КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обоснование методики работыВ ходе статистической обработки базы данных нами было выделено несколько групп захоронений, внутри которых погребения объединены каким-либо общим признаком. Данная глава посвящена характеристике погребального обряда внутри этих групп. На групповой уровень нами была перенесена уже апробированная методика анализа с уровня всей выборки. Мы сформировали новые таблицы, в которые были включены лишь погребения, входящие в данные группы. Затем по данным из этих таблиц были вычислены коэффициенты корреляции Пирсона между всеми парами признаков, описывающих погребальный обряд, и построены графы связей этих признаков. Силу связи между признаками определяет коэффициент корреляции Пирсона. При построении графов много внимания нами было уделено выбору порогового значения силы связи, и оно было установлено для одних групп на уровне 0,2, для других – на уровне 0,3. Опытным путём было обнаружено, что при выборе порога значимости силы связи выше этого значения на графе перестают выделяться отдельные группы и комплексы связанных признаков, весь граф покрывается сетью малозначащих второстепенных связей, что может привести к радикальному упрощению рассмотрения обряда внутри группы как единого, в котором присутствуют практически на равных правах все признаки нашей номенклатуры. С другой стороны, при выборе порогового значения силы связи ниже этих значений граф распадается на пары и тройки связанных признаков, число значимых признаков резко сокращается, что также чрезмерно упрощает описание, создавая картину отсутствия единства и внутренней логики в погребальном обряде внутри групп. Значение пороговой силы связи устанавливалось экспериментально, путём построения пробных графов индивидуально для каждой группы погребений. Сильные связи (со значением коэффициента корреляции от 0,81 до 1) мы обозначали на графах тройной линией, средние (со значением коэффициента корреляции от 0,61 до 0,8) – двойной линией, слабые связи (со значением коэффициента корреляции от 0,2 или 0,3 до 0,6) обозначались одинарной линией. Обозначившиеся на графах комплексы связанных признаков (КСП) являются основой для характеристики особенностей погребального обряда внутри выделенных нами групп захоронений. Кроме применения методов корреляционного анализа и построения графов связей признаков погребального обряда, в тех случаях, где это будет представляться возможным, мы постараемся дать дополнительную характеристику свойств группы на основании вычисленных нами значений критерия c2. В первой части данной главы мы рассмотрим захоронения с надмогильными конструкциями, такие как погребения в мусульманских мавзолеях, захоронения под курганами, в подкурганных оградках и захоронения с внутримогильными конструкциями. Мы делаем попытку проанализировать внутреннюю структуру данных групп и дать им количественную статистическую характеристику, а также качественную характеристику внутригрупповых связей признаков погребального обряда. Во второй части данной главы рассматриваются три группы захоронений, сформированных по степени соблюдения основных требований шариата к погребальному обряду, о которых мы уже говорили выше. По этому принципу на основе нашей базы данных было сформировано три группы захоронений – «достоверно мусульманские захоронения», «захоронения с отклонениями от мусульманского погребального обряда» и «достоверно языческие захоронения». В группу «мусульманских» или «достоверно мусульманских» захоронений вошли только те, в которых строго выдерживались следующие основные требования – ориентировка лица на Мекку (соблюдение киблы) и отсутствие погребального инвентаря. В группу «достоверно языческих» вошли те захоронения, в которых оба этих требования не соблюдаются совместно. Кроме того, сюда же нами отнесены погребения, обращённые лицом к Мекке, но ориентированные головой на восток или на северо-восток, поскольку здесь же представлены захоронения с отличной от западной ориентировкой, а также захоронения с трупосожжениями. В группу погребений с отклонениями от исламских традиций вошли захоронения, в которых не соблюдается одно из этих требований. Все эти погребения имеют западную ориентировку, но в них либо покойный не обращён лицом к Мекке, либо встречается погребальный инвентарь, напутственная пища или ритуальные вещества. Мы не можем определённо сказать, каким населением оставлены эти захоронения – мусульманским или языческим. Скорее всего, эта группа погребений включает в себя захоронения как язычников, чей погребальный обряд испытал влияние правил шариата, распространённых в среде городского населения Золотой Орды, так и приверженцев ислама, которые в период распространения новой религии в недостаточной степени были знакомы с мусульманским погребальным обрядом. Данная группа захоронений интересна именно тем, что её анализ позволит с достаточной степенью определённости говорить о распространении ислама в золотоордынском обществе. В третьей части данной главы будут рассмотрены три локально-территориальных группы захоронений. Для этого мы сформировали три новых таблицы, в которые поместили описания погребений, обнаруженных на могильниках Селитренного городища, в окрестностях городища Тумак-Тюбе (могильники Хан-Тюбе и Тумак-Тюбе в центральной части дельты Волги, в Астраханской области) и на грунтовых могильниках в окрестностях Красноярского городища на северной окраине дельты Волги. На основе сравнительного анализа данных групп погребений мы попытаемся выявить черты сходства и различия в погребальном обряде на могильниках золотоордынской столицы (Селитренное городище – город Сарай), крупного периферийного золотоордынского города (Красноярское городище) и небольшого поселения сельского типа (Тумак-Тюбе).
|