КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОСНОВА ИКОНЫ – ДОСКА.Символика основы иконы. Каноническое устроение иконной основы таково: основная цельная или составная доска и шпонки. Лицевая поверхность иконной доски состоит из трёх частей: 1.ковчега или средника, 2. полей и 3.лузги, которая находится на границе между полем и средником. Ковчег – это углубление на лицевой поверхности доски. Поля – этовыступающая рамка, обрамляющая помещенное в глубине изображение. Ковчег с полями имеет догматический смысл: человек, находящийся в рамках пространства и времени, в рамках земного бытия, имеет возможность созерцать небесное и божественное бытие не непосредственно, не прямо, а лишь тогда, когда оно открывается ему Богом как бы из глубины. Свет Божественного Откровения в явлениях горнего мира как бы раздвигает рамки земного бытия и сияет из таинственной дали прекрасным сиянием, превосходящим всё земное. Свет нимба над главою святых лиц захватывает верхнюю часть ковчега, часто заходит на поля, как бы не вмещаясь внутри плоскости, отведенной для иконописного образа. Таким образом, поля иконы – это знамение области земного бытия, а иконописный образ в глубине иконы, в ковчеге – знамение области бытия небесного, божественного. Так нераздельно, хотя и неслитно, в иконе выражаются простыми вещественными средствами догматические глубины. Существует ещё и другое богословское значение строения иконы: ковчег, он же средник, принимается за область Божественного нетварного бытия, поля – область тварного райского неба, а земное бытие являют собой молящиеся, т.е. мы, грешные люди. Поля иконы способствуют более глубокой сосредоточенности молящегося, т.к. они отделяют священное изображение от земного окружения. Особенное внимание иконописца должно быть обращено на «основу» будущей иконы – на породу и качество дерева для доски. Не случайно для иконы выбирается древесная основа, а не стекло или холст, например. В древнем иконописном подлиннике указывается на запрет изображать священные лики на материале, легко подвергающемуся разрушению, как стекло, керамика, фарфор и т.д./подлинник иконописный, изд.С.Т.Большакова/: О том, на коих вещех писати и воображати святыя иконы, и на коих не писати. Писати святыя иконы и воображати, якоже на 7-м Соборе святии богоноснии отцы повелеша, на всяком древе и камени, и на столпех и на стенах, и на сосудех церковных, иже суть крепцы существом сиречь вещию, а на стекле святых икон не писати, и не воображати, понеже сия сокрушителна есть вещь».
Возьмём для сравнения два наиболее распространённых типа иконной основы – дерево, которое использовалось для этого с древних времён, и холст, который стали употреблять для священных изображений в более позднее время. О.Павел Ф. так говорит об этом: холст – это упруго-поддатливая, зыблющаяся, не выдерживающая человеческого прикосновения поверхность, делающая изобразительную плоскость динамически равноправною с рукою художника, он с нею борется как «с своим братом». К тому же переносимая и поворачиваемая по желанию и не имеющая независимого от произвола художника освещения и отношения к окружающей действительности. Доска – недвижная, твердая, неподатливая поверхность, строга, обязательна, как напоминание об иных твердынях. Весьма важно помнить это и не поддаваться соблазну писать святое изображение на вещи сокрушительной – на фарфоре, стекле и т.д. Распространение этого явления было весьма широким в позднейший период истории Русской Церкви. Это пришло к нам с Запада, и особенно заполонило храмы к началу ХХ века перед революцией, сокрушившей множество храмов…
|