Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СПЕЦИФИКА ЖАНРА




Где бы и когда бы ни заходила речь о работе ре­жиссера в агитбригаде, всегда можно услышать абсо­лютно противоположные точки зрения.

В самом деле, есть особая агитбригадная режиссу­ра или нет? Нужен ли агитбригад режиссер? Если нужен, то какой?

Тот, кто хотя бы короткое время соприкасался с постановкой агитбригадного представления, невольно обнаруживал для себя, что его осуществление требует не только владения навыками профессиональной ре­жиссуры, но и знания ряда специфических особеннос­тей, присущих этому жанру.

Но прежде чем начать разговор о том, что такое агитбригадное творчество, о его специфических особен­ностях, я бы хотел обратить внимание читателя на од­но обстоятельство.

Отступление первое. Особая или особенность?

Сегодня любой вид сценического искусства не может существовать без активного участия в нем -режиссера. И не только как организатора творчес­кого процесса (руководителя постановки), но и как интерпретатора сценического произведения. Это никем не оспаривается. Это сегодня всем яс­но. Никто не ставит под сомнение значимость ро­ли режиссера в создании сценического произве­дения.

Но ведь сценическое искусство — многообраз­но. Это и драматические спектакли во всем разнооб­разии их жанров (драма, трагедия, мелодрама, ко­медия, водевиль и т. д.), это и оперные спектакли, и мюзиклы, и оперетта, и балет, и пантомима, и эст­рада и т. д. и т. д.

Но в каком бы жанре сценического искусства ни работали режиссеры, их объединяет не только организационная сторона творчества, не только то, что они возглавляют творческий процесс

Стр. 10

работы коллектива, сливают воедино усилия художни­ка (сценографа), композитора и других участни­ков постановки (осветителей, радистов, бутафоров, костюмеров, реквизиторов и т. д.), но и то, что основы режиссуры, ее законы — общи для всех видов сценического искусства. Ведь любой режис­сер при постановке спектакля (представления, номера, программы) не просто руководит работой актеров, а воплощает единый творческий замысел.

Режиссерский замысел — один из самых важ­ных, если не самый важный момент в процессе творчества режиссера, в каком бы виде сцениче­ского искусства он ни работал. Более того, стре­мясь воплотить свой замысел, осуществляя определенную интерпретацию пьесы (оперы, балета, эстрадного номера), ее идейную направленность и ту общую задачу, ради которой она ставится, ре­жиссер добивается ее раскрытия, решает его (ре­жиссерский замысел) прежде всего через систему сценических образов. То есть в первую очередь через актера, исполнителя.

Значит, в каком бы виде сценического искус­ства ни работал режиссер, он не может обойтись без замысла будущего спектакля (представления, номера), без работы с актером над созданием сце­нического образа, без умения верно строить сце­ническое действие. И в конце концов без таких элементарных творческих качеств, как фантазия и наблюдательность.

Так, сопоставляя все, что надо знать и уметь режиссеру в любом виде сценического искусства, нетрудно убедиться, что основные законы режис­суры, по существу, одни и те же.

Вот почему, в каком бы виде сценического ис­кусства ни работал режиссер, он должен прежде всего овладеть основами режиссуры, а уж затем познать специфику того или другого жанра.

Значит, «особой» режиссуры, в том числе и агитбригадной, нет. Есть «особенности». И знание этих «особенностей», знание специфики того или другого вида сценического искусства является не­пременным условием успешной работы. То есть режиссёр должен знать то, что называется

Стр. 11

«условиями игры», которые в каждом виде сцениче­ского искусства различны и которые диктуются спецификой жанра.

«УСЛОВИЯ ИГРЫ»

Если мы внимательно рассмотрим характерные осо­бенности агитбригадного творчества, то без труда за­метим, что они, по существу, равнозначны особенностям искусства эстрадного. Так же, как в эстрадном искусст­ве, агитбригадное творчество соединяет в одном пред­ставлении любой формы самые различные выступления (номера) чтецов, певцов, музыкантов, куплетистов и т. д. То есть агитбригадное представление строится по дивертисментному принципу, а это один из важнейших признаков эстрады.

Темы эстрадных произведений, эстрадные выступле­ния актуальны, злободневны, современны, насыщены юмором, сатирой, часто носят публицистический харак­тер. Но ведь все это — один из важнейших признаков агитбригадного творчества!

