КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 1 Личность и индивидуумЗначение слова «личность» сопряжено с понятием «лицо», которое в смысловой раскладке представлено такими значениями, как: «отдельно взятый человек как член общества», а кроме того — «передняя, показная сторона предмета»; «личити» — «быть похожим»; «щека» — «образ», «вид». Стало быть, личность несет в себе не суть, а поверхность, не оригинал, но копию, не истину, а некую подмену. В этом смысле к данному пониманию близок юнговский подход, трактующий Личность как «персону», «маску», внешнее облачение, с чем человек себя идентифицирует, но чем на самом деле не является. Значит, личность — это не Я в истинном смысле, а представление о себе, иллюзорное, ложное Я, фантом. В соотнесении понятий «личность» — «щека» легко вспоминается известное и загадочное выражение: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 6:29). «Персона», «маска» и означают облик, принимаемый человеком во внешнем мире. Под обликом понимается не только внешняя атрибутика, но и социальная роль. Ее функция направлена на определенную регуляцию и унификацию общественных отношений. Однако излишняя фиксация на персоне и, как это нередко бывает, даже идентификация с ней несут в себе риск патологии. Опасность заключается в том, что слияние с архетипом неизбежно ведет к тому, что личность подпадает под его влияние. Отождествление с персоной в значительной степени сужает границы восприятия мира, лежащего за пределами социальной роли (профессии, семейного статуса), и в конечном итоге приводит к потере адекватной ориентации в жизненном пространстве. Таким образом, мы видим, что слияние с персоной, идентификация с личностью, личиной — «щекой» — представляет собой опасность для человека. Вместе с тем нам придется разобраться в тонких диалектических соотношениях. Совершенно некорректно утверждать, что персона сама по себе негативна. Напротив, она — благо, ибо придает носителю ее черты своеобразия, делает его отличным от другого, удерживает от тотального растворения в коллективном бессознательном. Но с другой стороны, следует помнить, что приправа никогда не заменит основного блюда. Поразмыслим над простым вопросом: кто для кого? — вещь для человека или человек для вещи? Если последнее, то кто перестает существовать и становится что, и автоматически подпадает под закон тления вещей. Организм, ставший вещью, попадает в новую иерархическую систему неодушевленных предметов, иными словами, становится мертвым (см. Мертвая Зона) — при жизни, но зачатки души при этом не исчезают. Душа же здесь уподобляется младенцу среди помойки: ей мучительно и больно. Боль же проецируется на один из трех уровней бытия или на все разом — тело, психику, судьбу. И в первом случае мы говорим о заболеваниях соматических, ведущих к тяжелым формам распада, во втором наблюдаем всевозможные депрессии, доходящие порой до суицида, в третьем — потрясения и катастрофы, связанные или с потерями, или с мучениями близких. Почему так происходит, видно из описанной механики, обеспечивающей регуляцию жизнедеятельности особи, которая в настоящем случае становится врагом душе своей, а выражаясь психоаналитическим языком, вступает в конфликт с собственным бессознательным. Внутри личности возникает военное положение, и вся энергия, данная ей от рождения, направляется на борьбу... с собой. Таким образом, получается, что удар по «щеке» следует со стороны бессознательного, притесняемого и подавляемого, но поскольку ему не присущи ни ненависть, ни агрессия, как и любые другие эмоции вообще, то такой удар следует рассматривать не как акцию нападения, но как адекватную реакцию обратной связи, зеркальный ответ на некое действие. И смысл такой реакции — вывести организм из замороженного, отождествленного, сцепленного состояния, пробудить от спячки даже иной раз путем «шокового» встряхивания, кризиса. Срабатывает фундаментальный инстинкт самосохранения. Какие же способы «ударов по щеке» распознаются в плане очевидных, явных событий? Частично мы рассмотрели три уровня, на которых проецируется бессознательное, теперь же, обобщая сказанное, проясним и некоторые детали. Проявления персоны можно разделить на функциональные группы, в которых отражаются формы отношений особи с миром и собою. 1. Группа биологического обеспечения содержит в себе такие аспекты, как: • деньги; • вещи; • секс; • еда. 2. Группа социального поддерживания: • семья, работа; • имидж; • межличностные отношения (дружба, партнерство, отношения начальник — подчиненный, мужчина — женщина). 3. Группа духовного самопроявления: • способности; • нравственность; • интеллект; • мудрость. Перечисленное выше и есть «щека» человека, или «одежда» его. Кстати, в сновидениях одежда символизирует собой персону. Это то, во что мы облачаемся, но чем в действительности не являемся. И присутствие в жизни человека данных аспектов в достаточной мере обеспечивает состояние, которое называется благополучием и, стало быть, является благом. Прямое же назначение блага заключается в том, чтобы о нем не думать. Оно представляет собой некую поддержку, дающую возможность направлять энергию на развитие в себе духовных качеств. Однако если этого не происходит и особь застревает на том или ином персонном аспекте, то неизбежно возникает вначале торможение ее развития, а затем — регрессия, которая, как правило, приводит к психическому распаду. Как известно, всякое действие порождает противодействие. Поэтому представляется совершенно закономерным, что в случае идентификации особи с тем или иным элементом персоны произойдет аннулирование этого элемента только с одной целью — стиранием уже имеющийся идентификации. Обратимся к нашему списку Эго и определим, какие Дуальные оппозиции возможны в случае превышения некоего допускаемого «коэффициента привязанности» к тому или иному аспекту.
|