КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОДТЕКСТОдним из самых важных элементов словесного действия, словесной выразительности, передающей заключенный в словах смысл, является подтекст. Когда-то на эстраде пользовался успехом анекдот о том, как одного человека заставляли извиниться перед другим. Наконец, согласившись, он произнес все слова, которые ему приказали произнести, и все же не извинился. Может ли так быть на самом деле? Может. Все зависит от того, с какой интонацией были произнесены эти слова. В жизни мы часто говорим так, что буквальный смысл слова оборачивается его противоположностью. Мы можем так произнести слово «да», что оно будет звучать как «нет». Все зависит от интонации, с которой мы произносим слова. Но интонация не рождается сама по себе. Она в свою очередь зависит от смысла, который мы вкладываем в произносимые слова. Вот этот истинный смысл (а он всегда шире и глубже, чем слова, его выражающие) и есть подтекст. Значение подтекста в творчестве актера необычайно велико. К. С. Станиславский говорил, что «ради того, ^ чтобы услышать подтекст пьесы, зритель приходит в театр». В жизни мы пользуемся подтекстом не задумываясь, потому что слова, произносимые нами, порождены определенным, известным нам желанием и всегда имеют конкретную цель. Возьмем для примера простую фразу: «Ну, иди, иди сюда». Прямой смысл этих слов ясен — один человек просит другого подойти к нему. Но как по-разному можно звать! Представим себе, что эти слова произносит человек, нуждающийся в срочной помощи. Он их будет произносить интонационно так, что мы услышим другую фразу: «Ну, что же ты медлишь! Ты же видишь — мне плохо, а тебя не дозовешься. Скорее, скорее!» А теперь представим, что эти же слова произносит человек, который обращается к врагу, намереваясь его ударить Стр. 41 В этом случае мы услышим в них угрозу: «Ну, я сейчас с тобой рассчитаюсь! Ну, иди, иди! Что? Боишься?!» А если эту фразу произносит мать, зовущая плачущего ребенка, чтобы успокоить его, то за этими словами мы услышим: «Не надо расстраиваться, бедный ты мой. Ну, ну — не плачь!» И таких вариантов может быть бесчисленное количество, как бесчисленно многообразие жизненных ситуаций. Что же изменило смысл фразы? Подтекст! То есть желание и цель, которые вкладывал в эту фразу каждый говорящий. Текст оставался неизменным, а вот подтекст все время менялся. В жизни подтекст рождается сам. Когда же мы сталкиваемся с ролью, то перестаем говорить нормально и произносим «слова-вывески» — слова, не несущие в себе мысль. А ведь слово, произносимое на сцене, ценно прежде всего своим содержанием, своим подтекстом, которое в него вложено. Ибо слово само по себе — мертво. Живым его делает мысль. Значит, для того чтобы слово стало живым, исполнитель, работая над ролью, должен вскрыть истинные взаимоотношения партнеров, понять истинные желания и цель своего героя, персонажа. С первой же репетиции исполнитель должен находить и определять подтекст своей роли и стараться воздействовать на партнера не текстом, а подтекстом. Умение извлекать подтекст, доносить его до партнера (зрителя) — одно из первейших качеств артиста эстрады (агитбригады).
|