Сценические образы, создаваемые артистами эстра­ды, как правило, не отличаются психологической слож­ностью, но они (эти образы) всегда выразительны, яр­ки, броски. То же самое мы можем сказать и о сцени­ческих образах,’ создаваемых участниками агитбригадных представлений.

Уже сказанного вполне достаточно, чтобы сделать главный для нас вывод: агитбригада (как сценический жанр) — это своеобразная эстрада. И прежде всего У эстрада!

Значит, для того чтобы режиссер мог поставить агитбригадную программу (номер), ему необходимо знать особенности творчества, «условия игры»/«на эст­раде и что их порождает.

Основой любого эстрадного концерта (представле­ния) является номер, то есть отдельное маленькое за­конченное выступление (краткое законченное сцениче­ское действие) одного или нескольких актеров, выражен­ное в определенной форме и оставляющее у зрителей целостное впечатление.

В самом деле, какой бы мы ни взяли эстрадный но­мер: интермедию, песню, танец, куплет и т. д, мы без

Стр. 12

труда обнаружим, что он имеет свою завязку, кульми­нацию и развязку, то есть законченную драматургию.

Но поскольку отдельный номер продолжается в кон­церте всего несколько минут* его драматургия всегда построена напряженно и пройдет в весьма ограничен­ное сценическое время. Завязка номера — короткая. Действие развивается быстротечно, со стремительной сменой ритмов. Концовка — чаше всего неожиданная 1.

Так вот — ограниченность,— а точнее, Спрессованность! — времени сценического действия — первое из «условий игры» на эстраде.

Именно она диктует режиссеру и исполнителю оп­ределенную задачу при создании сценического образа и построении действия. Исполнитель уже в самом на­чале своего появления на сцене должен сразу завла­деть вниманием зрителей. Зритель сразу должен по­нять, с кем он имеет дело: кто и что за персонаж пе­ред ним. У эстрадного исполнителя, в отличие от ак­тера драматического, нет времени на «раскачку», на «подъезды» к образу, нет возможности для постепен­ного раскрытия характера своего сценического героя, персонажа. Счет у эстрадного актера идет даже не на минуты, а на секунды.

Такая особенность, такие «условия игры» требуют от режиссера и исполнителя не только точности идей­ного замысла, безжалостного отбора режиссерских и актерских приспособлений, которые должны быть пре­дельно лаконичными и выразительными, требуют не только поиска наиболее яркого и броского сценическо­го действия, напряженного ритма и четкого темпа, тре­буют не только воспитания у актера умения быстро «входить в образ», но и определенного подхода в ре­шении и создании сценического образа.

Эстрада, как и агитбригада, отличается от театра и способом общения со зрителем.

Большинство эстрадных (как и агитбригадных) номеров построено и предполагает прямое общение ис­полнителя со зрителем. Если театр еще может сущест­вовать без прямого контакта со зрителем, то эстрада (агитбригада) — нет. И в самом деле. Если в

______________________

[1] Неожиданный поворот драматургического действия, его внезап­ность играет значительную роль в создании комического эффекта.

Стр. 13

драматическом, оперном, балетном спектаклях для актера ос­новным объектом его общения является партнер по сценическому действию, а зритель как бы со стороны следит за развитием этого действия, сопереживая вме­сте с актером, то на эстраде зритель—партнер испол­нителя, соучастник его действия.

В монологе, фельетоне, частушке, песне — в любом номере эстрадный актер, как правило, обращается к зрителю, апеллирует к нему, ищет у него сочувствия или осуждения. Причем «здесь», «сейчас», непосред­ственно во время исполнения. Даже когда актеры об­щаются между собой (как, например, в парном кон­ферансе), их общение, по существу, построено на свя­зи со зрительным залом, идет как бы через зрительный зал. Вспомним выступления Тарапуньки и Штепселя или Мирова и Новицкого. Каждый из них, разговаривая с партнером, все время призывает зрителей в «свидете­ли», ищет в них «союзников». Эстрадное выступление (как и агитбригадное) все держится на ежесекундной связи артиста со зрителем. (Умение «захватить» зри­тельный зал является одним из важнейших качеств ар­тиста эстрады.)

Но формула «зритель — партнер актера» не пред­полагает обязательный «выход» актера «из образа». На эстраде актер либо общается со зрителем от свое­го лица (что бывает чаще), либо «в образе», как с партнером, который участвует в действии, как свиде­тель, или судья, или поверенное лицо. На эстраде зри­тель-партнер чаще всего союзник, единомышленник актера. И их отношения носят дружеский характер.

Зритель—партнер исполнителя — второе важное '«условие игры» на эстраде (агитбригаде), которое не­обходимо учитывать исполнителю и режиссеру при ра­боте над номером, ролью, представлением.

Еще одним особенным «условием игры» на эстраде является то, что актер во время исполнения номера не прячется за театральный костюм образа, не прибегает к характерному гриму 1. Ему не помогают ни декорации, определяющие время и место действия, ни специально

_____________________

[1] В данном случае речь идет не о масках, к которым иногда прибегают эстрадные исполнители и режиссеры для создания гро­тескового, карикатурного образа.

Стр. 14

созданная режиссером с помощью театральной техники сценическая атмосфера. Оставаясь в момент исполнения номера с глазу на глаз со зрителем, эстрадный актер может надеяться только на себя, на свое мастерство.

Искусство эстрады — это прежде всего искусство ярких, своеобразных артистических индивидуальностей. Если в театре актер — главная фигура спектакля, то на эстраде он — единственная! Вот почему на эстраде не должно быть, мягко говоря, «вторых актеров». Любой артист эстрады — это солист. Даже когда он выступает не один, а с партнером (в парном конферансе, интерме­дии, миниатюре, скетче и т. д.). Вспомните М. Миронову и А. Менакера.

Но индивидуальность на эстраде (как и в любом виде сценического искусства) —это не внешний приз­нак, отличающий одного актера от другого, не раз и навсегда установленная маска (характер и облик пер­сонажа, от лица которого эстрадный актер выступает постоянно), а прежде всего индивидуальность творческая, где ярко сочетаются хорошо развитые природные данные (темперамент, интонационное богатство, пла­стическая выразительность) с умением передавать глу­бину содержания исполняемого произведения с точных гражданских позиций, в характере и манере, свойст­венной только данному актеру.

Умение разговаривать или петь на сцене еще не де­лают исполнителя артистом. Артист — это не только богато одаренная натура, а, прежде всего,— личность, которая, каждый раз выходя на сцену, должна в те­чение минимального времени создать завершенное про­изведение искусства (образ), в манере, свойственной только ей.

Отступление второе, очень важное.

Актер в агитбригаде

Если агитбригада живет по законам эстрады, то последнее «условие игры» вроде бы невольно стано­вится непреодолимым препятствием для режиссе­ра, исполнителя, да и вообще для агитбригадного творчества. В самом деле, много ли найдется сре­ди участников агитбригад людей, блестяще

Стр.15

владеющих актерской техникой, мастерством, да еще обладающих разнообразными способностями? Ко­нечно, единицы.

А на практике мы видим, что агитбригадное движение не умирает, а, наоборот, год от года рас­тет, ширится и, беря все лучшее от своих предшественников, от смежных искусств, развивается и успешно действует.

В чем же дело? Может быть, все-таки агит­бригадное творчество не подчиняется законам эс­традного искусства?

Нет, подчиняется!

Но, живя по этим законам, оно в то же время имеет и свою специфику.

За последние годы мне привелось видеть сотни самых разнообразных агитбригад. Одни из них выступают более успешно, другие—менее. Но всем им присуща одна особенность — когда мы смотрим представление агитбригады, то воспри­нимаем его не как выступление отдельных, выхо­дящих на сцену актеров: Петрова, Иванова, Си­дорова и т. д., а как единого актера. И не по­тому, что в агитбригадных представлениях его уча­стники большую часть сценического времени дейст­вуют одновременно: декламируют, поют или произ­носят приветствия и лозунги. Нет. А потому, что исполнители предстают перед нами (зрителями), как многоликий, разнообразный, темпераментный, задорный и веселый коллектив, действующий от од­ного имени — агитбригады! То есть мы восприни­маем участников агитбригадного представления, как сплав, как единый образ, как одного синтети­ческого актера, который владеет целым арсеналом самых разнообразных сценических приемов и которо­му под силу решать самые трудные и различные твор­ческие задачи. В этом нет ничего удивительного или сверхъестественного, так как в нем, этом ак­тере, переплелись дарования всех участников. Один наделил его умением петь, второй — танцевать, третий — декламировать и т. д.

