КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Святая Гора, 4/17 мая 1992 г.
Возлюбленные мои чада, Георгий и Виктория, Христос Воскресе! Только сейчас начинаю приходить в себя, и первая моя забота, первый мой помысел о вас, написать вам. Очень близко увидел очами души моей смерть, тогда вам и написал. Но, как видно, я не был готов, не пришел еще мой последний час, и поэтому Бог изменил решение. В той борьбе, в которой я находился, я попросил своих братьев пособоровать меня. Мне вспомнился случай, когда мы соборовали Николая, и он чудесным образом сразу же выздоровел. То же самое случилось и со мною. На следующий же день произошло изменение к лучшему, и сейчас, день за днем становлюсь здоровее. Раны почти закрылись, прежние боли не мучают, ничего не болит, начинаю выходить и работать во дворе. На самом деле, я хотел бы иметь возможность скорее увидеть вас в последний раз, попрощаться, потому что хоть и чувствую себя хорошо, но становлюсь все тяжелее. Мне 80 лет и чем дальше, тем все более не вижу и не слышу. Чувствую, что не имею, как бывало раньше, эту силу, эту охоту, эту ревность. Теперь иначе все вижу в старости моей - все суета, все ложь, все сон. Вот, пожалуйста, приклеил на свое письмо марку вверх ногами. Отечески вас лобызаю. Отец Ефрем. [ Находящемуся при смерти монаху, страдающему от рака. Это единственное письмо, которое было продиктовано - все остальные старец писал собственной рукой] Катунаки, Святая Гора, 4. 2. 93 г.
Возлюбленный о Христе брат мой, отец Иеремия. С великой любовью братски обнимаю тебя и желаю, чтобы Господь Бог послал Ангела Своего даровать тебе дух терпения, дух веры и доверия к Богу. Вчера получил твое письмо и сегодня утром спешу тебе ответить. Три месяца назад я ездил в Афины, и мне сделали операцию катаракты на глазах. Зрение еще не вернулось ко мне, и я не вижу, поэтому и прошу Николая написать тебе то, что я продиктую. Будь достоин имени своего - "Богом возвышенный"17). С мучениками призвание твое, со святыми удел твой. Скажу тебе по правде. Я ублажаю тебя и тебе завидую, взирая с упованием на плод твоего испытания. Многая любовь Божия к тебе привела тебя на эту Голгофу. Святой Златоуст составляет два похвальных слова многострадальному Иову. Не восхваляет его жизнь до перенесения испытаний, когда он был благочестив, гостеприимен, отвращающийся всякого зла, но превозносит его в терпении, явленном в испытании, посланном от Бога. Во время оккупации18) некий бедняк-отец, обувщик, шил обувь и отдавал ее своей дочери продавать в соседних селах. Девчушка в любую погоду, сама босая, ходила по деревням и продавала. Когда голодная, когда холодная, когда днем, а когда и ночью. В конце концов она зачахла (заболела туберкулезом). Незадолго до смерти ее успели постричь в монахини и назвали ее Анисия. Так вот, когда было перенесение ее останков, то они благоухали. Вот какой результат принесло терпение в скорбях. В моей деревне была одна похожая душа, Василики ее звали. Из-за того, что она была крепкая девочка, отец брал ее на выездные работы вместе с собою. От многих трудов ее здоровье сильно подорвалось и в конце концов она умерла. Один сосед ее, очень благочестивый человек, молясь, как-то раз увидел пять-шесть Ангелов, славящих Бога. И среди них была и эта душа. Вот чего она своим терпением удостоилась. И старец наш Иосиф нам часто говорил, что вся жизнь его была страшным мучением. А как почтил его Бог - заблагоухали его мощи! Мы желаем по молитвам святого нашего Старца и тебе "того же". С братской любовью, иеромонах Ефрем Катунакский. [Слово, произнесенное Старцем в монастыре Симонопетра во время монашеского пострига] Возлюбленные во Христе братья! Хотелось бы и мне, в подобие двух лепт вдовицы19), сказать два слова на постриге нашего брата Ефрема. Но прошу любовь вашу не обращать внимания на слог моей речи, ибо я безграмотен. Всего лишь гимназию в 1930 году закончил и, сидя столько лет на скалах Катунак, не только манеры поведения забыл, но и родным греческим языком затрудняюсь объясняться. Куда более затрудняюсь сказать речь. Но, прошу вас, обращайте внимание на смысл, который постараюсь передать в меру моих сил. Призываю вашу снисходительность и начинаю. - Как назвался, брате? - Монах Ефрем. - Живи и угождай Богу, Ангелам и старцу своему. Это привычное пожелание просто, но имеет глубину и много смысла, где все от старца, от послушания начинается и опять же, в старце, в послушании заканчивается. Старец - это видимый Бог. Многоуважаемый, возлюбленный наш игумен20), драгоценный наш старец, нежный и святой Отец наш, с присущим ему умом, благочестием, благоговением, подвижничеством и, особенно, рассуждением, и многими другими дарами, которыми украшается и приукрашается его благоухающая душа, много молился, чтобы согласиться на постриг через такое непродолжительное время искуса, и сразу в великую ангельскую схиму. Становится ясно, что образ твоей жизни, брат, поведение твое, жизнь твоя во время испытательного срока в монастыре была такова, что он остался ею доволен. А значит и все мы, последователи его, братство его, без колебания соглашаемся с его решением, с его судом, ведь все мы - одна душа, разделенная на многие тела. Все мы хотим верить и мы, безусловно, уверены, что ревность твоя, готовность твоя, пылкость твоя нисколько не остынет, ничуть не ослабеет в продолжение всей твоей земной жизни. Но скорее возрастет, умножится и, наконец, ты станешь избранным сосудом Святого Духа, похвалой Святой Горы, к великой радости нашего игумена и всего братства. Будь же, возлюбленный наш брат, отец Ефрем, достоин призвания своего и наших ожиданий, сладчайшей надежды и радости нашей. Поступай в соответствии с монашеским законом, наблюдая внимательно не только каждый день, но и каждый час и миг все жизненные трения, мысли твои и шаги твои - како идешь? Подымайся, возлюбленный брат наш, отец Ефрем, по духовной лестнице смело и бесстрашно и не бойся ненависти и жестокости окружающих тебя видимых и невидимых врагов, "ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Ин. 4, 4). Молитвы святого и богоносного отца нашего Симеона Мироточивого21) и всех святых Отцов будут тебя охранять, укреплять, просвещать, утешать; будут сопутствовать тебе, дабы ты вышел победителем к чести и славе твоего ангельского образа, на радость всем нам и во славу нашего монастыря. Вооружись, яко другой Давид, всеми орудиями монашеской жизни. Будь подражатель и потомок великих святых Отцов наших Антония, Евфимия, Саввы, Пахомия и особенно, потому как и ты находишься в послушании, - великого Акакия и Досифея22). Вооружись воздержанием чрева, воздержанием языка, воздержанием очей, воздержанием рук и, паче всего, вооружись непоколебимой верой и самоотречением, безоговорочным, без рассуждения, послушанием не только святому нашему старцу, но и всем братьям и отцам. О, послушание, послушание! Ты сделало Бога Человеком и делаешь человека богом! Я видел многих людей, обремененных тяжелыми преступлениями, и когда они вступили на монашеское поприще, то стали Ангелами через послушание, потому как оставили свою волю. И опять же, видел людей очень хороших, но когда приступили они к монашеским подвигам, следуя своему суждению, своей воле, не советуясь ни с кем и не слушая никого, то закончили не просто плохо, но позорно. В послушании различаются три стадии. Первая: живу в послушании, дабы не подпасть осуждению через непослушание. Вторая: живу в послушании, чтобы иметь награду. Третья: живу в послушании, потому что люблю. Последняя и есть совершенное послушание. Послушник не боится Божиего суда, потому что любит старца. То, что он делает, делает из любви к старцу, а значит, и к остальным братьям. И поскольку в нем царствует любовь, он ничего не боится. 23) Насколько он любит старца, настолько любит и Сладчайшего Иисуса. "Совершенная любовь вон изгоняет страх" (1 Ин. 4, 18). Если ты, возлюбленный наш брат, хочешь быть действительным подражателем и воином прекраснейшего и Сладчайшего нашего Иисуса, то ты должен, как и Он, взойти на крест. А что это за крест? Терпение в скорбях. Это явствует из черного цвета, который мы носим. После Голгофы пришло Воскресение. Скорбь рождает радость. Монах не должен веселиться, ему это не полезно, - но всегда плакать. Видишь, что монах веселится, смеется? Он не в порядке. Видишь, что монах говорит много слов? Это не монах. Видишь монаха стеснительного, молчаливого? Это настоящий монах. Святые не родились святыми, но были, как все в этом мире. Это их терпение в различных скорбях сделало их венценосными победителями. Ежедневно проливали кровь и так получали Дух. Не думай, брат, что они не имели страстей, борений, нападений бесов и всего, что в мире. Нет. Все это было в их жизни, как и у нас. Но они имели мужество не пойти обратным путем, не струсить, когда встретятся лицом к лицу с какой-нибудь страстью. И первое препятствие, которое встречает каждый, - это он сам. Диавол занимает второстепенное место. Не думай, что легко победить самого себя. Ты теперь это поймешь, когда надел схиму. Сможешь ли низвергнуть самого себя вниз, в ноги отцов, моля: "Простите", независимо от того, прав ты или нет? Скажешь ли благословенное "благословите", которого трепещут и боятся демоны, которым упраздняется их сила? Тогда увидишь, как внутри тебя будет вырастать Афон. Нам известно, возлюбленный наш брат, отец Ефрем, что в миру ты занимал высокое положение. Здесь же ты будешь последним из всех. В этом будет заключаться весь твой труд, все твое понуждение, вся твоя духовная сила. Здесь твой венец всезлатой - в победе над самим собой, как ты это обещал. Диавол не имеет силы. Невидимая брань монаха состоит в том, чтобы победить внутренние страсти, самого себя. Вначале встретишь ветхого человека, подобно Голиафу24), но дерзай! Придет благодать, и подымешься над страстями, над самим собой и увидишь другого человека, подобного новому Адаму, с другим духовным горизонтом, другим духовным одеянием, другой духовной пищей. И потекут сладчайшие слезы рекою, и будешь радоваться, и будешь неустанно благодарить и славить Бога за это твое второе рождение. Человек, насколько смиряется (а это приходит через послушание и молитву), настолько и приближается к Богу, настолько и видит себя грешным. И плачет, и рыдает, и ищет милость Божию. Других же видит святыми, как Ангелов. А если удаляется от Бога, то других видит ниже себя. Итак, подвизайся, брат наш, отец Ефрем, найди самого себя. Если не понудишься, то не осознаешь внутренней своей страсти, и годы будут проходить, и нам останется лишь хвалиться числом лет жизни, проведенных на Святой Горе, - и ничего более. В заключение скажу: понуждение похвально, и Евангелие говорит: "... Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12), а также святые отцы: "Понуждение природы бесконечное и хранение чувств беспрерывное" (Лествица, Слово 1). Без понуждения не бывает не только продвижения, но и очищения, и созерцания, и чувствования (благодати). Но мы верим, что это все ты преодолеешь и станешь господином над собою, и изыдешь из века сего победителем и победоносцем, дабы ликовать и радоваться с прекраснейшим и Сладчайшим Женихом твоим Иисусом в бескрайнем и бесконечном веке, в небесном Его чертоге. Аминь. [Слово, произнесенное Старцем на постриге монахини, настоящее имя которой изменено] Возлюбленная во Христе душенька, благословенная и обрадованная Никифора, белоснежная невеста Сладчайшего и прекраснейшего нашего Иисуса. Чистая голубица, девственная юница. Как назвать то, что мы видели сегодня? Ни перо, ни земной язык не могут выразить этого таинства. Велико и неисследовано честное таинство монашеского пострига. Каждый в свою меру видит, в свою меру чувствует, в свою меру говорит. Благодать Божия одна, но в меру каждого она является, действует, ощущается. Да, ощущается. Ах!! Как взыгрывает все внутри тебя, когда видишь и чувствуешь эту Божественную радость. "Аз рех, бози есте и сынове Вышнего вси" (Пс. 81, 6). О!!! Благодать, благодать, приди к нам, приди скорее, приди! Как изменяется человек! Как преображается! Кем становится несчастный человек, когда его посещает Божественная благодать! Благодаря этой Божественной благодати мученики не только не чувствовали страданий от мучений своих, но радовались, что свидетельствуют о Христе. "За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание" (Рим. 8, 36; Пс. 43, 23). Одно дело - чувствовать Божественную благодать и другое - читать или говорить о ней. Из-за этой Божественной благодати Мотовилов, ученик святого Серафима Саровского, не мог увидеть лица святого - от чрезмерного его сияния. 25) Приведу и другой пример. Почему сыны израильские не могли видеть лицо пророка Моисея, когда он спустился с горы Синай, держа две богоначертанные скрижали записанного закона, и пророк был вынужден покрыть лицо? (Потому же - от чрезмерного сияния). 26) Эту самую Божественную благодать мы видели и сегодня - осеняющую сестру нашу Никифору, принявшую постриг. Сестра наша Никифора облеклась в свет, стала вся свет. Сестра наша Никифора облеклась в благоухание, стала вся благоухание. Сестра наша Никифора облеклась Сладчайшим нашим Иисусом, "а соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1 Кор. 6, 17). Но сколько же сладок есть Иисус? Весь радость, весь любовь, весь мир, весь покой, весь радость, весь трепетание. Но сколько же сладок есть Иисус? Сестра наша Никифора! Возрадовались Ангелы на твоем сегодняшнем постриге, потому что увидели тебя входящей в их лик. Опечалились демоны, возрыдали плачем великим, потому что ты заняла то место, на которое до падения были поставлены они. Опечалились, потому что из ангелов света превратились в демонов мрака и тьмы. Обрадовались Ангелы, старшие наши братья, потому что увидели, как имя твое записывается в книге жизни на Небесах. 27) Но сколько же сладок есть Иисус? Мы спросим об этом сестру нашу Никифору. Но сестра не отвечает. Я слышу, как она беседует со своей душою: "Ну почему же, душе моя, ты не успокаиваешься? Почему не умолкаешь, но все время зовешь, и даже во сне кричишь?" "Я сплю, а сердце мое бодрствует" (Песн. 5, 2). "Но, душа моя, душа моя, скажи мне, спрашиваю тебя: зачем ты бодрствуешь, кого зовешь, о чем глаголешь и беспрестанно плачешь?" "Жениха моего зову, со Сладчайшим Иисусом беседую". "Но почему же, Сладчайший мой Женише, ты оставил меня одну в этом мире? Возьми меня с Собою, возьми меня к Себе, Превечный, Непостижимый, Чистейший, Всезлатый и Всеблистающий, Сладчайший, Всеблагосклонный, Всерадостный Иисусе мой! Свете души моей, радосте души моей, одеяние души моей, дыхание мое, Жизнь моя, Воскресение души моей. Где Ты? Где находишься? Куда скрылся от очей моих?" "Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите Возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви" (Песн. 5, 8). И, однако же, права сестра Никифора, не здесь ее сердце, не здесь ее ум. Они с возлюбленным ее Женихом, имя Которому Иисус. О! Никифора, Никифора! Чего ты сподобилась? Великий сегодня день - Воскресения день. Иисус и Никифора стали едины - совершился духовный брак. "А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1 Кор. 6, 17). Никифора, разве ты не слышишь? Жених зовет тебя к Себе: "Приди близ меня, добрая моя голубица, ибо зима уже прошла, дождь миновал, глас горлицы услышан. Приди близ меня" (Ср.: Песн. 2, 10-12). Этот голос услышали ангельские чины: Ангелы, Архангелы, многоокие Херувимы и шестокрылые Серафимы и весьма возрадовались, и в радости своей воззвали. Воспламенился верх врат от гласа их и, недоумевая, воззвал вопрошающе один чин к другому: "Кто это восходит от пустыни, белоцветная, подобно снегу и приникшая на грудь возлюбленного своего?" (Ср.: Песн. 8, 5). И один ангелочек, хранитель души Никифоры, ответил: "Это наша маленькая сестра Никифора". О! Никифора, Никифора! Жених твой много тебя возлюбил и от чрезмерной любви Своей все, что имеет, все это тебе дарит. "Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас... " (Ин. 15, 9). И не только это, но и общником Трапезы и Царства Своего сотворил тебя. "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им... " (Ин. 17, 22). Христе Царю, вечный и непостижимый Господи, щедре и милостиве, долготерпеливе и многомилос-тиве28) прости мне мое бесстыдство и позволь мне спросить Тебя: Что Ты увидел в Никифоре и за что возлюбил ее так сильно, что известил и даже убедил святых ее старцев через один год испытания постричь ее в великую схиму и сотворить невестой Твоей? "Я увидел: Смирение убеждений ее. Скромность и серьезность шагов ее. Молчаливость и внимательность речей ее. Ревность в деяниях ее. Скорое послушание ее. Непрерывность молитвы ее. Неисчерпаемость терпения ее, великое терпение ее. Чистоту ума и духовную красоту души ее. Все, что имею, все ей дам и напоследок сотворю ее общником Трапезы Моей и Царства, и славы Моей. "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им" (Ин. 17, 22)" О!! Никифора, Никифора, велика твоя благодать, земный Ангеле Никифора! Мы, без сомнения, уверены, что ты оправдаешь ангельский образ, как и в том, что он оправдает тебя. Великое предстательство святых, молитвы честных твоих родителей, молитвы святых твоих старцев будут сопутствовать тебе во вся лета живота твоего. Они будут тебя защищать, укреплять, просвещать, охранять от всего диавольского. Победителем и венценосцем ты взойдешь на небеса, дабы сорадоваться и совеселиться со Сладчайшим Твоим Женихом в Небесном Его чертоге, в бесконечные веки веков. Аминь. [Молитва, составленная Старцем и прочитанная во время обручения его духовных чад] Боже милости и благоутробия, благослови это супружество, дабы они жили по-христиански, в любви и мире. Боже милости и благоутробия, благослови это супружество, дабы царствовали в нем любовь, мир, чистота, искренность. Боже милости и благоутробия, благослови это супружество, посылая на него Пресвятой Твой Дух, дабы Он просвещал, направлял, укреплял, утешал, сохранял это супружество в Пресвятой Твоей Воле. Боже милости и благоутробия, благослови это супружество, дабы родили они добрых детей, которые станут славой их, похвалой их, и в которых да обретут они добрую старость. Боже милости и благоутробия, защити это супружество от уловок врага. О Сладчайший Иисусе, Тебя просим, Тебя молим, мы, грешные чада Твои, ниспошли этому супружеству луч Пресвятаго Твоего Духа, и помоги им, и научи их, как жить, как Тебе следовать, как Тебя восхвалять, как Тебе угождать, дабы и они стали участниками вечных Твоих благ и вечного Твоего Царства. О Пресвятая Дево, сладкая наша Матушка, единственное наше прибежище, единственная наша Радость и помощь, единственное наше Утешение! Просим Тя: простри Свой Покров, и защити это супружество, и благослови его. И я, последний из всех, благословляю и обращаюсь к этой единодушной, благословенной и радостной чете. Любимые чада Николай и Николетта! Бог вас соединил. Молитвы родителей ваших и, в последнюю очередь, мои привели вас к этому благословенному союзу. Желаю вам жить в единстве до глубокой старости. Мир и любовь, здоровье и радость пусть царствуют между вами. А также: полное согласие, честь, уважение, послушание друг другу - все чисто и без лжи. Станьте единой душой - вместе молитесь, вместе поститесь, вместе причащайтесь. Везде вместе, во всем и всегда. Все да будет известно между вами, ничего тайного, но все ясно до мелочей. Каждый да чтит и уважает родителей другого, как своих собственных. [ Импровизированная молитва] О! Любовь, Божественная любовь, которой нет предела. О! Любовь, Божественная любовь, которая ради человека сотворила мир невидимый и этот видимый, в котором все явствует, все указывает, все поет, все славословит, все воспевает день и ночь повсюду и всегда незримое, но сладчайшее и радостотворное присутствие Твое: бесконечность Мудрости Твоей, бесконечность Любви Твоей, бесконечность Милосердия Твоего - своей тишиной, своим молчанием, своей красотой, своим благоуханием, своим таинственным славословием. О! Сладчайшее, благоуханное, таинственное, молчаливое славословие Бога творениями Его! О! Боже мой, Боже мой! Отверзи очи души моей, да узрю и я это величие природы Твоей. Отверзи слух души моей, да услышу и я это пение, этот напев Твой. О! Любовь, Божественная любовь, которая ради человека все Твои Таинства преподнесла нам в дар: даром благодать Крещения, даром Миропомазание, даром Святое Тело Твое и Кровь, даром и сам Твой Рай. О! Любовь, Божественная любовь: из любви к человеку Господь оставил Небо и пришел, надел терновый венец и распялся на Кресте. О! Любовь, Божественная любовь, Иисусе Христе, Ты ожидаешь, что мы придем к Тебе, но вместо того, чтобы нам прийти, Ты сам пришел. Пришел к нам и многообразно являешься в каждом из нас: жертвуешься, зришься, осязаешься, вкушаешься и пиешься. О! Любовь, Божественная любовь, Господи, позволь мне приблизиться к Тебе и немного вкусить от этой Твоей любви, от которой внутри меня все пылает, и я не могу успокоиться и хоть в самую малость погасить мою жажду. "И стала в сердце моем память Божия огнепламенной, и вошла в кости моя". О! Жажда, жажда, сладкая моя жажда, когда же я насыщусь? Чем более пью, тем больше Тебя жажду и жажду, и не могу утолить ее и насытиться Тобою. Но все больше и больше горю от жажды. О! Любовь, Божественная любовь, как ни стараюсь вкусить Тебя и насытиться Тобою, все яснее вижу, что алчу Тебя. И чем больше приближаюсь к Тебе, тем лучше понимаю, как далеко я нахожусь от Тебя. "Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать" (Сир. 24, 23). О! Любовь, Божественная любовь. Из любви к нам, Господи, Ты воззвал и постоянно зовешь. "Я - свет миру. Я, свет, пришел в мир" (Ин. 8, 12; 12, 46). О! Свет, Свет предвечный, Свет, сладчайший мой Свет. Сладчайший мой Свет, просвети мрак мой, развей, Свет мой, темноту мою, помрачение мое. О! Свет, Свет, когда же я вновь увижу тебя? Приди, Свет, Свет души моей; у меня нет более терпения, нет. О! Душе моя, душе моя, доколе будешь иметь очи твои закрыты? Я сам их тебе закрыл тем моим непослушанием. О! Душе моя, душе моя, как же я оскорбил тебя. Когда вспоминаю это, а об этом я помню всегда, то, как другой Петр, горько плачу горестными слезами. Но приди и ты, душа моя, к Свету, хоть ты и слепа. Он, Свет, откроет тебе очи, и ты снова увидишь Его, и яко другой Фома возопиишь: "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20, 28). О! Вечная истина... Простите меня, как сумасшедший говорю. [Февраль 1994 г. Эта запись является "лебединой песней" Старца: через месяц он перестал видеть, различал только тени] Нижеследующее небольшое мое слово посвящаю драгоценной нашей матери, игумений общежительной женской обители, как малый, недостойный знак моей сыновней любви и бесконечного моего уважения. Это слабая попытка духовного созерцания будущего блаженства. Начинаю. Но когда же придет тот благословенный день? Превеликий и знаменательный, когда все вместе, Ангелы и чело-веки, соединятся в славословии Бога? В вечном сладчайшем и неизъяснимом свете, В вечной радости. О! Какая вечная радость ожидает христиан! О! Любовь сладчайшего и прекраснейшего Иисуса! О! Царское любовное опьянение! О! Бессмертная душа! Христианская душа! Что ты наследуешь! Чего ты насладишься! Что тебе уготовал Сладчайший Жених твой, Иисус! Станешь едина с Ним, "ибо и Освящающий и освящаемые, все - от Единого... " (Евр. 2, 11). Тогда вечно будешь видеть Его лицом к лицу. И будешь Его лобызать. Будешь лобызать Его очи, уста, длани Его, ребра Его, перси Его; и сколько будешь Его лобызать, столько еще больше будешь гореть от духовного кипения, от желания Его лобызать. О! Любовное переполнение возлюбленной "сестры моей, невесты" (Песн. 4-5), православной христианской души к Сладчайшему Жениху ее, Иисусу, - - когда уста и очи соединились и стали едины в одном теле, где очи растворяются и истаивают в любовных слезах, слезах радости, слезах мира и сладости, а уста - в нескончаемых любовных песнях, в любовных гимнах славословия и благодарения без конца. Как Он, Сам Жених, ее научил, ей преподал по многой Своей любви к ней.
Эпилог "Рекоша чистая и честная уста: разлучения вам не будет, о друзи!"29) "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Мф. 24, 35). Аминь. 1994 г. 1) Письма расположены в хронологическом порядке, в конце добавлено несколько текстов Старца и его "Слов". ^ 2) Житие Андрея Юродивого / Пер. и комм. Е. В. Желтовой СПб: Алетейя, 2001, гл. 4, с. 22-23. ^ 3) Память 20/3 сентября. ^ 4) Один из районов Афин. ^ 5) Стихира на вечерни праздника 40 Севастийских мучеников, 9/22 марта. ^ 6) Ср.: Еккл. 1: 2, 2: 11 и др. ^ 7) Ср.: Рим. 8, 16-17. ^ 8) Один из районов Афин. ^ 9) Ср.: 2 Кор. 12, 9-10. ^ 10) Певец на клиросе. ^ 11) Ср.: 1 Пет. 4, 1. ^ 12) Ср.: Лк. 11, 27. ^ 13) Область в северной Греции, непосредственно примыкающая к полуострову Афон. ^ 14) Такая позиция старца Ефрема объясняется величайшей строгостью и пунктуальностью по отношению к обязанности молиться за жертвователей и благотворителей. Чисто физически он не мог бы исполнять свое правило, молясь обо всех тех, которые своими жертвами как бы принуждали его к исполнению неисполнимого. А оставлять какие-либо "долги" он не хотел. Больше всего старец Ефрем ценил уединенную келейную молитву, четки. Он неоднократно просил Господа, чтобы к нему не приходили посетители, т. к. был убежден, что его служение не в советах и поучениях, а в непристанном делании молитвы. Нужно сказать, что Господь услышал его. Число посетителей было несравненно малым по сравнению с весом его имени. Если у старца Паисия толпились десятки людей, то старец Ефрем принимал лишь самых неугомонных и настойчивых, да и потока людей, по испрошенной милости Божией, не было. ^ 15) Прп. Макарий Великий Египетский (390-391). Его память 19 января/ 1 февраля. ^ 16) Имеется в виду старец Ефрем Филафейский (род. 1 928 г. ). Организовал, как игумен, общежительную жизнь в афонских монастырях св. Фила-фея, Каракал, Ксиропотам, Констамонит. Более десятка монастырей открыл в Америке. ^ 17) Иеремия - возвышенный Богом (евр.)^ 18) Имеется в виду фашистская оккупация Греции в годы Второй мировой войны (1941-1944). ^ 19) Ср.: Мк. 12, 42-44. ^ 20) Имеется в виду архимандрит Емилиан. ^ 21) Св. Симеон Мироточивый (память 28/10 декабря) был ктитором и устроителем монастыря Симонопетра. ^ 22) О первом повествуется в "Лестнице" прп. Иоанна Синайского, о втором - в "Сказании о блаженном отце Досифее... ", помещенном перед творениями Аввы Дорофея.^ 23) Ср.: 1Ин. 4, 18.^ 24) Ср.: 1 Цар. 17, 23 и далее.^ 25) Дух Божий, явно почивающий на отце Серафиме Саровском, в беседе его о цели Христианской жизни с симбирским помещиком... Н. А. Мотовиловым / Неизестный Нилус. - В 2 т. Т. 2, Гл. VII, с. 29.^ 26) Исх. 34, 29-30.^ 27) Ср.: Откр. 3, 5; 20, 15.^ 28) Ср.: Исх. 34, 6; Пс. 85, 15; Пс. 102, 8.^ 29) 1- я песнь канона Пятидесятницы.^
|