![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАМЫСЕЛ НОМЕРАРабота режиссера над эстрадным номером, как п над любым драматургическим произведением, которое нужно поставить, начинается с его анализа, с «разведки умом» (по выражению К. С. Станиславского). С первых же шагов знакомства с драматургией, текстом номера, при первом же его прочтении или прослушивании (если номер музыкальный) у режиссера возникает определенное его видение1. Поначалу не очень ясное в деталях, но рисующее его мысленному взору многое из того, что потом будет воплощено исполнителем на сцене. Окончательное видение, образное решение номера, то, что называется «замысел номера», обусловливается в первую очередь содержанием, его идеей, сюжетным ходом, и рождается он в процессе анализа номера, «разведки умом», во время которой режиссер определяет его тему, идею, основное событие, основной конфликт и отношение (или отношения) действующих лиц в этом конфликте, задачу действующего лица, сквозное действие, атмосферу, в которой происходит действие. Режиссерский замысел формируется в поисках наиболее точной сценической формы, которая не только раскроет содержание номера, но и донесет его до зрителей в образной форме. Проводя эту работу, ___________________ [1] Видение — краеугольный камень, основа в творчестве художника — будь он актер или режиссер, певец или музыкант, живописец или скульптор. Творить, не представляя себе мысленно образа будущего номера, картины и т. д., не фантазируя его,— все равно что двигаться к цели вслепую. Стр. 22 режиссер одновременно учитывает индивидуальные особенности исполнителя, если автор писал номер на определенного исполнителя. Или, если такого нет, то размышляет над тем, какими индивидуальными особенностями должен быть наделен будущий исполнитель, чтобы наиболее полно выразить замысел режиссера. Режиссерский замысел номера, каким бы он ни был интересным и ярким, сам по себе, в отрыве от актера, не может быть осуществлен. Образное решение номера, его замысел тесно связан и со «сверхзадачей»1 номера. То есть с тем, ради чего он берется, ставится, что он должен вызвать в сознании людей. У режиссера, как и у любого художника, замысел номера рождается каждый раз по-иному и у каждого по-своему. Н9 полнота его, яркость и точность зависят от того, насколько хорошо режиссер знает материал, разобрался в нем, а так же от свойств его характера, темперамента, жизненного опыта, привязанностей, от силы творческого воображения, фантазии. Отступление третье. Фантазия Каковы бы ни были симпатии режиссера, каково бы ни было его тяготение к тому или другому жанру,— творческое воображение, фантазия являются решающими в творческой работе режиссера. Режиссеру необходимо уметь фантазировать. Фантазировать не «вообще» («вообще» — враг искусства), а в природе и характере жанра. Умение воображать, выдумывать — самые важные качества в любом творчестве. Если у человека нет этих качеств — он не может быть режиссером. Заниматься искусством, не обладая творческой фантазией — дело бесплодное. Как и другие природные качества, фантазию __________________ [1] Понятия «сверхзадача», «действие», «сквозное действие», «композиция», «темпоритм» и другие имеют один и тот же смысл в самых различных видах сценического искусства. В основе работы режиссера, актера на эстраде лежат те же законы творчества, что и в искусстве драматического режиссера и актера, открытые К. С. Станиславским. Стр. 23 можно развивать. А режиссеру и актеру просто необходимо. Изучение окружающей жизни, умение наблюдать, видеть, слышать, слушать, присматриваться к интересным характерам, запоминать забавные случаи — все это дает пищу фантазии, все развивает ее. Поэтому надо как можно больше заполнять «кладовую» своего сознания. Эта «кладовая» безгранична. В процессе творчества именно оттуда фантазия черпает строительный материал. Запомнившееся, познанное, услышанное, увиденное — это кирпичики, складывая которые, фантазия строит свои причудливые здания. И чем больше развита фантазия, чем больше заполнена «кладовая», тем ярче и интереснее режиссерские и актерские поиски, разнообразнее замыслы. Современный зритель не принимает упрощенных, лежащих на поверхности ходов, примитивности сценического мышления. Сегодня режиссер обязан уметь видеть новое. Он должен находиться в гуще жизни, знать и понимать процессы, происходящие в окружающей его действительности. Ощущение новых ритмов, умение подмечать новые типические характеры при создании сценических образов, нахождение новых мизансцен, красок — все это зависит от постижения и знания жизни, от умения видеть, наблюдать. Ведь дыхание времени должно всегда ощущаться в творчестве режиссера и исполнителя. И выражается оно в том, какими они пользуются выразительными средствами. *** Анализ, «разведка умом» дает возможность не просто замыслить постановку номера, но и решить его идею (а она может отличаться от авторской), проанализировать, как события в нем подчиняются этой идее, продумать расстановку идейно-смысловых акцентов, жанровые и стилевые особенности будущего номера, режиссерскую трактовку роли, исходя из задачи раскрытия основного конфликта, определить ритм и темп, создать мизансцены, атмосферу, принцип оформления. Анализ номера в какой-то мере определяет, и какими Стр. 24 художественными выразительными средствами режиссер и исполнитель будут пользоваться при его воплощении. Так как уже в ходе анализа решается взаимоотношение между содержанием и формой. Процесс анализа одновременно дает возможность режиссеру начать для себя разработку «постановочного плана»: как, каким путем он будет идти к созданию номера. То есть дает возможность создать план воплощения драматургического произведения в сценическое. Конечно, потом, во время работы режиссера с исполнителем, что-то уточнится, а что-то изменится. Ведь первоначальный замысел, постановочный план—это, если так можно сказать, лишь фундамент будущего здания. И здесь режиссеру следует помнить, что процесс его работы и на этом этапе не однозначен. Многое в нем идет одновременно. Мы уже говорили об этом.
|