Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СТРАННЫМ ОБРАЗОМ ПОДАВЛЯЕТ...




Гиза, Египет, 16 марта 1993 года, 8 утра

При высоте чуть больше 60 метров (и со стороной ос­нования 108 м) Третья пирамида вдвое ниже, чем Великая, и еще в большей пропорции уступает ей по массе. Тем не менее она величественна и по-своему ошеломляет. Когда мы шагнули из залитой солнцем пустыни в ее огромную геометрическую тень, я вспомнил, что сказал о ней иракс­кий писатель Абдул Латиф, когда посетил ее в XII веке:

"Она кажется малой по сравнению с двумя другими; но вблизи, когда не видно тех, она странным образом подавляет, и ее созерцание неизбежно связано с болезненным ощущением... "

Нижние 16 рядов монумента все еще покрыты первона­чальной облицовкой блоками, высеченными из красного гранита (по словам Абдулы Латифа, "столь твердого, что железо оставляет на нем след очень медленно и с большим трудом"). Некоторые блоки очень велики; они зачастую имеют сложную форму, но при этом идеально пригнаны, чем очень напоминают циклопическую кладку-мозаику в Куско, Мачу-Пикчу и в других местах в Перу.

Как и положено, вход в третью пирамиду располагает­ся с северной стороны, достаточно высоко над землей. От­сюда нисходящий под углом 26 ° 2 ' коридор прямо, как стрела, уходит в темноту точно на юг. Он имеет прямоу­гольное сечение и так низок, что для того, чтобы войти в

него, приходится складываться по­ чти пополам. Там, где он про­ ходит сквозь кладку, его пото­ лок и стены сло­ жены из хорошо пригнанных гра­ нитных блоков. На некоторое рас­ стояние эта обли­ цовка продолжа­ ется и ниже уров­ ня земли.

Примерно через двадцать метров от входа коридор выров­ нялся и соеди­ нился с прохо­ дом, где можно было стоять во весь рост. В свою очередь, этот проход ведет в не­ большую предка­ меру с резными панелями и ка­навками в стенах, предназначенными, по-видимому, для опускной решетки. В конце камеры нам снова пришлось скрючиться, чтобы войти в следующий коридор. Так, со­гнувшись, мы прошли в южном направлении метров-две­надцать, прежде чем попали в первую из трех основных погребальных камер-усыпальниц, если тЪлько они были усы­пальницами.

Эти мрачные, беззвучные комнаты высечены в скале. Та, в которой мы стояли, в плане имела форму прямоу­гольника, вытянутого с востока на запад. Она имеет размеры 9 метров в длину, 4,5 — в ширину и столько же—в высоту, плоский потолок и довольно сложное внутреннее устрой­ство. В ее западной стене — большое отверстие неправиль­ной формы, ведущее в темное, похожее на пещеру; про­странство. Кроме того, есть отверстие и в полу, через кото­

рое можно попасть в туннель с наклоном на запад, ведущий на еще большую глубину. Мы спустились по туннелю. Он кончался коротким горизонтальным проходом, из которого через узкий дверной проем можно войти в небольшую пус­тую камеру. В ее стенах были вырублены шесть комнат, похожих на кельи средневековью монахов: четыре с восто­ка и две с севера. По мнению египтологов, эти комнаты были задуманы как "склады... для хранения предметов, ко­торые усопший монарх хотел бы иметь под рукой".

На выходе из камеры мы снова повернули направо и опять попали в горизонтальный проход. В его конце нахо­дилась еще одна пустая камера оригинальной конструкции, какой больше не встретишь в египетских пирамидах50. Че­тырех метров в длину и двух с половиной в ширину, она ориентирована с севера на юг; ее сильно поврежденные сте­ны и пол выложены особенно плотным гранитом шоколад­ного цвета, который, как нам показалось, поглощает не только свет, но и звук. Ее потолок состоит из восемнадцати крупных блоков из того же материала, по девять с каждой стороны, которые стыкуются на коньке. Их нижняя сторо­на обтесана так, что потолок имеет заметно вогнутую фор­му; в целом помещение смахивает на идеальный винный погреб, тайно размещенный в каком-нибудь романском со­боре.

Покинув нижние камеры, мы вернулись по наклонно­му тоннелю в большое помещению с плоской кровлей, вы­рубленное в скале. Пройдя через отверстие с неровными краями в западной стене, мы обнаружили, что видим прямо перед собой верхнюю сторону восемнадцати блоков, обра­зующих перекрытие камеры, расположенной внизу. Отсю­да была ясно видна конструкция конька. Но гораздо менее ясно было, как эти блоки сюда затащили, не говоря уже о том, как удалось их так аккуратно уложить на предназна­ченное им место. Каждый из них весит много тонн, что затрудняет манипуляции с ними в любых обстоятельствах. Но здешние обстоятельства были далеко не ординарными. Как-будто стараясь усложнить себе жизнь (а может быть, считая такие задачи элементарными), строители пирамиды не потрудились зарезервировать достаточно рабочего про­странства между блоками и скалой, нависающей над ними. Я заполз в этот зазор и обнаружил, что его величина от 60 см на южном конце до считанньк сантиметров на северном. В таком объеме было физически невозможно манипулировать с этими монолитами, опуская их на место. Следовательно,

если рассуждать логически, то остается предположить, что их поднимали с пола камеры, но как? Камера была так мала, что там одновременно могли бы работать лишь не­сколько человек — слишком мало, чтобы поднимать грубой силой своих мускулов. По мнению археологов, полиспасты еще не существовали в эпоху пирамид (но даже если они бы и были, то для размещения полиспаста места явно не хвата­ло). Тогда, может быть, использовали какую-нибудь неиз­вестную систему рычагов? Или все-таки было что-то в древ­неегипетских легендах (что недооценили ученые), которые рассказывали о жрецах и волшебниках, без малейшего уси­лия поднимавших в воздух каменные глыбы, бормоча зак­линания, "слова мощи"?

Уже не в первый раз сталкиваясь с тайнами пирамид, я понимал, что передо мной невыполнимая техническая зада­ча, которая тем не менее была выполнена, причем на уди­вительно высоком уровне и с потрясающей точностью. Кста­ти, если верить египтологам, строительные работы выпол­нялись на заре цивилизации, причем людьми, не имевши­ми опыта крупномасштабного строительства.

В этом, разумеется, заключается удивительный куль­турный парадокс, адекватного объяснения которому акаде­мики-ортодоксы предложить не в силах.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты