Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Значение базовой техники в системе подготовки спортсменов




Выпуск 2. Обучение базовой технике

А.И.Танюшкин

В.П.Фомин

Значение базовой техники в системе подготовки спортсменов

В Кёкусинкай, как и в других традиционных школах каратэ, освоение базовой и комбинационной техники осуществляется вначале без партнёра,что сохраняет значение на всех последующих ступенях обучения. Разновидностями такой формы тренировки являются традиционные формы кихона(освоение элементов базовой техники в канонических стойках), рэнраку(аналогичная отработка базовых комбинаций) и ката(освоение канонизированных комплексов комбинаций). В настоящем выпуске основное внимание будет сосредоточено прежде всего на кихоне, в котором закладывается фундамент техники, а также на рэнраку, которые непосредственно к нему примыкают. Ката будет посвящено несколько специальных выпусков.

Каратэ Кёкусинкай – прежде всего боевое искусство. Оно предназначено для реальной борьбы. Что же дают традиционные формы тренировки без партнера для Будо-каратэ?

Кихон – это семя, из которого произрастает древо боевого искусства и одновременно его питательная среда. Суть кихона – в многократном (обычно ритмизированном) выполнении простой базовой техники, сравнимой с азбукой каратэ или его иероглифами. Впрочем, все относительно. На самом деле базовая техника сложна и по-настоящему осваивается за годы упорных тренировок.

Кихон – уникальный путь гармоничного развития не только техники, но также тела и духа. Со стороны технической базовые элементы лежат в основе боя, их освоение увеличивает функциональные возможности бойца. Поэтому к базовой технике постоянно возвращаются, чтобы повысить эффективность приемов в борьбе. Отработка базовой техники без партнера с полной амплитудой, силой, скоростью происходит как бы в идеальных условиях – отсутствуют помехи, сопровождающие реальные схватки (постоянные перемещения, усталость, ощущение опасности, боль и др.). В кихоне формируется некий технический эталон, к которому следует приближаться в спарринговой работе.

В кихоне в принципе есть все (или почти все) для формирования атлетически развитого тела. И потому что в каратэ все части тела включены в активную работу, и потому что используются различные режимы тренировки, позволяющие целенаправленно создавать весь ансамбль нужных качеств. Поэтому настоящий кихон еще более утомителен, чем спарринг.

Роль кихона для подготовки сознания к реальной борьбе, связанная с автоматизацией дыхательно-двигательной координации, заключается в овладении на его основе элементами активной медитации. Различные психотехнические приемы, помогающие по-настоящему овладеть базовой техникой, связаны с выработкой чувства противника и ощущения циркуляции энергии при воображаемом взаимодействии с ним (выброс энергетической волны при выполнении удара с ускорением и концентрацией, автоматический отток энергии из пространства в момент освобождения мышц с перезарядкой энергетического центра в животе и т.п.). В этом отношении кихон – «школа» активной медитации, под знаком которой развертывается бой в «дзэнских видах борьбы».

Существенно то, что канонизированные формы кихона позволяют достаточно подготовленному ученику совершенствоваться до значительного уровня, даже если он лишен какое-то время возможности тренироваться с партнером. Это подтверждает опыт выдающихся мастеров (в том числе и Оямы), которые длительное время тренировались одни в безлюдных местах, сочетая кихон с комплексом других традиционных методов самостоятельной работы.

Не менее важны методические возможности кихона для инструктора, поскольку в нем заложены ключи к достаточно быстрому и уверенному овладению базовой техникой. Обучение базовой технике в форме кихона проходит определенные этапы. В начале осваиваются правильные позиции (стойки), затем на месте выполняются технические действия. Далее контролируются правильные стойки и баланс в перемещении и правильная форма техники. Достигаемая координация всех действий позволяет постепенно увеличивать скорость, а затем силу (при сохранении формы). В конечном итоге вырабатывается автоматизм, освобождающий сознание и создающий условия для его перехода в искомые измененные состояния, необходимые для реальной борьбы.

Ключевые элементы кихона (стойки, базовые блоки и удары) сводят все многообразие техники к первоосновам, облегчая освоение множества производных вариантов. Кроме того, ключевые элементы выделяются с учетом их значимости для реального боя (экзотическая техника вводится тогда, когда есть хороший фундамент). Существенно то, что канонизированные стойки, блоки, удары непосредственно перерастают в боевые модификации техники.Таким образом, в советской школе Кёкусинкай техника свободного боя рассматривается не как нечто изолированное от базовых форм, а как имеющее с ними прямуюсвязь и вырастающее на их основе.

С учетом специфики стиля и ведения боя в Кёкусинкай выделено ограниченное число ключевых стоек, блоков, ударов руками и ногами. Их число по 4 в каждой из 4 названных групп техники.

4 стойки:

сантин-дати (стойка «крепости» или «песочных часов»);

дзэнкуцу-дати (передняя наклонная стойка);

кокуцу-дати (задняя наклонная стойка);

киба-дати (стойка «всадника»);

4 блока:

сото-укэ (средний внутрь);

ути-укэ (средний изнутри);

дзёдан-укэ (верхний);

гэдан-барай (нижний).

4 типа ударов руками:

цуки (прямой проникающий удар);

ути (3 основных разновидности круговых секущих ударов выполняются прямо, внутрь и наружу).

4 типа ударов ногами:

маэ-гэри (прямой проникающий удар);

маваси-гэри (круговой секущий удар);

ёко-гэри (боковой удар);

усиро-гэри (удар назад).

 

Выделенные стойки и виды техники постоянно (наиболее часто) используются в борьбе и составляют фундамент обучения базовой техники. <…> достижению правильной, целесообразной формы движений в соответствующей стилевой системе).

Основные формы обучения базовой технике без партнера в Кёкусинкай следующие:

- выполнение стоек и перемещений;

- выполнение технических действий на месте (без перемещений);

- выполнение технических действий в перемещениях;

- выполнение комбинаций (на месте и в перемещениях).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты