КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Святая Гора, 5 декабря 1980 г.Возлюбленный и радостный мой ангелочек, золотая моя Виктория. Желаю тебе всей душой быть похожей на твою бабушку. Ты получила ее имя, получи и ее благодать. Пришло два твоих радостных письмеца. И теперь я тебе отвечаю. Я и без того, что ты мне написала, знаю свою обязанность, то есть молиться за тебя. Каждый вечер я благословляю тебя, чтобы ты стала хорошей девочкой, чтобы смотрели на тебя родители твои и радовались. Будь хорошей ученицей. Пусть тебя хранит Пресвятая Дева и возьмет тебя в Свои объятья, и просветит тебя на всякое добро, и покроет тебя от всякого зла. А чтобы все это совершилось, нужно чтобы не только я молился, но чтобы и ты просила об этом нашу Пресвятую Деву. Святые не стали святыми сами по себе, но с помощью Богородицы. Они просили днем и ночью Пресвятую о помощи, и Она помогла им стать святыми. Василий Великий, святой Златоуст, святой Афанасий и много других святых стали святыми с помощью Пресвятой Девы. Нет нужды мне писать тебе об этом подробно. Святой Нестор (память его 27 октября), по молитве святого Димитрия, победил Лия. Святой Роман (1 октября его память) был совсем не музыкальный человек, а стал самым лучшим песнопевцем. Так что давай вместе попросим Богородицу - ты оттуда, а я отсюда. Относительно пианино что тебе сказать? Ты ударила по струнам моей души, моего старого желания, моей детской влюбленности. Еще и сейчас, в возрасте 68 лет, когда слышу слово "пианино", сразу плачу. Мы, я и твой дядя Нонд, горели желанием учиться играть на каком-нибудь инструменте: Нонд на мандолине, а я на скрипке. Но бедность нашего дома не позволила нам это сделать. Так мы остались сиротами. Говорю тебе от всей моей души - учись играть на пианино. Уговори свою маму, чтобы ты могла учиться играть на пианино. Только лишь слышу: Бетховен, Лист, Вагнер и так далее, сразу же взлетает моя душа. Заканчиваю и отечески целую тебя. Твой дядя Ефрем. Катунаки Святой Горы, 4/17 октября 1985 г.
Достопочтеннейшая во Христе сестра Феодора. Желаю тебе, чтобы Пресвятая Богородица распростерла Свой омофор и всегда им тебя покрывала. Получил твое письмо, но задержался с ответом, потому что я болею. Смирение, чистота и простота твоего письма меня весьма умилили, поэтому и пишу тебе. То, что ты хочешь стать монахиней, то есть невестой сладчайшего и прекраснейшего Иисуса, это не мало. Это призвание Божие. Жених твой, Иисус, призывает тебя, как Он призвал апостолов. Прислушайся и ты к Его зову. Оставь все мирское, отрекись от него, возненавидь мир, исторгни его из сердца своего и возлюби только Иисуса. День и ночь думай о Нем, читай молитву: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, Иисусе Христе, помилуй мя, дражайший Иисусе мой, помилуй мя. Всесветлый, сияющий Женише мой, помилуй мя. Все в мире - нищета, богатство - на Небесах. Куда бы ты ни пошла, где бы ни сидела, где бы ни находилась, не оставляй Иисусову молитву, читай ее постоянно. И вскоре, в зависимости от твоей чистоты, ревности и желания, Он придет, и ты лучше почувствуешь, как Он сладок, как прекрасен, как возлюблен. Когда будешь постоянно читать Иисусову, зажжется внутри тебя Его любовь, радость и ты будешь вопиять, что "самый счастливый человек в мире - это я". И это еще ничто, всего лишь камешек с морского побережья, есть и другое, куда более значительное. Увидишь другие духовные горизонты, другую духовную пищу, другое духовное одеяние, другие духовные видения и прочая, прочая, о котором мне нет нужды говорить тебе, потому что ты это встретишь сама, молясь Иисусовой молитвой. С этой маленькой, но всесильной молитвы начинали святые Отцы и стали светилами Церкви, учителями вселенной, и возблагоухали их мощи. Читай Иисусову, чистая голубица, девственная юница, белоснежная невеста Сладчайшего и кротчайшего Иисуса, и обретешь духовное восхождение. Желаю тебе успеха. Необходимо, однако, и понуждение, и терпение, и настойчивость. Благодать не задержится - придет. С отеческими пожеланиями, отец Ефрем. [ Перевод письма-фотографии] Уважаемая, любимая, золотая, сладкая моя мамочка. С большой любовью и глубоким почтением целую твою ручку, испрашивая твоих молитв. Я все думал, что тебе послать из своей пустыни и не нашел ничего лучше четок, поэтому и посылаю их тебе, благо нашлось с кем. Еще прошу меня простить, что, сам того не понимая, я тебя опечалил. Когда размышляю об этом - схожу с ума. Но что хорошего может ждать мамочка от своего блудного чада? Чада глупого, Чада безумного, Чада сумасшедшего. Что другого ждать от него? Но, как мамочка, ты прости его. Целую твои ручки, Целую твои глазки, Целую твое сердечко. Доброго тебе Поста и с наступающей Пасхой. Твое грешное чадо Ефрем.
[ Этим письмом старец Ефрем старается воодушевить новое братство, которое только что возникло в монастыре Ватопед] Возлюбленная во Христе душа моя, чадо мое отец А. С большой любовью, отечески обнимаю тебя. Молясь за ваше братство, вижу, что вы встречаете много трудностей. Много камней, и больших, вы встретили на своем пути. Дошли даже до отчаяния, и усталость подступила к вам. Да, все это правда, но, если будете иметь в виду, что Пресвятая Богородица вас послала сюда, тогда все выше сказанное ничего не значит. Пречистая Матерь вас призывает к нелегкому труду - подвизаться с ревностью и без устали. Будем всегда оптимистичны, всегда радостны, потому что мы находимся в послушании у Пресвятой Девы. Совсем не просто повернуть старое дерево так, как ты хочешь. Все они хорошие, старые монахи Ватопеда (я бы отважился даже назвать их благоухающими цветами Святой Горы), но немного резкие, негнущиеся, жесткие. И это потому, что провели много лет, живя по своей воле. Но и они - дети нашей Пресвятой и хотят спастись. Наша задача сейчас - это послушание им, большое терпение и сильная молитва за них. Если вы нуждаетесь в 10 "градусах" молитвы, то ватопедские отцы - вдвойне, в 20-ти. Я, отсюда, со своего места, вот что чувствую: не успею закончить молитву, как она сразу же поглощается вами. Так что понимаю, какую нужду вы имеете в духовной помощи. Тот, кто сказал: "Даждь кровь, чтобы получить Дух", -знал, что говорил. "Учения труды многие и горькие, но плоды сладки". И святые Сорок мучеников говорили: "Терпяще настоящая доблественне, радующася надеемыми"5) и т. д. Пришел час не только читать об этом, но и действовать. Будем всегда молиться за ближних своих, и тем более за тех, кто находится рядом. Вначале, всегда так-очень тяжело, но когда придет время пожинать плоды - будем радоваться. В надежде на будущую жизнь, на воздаяние, на райскую сладость все нынешние печали переносим и терпим с великой радостью. Так и вы размышляйте. Имейте в виду, что придет день, когда ватопедские монахи будут вас благодарить и целовать, как детей своих, потому что вы их спасли, исправили, так как вернули монастырь к общежительной жизни. Поэтому все трудности, которые вы встречаете, все препятствия, все проблемы понесите безропотно и с благодарностью. Итак, желаю вам смелости и отваги, благодать победит и восторжествует. Пречистая Дева - ваша Помощница. Пребывайте всегда, без устали, с ревностью, в послушании Ей. Понуждайте себя к исполнению заповедей Ее. Аминь. С отеческими молитвами, иеромонах Ефрем Катунакский.
[Данное письмо принадлежит к числу тех писем, в которых Старец общается с детьми на понятном для них языке] - Добрый день, малыш. - Добрый день, батюшка. - А не скажешь ли ты мне, что это за город такой? - Батюшка, это Фивы. - Фивы? Не узнать их теперь. Малыш, не знаешь ли ты, Константина, который работает в банке? - Батюшка, это мой папа! - Это твой папа? А ты кто такой? - А я Георгий - старший его сын. А ты, батюшка, может, отец Ефрем? - Да, дитя мое, я отец Ефрем, но откуда ты меня знаешь? - У нас дома, в комнате моего папы, есть твоя фотография, и я по ней тебя узнал. Батюшка, а можно я поцелую тебе руку? - Ты поцелуешь мою руку, а я тебя поцелую. Чмок-чмок. - Батюшка, давай пойдем к нам домой, и папа, и мама очень обрадуются, когда тебя увидят. - Сейчас не могу, спешу на Святую Гору. В другой раз, когда приеду, приду к вам в гости. Я просто пришел узнать, как поживает твой папа. Прошло уже около двух месяцев, и нет ни одного письма от него, я забеспокоился, может, что-то случилось, может, он болен. Я ему написал так много писем и не получил ни одного ответа. - Батюшка, не обижайся на моего папу. Он не болен, он здоров. Но только он жалуется, чуть что случится. - Может, ты знаешь, есть ли у него какая жалоба на меня? - Батюшка, он тебя очень любит, все время о тебе нам говорит. - Я хочу тебя попросить кое-что сделать для меня. - С удовольствием, батюшка. - Я сейчас уйду, а ты, когда вернешься домой, поцелуй своего папу от меня и скажи ему, что я обижаюсь на него, потому что он мне не пишет, ни на Рождество Христово, ни на Новый год не написал мне. И я начинаю беспокоиться, почему же он мне не пишет. А теперь, давай я тебя поцелую, прекрасное мое чадо, я уже опаздываю, как бы не упустить поезд. - Батюшка, и я хочу кое-что тебя попросить - поминай меня в своей молитве. - Я всегда молюсь и за тебя, и за твоего брата, чтобы вы выросли хорошими детьми, хорошими христианами, чтобы ваши родители смотрели на вас и радовались бы, что проведут возле вас добрую старость. Мы опять увидимся и даже очень скоро. Так закончился мой сон.
[Письмо, написанное одной госпоже, которая дала отцу Ефрему свою кровь во время его болезни в 1974 году. С тех пор он называл ее мамой.] Многоуважаемая моя, любимая моя, золотая моя, милая моя мамочка! С глубоким уважением и с большой любовью преклоняю колена и целую твои ручки, целую твои глазки, целую и материнское твое сердечко, чтобы ты меня благословила. Аминь. В письме своем ты у меня просишь все наоборот. Мама (о, какое сладкое имя) молится за свое чадо, а не чадо за свою достопочтенную маму. Но когда ты меня заставляешь, я обязан послушаться тебя и помолиться: Бог - Утешитель, Дух мира, Дух любви, Дух сладости, Дух радости, Дух счастья, Дух блаженства, Бог всех любящих Его, Бог - Свет и Светодатель, Тебя просим, Тебя молим, к Тебе припадаем: Приди, приди, приди и к нам, смиренным. Пошли один луч на рабов Твоих и помоги им, и просвети их, и научи их, чтобы и они стали избранными Твоими сосудами, дабы и они унаследовали вечные блага, которые уготовала отеческая Твоя любовь. Аминь. С отеческими молитвами, отец Ефрем Катунакский. Святая Гора, 20/2 января 1988 г.
Возлюбленные во Христе чада мои Георгий и Виктория! Отечески вас обнимаю и целую. Получил вашу посылку после того, как вы приехали из Египта. Весьма вас благодарю. Пишу вам с запозданием, потому что и я переживаю период искушений, и сейчас, когда пишу вам, делаю это с усилием над собой. Даже и не знаю, что вам написать... Долголетний опыт меня научил, что все, что под небом, все есть суета и ложь6). Как я сейчас вижу мир и все мирское? Семьдесят шесть лет шагаю по этой жизни. Хочу уйти как можно скорее. Мир этот полон мук и горечи, и редко, очень редко встречаешь радость. И куда же я пойду? Это тоже большой вопрос. Вопрос скорбный и утомительный... Устает человек в этом мире. Сейчас вспоминаю нашего старца Иосифа, который часто говорил: "Хочу уйти, очень устал. Вся жизнь моя - сплошное мученичество". Это он нам часто говорил, но мы, молодые тогда, не понимали значения его слов. Он умер в 60 лет, а я вступаю в 76-й год. Сейчас только понимаю, что он имел в виду, говоря эти слова. Слова, исшедшие изнутри, из его опыта. Ну ладно, не хочу вас утомлять своими проблемами - у вас и своих хватает. Целую вас по-отечески. Иеромонах Ефрем Катунакский. Катунаки Святой Горы, 6/19 февраля 1988 г.
Возлюбленные во Христе души мои, Елевферий, Евфросиния и Михаил! От души желаю, чтобы Господь наш Иисус Христос послал Ангела Своего и направил стопы ваши и деяния на путь мира, на путь любви, на путь освящения по святой Своей воле. Аминь. Не могу спокойно писать, не могу сдержать самого себя - мне хочется кричать, вопиять отсюда, из Катунак, чтобы вы меня услышали: "Поздравляю, поздравляю, поздравляю вас с новорожденным, будем ему радоваться все вместе!" Не знаю, сколько раз я его поцеловал. Не могу насмотреться на это радостное создание по имени Михаил, которое вам подарил Бог. Вот я и думаю: что же такое хорошее вы, родители его, сделали, что Бог дал вам этого ангелочка? Чадо мое золотое Евфросиния, ты помнишь, что я говорил тебе несколько лет назад: "Евфросиния, ухаживаешь ли ты за своей мамой? В будущем увидишь, какую награду уготовала в душе своей. Сейчас сеешь - завтра пожнешь". Уже сейчас чувствуется молитва твоей матери, в результате чего - это благословенное дитя, Михаил. Ах, какое милое, радостное имя! Вошел в купель - и стал уже сын Божий и брат Христу, наследник Бога и сонаследник сладчайшего Иисуса7).d:\111allrefs\temp-lektsiicom34\БИБЛИОТЕКА\АРХИВ\МОНАШЕСТВО и АСКЕТИКА\Афонский Старец Ефрем Катунакский\efkat\bm07bk Сияет на его лице свет Святой Троицы. Сияет свет Воскресения. Сияет свет Свободы. Сияет свет Сыновства. Сияет свет будущей радости. Возрадовались святые Ангелы, старшие наши братья, радостью великой. Всплеснули руками своими в веселии, славя Бога по вхождении Михаила в благоухающую Православную Церковь Христову, и записали его в книгу жизни на Небесах. Сколько бы ни писал, сколько бы ни говорил, но суть в том, что я не могу достичь полноты этого младенца. "Что будет младенец сей?" (Лк. 1, 66). Бог знает. Во всяком случае, сияющее и благоухающее будущее предуготовляется. Это видно уже сейчас. Чада мои Елевферий и Евфросиния! С рождением Михаила дом ваш вошел или, вернее, поднялся в иную духовную сферу. И я, скудный, худший из всех, отсюда, напоследок, вам желаю: мира и любви, здоровья и радости. Сладчайший Иисус и Пресвятая Дева да будут царствовать в вашей семье. Аминь. Аминь. Буди. Иеромонах Ефрем Катунакский. Радость моя, благословенная малышка и мудренькая учительница. Желаю тебе, всегда да будет Покровом и просвещением твоим Всесвятая Дева. Благодарю тебя, что иногда нарушаешь мое спокойствие, посылая сюда ко мне посетителей из числа своих учеников. Хочу ответить на твое письмо, которое ты передала с господином профессором. Ты пишешь мне, что просишь Господа об избавлении меня от болезней моих, но я хочу попросить тебя, чтобы ты не молилась так, по крайней мере, обо мне. Проси Господа о даровании мне терпения, а не избавления от болезней. Многому нас учат святые Отцы, но еще больше научаемся от нашего скудного жизненного опыта. Вот тебе моя исповедь. Примерно шесть лет назад я был в больнице, в Афинах, по причине случившейся экземы. Когда вышел оттуда, мы пошли поклониться святому Нектарию на острове Эгина. Едва приложившись к святой главе, я сразу почувствовал благоухание. Для себя я это объяснил так, что многие скорби меня ожидают. Так и случилось. Когда мы вернулись в Афины, в Каллифею8), я прилег на кровать и сказал отцу Иосифу: "Я совсем разбит. Мне кажется, что сто человек меня избили палками". С тех пор до сего дня прошли уже годы, как я лежу, тебе это известно. Много лет назад у меня возникла киста копчика, причиняющая ужасные боли. Кистовые свищи, от большой закупорки, начали очень болеть, жечь меня, - это было признаком того, что вскоре должны открыться раны. Опять мучения и другие гнойники страшнее первых. Лежать на правом боку не могу, болит, очень болит. Лежать на левом - не могу. Лежать на спине? Не могу - болит. Что делать? Что будет? Как все разрешится?.. Меня окружили со всех сторон, меня давят зловещие мысли, отвратительные. Бог совсем меня оставил... Язва на ноге, экзема в сгибах ее. И в этом море скорбей, в тупике, вижу самого себя, одинокого, отчаявшегося бороться с горестными и захлестывающими волнами. Ко мне приблизилось и меня захватило отчаяние... Еще и сейчас, если вспоминаю это, - меня всего бросает в дрожь, охватывает ужас. Братии моей ничего не говорю. Внешне кажусь спокойным, тихим, а на самом деле - я находился в аду. Так наставлял меня святой наш старец Иосиф: в Раю ли мы находимся, или в аду, мы не должны проявлять это внешне, - должны всегда казаться бесстрастными. Это состояние длилось 6-7 минут, и вот я как будто различил некий тонкий голос, говорящий мне: "Таким тебя хочет Бог", и я сразу же пришел в себя. И я ответил этому голосу: если таким меня хочет Бог, -да будет благословенно. Только дай мне, Господи, подобающее терпение. Затем я пошел, скорее мертвый, чем живой, к лампадке у иконы нашей Пресвятой Богородицы, взял немного маслица и помазал больные места 2-3 раза - и исцелился. Однако годы проходят, и я, не переставая, болею. Очень часто сжимаю зубы и мычу, чтобы выдержать боль. Остаюсь без сна. Но думаю, что эти испытания - от Бога. Послушай, маленькая учительница, сейчас перехожу к главной моей теме. Прошло уже 7-8 месяцев, как ко мне приблизился одесную Бог. Он открыл мне очи души, и я увидел, сколько пользы приобретаю от этих болезней, как много я зарабатываю и какая награда меня ожидает. "Миллион раз благодарю Тебя, Боже мой. И не перестану славословить Тебя, покуда живу в этом мире. Тебе пою, Тебе поклоняюсь за эту самую болезнь мою, которую Ты мне дал. Безмерна и непостижима по глубине и высоте любовь Твоя. Так Ты мне ее явил, так Ты мне ее указал. Слава славе Твоей, слава любви Твоей, слава милосердию Твоему. Слава бесконечной милости Твоей. Слава Тебе, Слава Тебе, Слава Тебе. Там, внутри, в этой самой ране, Ты есть, Потаенный. И Ты так сильно меня возлюбил? Меня? Саму грязь и зловоние! Но что доброго я сделал, что так много Ты меня возлюбил, давая мне эту рану как знак Твоей огромной любви?" Нахлынула эта волна и длилась три дня и три ночи. Затем ушла. Я летал от неизреченной радости, купался в море духовного счастья... Такое понимание - есть основа, фундамент в различных скорбях, в многочисленных мучениях этой ложной, земной жизни. Поверь мне, что теперь, когда болит, в глубине души скорее радуюсь. И когда боли мои уменьшаются, - возможно, печалюсь. Однако же не пренебрегаю и лечением. Итак, сейчас понимаю из опыта, почему святые радовались в скорбях своих. И первоверховный апостол хвалился в скорбях своих, в болезнях своих и крестом своим.9) Вот почему святой Иоанн Златоуст восхваляет многострадального Иова, в большей степени за то терпение, которое он явил в болезнях своих, чем за то, что в предшествующее время был он и праведен, и милостив, и гостеприимен. Сейчас понимаю из опыта, почему святые скорбями были испытуемы, любят ли Бога, и почему Сам Бог говорит: "Узок и скорбен путь, ведущий в Царство Небесное" (Ср.: Мф. 7, 14). Блаженно усопший Старец наш говорил нам, что вся жизнь его была ежедневное мученичество. Редко были какие-то радости, а так-день и ночь скорбел, печалился, плакал. Скажу тебе иначе. Я думаю (такое имею извещение), что Бог оказал мне великую честь, ниспосылая мне эту рану, эти боли. Потому что радость награды не имеет, тогда как скорбь - имеет. "Ты получил уже доброе твое в жизни твоей" (Лк. 16, 25). С надеждой на эту награду и терплю с Божией помощью. Это правда, что внешне, телесно болезную, переношу страдания, мучаюсь, но в глубине души - радуюсь. Не забываю, однако, позаботиться и о лечении, терапии различными лекарствами с помощью врачей, диетой, другими способами, которые мне подсказывает рассуждение, -чтобы выздороветь. Вчера во время литургии к нам пришел один очень хороший псалтис10). И когда он пел, я подумал: "Ты, отец, поешь и радуешься, и это преподносишь Богу; я же болезную, страдаю и вот только эту боль имею в служение Богу, дабы Он меня помиловал". То, что каждый из нас имеет, то и принесет в жертву Богу, но есть большая разница между радостью и печалью, здоровьем и болезнью, днем и ночью. Если ты говоришь, что любишь Бога, приими и знак любви Его, который есть крест Его. Ты получишь его в этой жизни, этот дар, который и есть любовь Его. Как учишься понимать, что Бог любит тебя? Через скорби, которые Он дает тебе. Если мы хотим быть Его учениками по существу, не только на словах, но и в делах, то подобно нашему Первоначальнику, взошедшему на Крест, должны взойти и мы11). "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16, 24). Имеется в виду крест скорбей, мук и слез. В день Судный кто что имеет из того, что претерпел в этой жизни за Христа, - то и представит. И блажен будет тот, кто претерпел тяжелый крест многих страданий. Бог да простит мне мою чрезмерную болтливость. Да будет благословенно имя Его во веки веков. С отеческими пожеланиями. Иеромонах Ефрем Катунакский 20 июля 1989 г. Святая Гора, 6 марта 1989 г., Воскресенье Торжества Православия.
Благословенная, радостная и возлюбленная моя душечка Александра. Желаю тебе, чтобы Пресвятая Дева посетила твой домик и подарила Свою благодать, любовь, мир, радость и здоровье. Получил недавно твое письмо и весьма опечалился, но одновременно и обрадовался. Опечалился, потому что страдаешь и мучаешься телесно. Обрадовался, потому что осознал твою душевную красоту, душевную добродетель и поверь мне, что я тебя ублажаю, тебе удивляюсь и тебе завидую. Если Бог дал тебе такой большой крест, это значит, что ты его достойна. Тебе он принадлежит, для тебя он предназначен. Велик крест - велика и слава на Небесах. Не думай, что мученики - это только те, кому один раз отрезали голову, потому что не отреклись от Христа. Мученики и другие - те, кто не отрекался от добродетели, от терпения. Первые мученики один раз пострадали, другие же все время понемногу страдают. "Считают нас за овец, обреченных на заклание". "За Тебя умерщвляют нас всякий день", - говорит Священное Писание (Рим. 8, 36; Пс. 43, 23). Это бескровные мученики, добровольные мученики. Невидимые для мира, но явные для Бога. О! Блаженное чадо мое, Александра! Христова ученица истинная. Сладчайший твой Жених взошел на Голгофу, на Крест. И ты каждый день и каждый час распинаешься. Представляю, сколько ты будешь молиться, с какими слезами будешь умолять Его, чтобы Благость Его просветила душу Н., потому что он твой муж, он брат наш, но сошел с правильного пути. Он добрая душа, но не уследил за самим собой. Дитя мое, ты его спасешь. Тайно, незаметно даже для него самого; душа его умоляет, просит тебя, чтобы ты ему помогла. Душа его плачет. От тебя зависит, чтобы он стал добрым, нежным, смиренным, кротким. Ласковым словом, нежностью, любовью, скромностью своего поведения ты переделаешь его, - и будешь как святая Ермиония. Ермиония была избранная душа, но вышла замуж за неверующего человека. И сколько она ни старалась, не могла его убедить, чтобы уверовал и он во Христа. Когда Ермиония родила первого ребенка, он сказал ей: "Ермиония, какой подарок сделать тебе по случаю той радости, которую ты доставила мне рождением этого младенца?" Ермиония сказала: "Уверуй во Христа". Это было все равно, что говорить с глухим. Когда она родила второго ребенка, опять было то же самое: "Ермиония, какой подарок сделать тебе?" Ермиония опять ответила: "Уверуй во Христа". Но глухому, сколько в дверь ни стучи, - впустую, нет и речи, чтобы тебя услышали и открыли. Однажды, случайно, попал в его руки дневник Ермионии, где он прочитал: 22 такого-то месяца: Сегодня очень много молилась за моего Георгия, чтобы Бог просветил и эту душу. 23 число: Много слез пролила сегодня Богу за моего Георгия. 24... 25... И тут уж благодать коснулась его, и он закричал от всей души: "Ермиония, Ермиония, ты победила, ты победила!" Вот так, дитя мое Александра, однажды случится и с тобой. Требуется лишь многое терпение. И как Георгий оплакивал грехи своего прошлого и просил прощения сначала у Ермионии, жены своей, а потом у Бога, вот так же, мужественная моя Александра, как показывают обстоятельства, попросит прощения и твой Н. у тебя и у Бога, и тогда все решительно изменится. Я желаю тебе этого. В эту борьбу ты входишь победно, как истинная ученица сладчайшего нашего Иисуса, который Крестом Своим победил диавола. Итак, мужайся Александра, победительница и триумфатор. Со многими отеческими пожеланиями, иеромонах Ефрем. [ Одна девушка, по имени Екатерина, при попытке спасти свою утопающую подругу, утонула. По традиции через несколько лет после смерти останки с кладбища переносятся в дом. Ее останки сильно благоухали. Частицу мощей послали и отцу Ефрему. Это событие и послужило причиной написания письма] Святая Гора, 20/2 октября 1989 г.
Возлюбленные во Христе души мои, Георгий и Виктория! С большой любовью вас обнимаю и по-отечески целую. Желаю, чтобы Пресвятая Дева всегда имела вас под Своим покровом. Аминь. Получил этот бесценный, небесный, неземной подарок. Очень вам благодарен. Воистину существуют в жизни каждого человека часы, даже мгновения, которые являются как бы предначертанием не только предстоящей земной жизни, но и жизни вечной, на Небесах. Несмотря на свой малый телесный возраст, Екатерина, шестнадцатилетняя девочка, была взрослой духовно. Вот она и заработала раз и навсегда Рай. От одного стаканчика вина распознаешь, что в целой бочке. По маленькому кусочку материи можно судить обо всем рулоне. Так мы можем сказать и про эту освященную душу, святую Екатерину. Екатерина, Екатерина, святая Екатерина. Блаженна носившая тебя и сосцы, питавшие тебя. 12) Как много ты нас смирила! Как многому ты нас научила! Как много ты имела добродетелей, тайных от нас, людей, но явных для Бога! И теперь Бог о тебе засвидетельствовал, тебя обнародовал. "Пожив мало, исполнилась лет многих, была взята, дабы недоброе не изменило совести ея" (Ср.: Прем. 4, 11-13). Подтверждение этому видим и в Екатерине. Возрыдала Пресвятая Дева, когда увидела возлюбленное Чадо Свое на Кресте. Но обрадовалась, когда увидела Его воскресшим. Опечалилась и госпожа Ангелики, когда увидела дитя свое мертвым. Но обрадовалась и радуется, что удостоилась стать матерью святой. Ангелики, как я тебе завидую!.. С отеческой любовью, отец Ефрем Катунакский. Святая Гора, 22 января 1990 г.
Благословенная душа, Анастасия! Желаю, чтобы Пресвятая Дева пришла в ваш дом и одарила вас Своей благодатью, распростерла бы Свой святой омофор и покрыла всех вас. Аминь. Получил твое, с болью написанное письмо, и пишу тебе ответ. Ты просишь меня помолиться, чтобы ты вышла замуж и смогла бы иметь семью. Не ты одна решаешь эту проблему, есть и другие девушки, и с другими проблемами, еще большими. Мое дело - это просить Бога, чтобы и на тебе, и на других девушках исполнилась воля Божия, а не диавола. А какова эта воля? Бог знает. Видим, что всякое происходит в мире. Видим, что одни выходят замуж рано, другие поздно. Одни рожают много детей, другие мало, а третьи совсем не имеют. Одни богаты, другие бедны. Сейчас, когда пишу тебе, я вспомнил отца моего. Он был крестьянин. Идя по полю, он встретил одну старушку, которая сильно плакала, и он спросил ее: "Бабуля, чего ты плачешь?" "Ах, не спрашивай, дядя Янис. Народ распустил слух, что моя дочка мужеподобная, и теперь я не могу выдать ее замуж". "Послушай, бабушка, - говорит ей отец мой, - пойди в церковь и попроси Пречистую, чтобы Она Сама управила твою дочь". Прошло немного времени, не знаю сколько, но только пришла в Фивы эта старушка и стала искать наш дом. "Где тут дом Яниса Папаникиты?" "Вот он", - ответили ей. Вошла она и, когда увидела моего отца, радостная, подала ему корзину яиц, говоря: "Дядя Янис, возьми эти яйца. Все сделала, как ты мне сказал, и выдала замуж свою дочь". Вот так же и ты. Проси Пресвятую Богородицу, чтобы она решила твою проблему, и будем верить, что благодать Ее утешит тебя, и ты устроишься должным образом. Много раз мы стучались в двери Ее материнской любви и верим, что Она нас услышит. Не существует проблемы, которую не могла бы решить Ее благодать. Здесь, по соседству, в Халкидики13), одна женщина очень сильно просила меня помолиться, чтобы она родила ребенка. Я ей написал так же, как сейчас тебе. Сейчас уже 5-6 дней, как я получил ее письмо, в котором она, радостная, сообщает мне приятное известие: "Батюшка, я родила сына". В Салониках то же самое. Одна пара многие годы не могла заиметь ребенка. И вот, примерно с месяц назад, как пришел к нам ее муж, радостный, и сказал мне, что жена его уже 2 месяца, как беременная. Бесчисленны чудеса Пресвятой Богородицы, когда мы просим Ее с душевной болью. Потому что и Она знала боль своих родителей, когда они были бесплодными. Не устает Пресвятая Дева выслушивать нашу боль. Как же много раз я просил Пресвятую по разным моим проблемам! И она меня слушала. И старец наш Иосиф (он почил в 1958 году) с плачем просил Ее, и Она, явившись ему, сказала: "Зачем ты отчаиваешься? Надейся на Меня". Я вам желаю скорого успеха. Аминь. Отец Ефрем. Катунаки Святой Горы, 5/18 февраля 1990 г.
Возлюбленное во Христе дорогое мое чадо, радостное мое дитятко Николай! С великой любовью, отечески, обнимаю тебя и молю Пресвятую Деву прийти в ваш дом и одарить всех вас Своею благодатью. Аминь. Вкладываю в это письмо еще письмо для врача, и после того, как ты его прочитаешь, заклей его и отправь ему. Николай, чадо мое Николай, не могу насытиться, называя тебя своим чадом. Я хочу, чтобы ты услышал меня, чтобы ты понял меня. Я не желаю иметь связи с большим числом людей. Я оставил мир и я - монах. А что это значит - не все могут понять. Сейчас я вижу, что могу потерять мирность, тишину, простоту своего монашества. Мне достаточно тебя, драгоценное мое чадо, одного ТЕБЯ. Если сегодня один, завтра другой присылают мне пожертвования, подарки, - тогда прощай моя молитвенная жизнь и вообще спасение. Не для того я ушел в пустыню, чтобы нагружаться обязанностями и долгами. Мне достаточно моих грехов, чтобы попасть в адские муки. Все это я тебе пишу для разъяснения, чтобы ты не принимал ни от кого для меня пожертвований14). Только от тебя принимаю и от родителей моих монахов - и ни от кого другого. Если же какой-то знакомый нам человек хочет что-то прислать нам, тогда ты спрашивай меня или по телефону, или письмом. Наступает какой-нибудь праздник, и вместо того, чтобы получить пользу, мы повреждаемся телесно и, в большей степени, душевно, духовно. Нагружаемся обязанностями и долгами. Дитя мое, драгоценное мое чадо Николай! Думаю, что ты меня понял, и надеюсь, что в будущем мне не будет нужды писать тебе то же самое. И кое-что еще. Когда приезжаешь, не привози нам целый мешок хлеба. Достаточно с нас твоих фруктов. Драгоценной нашей Николетте передай мои отеческие пожелания, а детишкам - множество поцелуев. С отеческой любовью, Ефрем.
|