КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектура и строительство эпохи ВозрожденияРазвитие торговли и промышленности и превращение ремесла в мануфактуру вызвали развертывание, начиная с XV в., строительства фабрик и складских помещений, дорог и мостов, внутренних водных путей (каналов, шлюзов, плотин), общественных зданий и других сооружений. Кроме того, начавшаяся борьба внутри церкви (протестантизм и католицизм) и конкуренция между светским и церковным искусством требовали сооружения вместительных соборов и общественных зданий. Все это ставило в центр внимания строителей XV—XVI вв. проблему увеличения свободного объема здания. Наряду с этим в XV в. наступает поворот к античному искусству, известному под именем эпохи Ренессанса (Возрождения). Переход от средневековья к новому времени осуществлялся в разных странах по-разному, что находилось в зависимости от той связи, которая сохранилась в стране с искусством прошлого времени. Большая разница по существу и по форме наступившей эпохи в Италии и в северных странах Европы вытекает из прочно сохранившейся связи Италии с Великим Римом. Поэтому поворот к античному искусству особенно сильно проявился в Италии, где все мастера эпохи Возрождения ревностно изучали античность, старались придерживаться; строительной техники, преподанной еще в трактате Витрувия. Среди этих мастеров видное место занимают Филиппо Брунеллески, Донателло, Микеланджело, Сансовино и др. Эпоха Возрождения для Италии характеризуется осуществлением большого строительства в Венеции, Флоренции, Генуе, Милане и других городах, что было связано со значительным ростом их населения. Так, в XV в. население Флоренции составляло 80 тыс. жителей; в Венеции проживало около 190 тыс. жителей, а население Милана насчитывало до 200 тыс. человек, уступая по численности только столице Франции — Парижу. Из всех сохранившихся до наших дней церквей и палаццо Венеции и Флоренции больше половины было построено в эпоху Возрождения. Наряду с этим строительство новых городов в Италии в эпоху Возрождения было редким исключением. Поэтому, сосредоточиваясь в старых средневековых городах, строительство новых зданий и сооружений сочеталось с работами по реконструкции существовавших площадей, улиц, проездов, а также крупных городских центров. Одним из первых итальянских зодчих эпохи Возрождения был Филиппо Брунеллески (1377—1446), среди творений которого наибольшую известность получили купол собора и палаццо Питти во Флоренции. Постройки Брунеллески оказали большое влияние на развитие искусства эпохи Возрождения, которое было воспринято и творчески развито его учениками и соратниками. В качестве указаний своим ученикам и мастерам Брунеллески широко использовал моделирование, к которому прибегали многие зодчие в разные времена истории и которое в известной степени компенсировало отсутствие еще не известных в то время методов аналитического расчета. Так, например, все без исключения готические соборы были построены по проектным моделям. Брунеллески давал строителям модели подкосов и стыков, выполненные из дерева, воска и даже брюквы, а также модели железных частей. Итальянские архитекторы Леон Батиста Альберти (1404—1473) и Андреа Палладио (1508—1580), на основании изучения сооружений древности и использования сочинений Витрувия написали трактаты о строительном искусстве, резюмирующие как наследство прошлого, так и достижения их эпохи. В этих трактатах сказалась начавшая развиваться в ту эпоху специализация и превращение архитекторов из техников с энциклопедическим образованием в специалистов одного строительного дела, а также переход этой специальности в профессию, являющуюся источником существования. Новым в расчете сооружений по сравнению с Витрувием было применение нескольких взаимно контролирующих методов, которые состояли в вычерчивании проектируемых зданий, определении их размеров в числах. При этом средством проектирования, а также важнейшим указанием и руководством для строителей, которые завершали не достроенные автором здания, являлась модель. Тщательное изучение моделей дало возможность строителям эпохи Возрождения заглянуть гораздо глубже в работу конструкций, чем это могли сделать в эпоху Витрувия. Альберти уже ясно представлял себе работу балки и арки. По сравнению с конструктивными решениями, примененными в зданиях готического стиля, конструкции сооружений эпохи Возрождения в Италии являлись отсталыми. К наиболее известным памятникам архитектуры Италии этого периода можно отнести, например базилику в Виченце (Палладио), палаццо Строцци во Флоренции (Микелоццо), собор св. Петра в Риме (Браманте), В отличие от Италии, во Франции и других странах Европы в XV в. строительстве господствовал готический стиль. Лишь в конце XV в., когда войны, которые вели французы, привели их в соприкосновение с итальянскими постройками эпохи Возрождения, стиль Ренессанса начал насаждаться во Франции итальянскими зодчими. Однако традиции готического стиля во французском зодчестве сохранялись еще долго. Наиболее значительным строительством во Франции этой эпохи явилась перестройка Луврского дворца в Париже, начатая в 1545 г. архитектором Пьером Леско (1510—1571) и завершенная лишь в середине XIX в. Луврский дворец служит ярким примером