Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Виктимологические идеи, представленные в религиозной и художественной литературе




Виктимологическая идея, представление о жертве, которая своим поведением, отношением к причинителю вреда или вообще фактом своего существования с опасностью для себя значимо проявляется в тех или иных жизненных ситуациях, возникли не сами по себе, а в результате множества наблюдений, обобщений в самых различных формах, в том числе в мифах.

Очевидно «виктимологична» фабула мифа об Эдипе, на основе которой написана трагедия Софокла «Царь Эдип»: Эдип, царь Фив, в силу неосознаваемых по их объективному содержанию обстоятельств, оказывается мужем собственной матери и убийцей своего отца. В ужасе от содеянного он лишает себя зрения и осуждает на изгнание.

Эдип - - тип невиновной или, точнее, по-особому виновной жертвы, обозначаемой сегодня как «комплекс Эдипа», «Эдипова вина».

В библейском сюжете о сыновьях Адама и Евы, Каине и Авеле, виктимологическая ситуация иная. Для Авеля не является секретом опасность, исходившая от Каина, он чувствует какую-то вину перед братом, но в силу определенного психологического состояния не противится обстоятельствам, не пытается их изменить и идет с Авелем в поле, где и погибает от его руки.

Авель, тип неосознанно, но объективно провоцирующей жертвы, ощущает некую вину, потому не находит в себе сил к сопротивлению и как бы внутренне оправдывает действия причинителя вреда.

В сюжете о Самсоне и Далиле описано иное поведение жертвы, характеризующее человека неоправданно самоуверенного, переоценивающего свои силы. Этот тип жертвы связан с так называемым «комплексом Самсона».'7

16 Криминология. Учебник / Под. ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 420.

17 Франк Л. В. 1) Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972. С. 8-11; 2) Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977.

Понятие, возникновение и развитие виктимологии 19

Виктимологические идеи отчетливо прослеживаются в литературных произведениях начиная со средних веков . Известный английский писатель Д.Дефо (1661-1731) в романах «Молль Флен-лерс» и «Полковник Джек» глубоко проникает в психологию не только преступника, но и жертвы, причем в отношении последней — как бы в восприятии преступника. Так, героиня первого из названных романов Молль, преступница, делится своим опытом совершения преступлений исходя из состояния жертвы. В зависимости от него она решает, прибегнуть ли к шантажу или просто обворовать человека, если он достаточно слаб, чтобы сопротивляться. Молль выступает в романе не только как преступница., но и как жертва обмана обольстителя и собственного легкомыслия. Дефо очень точно прослеживает процесс виктимизации Молль как начальный этап ее продвижения к

л. 19

«карьере» профессиональной воровки и проститутки.

Герой романа «Полковник Джек» — Билл со знанием дела говорит о легкомыслии тех, кто хранит свои бумажники в слишком просторных карманах. Это, несомненно, наблюдение «стихийного» вик-тимолога, правда, очень скромное и узконаправленное. Однако, если не уравнивать Дефо с его героем в подходе к проблеме, то будет справедливым отметить, что в его произведениях есть высказывания, свидетельствующие о понимании роли жертвы в зарождении и развитии преступления. Сегодня для этого мы бы использовали термин «виктимологическая ситуация».

Повесть другого английского писателя Томаса Кинсея «Убийство, рассматриваемое как искусство» (20-е годы прошлого столетия) можно по праву назвать трактатом о жертвах этого вида преступлений. Один из героев повести характеризуется так: «Он был со всех точек зрения хорошим объектом для убийства... У него имелись

С. 17-19; Полубинский В. И. Криминальная виктимология. Что это такое? М, 1977. С. 6.

Влияние художественной литературы на формирование основных идей в совре-Менной виктимологии отмечено некоторыми зарубежными исследователями (см.: Fattah A. La victimologie — qu'est — elle, et quel est son avenir? // Revue Internationale Criminologie et de Police Technique. 1967. № 2. P. H3-124; № 3. P. 193-202; Ame-C. Das Opfer der Straftat. Hamburg, 1970; Schneider H. Victimologie. Wissen-von Verbrechensopfer. Tubingen, 1975.

Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской викткмологии. С. 19-20.

Глава I

деньги, но не имелось никакой возможности оказать хоть какое-то сопротивление». Автор повести проводит идею, что отдельные люди обладают определенными свойствами, делающими их более чем других предрасположенными к роли жертвы и даже зарождающими

в сознании преступника намерение лишить их жизни .

Интересные наблюдения личности жертвы, ее поведения, взаимоотношений с преступником мы находим в новеллах «Причина» и «Мост судьбы» немецкого писателя Леонарда Франка (1882-1961).

Так, герой рассказа «Причины» поэт О. Зейлер совершает убийство ненавистного с юношеских лет учителя, убедившись, что он не изменился и продолжает издеваться над беззащитными учениками. В механизме убийства решающую роль сыграли поведение жертвы, ее взаимоотношения с убийцей, причем между причиной и следствием лежит промежуток в двадцать семь лет.

В новелле другого немецкого писателя Франца Верфеля (1890-1945) «Не убийца, а жертва виновата», вышедшей в свет в 1920 г., раскрывается механизм зарождения мысли о преступлении у отцеубийцы под влиянием и в результате накопления агрессивных аффектов, систематически насаждаемых отцом—удущей жертвой. Основная идея новеллы — жертва виновата больше, чем преступник.

Виктимологический аспект личностных отношений, деформированных буржуазным образом жизни, применительно к теме «преступник-жертва», с особой силой раскрывается в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия» (1955). Криминально-викти-мологический характер описываемой ситуации заключается в том, что Клайд (герой романа), намереваясь утопить беременную от него девушку, заманивает ее на озеро, однако не решается привести свой замысел в исполнение. В лодке происходит объяснение, обманутая девушка укоряет героя и грозит ему разоблачением. Случайно лодка опрокидывается и девушка тонет. На судебном процессе Клайд пассивен и безучастен, его угнетает случившееся настолько, что он психологически не в состоянии восстановить происшедшие события

Полубинский В. И, Криминальная виктимология. Что это такое? С. 6-7.

21 Франк Л. В, Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. С. 20-21; Полубинский В, И- Криминальная виктимология. Что это такое? С. 7.

Понятие, возникновение и развитие виктимологии 21

и не находит в себе сил для защиты. Это тип (хотя и своеобразный) Преступника-жертвы22.

Среди литературных источников идей современной виктимологии особое место занимают произведения гениального русского писателя Ф. М. Достоевского. В них с потрясающей глубиной дан психологический анализ различных типов жертв, влияние не только поведения, но и самих качеств их личности на возникновение и развитие криминогенно-виктимных ситуаций в условиях социальной несправедливости, бессмысленных страданий и унижений, слащавости и корыстолюбия, отчужденности личности.

Главный герой романа «Братья Карамазовы» — Федор Павлович Карамазов — «человек не только дрянной и развратный, но вместе с тем и бестолковый». Его родной сын Дмитрий говорит об отце: «Вижу лишь развратного сладострастника и комичного комедианта».

Всей логикой своего отвратительного поведения старший Карамазов последовательно создает и развивает конфликтную ситуацию, провоцирует, вызывает на себя огонь своего ближайшего окружения. Это тот случай, когда жертва с неизбежностью доводит свою обреченность до логического завершения.

Иной тип жертвы и иной механизм преступления раскрыты в другом романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Жертва Раскольникова — Анна Ивановна —- злобная, алчная, безжалостная ростовщица, паразитирующая на стесненном материальном положении окружающих, спекулирующая на их несчастье.

В основе зарождения криминологического механизма убийства Раскольниковым ростовщицы — его первое впечатление о ней — непреодолимое отвращение, усугубленное откровенно злобным, безжалостным, корыстным поведением жертвы. Выбор жертвы предопределен и личностью, и социальным статусом жертвы. Это тип активной (хотя и неосознанно) провоцирующей жертвы, в отличие °т кроткой и ни в чем неповинной Лизаветы, которая погибла под топором Раскольникова лишь потому, что случайно оказалась рядом с ростовщицей. Она — «случайная», нейтральная жертва.

Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. £ 21-22.Достоевский Ф.М. БратьяКарамазовы . Собр. соч. В 12 т. М., 1982. Т. 2. С. 7.

Глава I

В романах Ф. М. Достоевского глубоко раскрывается не только виктимологическая сторона преступлений, значение отношений между преступником и жертвой в генезисе криминологических механизмов, но и «самоубийственные» последствия совершаемых деяний для преступника: так, Раскольников «становится нравственным изгоем, жертвой своей идеи»; в его натуре есть и добро, и зло, но зло побеждает24.

Виктимологические идеи, а точнее, психология преступления с учетом роли жертвы отражены в произведениях А. П. Чехова «Убийство» и «Драма на охоте», В рассказе «Убийство» раскрывается механизм преступления через взаимодействие преступника, жертвы, третьих лиц в конкретной ситуации как следствие предыстории отношений основных действующих лиц разыгравшейся трагедии.

В повести «Драма на охоте» представлены три типа жертв преступлений, совершенных одним преступником: Ольга Николаевна, поведение которой было очевидно (хотя и неосознанно) провокационным, шаг за шагом приближавшим ее к развязке драмы; слуга Кузьма — своим поведением, явно неосторожным и нерешительным, он невольно способствовал нападению на себя; садовник Франц, оставшийся без своих сбережений, так как, будучи человеком неосторожным, позволил преступнику лично проследить, где он прятал свои деньги.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты