КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕСпецифика работы артиста на эстраде (агитбригаде), специфика создания эстрадного образа — при единой системе актерского творчества для всех видов сценического искусства — породила свои собственные приемы работы исполнителя. Нет нужды говорить, что создание исполнителем сценического образа, создание на сцене «жизни человеческого духа» неразрывно связано с тем, что мы называем актерским перевоплощением. Перевоплощение — одно из сильнейших оружий мастерства актера — не является исключительным правом театра. Оно не чуждо и эстрадному (агитбригадному) творчеству. Правда, перевоплощение эстрадного актера не равнозначно театральному. Эстраде в силу ее специфики, «условий игры» противопоказано создание разработанного во всех подробностях углубленного психологического характера. На это у актера просто нет сценического времени. Но это не означает, что артисту эстрады чужда психологическая правда. Однако, создавая сценический образ да эстраде, актер в поисках целенаправленного и целеустремленного действия прежде всего исходит из характера и психологии своего персонажа. Но создает его отдельным намеком, движением, жестом, интонацией, словом, деталью, что является своеобразной формой перевоплощения. Стремясь выявить внутреннюю суть персонажа номера (монолога, фельетона, песни, куплетов и т. д.), актер Стр. 58 рисует разные характеры одним каким-нибудь точно найденным штрихом1. Перевоплощение на эстраде должно быть изящным, легким и таким, чтобы сквозь лицо персонажа мы (зрители) все время ощущали как бы собственное лицо исполнителя, его отношение (сочувственное или осуждающее) к своему герою, персонажу. Отступление шестое. Переживание В самодеятельности часто приходится сталкиваться с тем, что исполнители любят на сцене «страдать», «пер-р-реживать», любят играть чувство, полагая, что это — одно из самых впечатляющих качеств актерской игры и яркое проявление их творческой одаренности. А разве в жизни человек думает о чувстве, старается чувствовать, переживать? Человек радуется, грустит, любит, страдает, ревнует, совсем не стараясь специально это делать. Чувство у него рождается в результате чего-то... Попробуем разобраться — в результате чего. Что делает человек, когда он тонет? Обычно на этот вопрос отвечают: «пугается, ему страшно» или «вспоминает всю свою жизнь». (Последнее обычно пишут в плохих романах.) А ведь на самом деле, когда человек тонет, он пытается спастись, пытается выплыть, борется за свою жизнь, зовет на помощь. То есть действует. А чувство страха у него рождается, приходит к нему в результате того, что все его действия не приводят к спасению. Можно было бы привести и другие примеры, но даже одного этого достаточно, чтобы сделать вывод: чувство — результат определенных психофизических действий человека. А раз так, то исполнитель не должен играть чувство, а действовать. Именно в результате верных действий к нему приходит верное чувство. «Правдоподобие чувствований» вызывается действием. _________________ [1] Особенно это важно потому, что многие формы эстрадной драматургии (фельетон, куплеты и т. д.) требуют от актера умения мгновенно, на глазах у зрителей, переходить от одного типажа к другому. Своеобразной формой перевоплощения на эстраде является трансформация. Стр. 59 Играя же «чувство», актер становится не активным и доходчивым, как он думает, а наоборот, пассивным, уходит в свои переживания ради переживаний, то есть перестает действовать. Мало того. Такие актерские «переживания» перестают нас волновать, трогать, так как они остаются внутри актера (особенно часто это случается при исполнении эстрадных лирических песен и романсов). Сколько раз приходится быть свидетелем того, как актер, уйдя со сцены, недоумевает, почему его исполнение оставило сегодня публику равнодушной. «Что сегодня с публикой? Ведь я так переживал, так сегодня чувствовал!» — сетует он. А причина-то была не в публике, а в нем. Вместо того чтобы действовать на сцене, исполнитель «купался» в своих чувствах.
|