развития во Франции нового стиля Ренессанса. В этом стиле в Париже итальянскими и французскими зодчими были построены замечательные здания, из которых наиболее выдающимися являются: городская дума, сооруженная по проекту итальянского архитектора (1550), дворец Тюильри, построенный архитектором Делормом (1564), Люксембургский дворец (1615), Версальский дворец и Дом инвалидов — творения Мансара (1645—1708). Из жилищного строительства этого периода большой интерес представляет постройка дома Бурглэй в Линкольншайре, которая продолжалась в течение десяти лет (1577—1587). История этого строительства частично раскрывается в обнаруженных письмах, написанных владельцем дома к его строителям. Эти письма проливают свет на существовавший в те времена в Англии порядок выполнения строительства, согласно которому рабочие обращались за инструкциями непосредственно к работодателю, который, минуя архитектора, имел право давать указания по всем деталям проекта. Поэтому работодатель, призванный решать много вопросов без постороннего вмешательства, все же вынужден был в ряде случаев обращаться за помощью и разъяснениями к различным архитекторам Лондона. Это приводило к тому, что в одном сооружении отражались творческие замыслы разных зодчих, что нарушало целостность всей постройки. В то время в строительстве жилых домов в Англии был широко распространен прием начертания зданий в плане в виде заглавных букв. Так, жилой дом, который архитектор Д. Торп построил для себя, имел в плане очертание двух начальных букв его имени и фамилии, решенных в виде двух отдельных частей здания, соединенных между собой коридором. Центральной фигурой в истории английского Ренессанса является Кристофер Рэн (1632—1723), являющийся автором и строителем многочисленных жилых и общественных зданий, сооруженных в Лондоне после большого пожара в 1666 г. Шедевр творчества Рэна—собор Св. Павла в Лондоне, возведенный на месте старого готического собора Св. Павла, разрушенного пожаром. В России расширение государственных границ и освоение новых районов страны было связано с постоянно увеличивающимися размерами строительства новых городов, населенных пунктов и оборонительных сооружений и заставляло искать более совершенные формы организации строительства. Большой объем нового строительства потребовал изыскания более совершенных форм организации строительства, а также усовершенствования деревянных конструкций и типизации отдельных частей рубленых сооружений. Для выполнения строительных работ в Москве и других городах привлекались квалифицированные мастера с полным освобождением их от налогов; создавались конструкции, обеспечивающие возможность быстрого возведения сооружений и т. д. Примером сборного скоростного строительства может служить сооружение крепости Свияжска, служившей опорным пунктом на подступах к Казани. Работы по возведению Свияжска были выполнены в 1551 г. под общим руководством Ивана Выродкова. Основные сборные элементы сооружений крепости были заготовлены в течение зимы 1550—1551 гг. в районе Углича, примерно в 1000 км от Казани, и в разобранном виде спущены вниз по Волге, где в районе впадения в Волгу реки Свияж вновь собраны в течение 28 дней. Объем работ, выполненных при строительстве Свияжска, характеризуется следующими данными: крепостная стена Свияжска длиной в окружности около 3 км и шириной 5 м имела 18 башен, 7 стрельниц и 2 ряда бойниц; в стенах располагались 7 ворот, оборудованных подъемными железными решетками; за укрепленными стенами находились жилые и хозяйственные городские постройки, насчитывающие 370 домов, 4 лавки и 2 бани. Снабжение водой происходило по двум подземным ходам-тайникам от реки Свияж. Объем деревянных работ по устройству только крепостных стен составил около 27,8 тыс. м3, а общий объем земляной засыпки рубленных стен — 150 тыс. м3. Поразительная быстрота постройки и выполнение огромных по тому времени объемов работ при возведении города-крепости Свияжска стали возможными в результате тщательно продуманного плана организации строительства на уровне передовой техники того времени. Деревянное строительство благодаря развитию в рассматриваемый период железодобывающей промышленности было обеспечено необходимым ручным ремесленным инструментом надлежащего качества. Дошедшие до нас записи XV—XVII вв. позволяют сделать вывод, что строители имели в своем распоряжении весьма разнообразный инструмент для обработки дерева. Одновременно делались попытки отойти от старых приемов ручной обработки дерева и ввести первичные элементы механизации путем постройки «мельниц для ростирки тесу и досок», т. е. лесопильных заводов, известных еще в XII в. Так, в Нижнем Новгороде в 1692 г. приступили к устройству «мельницы для ростирания досок и всякого леса». В это же время в Архангельске уже действовала, компания во главе с заводчиком А. Бутенантом, владеющая пильными мельницами под Архангельском. Особенностью лесозаготовок того времени следует считать соблюдение лесозаготовителями точной классификации леса по породам, которые применялись в зависимости от вида сооружений или отдельных конструкций. Так, например, дуб употреблялся для наиболее долговечных сооружений (стены крепостей, сваи), ель — для вспомогательных и временных сооружений, клен — для декоративной отделки и т. д. Наибольшее распространение имела сосна, которую употребляли для самых различных конструкций и сооружений. Деревянные стены жилых, общественных и хозяйственных зданий возводились из бревен, брусьев и пластин, которые соединялись и крепились различными врубками (рисунок). Выдающимся образцом русского деревянного зодчества XVII в. является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенское под Москвой. В крепостном строительстве в этот период широкое применение нашло башенное строительство, которое было принадлежностью каждого города независимо от того, находился ли он в центре страны или на окраине. Следует отметить, что в техническом отношении крепостное строительство стояло на высоком уровне, о чем свидетельствуют, например, башни, построенные в г. Козлове в 1686 г.: восьмиугольная дубовая высотой 47,08 м и четерехугольная высотой 63,6 м. Приостановленное монголо-татарским игом почти на два века каменное строительство в городах России с конца XV в. постепенно начинает возобновляться. Во многих городах вводятся в действие старые и строятся новые кирпичные заводы. Первый современный по тому времени кирпичный завод был построен в 1475 г. в Калитникове (Москва) итальянским инженером Аристотелем Фиораванте. К концу XV в. был заново отстроен Московский Кремль с учетом возросшей силы огня боевой техники и превращен в первоклассную крепость. Новые его стены, образующие в плане неправильный треугольник площадью свыше 28 га, имели общее протяжение около 2,25 км и высоту до 16,46 м. Кроме Кремля, в Москве в течение XV и XVI вв. были построены и другие оборонительные сооружения, какими являлись монастыри: Новодевичий, Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский. Из монастырей, построенных в других городах, заслуживает внимания Кирилло-Белозерский монастырь, сооруженный во второй половине XVI в. Каменные стены монастыря с 23 боевыми башнями имели длину более 1,5 км, а высота угловых граненых башен достигала 50 м. Помимо крепостных оборонительных сооружений, во многих городах России в XV и XVI вв. развернулось строительство культовых и других зданий. Особенно большие работы производились в Москве, где, кроме других сооружений, было построено несколько выдающихся монументальных памятников русского зодчества, в том числе: Успенский собор (рис), являющийся гениальным произведением русской архитектуры, построен по образцу Успенского собора во Владимире (1185—1189) архитектором Аристотелем Фиораванте. Собор служил центральным общественно-культовым зданием Кремля, Москвы и всего Русского государства. Одним из важнейших событий эпохи становления централизованного Русского государства и превращения его в многонациональное являлась победа над Казанским ханством. В ознаменование этой победы в Москве под руководством гениальных русских зодчих Барма и Постника был воздвигнут храм Василия Блаженного (1555—1560), являющийся выдающимся творением русской архитектуры, имеющим мировое значение. Для решения задач строительства в 1584 г. в России в царствование Ивана IV был создан Приказ каменных дел, на который возлагалось единое управление государственной строительной промышленностью, начиная от принудительной мобилизации и доставки к месту работы каменщиков и кирпичников и кончая организацией добычи, изготовления и доставки строительных материалов. В ведении Приказа были рабочие, рядовые и записные, а также подмастерья, т. е. руководители каменного строительства, состоявшие на жалованье в приказе и выполнявшие его поручения. По мере накопления строительного опыта такие подмастерья получали часто задание от самого государя и носили звание «государев мастер». Для определения объема работ приказом были введены промер зданий «изнутри» с внесением поправок при окончательном подсчете установлена единая мера измерения сыпучих тел—известковая бочка и единая мера длины — сажень; на кирпичных заводах в целях увеличения выпуска кирпича введены станки, скамейки и различного рода приспособления, а также введены новые размеры кирпича — 312×134×89 мм (7 × 3× 2 вершка), получившего название «государева». Кирпич изготовлялся при помощи ручной формовки и обжига в напольных печах и реже — в печах с постоянным сводом. Однако и при такой весьма примитивной технике производительность заводов была по тому времени довольно велика. В рассматриваемый период на стройках широко применялась простейшая механизация и различного рода приспособления. Так, например, для подъема воды применялись водолейные колеса. Для поднятия грузов пользовались воротами, блоками, полиспастами, винтовыми деревянными домкратами, применявшимися на стройках в течение долгого времени. Особо тяжелые грузы поднимались с помощью противовесов. Подъемные снасти делились на векоши подъемные, простые и векоши кирпичного подъема с колесом железным. Основной частью векошей были валовые канаты. До XVI в. чертеж у русских строителей заменялся сначала словесным, а затем письменным определением данных со ссылками на «образец », с которого должны быть перенесены и воспроизведены строительные конструкции. Сведения о первых, не сохранившихся до нашего времени, чертежах появились в XVI в., однако лишь с XVII в. чертеж в каменном строительстве становится обязательным документом.
|