Этот собирательный образ актера в агитбри­гаде обладает еще одним, присущим только ему качеством. Он-то и есть положительный герой

Стр. 16

представления. Не только потому, что участники агитбригады, как правило, передовики производ­ства, активные общественники, но и прежде все­го потому, что в каком бы образе агитбригадчики ни представали перед зрителями, они всегда оста­ются самими собой. У участников агитбригадного представления постоянно есть свое единое, ярко выявляющееся отношение к событиям, происходя­щим на сиене. Они от лица положительного героя представления как бы говорят зрителю: «Вот это хорошо. Подражайте ему. А это—плохо. Боритесь с ним вместе с нами»...

Любой факт, событие, разыгранное агитбри­гадой на сцене, всегда наделено гражданским от­ношением к нему. Кстати, эта особенность — одна из важнейших сторон творчества эстрадного ак­тера. Даже когда он выступает в образе, создает сценический характер, всегда за ним можно раз­глядеть собственное лицо актера. Вернее, его от­ношение к образу, к факту, событию.

Режиссеру агитбригады не следует забывать и то, что в искусстве эстрады черты персонажа, как правило, сливаются с чертами самого исполните­ля как личности, с его нравственными и морально- этическими качествами. Вот почему участник агитбригады, как и артист эстрады, обладая оп­ределенными сценическими способностями: выра­зительностью, музыкальностью, развитым чувст­вом ритма, темпераментом, заразительностью, хо­рошей дикцией, фантдзией, наблюдательностью, чувством юмора, владея элементами актерского мастерства,— должен быть подготовлен не только профессионально, но и идейно. Должен разбирать­ся в вопросах внутренней и внешней политики партии, быть ее ярым пропагандистом. Ведь каж­дый участник агитбригады не только актер, но и агитатор. Вряд ли будет по-настоящему действен­ным выступление агитбригады, если ее участники в жизни сами не будут примером для сидящих в зале, не будут наделены острым чувством ответ­ственности и гражданственности.

Агитбригада — это всегда взволнованный еди­ный актер — Человек-Гражданин, который

Стр. 17

выходит на сцену, чтобы бороться со всем косным и утверждать передовое.

Публицистика — острая общественно-полити­ческая актуальность затрагиваемых проблем — один из основных признаков как эстрадного, так и агитбригадного творчества 1. Но достигает она результата, становится действенной лишь тогда, когда режиссер и исполнитель, страстно проник­нутые мыслью произведения, одержимы стремле­нием выразить в выступлении свое (свой разум, чувство, гнев или восторг) отношение к явлению, факту. Только в этом случае произведение, создан­ное исполнителем с помощью режиссера, обрета­ет гражданский пафос. Равнодушие же убивает существо публицистики и приводит к выспреннос­ти исполнения, к рассудочности, а в конечном счете — к скуке.

Конечно, специфика восприятия творчества в • агитбригаде ни в коей мере не означает, что агит­бригаде не нужны яркие индивидуальности, яркие дарования. Наоборот. Чем их будет больше — тем лучше; тем более глубоко и серьезно, а глав­ное, более выразительно и ярко агитбригада смо­жет решать творческие вопросы.

Конечно, режиссер, работая в агитбригаде,

должен прилагать все усилия, все свое умение к тому, чтобы как можно полнее, глубже развить индивидуальные способности, актерскую технику каждого исполнителя. Угадав творческие возмож­ности исполнителя, режиссер обязан не только раскрыть их во всей полноте, но и научить участ­ника агитбригады владеть несколькими эстрад­ными жанрами. Последнее (владение несколькими эстрадными жанрами) очень важно для участни­ка агитбригадного представления, потому что ему (в отличие от эстрадного актера, который выступает в программе только со своим номером и обычно не принимает участия в других) приходится

____________________

1 Публицистическая страстность, свойственная выступлениям агитбригад, рассчитана не только на художественный успех, а и па немедленную реакцию аудитории. Велико число случаев, когда после выступлений агитбригады принимались действенные меры по исправ­лению недостатков: подтягивались нерадивые, наводился порядок в «толовой, общежитии, ремонтировались дороги и т. д.

Стр. 18

принимать участие в нескольких, а порой и во всех номерах представления.

Но, работая над номером, над постановкой все­го агитбригадного представления, режиссер и его участники всегда должны помнить, что успех их выступления, их представления зависит от того, на что устремлены творческие силы исполнителей: то ли на создание только своей роли, своего обра­за, то ли на создание всего представления, где каждый вносит частицу своего дарования в общее дело. И тогда-то оказывается: то, что было не под силу одному исполнителю, под силу всему коллек­тиву.

Стр. 19



Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты