Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КАМЕННЫЕ ЗАГАДКИ




Я встал в центре камеры царя, большая ось которой точно направлена с востока на запад, а малая столь же точно — с севера на юг. Высота комнаты 5,8 метра; в плане — это прямоугольник с соотношением сторон точно 2:1 (10,46 метра на 5,23 метра). Пол состоит из 15 массивных гранитных плит, стены — из 100 гигантских блоков, каждый весом по 70 тонн и более, уложенных в пять рядов, а потолок пере­крыт еще девятью блоками по 50 тонн каждый. Все это производит впечатление интенсивного и непреодолимого сжатия.

У западной стены камеры находится объект, ради кото­рого, если верить египтологам, сооружалась вся Великая пирамида. Этот объект, высеченный из одного куска тем­но-шоколадного гранита, содержащего особо твердые зерна полевого шпата, кварца и слюды, — кофр без крышки, предположительно саркофаг Хуфу. Размеры его внутренней полости: длина 2 метра, глубина 0,87 метра и ширина 0,68 метра. Наружные размеры: длина 2,27 метра, высота 1,05 метра, ширина 0,98 метра. Кстати, поперечные размеры слиш­ком велики, чтобы его можно было пронести через нижний (теперь забитый) вход в восходящий коридор.

В размерах саркофага не обошлось без неких математи­ческих игр. Так, его внутренний объем 1166,4 литра, вне-

1ПНИЙ — ровно вдвое больше — 2332,8 литра. Такую точ­ность (до пятой значащей цифры) нельзя считать случай­ным совпадением, причем стенки кофра обработаны масте­рами высочайшей квалификации и опыта с точностью, ко­торую могут обеспечить лишь современные станки. По мне­нию Флиндерса Петри, который сам был озадачен результа­тами исследования, в распоряжении этих мастеров были инструменты такого класса, "какие мы лишь недавно по­вторно изобрели..."54

Петри особенно внимательно обследовал саркофаг и со­общил, что он вырезан из гранитного блока прямыми пила­ми "не менее 2,5 метра в длину". Поскольку этот гранит имеет очень высокую твердость, пришлось предположить, что пилы были изготовлены из бронзы (самого твердого из доступных в то время конструкционных материалов), а их режущие кромки оснащены еще более твердыми камнями. "Характер работы заставляет в первую очередь думать об алмазе в качестве режущего материала; против этого пред­положения — только его редкость вообще и отсутствие ме­сторождений в Египте, в частности..."

Еще большая таинственность окружает обработку внут­ренней полости саркофага, которая представляет значитель­но большую сложность, чем вырезание из блока породы. Как считал Петри, для этого египтяне должны были

"...перейти от возвратно-поступательного ре­зания к вращательному, как-бы свернув пилу в трубу; проделав образовавшимся трубчатым сверлом кольцевые канавки и выломав остав­шиеся стержни-керны, они могли с минималь­ными затратами труда выбирать большое количество материала. Диаметр этих труб­чатых сверл лежал в диапазоне от 6 до 130 миллиметров, а ширина режущей кром­ки — от 0,8 до 5 миллиметров... "

Разумеется, Петри признавал, что никому из египтоло­гов нс удавалось найти самих алмазных сверл и пил. Одна­ко характер поверхностей, обработанных сверлением и пи­лением, убедил его в существовании подобных инструмен­тов. Заинтересовавшись этой проблемой, он расширил свои исследования и, не ограничиваясь саркофагом камеры царя, распространил их на много других изделий из гранита и керны, которые он собрал в Гизе. Чем глубже он исследо­

вал проблему, тем более загадочной становилась камнерез­ная технология древних египтян:

"Достойным удивления является величина сил резания, о которой свидетельствует скорость, с которой сверла и пилы проходили сквозь ка­мень; по-видимому, при сверлении гранита 100-миллиметровыми сверлами на них действова­ла нагрузка не менее 1-2 тонн. У гранитного керна №7 спиральная риска, оставленная ре­жущим инструментом, имеет шаг вдоль оси отверстия, равный дюйму (25,4 мм), при дли­не окружности отверстия 6 дюймов (152,4 мм); этому соответствует потрясающая ско­рость резания... Такую геометрию спираль­ных рисок нельзя объяснить ничем, кроме того, что подача сверла осуществлялась под огром­ной нагрузкой... "

Не странно ли, что на так называемой заре цивилиза­ции, свыше 4500 лет назад, древние египтяне располагали сверлильными станками индустриальной эпохи с усилием на шпинделе в тонну и больше, что позволяло им врезаться в твердые камни, как в масло?

У Петри не было объяснения этой загадке. Также не мог он объяснить, каким инструментом были вырезаны иероглифы на диоритовых чашах времен IV династии, ко­торые он отыскал в Гизе: "Иероглифы прорезаны в диорите чрезвычайно острым инструментом, а не процарапаны или прошлифованы, о чем свидетельствуют кромки линий..."

Это чрезвычайно удивило педантичного Петри, посколь­ку он знал, что диорит — один из самых твердых камней на земле, намного тверже железа. Но, оказывается, в Древнем Египте его прекрасно резали с высокой точностью при по­мощи какого-то неизвестного гравировального инструмента:

"Поскольку ширина линий всего 0,17 милли­метра, очевидно, что твердость режущей кромки инструмента должна быть выше, чем у кварца; кроме того, ее материал должен быть достаточно вязким, чтобы не рассы­паться при такой острой кромке (порядка 0,13 миллиметра). Известно, что удавалось гравиро­вать параллельные линии с шагом всего 0,8 мм".

Иными словами, речь идет об инструменте, конец ко­торого, острый как иголка, имел настолько высокую, чтобы не сказать — исключительную, твердость, что легко погру­жался в диорит и делал в нем бороздки, возникающие при этом. Что это за инструмент? Как с ним работали, как прилагали необходимые усилия, как выдерживалась точ­ность, необходимая для проведения параллельных линий с шагом 0,8 миллиметра?

Но трубчатые сверла с алмазным зубом, использование которых для обработки саркофага камеры царя предполо­жил Петри, еще можно себе представить. Труднее, но тоже возможно, вообразить неизвестный инструмент для грави­ровки по диориту, особенно если допустить существование в 2500 году до н. э. намного более высокого уровня техно­логии, чем готовы признать египтологи.

Но дело не только в нескольких иероглифах на не­скольких чашах. Во время своих путешествий по Египту я познакомился с большим количеством сосудов, датировка которых восходит к додинастическим временам, таинствен­ным образом выточенных из материалов типа диорита, ба­зальта, кристаллического кварца и аспидного сланца.

Свыше 30 тысяч таких сосудов было найдено под сту­пенчатой пирамидой Зосера в Саккаре, относящейся к III ди­настии. Это означает, что они по меньшей мере не моложе самого Зосера (то есть примерно 2650 год до н.э.). В прин­ципе они могут быть даже старше, потому что аналогичные сосуды находили в слоях, относящихся к додинастическим временам (4000 год до н.э. и ранее), и потому что традиция передачи ценностей по наследству, от поколения к поколе­нию, существовала в Египте с незапамятных времен.

Были ли они сделаны в 2500 или 4000 годах до н.э., или вообще раньше, каменные сосуды из ступенчатой пира­миды замечательны качеством изготовления, которое дос­тигнуто за счет использования какого-то неизвестного и почти невообразимого инструмента.

Почему невообразимого! Потому что многие из этих сосудов — высокие вазы с длинным, тонким, элегантным горлышком и сильно расширяющейся внутренней полос­тью, которая зачастую имеет полые заплечики. Еще не изоб­ретено инструмента, которым можно было бы вырезать вазы такой формы, потому что он должен быть достаточно уз­ким, чтобы пролезать через горлышко, и достаточно проч­ным (и соответствующего профиля), чтобы им можно было бы изнутри обработать заплечики и скругленные по радиу­

су поверхности. И как, спрашивается, приложить к такому инструменту достаточное для таких операций усилие, на­правленное внутрь или наружу?

Высокие вазы никоим образом не являются единствен­ным типом загадочных сосудов, отрытых в пирамиде Зосера и других древних сооружениях. Среди них урны с изящны­ми орнаментальными ручками, вырезанные из одного кус­ка камня. Пузатые сосуды с очень широким низом и очень узким горлом. Открытые чаши; почти микроскопические фиалы; странные изделия в форме колеса, вырезанные из аспидного сланца с загнутыми внутрь краями, настолько тонкими, что почти прозрачны. Во всех случаях совершен­но потрясает точность обработки; внутренние и внешние стенки практически эквидистантны, повторяя форму друг друга, а поверхность их абсолютно гладкая, без рисок, ос­тавленных режущим инструментом.

Нам неизвестны технологии, доступные древним егип­тянам, которые позволяли бы добиваться таких результа­тов. Более того, на это не способны, пожалуй, и современ­ные резчики по камню, в распоряжении которых находятся лучшие инструменты из карбида вольфрама. Это означает, что в Древнем Египте пользовались какой-то неизвестной или секретной технологией.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты