Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Выполнение технических действий на месте




Выполнение базовой техники без перемещений преобладает на начальном этапе обучения, когда необходимо сосредоточиться на самих технических действиях, на наиболее существенных деталях. При этом используются различные методы обучения. Среди них замедленное (свободное и силовое) выполнение движений, разложение их по элементам (фазам), отработка наиболее трудных элементов, поэтапное освоение составляющих элементов. Это позволяет постепенно подойти к выполнению техники с полной скоростью и концентрацией, а позднее также в особых тренировочных режимах (для увеличения «запаса прочности», выработки специальной выносливости и т.д.). Некоторые методы требуют пояснений.

Разложение движения по элементам зависит от вида техники и соответствует основным фазам. Например, при блокировании это замах – встреча руки или ноги – проводка удара за линию атаки. При дальнейшем совершенствовании необходимо добиваться правильного слитного движения и постепенно увеличивать его скорость и концентрацию. Следует помнить, что все технические действия при реальном выполнении выполняются с ускорением, концентрацией в конце и мгновенным сбросом напряжения.

Примером поэтапного освоения базового технического действия может послужить один из методов начального обучения цуки (наиболее характерного для каратэ прямого проникающего удара) из фудо-дати:

Первый этап - из положения «моротэ-цуки» (двойной удар) отвод обеих рук (кулаков) под грудь, т. е. к грудным мышцам сбоку (фото 51, 52, 53);

 

Второй этап – из того же положения поочередный отвод каждой руки под грудь с возвратом в исходное положение (фото 54, 55, 56);

 

Третий этап - поочередное выполнение цуки каждой рукой (фото 57, 58, 59).

При этом сохраняется возможность контролировать правильную траекторию движения (чтобы локоть не отходил в сторону) и соответствующее вращение кулака (при ударе кулак поворачивается почти одновременно с выпрямлением руки, которая остается чуть согнутой в локте, при реверсе кулак поворачивается сразу, что обеспечивает правильное движение локтя вдоль корпуса).

 

При выполнении цукив стиле Кекусинкай важно следить за правильно сформированным «аппаратом». К нему относятся:

- правильная устойчивая позиция (фудо-дати, сантин-дати);

- группировка тела через правильно собранный живот (идеальная форма вырабатывается при выполнении Ибуки), связывающий нижнюю и верхнюю части тела воедино;

- фронтальное положение бедер;

- подъем таза вверх в момент концентрации при ударе (ср. с Ибуки);

- полуфронтальное положение плеч (они не должны разводиться в стороны и подниматься), увеличивающее амплитуду удара;

- монолитный «сплав» мышц в области подмышки (без впадины) наподобие того, как ветка отходит от ствола дерева;

- правильное направление (строго по центру), амплитуда, траектория и форма удара (реверса) и др.

 

Группа утиобъединяет многочисленные виды и разновидности хлестких и секущих ударов руками, выполняемых по разным (часто круговым) траекториям и направлениям (прямо, внутрь, изнутри). В их описании нет крайней необходимости, поскольку предпосылки освоения этой относительно простой техники заложены отчасти уже в технике цуки, а также в 4 базовых блоках.

Сото-укэ- блок на среднем уровне (от пояса до плеч), выполняемый внутрь по закругленной параболической траектории. Начальное изучение в фудо-дати строится по 3 фазам:

а) при замахе блокирующей руки кулак за головой, реверсивная рука служит гардой (прикрыто сплетение и подмышка), бедра в фронтальном положении плечи чуть повернуты;

б) встреча («перехват») руки воображаемого противника (за локтем) почти выпрямленной рукой (мягкой частью у локтя);

в) проводка удара за линию атаки синхронно с энергичным поворотом бедра и реверсом под грудь, во время проводки блокирующая рука сгибается, локоть как бы опережает кулак, который поворачивается ребром к лицу – в конечном положении рука согнута под углом 90 град., между локтем и телом расстояние в 1 кулак, кулак блокирующей руки на уровне подбородка, плечи повернуты под 45 град. При сбросе напряжения тело принимает естественное положение (фото 60, 61, 65, 63).

 

Ути-укэ– блок на среднем уровне (от сплетения до подбородка) выполняется по аналогичной траектории, но изнутри. Основные 3 фазы:

а) при замахе блокирующей руки кулак под мышкой, что служит гардой (прикрыто сплетение и подмышка), реверсивная рука выпрямлена вперед, устанавливая дистанцию между воображаемым противником, бедра и плечи повернуты под 45 град.;

б) встреча («перехват») руки выполняется синхронно с поворотом бедра, внутренним ребром предплечья, движением, напоминающим раскрытие «веера» перед лицом;

в) проводка удара за линию атаки завершается синхронно с движением бедер (повернутых до фронтального положения) и реверсом под грудь; во время проводки локоть опускается к ребрам (расстояние в 1 кулак) и рука сгибается под углом 90 град., плечи расположены фронтально. При сбросе напряжения тело принимает естественное положение (фото 64, 65, 66, 67, 68).

 

Дзедан-укэ- блок на верхнем уровне (голова) выполняется внешним ребром предплечья как встречная подстановка под удар вверх и вперед. Основные 3 фазы:

а) при подготовке согнутая реверсивная рука расположена вертикально, прикрывая сплетение и подбородок;

б) блокирующая рука подводится под локоть реверсивной руки (бедра расположены фронтально);

в) в конечной фазе выполняется подстановка блокирующей руки вверх и вперед с отведением удара за линию атаки (с синхронным реверсом рукой и бедром); бедра и плечи повернуты под 45 град., рука согнута под углом чуть больше 90 град., предплечье наклонено под 45 град, (фото 69, 70, 71).

 

Гэдан-барай– блок на нижнем уровне (от пояса до колен) выполняется сметающим движением перед телом. Основные 3 фазы:

а) при замахе кулак блокирующей руки у противоположного уха, локоть прикрывает сплетение, прямая реверсивная рука прикрывает пах, бедра и плечи повернуты под 45 град.;

б) в промежуточной фазе кулак блокирующей руки опускается к локтю реверсивной;

в) в конечной фазе блокирующая рука, выпрямляясь, синхронно с движением бедер в том же направлении и реверсом, сметает удар за линию атаки; в конце бедра и плечи расположены фронтально. При сбросе напряжения тело принимает естественное положение (фото 72, 73, 74, 75).

Сброс напряжения, следующий за фазой концентрации вначале, необходимо контролировать. Потом, когда он станет рефлекторным, расслабление мышц будет приходиться на очередной замах.

 

Для изучения 4 базовых ударов ногами первостепенное значение имеет дзэнкуцу-дати. В этой стойке изначально есть хорошая опора на ногу, находящуюся впереди, в то время как нога, находящаяся сзади, на «старте», уже заряжена для удара. Все удары выполняются вначале на среднем уровне.

Маэ-гэри- прямой проникающий удар вперед. При выполнении на месте может быть разделен на 4 фазы:

а) вынос бедра вперед в положение, где пятка согнутой ноги находится как можно ближе к ягодице;

б) с высоким выносом колена и бедра (Поворот на опорной ноге) выполнение удара в. позиции тюсоку (стопа вытянута вперед, пальцы оттянуты назад);

в) возврат голени и бедра в положение баланса на опорной ноге; г) возврат ударной ноги в стойку (фото 76, 77, 78, 79, 80).

 

Маваси-гэри- круговой удар (сбоку внутрь). При изучении его можно разделить на 4 фазы:

а) вынос бедра вбок в горизонтальной плоскости;

б) с вращением на опорной ноге выполнение удара (подъемом стопы) в горизонтальной плоскости;

в) с поворотом на опорной ноге и скручиванием бедер переход в положение баланса;

г) возврат ударной ноги в стойку (фото 81, 82, 83, 84, 85).

 

Ёко-гэри– боковой удар ребром стопы ближе к пятке.

Его изучению обычно предшествует освоение аналогичного, но более простого удара кансэцу-гэри (в коленный сустав). Он выполняется с максимально высоким подъемом бедра согнутой ноги сверху вниз под 45 град, в наклонной плоскости. Ёко-гэри выполняется вперед в горизонтальной плоскости и при изучении разделяется на 4 фазы:

а) Высокий вынос бедра;

б) с вращением на опорной ноге проведение удара с одновременным уракэн-ути – в конце кулак над коленным суставом ударной ноги (гарда);

в) с поворотом на опорной ноге и скручиванием бедер переход в положение баланса;

г) возврат ударной ноги в стойку (фото 86, 87, 88, 89, 90).

 

При выполнении маэ-маваси и еко-гэри по фазам в самом начале можно сделать подготовительную подстановку пятки опорной ноги ближе к центру тяжести (см. перемещения в дзэнкуцу-дати). Потом это действие выполняется одновременно с ударом.

Усиро-гэри- удар пяткой назад. При изучении разделяется на 4 фазы:

а) вынос бедра вперед в положение баланса (пятка близко от ягодицы);

б) выполнение удара из-под ягодицы прямо в цель (в конце вся ступня оттянута назад и повернута пальцами вниз под 45 град.);

в) возврат согнутой ноги в положение баланса;

г)возврат ударной ноги в исходную стойку (фото 91, 92, 93, 94, 95).

 

К базовой технике примыкает также изучение усиро-гэри с поворотом. Это открывает путь к комбинациям с так называемыми «вертушками», имеющими широкие тактические возможности. Чаще они выполняются из боевой стойки. Если выполнять усиро-гэри с «вертушкой» из исходной дзэнкуцу-дати, то техника разделится на следующие 4 фазы:

а) поворот на опорной ноге спиной вперед в кокуцу-дати (усиро-кокуцу), голова повернута через поворотное плечо;

б) выполнение удара;

в)возврат ноги переходом во фронтальное положение баланса;

г) возврат в исходную стойку (фото 96, 97, 98, 99, 100, 101).

 

Помимо достижения целей совершенствования технических элементов выполнение базовой техники является незаменимой формой физической нагрузки и выработки специальной выносливости, необходимой для свободного боя.

Различные методы и приемы обучения, специальные дополнительные упражнения, которые вводятся на начальном этапе, направлены на формирование фундаментальных навыков,заложенных в базовой технике каратэ. Среди таких навыков в технике ударов ногами можно выделить вынос бедра и колена, в технике ударов руками – поворот корпуса с выносом плеча и т.д., учитывая также факторы правильного дыхания (концентрация на выдохе, на вдохе – сброс напряжения), концентрации, равновесия. Контроль за формированием, этих навыков необходим и в процессе многократной «наработки» того или иного элемента в целом.

Наряду с навыками, лежащими в основе технических действий определенного типа, особого внимания заслуживают ключевые технические элементы.Их методическое осмысление и практическое освоение позволяет быстро овладевать различными производными элементами, открывает путь к использованию большого арсенала приемов. Так, например, прочное овладение техникой цуки открывает путь к обширной группе производных приемов, в которых сэйкэн заменяется на другие ударные поверхности (хира-кэн, нукитэ, тохо и т. д.). Аналогичным образом освоение кругового движения типа сото-укэ позволяет легко усваивать производные движения на разных уровнях с разными ударными поверхностями (например, сюто- и тэтцуи-ганмэн-ути, сюто- и тэтцуи-хидзо-ути). В практике обучения существует и множество других примеров.

В учебных целях, для совершенствования технических элементов в усложненных условиях, могут быть использованы разнообразные формы и методы тренировки базовой техники без перемещений. Среди них выполнение технических действий руками и ногами в многократных легких пружинящих прыжках на месте; руками – при подъемах корпуса из положения лежа на спине; ногами – из положения сидя; руками – в пружинящих прыжках на месте вприсядку; ногами – в чередовании ударов с приседаниями. Особые формы освоения базовой техники на месте – это прыжки, перескоки («разножки»), «вертушки». Они имеют важное тактическое значение и развивают вестибулярный аппарат.

Наряду с равномерным, многократным и энергичным выполнением базовой техники в умеренном темпе широко используется принцип скоростных суперсерий, основанных на чередовании нескольких серий с пропорциональным увеличением или уменьшением числа элементов (выполнение приемов от 1 до 10 раз подряд, от 1 до 5 и от 5 до 1 и т. п.). Чаще всего суперсерии выполняются ногами (удары ногой, находящейся сзади, (например, в дзэнкуцу-дати), или передней ногой с возвратом в исходную стойку (например, в нэкоаси-дати), или без опускания ноги – на одном колене). Одна из целей – приблизить технику ударов ногами к скоростным и координационным возможностям рук. Однако принцип суперсерий может применяться и в технике ударов и блоков руками (поочередное выполнение движений или работа одной рукой с последующим повторением той же суперсерии другой рукой). Типичная тренировка в режиме суперсерий - отработка маэ- и маваси-гэри. Примеры суперсерий с поочередной сменой рук – соответствующее выполнение цуки (в том числе в «разножках» в дзэнкуцу-дати), а также 4 базовых блоков. Суперсерии, выполняемые одной рукой, удобны, в частности, для уракэн-ути и других аналогичных ударов.

Все методы, способы и режимы тренировки при выполнении базовой техники на месте направлены на формирование стереотипов движений, прочных навыков, на освоение ключевых элементов. Все это, в конечном счете, должно создать надежную основу для дальнейшего развития координации, необходимой в свободном бою.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты