Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Практикум. После того как мы ознакомились с определяющими по­нятиями системы психосенсорного синтеза, выделим их в основные пункты с тем




Читайте также:
  1. Авторский семинар-практикум для бухгалтера, руководителя организации
  2. Взрывчатые вещества. Взрывная безопасность Практикум тест № 7
  3. МИКРОКЛИМАТ ПРАКТИКУМ-ТЕСТ № 4
  4. Организация охраны труда на предприятии ПРАКТИКУМ ТЕСТ № 2
  5. Практикум
  6. Практикум
  7. Практикум
  8. Практикум
  9. Практикум

После того как мы ознакомились с определяющими по­нятиями системы психосенсорного синтеза, выделим их в основные пункты с тем, чтобы уже приступить к прак­тическому освоению каждого из них. Отрабатывая каж­дый пункт, мы готовим себя к тому, чтобы затем синте­зировать их в гармоническое психосенсорное единство и получить в свое распоряжение мощный аппарат, спо­собный осуществлять деятельность на уровне высочай­шего энергетического напряжения.

Сенсорные каналы.Вы уже определили свой основ­ной канал восприятия. Эго дает вам возможность уси­лить его деятельность.

Выполним первое упражнение. Находясь в том месте, в той ситуации и в том положении, когда вы читаете эти строки, отвлекитесь на некоторое время и начните очень внимательно изучать окружающую обстановку, исполь­зуя свой основной сенсорный канал. Если вы принадле­жите к визуальному типу, то всматривайтесь в каждую деталь, скользя от предмета к предмету, наподобие замед­ленного и плавного движения кинокамеры, как в филь­мах Тарковского. Вообразите себе: «Мой глаз — камера». Тщательно фиксируйте все, что окажется в поле вашего зрения. Улавливайте новые соотношения, неожиданные ракурсы. Микроскопируйте объекты, пытайтесь уловить их «вибрации», увидеть каждую мелочь. Представьте себе, что вы режиссер, снимающий фильм о жизни про­странства. Через некоторое время подобного тренинга вы научитесь подсматривать такие стороны мира, которые тщательно спрятаны от обычного взгляда.

Чтобы не рассеиваться в подобных описаниях, сфор­мируем обобщенный алгоритм, некий рычаг, манипу­лируя которым вы быстро усвоите предлагаемый метод работы с Реальностью. Следующая схема послужит нам рабочим инструментом.

Таблица 2

Канал Принцип восприятия Формула осознавания
Визуальный Всматривание Я — режиссер. Мой глаз — камера.
Аудиальный Вслушивание Я — композитор. Я слушаю музыку мира.
Кинестетический   Вчувствование   Я — сенсорная система. Мое тело — тончайший сенсорный приемник.
Осмический   Внюхивание   Я — парфюмер. Нет пло­хих или хороших запахов. Я познаю мир по самому сокровенному.
Вкусовой   Въедание   Я — дегустатор. Все в мире имеет свой вкус, ни один нюанс вкуса не скроется от меня.

Из таблицы видно, что, на каком бы вы канале ни ра­ботали, вы — исследователь и творец. Этот процесс мы определим как включение. Ведь каждый из нас, практи­куя подобное, включается во взаимодействие с тончай­шими материями мира. Включение всегда происходит через ваш основной канал, следующий шаг — переклю­чение. Он означает, что после того, как вы максимизиро­вали свою главную систему восприятия, вы направляете поток внимания на следующий канал, который вам по­кажется наиболее характерным для вашего восприятия после основного.



Так как основная часть людей работает предпочтитель­но на трех каналах восприятия — визуальной, аудиальной, кинестетической, то основное внимание мы уделим этим трем каналам. Даже если вас назойливо преследует запах осеннего леса, скорее всего вы — кинестетик, так как обо­няние (и вкус) по сути своей является ощущением телес­ным. Поэтому мы можем обобщить кинестетическую (телесно-мышечную) ориентацию, обонятельную ориен­тацию и вкусовую в один — сенсорный или сенсорнокинестетический тип. Таким образом, в практике пере­ключения мы имеем несколько вариантов (в зависимости от последовательности предпочтительных дополнитель­ных каналов). При основной визуальной ориентации: В — А — СК, В — СК — А. При основной аудиальной ори­ентации: А - В — СК, А - СК - В. При основной сен­сорной (сенсорно-кинестетической) ориентации: СК — В — А, СК — А — В, где В — визуальный, А — аудиальный, СК — сенсорный.



Внимательно изучите эти варианты и определите наи­более подходящий для вас. Тем самым вы определите свой сенсорный динамический тип. Сенсорный динами­ческий тип определяется тем каналом, на который вы легче всего переключаетесь с основного. То есть он пред­ставляет собой бинар, дуальное единство двух систем восприятия. Сообразуясь с понятием сенсородинамики, мы без особого труда придем к следующей типологии:

 

• визуально-аудиальный;

• визуально-кинестетический (сенсорно-кинестетиче­ский);

• аудиально-визуальный;

• аудиально-кинестетический;

• кинесто-визуальный;

• кинесто-аудиальный.

После того как вы проработаете каждый канал и на­учитесь утилизировать все три с одинаковой интенсив­ностью, начинайте практиковать «вспышки».

Закройте глаза на несколько секунд, затем резко от­кройте их и посмотрите, к примеру, на металлическую Дверную ручку. При этом с вами должно произойти сле­дующее:

 

• вы увидите ее яркий насыщенный блеск;

• услышите ее металлический отзвук;

• ощутите металлический холодок, которым потянуло на вас;

• уловите характерный металлический запах;

• ощутите характерный металлический привкус.

Причем все эти ощущения переживаются одновре­менно — только тогда это будет вспышка. Не последова­тельно, даже если ваша последовательность молниенос­на, а — сразу и одновременно! Вспышками можно поль­зоваться спонтанно — в настоящий момент, в ситуации здесь и сейчас, используя непосредственные объекты восприятия (скажем, дверная ручка, на которую случай­но попал мой взгляд, когда я сидел за столом и писал эти строки), а также ментально — используя память и вооб­ражение.



Цель вспышки — интенсивное переживание, то есть трансформация энергии восприятия в эмоциональную энергию. А сейчас мы оглянемся назад и посмотрим, ка­кой путь мы прошли:

1-й шаг — определение сенсорного канала,

2-й шаг — включение,

3-й шаг — переключение,

4-й шаг — определение сенсородинамического типа,

5-й шаг — вспышки (сенсорная интеграция),

6-й шаг — переживание (сенсорно-эмоциональный синтез).

Синестезия.Как только вы овладеете вспышками, вам никакого труда не составит выработать у себя синестетическое восприятие: подобные вспышки восприятия уже представляют собой по существу форму синестезии. Тем не менее при работе с этим элементом вам понадобит­ся овладение специфическими навыками. Начнем с наи­более простых вариантов.

Возьмите семь ярко и интенсивно раскрашенных ли­стов картона или бумаги так, чтобы каждый лист был окрашен в один цвет спектра. Вы получите соответству­ющий набор: красный, оранжевый, желтый, зеленый, го­лубой, синий, фиолетовый. Затем концентрируйтесь на каждом цвете, поглощайте его и при этом отмечайте, ка­кие изменения в ваших ощущениях происходят. Полу­ченные результаты занесите в таблицу. Таким образом вы получите визуально-кинестетическую ассоциацию.

Здесь следует отметить, что в данном случае весь про­цесс происходит отнюдь не за счет игры воображения, а имеет под собой физиологическую основу, — факт, от­меченный в свое время знаменитым Максом Люшером в фундаментальном труде по психологии цвета. Тем не менее у вас могут возникнуть свои субъективные ассо­циации, и ни в коем случае не пытайтесь ориентировать их на стандарты, которые могут отличаться от ваших дан­ных. Все, что вы делаете, — вы делаете для себя, а не для развития мирового общественного мнения; после того как вы сделали этот шаг, поменяйте последовательность процессов.

Теперь фиксируйтесь на своих ощущениях и попро­буйте вызвать цветовые аналогии. Например, испытывая тепло, позвольте ему окраситься. Составьте таблицу, ана­логичную первой, и вы получите кинесто-визуальную ассоциацию. Помните, что кинестетика подразумевает также обонятельные и вкусовые ощущения. (Один мой пациент, когда смотрел на темно-бордовый цвет, испы­тывал обильное слюноотделение.)

Теперь, аналогично предыдущим, постройте визуально-аудиальные и аудио-визуальные ряды. Для этого вам придется несколько изменить свои маневры, впрочем, в сторону упрощения. Не меняя спектральной последо­вательности цветов, постройте ей параллельную музы­кальную гамму:

• красный — до;

• оранжевый — ре;

• желтый — ми;

• зеленый — фа;

• голубой — соль;

• синий — ля;

• фиолетовый — си.

В работе с этой формой ассоциации желательны му­зыкальный инструмент, или магнитофон, на котором вы бы могли записать звуки, или, по крайней мере, ваш соб­ственный музыкальный слух, но, разумеется, с полной гарантией того, что он у вас есть. Прослушивая каждую ноту, интенсивно концентрируйтесь на параллельном ей цвете. Делайте это до тех пор, пока звуки сами, без ваше­го волевого участия и напряжения, не начнут окраши­ваться, и наоборот, краски, созерцаемые вами, должны зазвучать свободно, естественно и без малейших усилий воображения.

Теперь объедините ваши навыки в единый акт вос­приятия, и вы получите объемную визуально-сенсорно-аудиальную ассоциацию, или объемную синестезию. В данном случае понятие объема сформулировано по аналогии с пространственной организацией, где одно или двухмерные соотношения позволяют говорить о линейных или плоскостных структурах, в то время как трехмерное построение имеет качество объемности.

Подытожим нашу работу в области синестетического восприятия.

1-й шаг. Визуально-сенсорная ассоциация.

2-й шаг. Сенсорно-визуальная ассоциация.

3-й шаг. Визуально-аудиальная ассоциация.

4-й шаг. Аудиально-визуальная ассоциация.

5-й шаг. Интеграция синестезии.

Сенсориализация.Важно понять, что та система тре­нинга, которой мы занимаемся, не есть механическая сумма элементов, но является именно синтезом. Поэтому, прежде чем перейти к следующему этапу, как следу­ет овладейте предыдущим. Если вы не выполняете это условие, вы лишаете смысла свою работу. Сенсориали­зация закономерно вытекает из навыков работы с канала­ми и синестетическим восприятием. Уверенность в том, что вы достаточно хорошо владеете этими приемами, по­может вам весьма эффективно освоить новый творче­ский процесс. Приступая к сенсориализации, предполо­жим, что вы готовы к данной работе, тем более что она будет совершаться уже на качественно ином уровне. Вам не понадобятся ни раскрашенные картонки, ни гаммы, и в то же время материала у вас окажется предостаточ­но, так как материалом послужит сама Жизнь.

Для начала перечитайте свое любимое литературное произведение, но теперь уже делайте это иным способом. Осознайте, что вы не просто читатель, а — соучастник ав­тора, соавтор и занимаетесь сотворчеством. Ведь всякий раз, когда книга читается, — она пишется заново. Поэтому нет раз и навсегда написанной, законченной книги.

Итак, вы — соавтор, вы даете жизнь персонажам. Ге­рои начинают действовать и говорить именно благодаря вашему участию. Но и вы оживаете, обретаете новый ста­тус бытия через своих героев, — происходит обратная связь, без которой немыслимо никакое творчество. Вы оживаете, так как вживаетесь. А теперь, вживаясь, пере­живите вместе с вашим персонажем то, что он чувствует в данный момент. Забудьте свое «Я», свои сомнения, свои комплексы. Вы в данный момент — это он или она, то есть, в конечном итоге, вы — именно вы. Помните, У Флобера: «Госпожа Бовари — это я»? Что бы ни испы­тывал ваш герой — плакал или смеялся, страдал или радовался, мечтал или тосковал, любил или боялся, — все Это испытайте и вы. Причем с такой силой, что если вы Плачете, то плачете, а не размазываете слюни по щекам, если смеетесь — то именно смеетесь, а не выдавливаете из себя искусственные судорогоподобные покашлива­ния. Не бойтесь страдать. Если вы переживете истинный и искренний страх — не «подделку под кошмар», — ваша личность не станет беднее. Ибо человеку необходим и от­рицательный опыт.

Не опасайтесь каких-либо нежелательных послед­ствий ваших экспериментов. Ведь Флобер не отравился по-настоящему. Да и ни один писатель еще не умер по­тому, что пережил жизнь созданных им героев. Подоб­ная практика обогатит вас и духовно, и душевно, и мен­тально. Когда вы научитесь читать книги, начните «чи­тать» людей. Никогда никого не слушайте формально -лучше вообще не слушайте, если вам неинтересно. Не следует изображать на своем лице понимание и сочув­ствующе кивать головой. Проявляйте искренний инте­рес к людям — разумеется, к тем, кто вам действительно интересен. Не насилуйте себя и не общайтесь с челове­ком, к которому вы не питаете никаких чувств. Тогда вы начнете слушать по-настоящему. Исповедуйте тот же принцип — будьте соучастником, только уже не книж­ной, выдуманной писателем, а реальной истории, кото­рую вам рассказывает реальный собеседник. Сопережи­вая ему, вы творите себя. Если он вспоминает, как один на один встретился с волком в зимнем лесу, вы должны ощутить горячее звериное дыхание и свое учащенное сердцебиение. Вы должны увидеть, услышать, ощутить, пережить.

Как можно больше и активнее слушайте, наблюдайте, впитывайте. И вы в какой-то момент обнаружите, что способны читать, не имея текста. Это произойдет легко, естественно, непринужденно. Просто однажды, встре­тившись с человеком, вы «прочтете» его, хотя он при этом может не произнести ни слова. Если это окажется незнакомец, вы в считанные секунды поймете, что он собой представляет и как с ним следует себя вести. Не бой­тесь избегать людей, которые вам неприятны. Ведь вы свободны в выборе. Каждый из нас по сути дела никому л ничем не обязан, кроме тех случаев, разумеется, когда вы связаны с людьми какими-либо конкретными обяза­тельствами. Но это уже другой разговор — ведь так или иначе, но почти все обязательства мы берем на себя доб­ровольно. Вы окажетесь настолько чуткой воспринимаю­щей системой, что окружающие начнут вам приписывать мистическую интуицию или еще какие-нибудь выдающие­ся заслуги. А в принципе вы разовьете в себе здоровую, нормальную экстрасенсорность. Я подчеркиваю — нор­мальную и здоровую, без домыслов и популярных ныне профанации.

В качестве итога мы не будем подсчитывать шаги, ибо сенсориализация — это больше полет, но, обобщая, все-таки отметим основные психические принципы, которы­ми следует пользоваться в этой работе: вживание — пе­реживание — сотворчество — творчество.

Сигнальные системы.То, чем мы занимались в преды­дущих разделах, так или иначе требовало участия пер­вой и второй сигнальных систем. Поэтому здесь мы основ­ное внимание уделим биопсихическим трансформациям и имагоэнергетике — то есть субстанциям, находящимся в ведомстве третьей сигнальной системы. Еще раз напом­ню, что было бы ошибочно путать наш тренинг с телепа­тическими опытами. Мы задействуем совершенно иные механизмы для достижения совершенно иной цели.

Работа предполагает наличие пары, но если у вас нет таковой или вы не хотите никакой парности, то возмож­ны и индивидуальные варианты. Рассмотрим вначале взаимодействие с партнером. Один из вас готовит про­стые образы, например: камень, дерево, огонь, вода, горы, лес, и начинает второму описывать эти образы, исполь­зуя форму короткого рассказа, но с условием, что описание должно быть лишено глаголов и прилагательных. У вас может получиться что-то вроде следующего отрыв­ка: «Вы в лесу. Вокруг деревья, птицы, заросли кустар­ника. Рядом тропинка. Мох на корнях деревьев». Второй партнер, сосредоточиваясь на этих образах, отмечает про себя ощущения, которые он начинает испытывать, и тщательно фиксирует их. Затем происходит смена ро­лей. Внимательно отмечайте те изменения, которые про­исходят в вашем организме при восприятии образа. Пос­ле того как вы отработаете это упражнение, переходите к следующему, которое незначительно отличается отдан­ного, но тем не менее представляет собой более сложную ступень. Смысл остается прежним, в то время как форма несколько модифицируется. Тот, кто готовит образы, не сообщает о них своему партнеру, а дает лишь условный сигнал, обозначая время, когда он начинает на них кон­центрироваться. И в этот момент другой участник при­ступает к самонаблюдению, стараясь улавливать как мож­но больше нюансов в той гамме ощущений, которые он испытывает. Всем возникающим в этот момент желани­ям, импульсам, побуждениям, эмоциям должно быть уде­лено самое пристальное внимание, и ничто не должно остаться неотмеченным. Результаты своих эксперимен­тов каждый раз добросовестно протоколируйте в табли­це соотношений, с которой вы уже знакомы: образ-ощу­щение.

Воздерживайтесь от соблазна подыгрывать друг другу и подтасовывать полученные данные. В начале тренинга вам может показаться, что ваши аналогии, мягко говоря, не соответствуют друг другу. К примеру, если один из вас в качестве образа выбрал огонь, а другой при этом ощу­тил сотрясающий тело озноб, это вовсе не значит, что вы потерпели неудачу. В том, чем вы занимаетесь, неудач быть не может. Наш организм способен на самые парадок­сальные ходы. После того как вы наработаете достаточный объем материала, возникнет необходимость в изуче­нии и сопоставлении вашей продукции. И вот здесь вам обязательно откроются закономерности, которые раньше были скрыты от вас. Главное понять, что чаще всего наш организм реагирует нетривиально. И с опытом у вас по­явится навык разбираться в индивидуальной системе имагоэнергетических отношений каждого человека. Ведь если разобраться как следует, то действительно нет ничего странного в том, что одного огонь согревает, а у другого вызывает чувство леденящего холода.

Имагинация.После того как вы проработали и усво­или предыдущие приемы психосенсорного синтеза, имагинацией вы овладеете за несколько минут — гораздо быстрее, чем я напишу эти строки. К окончанию этой страницы вы будете ею владеть с той же свободой, с ка­кой вы читаете или принимаете пищу, несмотря на то что имагинация представляет собой один из самых изощренных элементов психического тренинга, ведь, как вы помните, она представляет собой «материализа­цию», внедрение в окружающую среду образов, создан­ных воображением. Создайте образ. Любой. Прямо сей­час. Выберите себе формулу осознавания: «Я писатель. Я творю образ». Как можно ярче визуализируйте его и придайте ему трехмерность. А затем... выпустите из своей головы. Пусть он живет сам по себе. Вы ему дали существование, дайте и свободу.

Понаблюдайте за детьми — этими истинными масте­рами имагинации. Они буквально заселяют простран­ство своими персонажами и живут среди них, и гораздо эффективнее, чем мы, взрослые, но не повзрослевшие, осваивают мир. Однако обратите внимание на существу­ющую тонкость, которая проводит черту между игрой воображения и имагинацией. Разница проходит на уров­не осознания. В первом случае продукты вашей фантазии были и остаются фантомами, призраками. Во втором — созданное воображением обретает жизнь невоображае­мую. Вы можете, если захотите, установить мысленное общение со своим персонажем и даже получать от него интересующую вас информацию. И в этом нет ничего по­тустороннего, ирреального или мистического. Все дело в том, что любой спонтанный, непроизвольный образ есть результат деятельности нашего подсознания. Вы легко в этом убедитесь, если вспомните знаменитое вы­сказывание Фрейда: «Сон — это царство бессознатель­ного». С другой стороны, сон — это царство образов. И тем не менее, несмотря на нереальность происходяще­го, чувства вы испытываете самые реальные. А это зна­чит, что «нереальность» сновидения является таковой только в кавычках. На самом деле — это самая что ни на есть реальная реальность, пренебрежительное отноше­ние к которой, по крайней мере, легкомысленно. Ины­ми словами, сон можно обозначить как царство имагинаций.

Но вернемся к нашей информации. Как известно, ос­новной источник ее находится в подсознании. И эту ин­формацию можно утилизировать двумя способами. Пер­вый заключается в работе со сновидениями, во время которой происходит дешифровка символов и тем самым обнаружение скрытого смысла того сообщения, которое нам пытаются передать более глубокие отделы психики. Второй осуществляется посредством попыток прямого контакта с подсознанием, для чего мы прибегаем к раз­личным гипнотическим методикам или другим способам введения в состояние транса. Но, не умаляя достоинств классических подходов, нам ничто не мешает все это сделать более мягким способом (при котором, кстати, сопротивление минимально) — войти в контакт с подсо­знанием, войдя в контакт с образом. Во всяком случае, подобный ход мне кажется вполне логичным, что под­тверждает и практика. Таким образом, ваше мысленное общение с вашим имагинатом отнюдь не является воз­можным сюжетом для готического романа. В крайнем случае, ничто не мешает вам все это воспринимать как игру, но даже если вы осознаете подобный процесс как игровой, все равно понаблюдайте за результатами. Они вас не разочаруют.

Еще один вариант имагинации был разработан тради­ционными практиками самопостижения. Но, прежде чем приступить к его освоению, совершенно необходимо хо­тя бы вкратце ознакомиться с узловыми моментами дан­ной теории.

• Основа жизни — энергия. В сущности, все, что нас ок­ружает, есть энергия, разница лишь в том, в каком со­стоянии плотности она находится. Можно сказать, что материя — это уплотненная энергия. Энергия — универ­сальная субстанция, которая заполняет собой и прони­зывает весь мир.

• Все, что нас окружает — электричество, свет, воздух, магнетизм, дома, деревья, вода, книги, мысли, эмоции и т. д., — все есть энергия, только проявленная в различ­ных качествах.

• Психика человека есть также энергия, и энергия эта управляет самим человеком, она насыщает каждую кле­точку организма, как солнечное излучение насыщает все пространство.

Однако существуют разные уровни энергетической организации. Есть более тонкие, есть более грубые, «ве­щественные» формы энергии, и эта градация наблюдает­ся в человеческом организме, который существует в не­скольких энергетических планах одновременно. В тради­ционной литературе эти планы определяются еще как тела.

1. Физический план, или физическое тело, вещество, кар­кас, биологическая структура, отличие которой от так называемой неживой материи весьма условно.

2. Астральный план, или астральное тело, мир эмоций, во­ображения, желаний, импульсивный план. Он насыщен образами, картинами, которые управляют нашим пове­дением.

3. Ментальный план, или ментальное тело, пространство отвлеченных идей, мыслей, абстрактных построений. Здесь нет образов, страстей, порывов, здесь царит разум.

Кроме того, в организме находится централизованная энергетическая система, управляющая деятельностью остальных функций. Она состоит из семи центров, рас­положенных вдоль позвоночного столба и описанных еще в Древней Индии под названием чакр, которые, не являясь анатомическими образованиями, являются ма­териальными субстанциями более тонкого порядка. Они имеют точную локализацию и проецируются в области ос­новных нервных сплетений. Эти центры связаны между собой, образуя единый комплекс, но каждый из них вы­полняет свою функцию. И каждый из них окрашен в свой определенный цвет.

В практике самопостижения существует такое поня­тие, как световая медитация, и мастера, владеющие ею, способны улавливать световые энергии, излучаемые организмом. Они впервые и описали цвета чакр. Каждая из чакр имеет свое традиционное название.

• Муладхара — красная, проекция — копчик.

• Свадхистана — оранжевая, проекция — крестец.

• Манипура — желтая, проекция — солнечное сплетение.

• Анахата — зеленая, проекция — грудь в точке пересече­ния переднесрединной линии и линии, соединяющей соски.

• Вишудха — голубая, проекция — щитовидная железа.

• Аджна — синяя, проекция — точка над переносицей, яв­ляющаяся мысленным пересечением линии, продолжа­ющей линию носа, и линии, проведенной от верхней точки ушных раковин, если ее провести в строго горизонтальной плоскости от одного уха до другого через лобную область.

• Сахасрара — фиолетовая, проекция — темя.

Нетрудно заметить, что представленная цветовая шкала соответствует шкале спектра. Последователь­ность цветов легко запомнить, используя известную мнемотехническую формулу: Каждый Охотник Жела­ет Знать Где Сидит Фазан. Нижние чакры соответству­ют «теплым» цветам спектра, верхние — «холодным», и это не случайные соответствия, а глубинные соотно­шения, обусловленные тонкой диалектикой. Уже из этих соотношений можно вывести определенную зако­номерность, что нижние чакры обусловливают эмоцио­нальный, импульсивный план, в то время как деятель­ность верхних руководит ментальной, духовной жиз­нью. Теперь вы легче усвоите значение каждой чакры в отдельности, зная общий принцип, владея методоло­гическим подходом.

• Фиолетовая чакра (Сахасрара), расположенная в теме­ни, есть центр слухового и зрительного восприятия, ко­торый также является аппаратом, способным восприни­мать пространственные мысли и космические влияния. Синяя чакра ( Аджна) определяет универсальное разви­тие нашего организма. Раскрытие этого центра развива­ет ясновидение и яснослышание. Голубая чакра (Вишудха) определяет развитие памяти и умственных способностей. Это центр синтеза и анали­за, логики и мысли. Концентрация на этом центре раз­вивает способность к языкам и омолаживает организм. Зеленая чакра (Анахата) — центр мудрости, высшей любви, человечности.

Желтая чакра (Манипура) является средоточием воли, гармонизирующей интеллектуальное, сенситивное на­чало и половую сферу. Этот центр аккумулирует и рас­пределяет психическую энергию по всему организму и, кроме того, является складом неиспользованной и ре­зервной энергии.

• Оранжевая чакра (Свадхистана) управляет половой энергией и накапливает эту энергию.

• Красная чакра (Муладхара) является главным центром жизненной силы и воли. Этот центр развивается первым и дает импульс для развития остальных центров. Кроме того, в этом центре дремлет мощная энергия Кундалини, которая способна подниматься вдоль позвоночника вверх и достигать фиолетовой чакры. Когда Кундалини приведена в действие, организм переходит на более вы­сокий энергетический уровень, он раскрывает всю свою жизненную мощь, реализует весь свой потенциал, про­буждаются мощные творческие способности. Но в то же время Кундалини, как и атомная энергия, может явить­ся причиной разрушения, уничтожения, гибели. Поэто­му манипулировать ею следует осторожно и соблюдая принцип постепенности.

Прежде чем перейти к непосредственной работе с этой стихией, необходимо стабилизировать деятельность сво­его тела и духа, разработать чакры и научиться ими управ­лять, Этому способствует следующая система упражне­ний, которую с успехом освоили и с не меньшим успе­хом применяют многие пациенты, прошедшие у меня тренинг в связи с самыми различными проблемами.

1. Лечь на спину, не скрещивая рук и ног, расслабить­ся. Можно применить самогипноз, который, кроме об­щей релаксации, позволит вам достичь медитативного состояния в короткий промежуток времени. После того как вы ощутите признаки легкого транса, замкните свое внимание на поверхности своего тела. При этом следует думать про себя примерно следующим образом: «Я — это только мое тело, и ничего, кроме моего тела, не су­ществует».

Вскоре вы начнете чувствовать пульсацию в различ­ных участках тела — в руках, ногах, висках, на лбу, на носу — где угодно, у каждого по-разному. Сосредоточь­тесь на этой пульсации, изучите ее, «войдите» в нее, слейтесь с ней, а потом плавно и спокойно переведите ее в копчик, где одновременно мысленно зажгите красный шарик. Представьте себе, как он пульсирует, вибрирует, наливается светом, излучает тепло. Ощущайте постепен­но усиливающуюся пульсацию — это биение самой жиз­ни, сконцентрированной в уплотненном энергетическом сгустке. Возможно, вы почувствуете распирание в коп­чике, и это приятное ощущение доставит вам удоволь­ствие. К этому могут добавиться приятные эмоциональ­ные переживания, в ряде случаев эротически окрашен­ные. Они естественны в данном случае, и не стремитесь избавиться от них.

2. Когда вы вызвали пульсацию и «зажгли» центр, концентрируйте свои мысли на той функции, которую он выполняет. Это упражнение осваивается после отра­ботки первого, так как оно является более высокой сту­пенью медитативного процесса.

Так, фиксируясь на красной чакре, думайте о жизнен­ной силе и воле, которые пробуждаются, активизируют­ся у вас. Работая с оранжевым центром, сосредоточьтесь на своей половой энергии, ее мощи и магнетизме. При кон­центрации на желтом ваши мысли устремляются к таким понятиям, как воля и гармония стихийных начал, созна­ние как бы растворяется в запасах накопленной энергии. Работа с зеленой чакрой настраивает вас на восприятие высшей мудрости, высшей любви и человечности. Рабо­тая с голубой чакрой, вы думаете о развитии своих ум­ственных способностей, памяти, восприимчивости к язы­кам, общем омоложении организма. На синей чакре вы проникаете в более таинственные, мистические пласты бытия, соприкасаясь с явлениями ясновидения и ясно-слышания. Фиолетовый центр настраивает вас на син­тез, чувство космоса и сопричастность с Высшим Разумом. Ваше сознание расширяется и способно охватить и познать новые пространства.

3. Приступая к следующему звену в этой психоэнер­гетической цепочке, убедитесь, что вы достаточно уве­ренно владеете двумя предыдущими, так как это упраж­нение воспроизводит предшествующие, добавляя к ним всего лишь один элемент. При зажигании чакры мыслен­но представляйте, как из нее выходит соответствующий цветовой луч и проецируется на белом экране, располо­женном напротив вас на расстоянии около трех метров. Исключение составляет фиолетовый центр, из которого энергетический луч устремляется в бесконечность, про­должая линию позвоночника.

Владение этим упражнением позволит вам осознанно излучать энергию во внешнюю среду и оказывать влия­ние на окружающих.

4. Наша задача — научиться регулировать собствен­ную энергетику, чтобы укрепить здоровье, реализовать собственные возможности, повысить творческий потен­циал, усилить эффективность общения. Поэтому следу­ющее упражнение — работа с Кундалини — будет осуще­ствляться с учетом тех требований, которые мы перед собой ставим. В практике эзотерического психотренин­га Кундалини поднимается вверх и выводит организм на космический уровень, где происходит слияние с Абсолю­том. В нашей земной практической деятельности мы вы­свобождаем Кундалини для мобилизации энергетиче­ских резервов, заложенных внутри нас, используя одно из естественных природных свойств организма — ресурсность. К этому упражнению следует приступить после основательной отработки предыдущих.

После того как вы их последовательно, одно за другим выполните и ваш позвоночник начнет работать в энергетическом режиме, усильте внимание на копчике, интенсифицируйте его пульсацию и представьте себе золотистую змейку, которая с тихим, едва слышным шипением начинает разворачиваться из клубочка и медленно полз­ти вверх по позвоночнику. Ощущайте ее движение, сле­дите за ним. Наблюдайте, как ее голова касается каждой чакры, сквозь которую она проходит. Не торопите ее и не останавливайте. Сосредоточьтесь на ней и только на ней и на своих ощущениях. Когда же она доползет до теме­ни, поверните обратно и опустите в копчик, где она вновь свернется в клубочек.

С каждым разом у вас будет получаться все легче и лег­че. Вскоре вы начнете физически ощущать ее, эту змейку, но помните: она — атомная энергия вашего организма. Поэтому выполняйте это упражнение осторожно и вни­мательно, не более одного раза за день. Всегда следите за тем, чтобы в конце упражнения ваша змейка была в копчике в свернувшемся положении.

Ментация.Вспомните, как вы не раз высказывались: «Какая мне мысль пришла в голову!» или восклицали: «Все мысли вылетели из головы!» Это, конечно, метафо­ры. Но разве пословицы не отражают символически на­родную мудрость? А разве метафоры не имеют под со­бой буквальной основы? В этом смысле метафора похо­жа на шутку в том смысле, что «в каждой шутке есть доля шутки, а остальное правда». Давайте немного отвлечем­ся от стандартов и буквально воспримем образные вы­ражения. Фраза: «Мне в голову пришла мысль» — озна­чает именно то, что она означает. Представим себе, что то, что мы называем идеей, существует в пространстве и каким-то таинственным образом проникает в вашу пси­хику, где оформляется как мысль. Попробуйте менталь­ным восприятием увидеть и ощутить этот процесс.

Несколько слов о ментальном восприятии. Как и сен­сорное, оно составляется из актов видения, слышания, чув­ствования — с той лишь разницей, что функционирует на более абстрактном уровне. Здесь не обязательно видеть, чтобы увидеть, или нет никакой необходимости отчетливо визуализировать какой-нибудь образ для его внутреннего изображения. В таком случае достаточно думать о нем или, точнее, «знать», что он существует. Например, если напро­тив меня стоит диван, то я, закрыв глаза, знаю, что он суще­ствует и где находится, даже при недостаточной визуали­зации его образа. В данном случае я думаю о нем и вообра­жаю себе, будто бы вижу его. Понятно, что речь здесь идет о ментальном зрении — я мысленно вижу его.

То же самое можно сказать о ментальном слушании и ощущении. Нет необходимости старательно воспро­изводить какие-то реальные звуки — музыку или голо­са. Не каждый способен после концерта воспроизвести его звучание в голове, но если вам очень понравилась какая-нибудь мелодия, только подумайте о том, что вы слышите ее, и вы ее будете слышать — мысленно. Не­обязательно, если у вас это получается с трудом, напря­гаться и вспоминать, как вы нежились на пляже для того, чтобы в пасмурный день ощутить тепло. Просто закрой­те глаза и подумайте о том, что сейчас светит солнце и вы согреваетесь. Вы мысленно ощутите это.

Итак, подумайте о том, что окружающее вас простран­ство пронизывают во всех направлениях самые разно­образные волны — радио, магнитные, гравитационные и т. п. И в этом волновом сгустке сосредоточен и вихрь мышления. Осознайте, что пространство насыщено эти­ми потоками мышления подобно тому, как предгрозовая атмосфера насыщена электричеством. А вы — всего лишь высокочувствительная биорадиостанция, которая спо­собна улавливать волны гипотетического мыслящего пространства и пропускать одни, блокируя другие.

Выберите себе какое-нибудь место, на улице или в по­мещении, и «ощупайте» его. Медленно передвигаясь из точки в точку, наблюдайте за тем, что происходит с ва­шими мыслями на том или ином участке площади и как реагирует ваше сознание на подобные трансформации. Каждый раз при малейшем изменении осознавайте это как пространственное влияние. Возможно, в какой-то точке вы вдруг ощутите абсолютный вакуум, полнейшую пустоту в голове. Запомните это место. Оно вам приго­дится, когда вы захотите отдохнуть и освободиться от эмоциональной заряженности, не прибегая ни к каким психотерапевтическим методикам. В другом месте вас, быть может, захлестнет целая волна мыслей, ассоциаций, догадок. Если вы занимаетесь умственным трудом, то именно здесь поставьте свой рабочий стол.

После того как вы достаточно тщательно исследуете интересующую вас территорию, попробуйте сделать на­оборот. Устройтесь поудобнее, постарайтесь исключить возможные помехи и... начните думать. О чем угодно, о ком угодно и как угодно. Важно, чтобы вы осознавали этот процесс, чтобы вы могли в данный момент уверенно сказать про себя: «Я знаю, что я думаю, и знаю, о чем ду­маю». Сравните себя с компьютером. С одной стороны, вы выполняете интеллектуальные операции, а с другой — на­блюдаете за собой. И при этом представляйте, что каждая ваша мысль выходит в открытое пространство. Вытяните руку и пошлите свою мысль в ладонь, ощутите ее на ладо­ни, слегка подбросьте и проследите ее траекторию — в ка­кие странствия она отправится? Или останется рядом с вами? Можете отпустить ее поплавать по комнате, а за­тем снова впустить к себе. Изобретайте, пробуйте, но ори­ентируйтесь на конкретное достижение: добиться того, чтобы любая мысль воспринималась буквально, как не­что материальное, иными словами — чтобы на сенсорном уровне вы могли ощутить свою мысль. Именно ощутить.

Взрыв пространства.В конечном итоге, взрыв про­странства — это взрыв сознания, к чему мы теперь впол­не готовы. С одной стороны, наш сенсорный аппарат на­тренирован в достаточной степени, чтобы осуществлять творческие прорывы в сферы запредельного, и с другой — мы неспроста уделяли концентрированное внимание ментально-пространственным аналогиям — это и трех­мерные структуры восприятия, и мыслящее простран­ство. Можно сказать, что мы в какой-то мере соверши­ли самое настоящее трансперсональное путешествие, то есть выход за пределы своего Я. Теперь лишь остается толкнуть небольшую дверцу, за которой — искомое. Этим искомым вполне может оказаться Сатори. Если вы предпочитаете более научный термин — Инсайт, поль­зуйтесь им. Смысл один.

Для того чтобы попасть в ситуацию взрыва простран­ства, вовсе нет необходимости блуждать в лесных лаби­ринтах или среди тесных улочек какого-нибудь старого города. Хотя периодически и следует предпринимать подобные вылазки в «действительность». В домашних условиях вы можете с успехом практиковаться в подоб­ных манипуляциях.

Праксис.Сядьте напротив окна с открытой широкой перспективой, но не смотрите в него, а мысленно наметь­те траекторию, по которой бы медленно мог ползти ваш взгляд. Удобно расположитесь, слегка прикройте веки и следуйте намеченной линии, чуть задерживая взгляд на мелких предметах. Плавно и постепенно пробирай­тесь в заданном направлении. Увлекитесь этим заняти­ем. Пусть оно полностью поглотит вас. Об окне забудьте. Вы забираетесь все дальше и дальше в чащу подробнос­тей, в дебри деталей. Вы переползаете на подоконник, где исследуете каждую трещинку, каждый бугорок, и вдруг… Резкий взмах ресниц — Глубокий вздох — Глаза широко распахнуты — Вас буквально выбрасывает в открытое пространство. Сознание взорвано. Обломки штампов и навязанных стандартов разлетелись во все стороны. Обратите внимание на чисто физическое ощущение, буд­то «стало как-то яснее, светлее». Плавайте в невесомости своих мыслей, упивайтесь свободой. Всем существом отдайтесь этому переживанию. Его бесполезно описы­вать. Его невозможно описать.

У этого упражнения нет длительности — все зависит от вашего темпоритма. Не существует распорядка его выполнения — до еды, после еды или вместо еды. Делай­те, когда почувствуете внутреннюю необходимость. Но особенно оно показано, когда в мыслях наблюдается творческий застой. Предположим, вы бьетесь над реше­нием какой-нибудь задачи — и безрезультатно. А ответ может оказаться за пределами вашего разумного созна­ния. Взорвите сознание. Решение объявится само со­бой — как вспышка, как озарение.

Синтез.Итак, вы только что прочли последнюю глав­ку. К этому времени вы прошли семь ступеней. Но вы поднялись всего лишь на семь ступенек и не достигли еще вершины пирамиды мастерства самопознания. Но вы уже поднялись на семь ступенек, целых семь ступе­нек, и приблизились к этой вершине. А может быть, и нет вовсе никакой пирамиды и никакой вершины...

Во всяком случае, вы приобрели и пережили некий опыт, который может оказаться небесполезным для вас. Свою цель я буду считать достигнутой, если кто-то хоть один из вас начнет и успешно продолжит самостоятель­ную творческую деятельность в этом направлении.

Попробуйте, отрешившись от дел, уделить себе час и окунитесь в воспоминания. Плавайте в них свободно и не бойтесь захлебнуться. Как можно интенсивнее вжи­вайтесь в наплывающие на вас образы. Станьте тем, кем вы были. Извлеките из своей памяти ситуацию, в кото­рой вы чувствовали себя на верху блаженства. Напряги­те свое воображение и переживите эту ситуацию еще раз. Войдите в нее. Не спешите обратно. Пусть эта ситуация еще раз станет в вашей жизни событием. Насладитесь ею в достаточной мере. После того как вы почувствуете, что готовы, возвращайтесь назад, в то время, в котором вы живете сейчас. Оставьте прошлую ситуацию в прошлом, но возьмите с собой те ощущения, которые вы успели пережить, и заполните ими настоящий момент. Испыты­вайте те же самые эмоции, но в иных условиях. При по­добной более или менее постоянной практике к вам при­дет осознание того, что ситуации относительны, а чув­ства абсолютны. Овладев, овладейте.


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 3; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.043 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты