы можем лишь догадываться. Лишь после завершения погребально-поминального цикла над оградкой могла возводиться насыпь. Не исключено, что «насыпь» могла возникнуть и сама собой с течением времени – за счёт разрушения и размывания сырцовой оградки и заметания её пылью.

Обзор историографии данного вопроса не позволяет однозначно решить вопрос о степени мусульманизации погребений в оградках. Попробуем провести свой анализ, основанный на статистических методах, тем более что ранее подобных попыток не предпринималось.

В нашей базе данных собраны сведения о 93 погребениях в подкурганных оградках, все они локализуются на территории Нижнего Поволжья и в Западном Казахстане. Это захоронения из могильников 301-й километр[541], Кривая Лука-XVI[542], Кузин хутор[543], Успенка[544], Маляевка[545], Эльтон[546], Караул-Тобе[547], Лебедевка-VIII[548], Саралжин-I[549].

Вначале необходимо охарактеризовать данную группу погребений в абсолютных числах. Большинство захоронений совершено на пригородных могильниках или на могильниках рядом с поселениями (79, или 84,9 % от числе погребений в группе). Подавляющее большинство погребений – одиночные (91 погребение, или 97,8 % погребений в группе). Все 100 % погребений, естественно, совершены под курганными насыпями. 37 из них, или 39,8 %, отмечены надгробиями. Интересно, что 70 погребений, или 75,3 %, сопровождались остатками тризны. Самым популярным типом ямы в данной группе является яма со сложным профилем (то есть нестандартная) – 37 случаев наблюдения, или 39,8 % от числа погребений в группе. Второе место по распространённости занимает яма типа А-5 (28 случаев наблюдения, или 30,1 % от числа погребений в группе). По 12 случаев наблюдения, или по 12,9 %, приходится на ямы типа Б1-1 и Б2-1, то есть ямы с подбоем в южном борту. Опорные конструкции перекрытий зафиксированы лишь в 5 случаях: в четырёх – опорные стены типа 1 и в одном случае – опорные стены типа 4. В 52 случаях (55,9 %) в погребениях не отмечено перекрытий вообще. 23 погребения (24,7 %) имели деревянное горизонтальное перекрытие. В 6 случаях зафиксировано перекрытие типа А2-4. Остальные типы перекрытий не представительны и отмечены в одном-двух случаях.

Все захоронения являются обыкновенными трупоположениями. В 86 случаях покойные обращены головой на запад, в 4 случаях – на северо-запад, по одному случаю приходится на северное, северо-восточное и юго-западное направления.

78 погребённых, или 83,9 %, лежали на спине без доворота, и лишь 9 погребённых имели выраженный доворот вправо (9,7 %). Ещё четверо (4,3 %) лежали на правом боку. Один погребённый был довёрнут на левый бок, и положение ещё одного погребённого определить не удалось вследствие разрушенности захоронения.

Наиболее часто встречается вытянутое положение рук погребённых (в 43 случаях, или в 46,2 %). Вторым по встречаемости является положение «правая рука вытянута, кисть левой руки – на животе» (19 случаев, или 20,4 %). На третьем месте по «популярности» находится положение «кисти обеих рук на животе» (17 случаев, или 18,3 %).

В подавляющем большинстве захоронений ноги вытянуты параллельно друг другу (85 случаев, или 91,4 %). Положение ног, соответствующее «канонической» мусульманской позе с доворотом на правый бок, отмечено в 7 случаях (в 4 случаях ноги были согнуты коленями вправо, в 3 случаях согнута была правая нога, левая вытянута). В 52 случаях (55,9 %) лицо погребённого было обращено вправо, в 23 случаях (24,7 %) – вверх, в 17 случаях (или в 18,3 % погребений) лицо погребённого было обращено влево. Таким образом, данная группа погребений предстаёт перед нами как в основном мусульманизированная, но процент захоронений с отклонениями от ислама оказывается очень большим.

В 60 случаях (64,5 %) обнаружены остатки деревянных гробов, а в 32 случаях (34,4 % погребений) – гробы, сколоченные железными гвоздями. Остатки саванов обнаружены лишь в 2 погребениях, но следы пеленания (по степени сжатости и по положению костяка) отмечены в 22 погребениях (23,7 %).

В 3 погребениях обнаружены угли в качестве ритуального вещества. В 23 случаях (24,7 %) отмечена напутственная пища в могиле, а в 20 случаях (21,5 %) обнаружен и сопровождающий инвентарь (причём лишь в 12 погребениях он немногочисленный – 1–2 предмета, в остальных восьми – многочисленный инвентарь). В 7 погребениях среди инвентаря обнаружены золотоордынские монеты. 8 захоронений условно можно считать «богатыми», так как в них обнаружены серебряные предметы – монеты и украшения.

Нами был построен граф связей признаков погребального обряда для данных захоронений (Приложение 24). Основой для построения данного графа послужили значения коэффициентов корреляции Пирсона, вычисленных нами для признаков погребального обряда только данной группы захоронений. В качестве порога значимости силы связи было принято значение 0,3. Всего при построении графов связей нами было получено 10 комплексов связанных признаков (КСП). Они объединены, главным образом, связями слабой силы.

КСП I.В данный КСП вошли признаки 13.1 «невозможно определить позу погребённого», 14.1 «положение рук покойного не определено», 16.6 «положение ног покойного не определено», 18.1 «положение стоп невозможно определить», 19.1 «положение черепа невозможно определить». Это КСП с самыми сильными связями, причём все признаки внутри комплекса связаны друг с другом. Всё это признаки разрушенных захоронений, и тесные их связи, то есть высокая степень информативности и отсутствие неопределённости в данном КСП, объясняются тем, что все эти признаки сходятся лишь в одном захоронении – из кургана 5 курганной группы «Кузин хутор» (В.П. Шилов, 1962)[550]. В целом же погребения в данной группе отличаются хорошей сохранностью, что обусловлено наличием курганной насыпи и подкурганной оградки.

КСП II.Данный комплекс объединяет 23 признака, большинство из которых соединены слабыми связями. Только признаки 8.5 «опорные стены вдоль северного и южного бортов могильной ямы» и 12.6 «юго-западная ориентировка погребённого» объединяются сильной связью. И вновь появление сильной связи обусловлено единичностью сочетания этих признаков – в погребении 2 кургана 3 могильника Маляевка (Б.Ф. Железчиков, 1987)[551]. В данном случае высокая взаимная информативность двух отдельно взятых признаков не является объективным оценочным критерием, поэтому следует описывать признаки, входящие в группу в целом. Кроме вышеназванных, в КСП входят признаки 4.5 «наличие надгробия», 6.7 «яма типа А-5», 6.2 «яма типа А-1», 10.1 «перекрытие типа А1-1», 10.7 «перекрытие типа А2-4» (эти два признака связаны с признаком 6.7), 23.1 «наличие деревянного гроба», 24.1 «наличие железных гвоздей», 7.1 «отсутствие подбоя», 4.5 «наличие надгробия», 15.1 «руки скрещены», 21.7 «старческий возраст погребённого». С признаками 8.5 и 12.6 связан признак 39.2 «наличие серебряных предметов», который, в свою очередь, является объединяющим для признаков 12.1 «северная ориентировка погребённого», 29.1 «есть инвентарь» (с примыкающими к нему признаками 29.2 «мало инвентаря», 19.2 «лицо погребённого обращено вверх»), 14.2 «руки погребённого вытянуты вдоль тела» (с примыкающим к нему признаком 10.18 «нет перекрытия» и признаком 6.13 «яма типа Б2-1»), 6.11 «яма типа Б1-2» (к которому, в свою очередь, примыкают признаки 2.1 «впускное погребение» и 21.6 «зрелый возраст погребённого»). Признак 2.1 мы трактуем в данном случае как определитель погребения, не являющегося центральным или основным в оградке, не самым ранним по времени возникновения, поскольку есть основания предполагать, что ряд оградок перекрывался курганными насыпями не сразу, а по прошествии некоторого времени, после завершения всего погребально-поминального цикла обрядов.

Итак, можно сделать общий вывод о том, что КСП II объединяет признаки погребального обряда захоронений с отклонениями от мусульманского погребального обряда – и они довольно многочисленны. Здесь описываются как основные черты положения погребённого, так и ведущие типы ям, внутримогильных конструкций, а также наличие инвентаря и его характеристика. Многочисленность этих признаков свидетельствует о том, что они являются ведущими среди группы погребений в подкурганных оградках, определяющими характер группы в целом.

КСП III.В составе комплекса 7 признаков, доминируют слабые связи. Однако в КСП III присутствуют две пары признаков, между которыми установились связи средней силы. Первая пара – это признаки 8.2 «опорные стены вдоль всех бортов ямы» и 10.6 «перекрытие типа А2-3», прочная связь между которыми логически обусловлена. Вторая пара признаков – 10.17 «разрушенный заклад» и 13.6 «положение погребённого с доворотом на левый бок». Связь между данными признаками односторонняя – со стороны признака 13.6, потому что такое положение погребённого встречается в базе данных лишь один раз и лишь в сочетании с признаком 10.17 в погребении 14 кургана 17 курганного могильника Маляевка (Е.П. Мыськов, 1991)[552]. К признаку 8.2, помимо признаков 10.67 и 10.17, примыкает признак 10.8 «перекрытие типа А2-5», что в комплексе даёт нам три варианта перекрытия погребальной камеры. При этом признак 12.8 «ориентировка погребённого на северо-запад», примыкающий к признакам 8.2, 10.6 и 10.8, указывает на то, что подобные сочетания более характерны именно для захоронений с северо-западной ориентировкой. Впрочем, эта зависимость, скорее всего, случайна, как и зависимость встречаемости признака 16.5 «правая нога слегка согнута вправо, левая вытянута» от признака 10.6.

Можно сказать, что определяющими сочетаниями признаков в данном КСП являются те, которые описывают внутримогильную конструкцию.

КСП IV. Включает в себя 8 признаков. Здесь также превалируют слабые связи и есть две пары признаков, объединённых средними связями. Первая пара – признаки 13.3 «положение покойного на правом боку» и 16.2 «ноги согнуты вправо». К ним примыкает признак 6.5 «яма типа А-3». К признаку 13.3 примыкают признаки второй пары – 21.3 «детский возраст погребённого» и 22.1 «пол погребённого не определён». К признаку 16.2 примыкает цепочка из признаков 10.12 «перекрытие типа Б1-3», 6.14 «яма типа Б1-1», 10.10 «перекрытие типа Б1-1». Таким образом, в данный комплекс объединены признаки, связанные по принципу доворота покойного на правый бок или положения его на правом боку. Описываются типы ям и внутримогильные конструкции, с которыми сочетается подобное положение. Интересно отметить, что при описании группы погребений в подкурганных оградках мы столкнулись с тем, что, казалось бы, типично «мусульманские» признаки, описывающие захоронения в подбоях и доворот тела на правый бок, не связаны в данном случае с признаками «ориентировка лица на Мекку» или «доворот лица вправо» – они разнесены по разным КСП.

КСП V. Включает 4 признака, объединённых слабыми связями. Основным в комплексе является признак 12.7 «западная ориентировка погребённого», к которому примыкают остальные признаки: 1.1 «могильник расположен рядом с синхронным поселением», 5.1 «наличие остатков тризны» и 8.1 «отсутствие опорных стен». Здесь мы констатируем объединение совершенно разнохарактерных признаков. Но данный комплекс характеризует связи признака «западная ориентировка погребённого», и мы вновь убеждаемся, что он не является определяющим для группы погребений в оградках в целом. Его встречаемость в могильниках, расположенных рядом с поселениями, несколько вероятнее, чем в степных. Кажется, это объясняется господством устоявшихся исламских погребальных традиций, в том числе и чёткой западной ориентировки, на пригородных могильниках. Однако мы встречаем здесь неисламский, пережиточный признак «наличие остатков тризны». Можно допустить, что поминовение усопших в непосредственной близости от поселений производилось несколько чаще, поэтому признак 5.1 и входит в КСП V. Признак 8.1 лишь в самых общих чертах характеризует внутримогильную конструкцию захоронений с данными особенностями.

КСП VI.Объединяет три признака при посредстве слабых связей. К признаку 25.1 «наличие савана» примыкают признаки «лицо покойного обращено влево» и 26.3 «угли в могиле». Вновь мы видим сочетание признака, который в других группах погребений выступает как один из косвенно маркирующих принадлежность к исламской культуре (признак 25.1), с признаками, принадлежащими другим культурным традициям.

КСП VII.В него входят два признака: 25.2 «пеленание погребённого» и 18.2 «стопы сведены, лежат вплотную друг к другу» – объединённых связью средней силы. Эти признаки сочетаются традиционно. В данном случае можно сказать, что их отстранённость от остальных групп признаков выдаёт малоинформативность подобного сочетания.

КСП VIII.В этот КСП входят два признака: 19.3 «череп обращён лицом вправо» и 20.1 «череп обращён лицом к Мекке». Между этими признаками существует сильная связь. Их сочетание, безусловно, маркирует мусульманские захоронения. Обособленное положение этих признаков мы можем объяснять отсутствием зависимости между ориентировкой лица на Мекку и остальными признаками погребального обряда. И это очень важно отметить, поскольку в целом в группе погребений в подкурганных оградках погребальный обряд предстаёт как смешанный, со значительными пережитками доисламских погребальных традиций. Признак соблюдения киблы может сочетаться и с различными внутримогильными конструкциями, и с различными позами погребённых, и с наличием внутримогильного инвентаря, и с традиционными признаками мусульманского погребения.

КСП IX. Объединяет слабой связью два признака: 10.11 «перекрытие типа Б1-2» и 13.4 «доворот тела покойного на правый бок». Связь имеет однонаправленный характер, со стороны признака 10.11 – он лишь один раз встречается в базе данных и в связи с этим характеризуется низкой энтропией, но информативность данной связи не очень велика. Можно сказать, что перекрытия типа Б1-2 отмечены лишь в могилах, где погребённый уложен с доворотом на правый бок, а это вероятнее всего встречается в могилах с подбоями.

КСП X. Объединяет при помощи слабой связи два признака: 16.1 «ноги погребённого вытянуты» и 13.2 «положение погребённого на спине». Эта связь очевидна и не нуждается в комментариях. Данное сочетание не примыкает ни к одному из более крупных КСП, поскольку характерно для всей группы погребений в подкурганных оградках в целом.

Наиболее характерной чертой погребального обряда для захоронений в подкурганных оградках, согласно данным из таблицы значений критериях c2 (Приложение 4), является наличие остатков тризны (признак 5.1). Значение критерия в сочетании данных признаков превышает 700, что говорит о сильной статистически значимой связи между ними. Наиболее характерными типами могильных ям являются ямы типов А-5 (со ступеньками вдоль длинных стенок, признак 6.7), Б2-1 (подбой справа, дно подбоя и входной ямы на одном уровне, признак 6.13). Характерно также отсутствие опорных стен (признак 8.11). Типичными перекрытиями являются перекрытие типа А1-1 (признак 10.1), А2-3 (признак 10.6), а также сложное перекрытие – сочетание деревянного горизонтального перекрытия по верхнему уровню ямы и склепа типа А2-4 (признак 10.16). Для захоронений в оградках характерна западная ориентировка (признак 12.7), чуть более типичным является положение покойного на спине без доворота (признак 13.2), чем положение с выраженным доворотом на правый бок (признак 13.4). Руки и ноги покойных в таких погребениях, вероятнее всего, вытянуты (признаки 14.2 и 16.1). Весьма характерно для захоронений в оградках помещение покойного в гроб (признак 23.1), сколоченный железными гвоздями (признак 24.1), а также следы пеленания покойного (признак 25.2). Одной из самых примечательных особенностей данной группы захоронений является наличие напутственной пищи (признак 28.1).

Внутригрупповой анализ погребений в подкурганных оградках, таким образом, рисует нам картину погребального обряда с довольно размытыми признаками. Нам не удалось чётко выделить в данной группе погребений «языческую» и «мусульманскую» подгруппы, признаки мусульманизации оказались замкнуты сами на себя. Можно сделать вывод о том, что первооснову, прототип погребального обряда в данной группе составляет обряд языческий, предусматривающий как сопровождение покойного инвентарём, так и цикл поминальных действий (тризна, само наличие оградки, надгробия). Можно предположить, что после официального принятия ислама носителями данного погребального обряда в него внедрились в качестве самостоятельных элементов новые черты – такие как доворот лица вправо, в сторону Мекки, – а также, возможно, появились новые типы внутримогильных конструкций (подбойные ямы и сопровождающие их типы перекрытий). Возможно, именно в процессе исламизации оградки становятся похожи в плане на мавзолеи с порталами-пештаками или двухкамерные мавзолеи с гур-ханой и зийарат-ханой. Однако эти новшества почти не затронули остальных элементов обряда. Таким образом, наши выводы не позволяют присоединиться к мнению о несомненной прямой связи появления подкурганных оградок в качестве элемента погребального обряда с мусульманизацией населения кочевой степи в золотоордынское время. Вероятно, следует искать причину появления столь оригинальных надмогильных сооружений в чём-то другом (может быть, в этнической традиции).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты