КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внутренний монологМы уже говорили о том, что действие на сцене присутствует постоянно, даже тогда, когда исполнитель внешне вроде бы бездействует: молча слушает, что говорит ему партнер. Все равно действие исполнителя не прерывается. Ведь, слушая партнера, исполнитель либо мысленно спорит с ним, возражает ему, обдумывает, что ответить, либо соглашается, поддерживает его и т. д. То есть мысленно ведет с партнером непрерывный разговор. В жизни мышление настолько естественный процесс, что человек его не замечает. Эти внутренние, не слышимые другому человеку мысли рождают определенные эмоции, психофизические действия. Мысли про себя, внутренний разговор с самим собой мы называем «внутренним монологом». К сожалению, на сцене часто приходится сталкиваться с таким явлением: то, что в жизни для человека является неотъемлемой частью его существования, у исполнителя отсутствует. Такой исполнитель, «слушая» партнера, не ведет с ним внутреннего разговора. Слова, поступки партнера не вызывают у него ответных мыслей. Он просто ждет момента, когда настанет его черед произнести свою реплику, или, что на беду еще бывает в самодеятельности, вспоминает интонацию, с которой вчера эту реплику произносил. И тогда вместо одухотворенного мыслью лица мы видим на сцене артиста, у которого «на челе высоком не отразилось ничего». Играя роль, исполнитель обязан все время вести Стр. 44 внутренний монолог, ибо это непрерывный ток крови, который связывает все компоненты, создающие роль. Слова, которые актер произносит вслух, являются частью огромного текста, которым живет действующее лицо. Они как бы рождаются в результате внутреннего монолога. И еще. Во внутреннем монологе не бывает, не может быть пауз. Пауза в тексте означает, что в этот момент персонаж особенно напряженно думает, и, следовательно, в это время еще внятнее и сильнее звучит внутренний монолог. Работая над текстом роли, надо стараться делать так, чтобы слова исполнителя рождались как следствие внутреннего монолога, видений в результате общения с партнером. Как же исполнителю находить содержание своего внутреннего монолога? Он может задать себе вопрос: «Что и о чем я думаю, слушая партнера?» Ответив на этот вопрос, исполнитель тем самым найдет содержание своего внутреннего монолога. Сочинит себе текст роли, который не слышат ни партнер, ни зритель, но который они великолепно чувствуют и понимают. В результате исполнитель станет жить мыслями своего персонажа, то есть станет думать, как он. Паузы в его речи не будут «дырками», пустотой, а наполнятся активной мыслью, активным действием. И разговор с партнером станет естественным и органичным. При этом необходимо подчеркнуть: внутренний монолог — это не набор слов, которые исполнитель должен механически произносить про себя. Внутренний монолог — это мысли исполнителя, которые рождаются у него в процессе действия. И должны они возникать каждый раз заново, в данную минуту действия, на каждой репетиции, на каждом концерте, на каждом представлении. Их не надо демонстрировать партнеру и зрителю: издавать междометия, дергаться, хлопать глазами, пожимать плечами и т. д. Исполнитель на сцене должен не представлять зрителю свою «внутреннюю жизнь», не показывать ее нам (зрителям), а действительно жить словами внутреннего монолога. Стр. 45
|